Изобретение относится к медицине, а именно к гематологии и ортопедии.
Аналогов предлагаемого способа нормализации повышенной чувствительности тромбоцитов к индукторам агрегации у детей не существует.
Имеются рекомендации по назначению лечебной физической культуры (ЛФК), массажа и плавания детям со сколиозом.
Однако никогда ранее лечебный комплекс, состоящий из ежедневных занятий ЛФК, двух курсов массажа и ежедневного плавания, не применялся у детей 8-12 лет с целью нормализации имеющейся у них повышенной чувствительности тромбоцитов к сочетаниям индукторов - аденозиндифосфат (АДФ) + адреналин, АДФ + коллаген, адреналин + коллаген, АДФ + адреналин + коллаген, АДФ + адреналин + тромбин, способной приводить к развитию гиперагрегации и микротромбированию сосудов, обуславливая ухудшение трофики тканей с торможением роста и развития скелета и внутренних органов ребенка.
Целью изобретения является нормализация повышенной чувствительности тромбоцитов к индукторам агрегации у детей 8-12 лет со сколиозом.
Сущность заявляемого способа заключается в том, что после взятия крови, ее стабилизации цитратом натрия 3,8%, разделения крови на плазму и эритроциты путем центрифугирования с получением богатой тромбоцитами плазмы (БТП) на предметных стеклах проводят тесты на агрегацию тромбоцитов с несколькими сочетаниями индукторов. Визуальная оценка агрегации тромбоцитов в этих условиях позволяет с небольшим объемом (0,02 мл) плазмы и малым объемом индукторов оценивать чувствительность тромбоцитов к индукторам агрегации по развитию агрегационного процесса. При повышении их чувствительности к индукторам, регистрируемой по снижению необходимой для агрегации дозы индуктора при применении двойного и тройного их сочетания, возможно проводить коррекцию с помощью назначения на не менее 6 мес ежедневных занятий ЛФК, двух курсов массажа и ежедневного плавания не менее 20 минут в день.
Заявляемый способ осуществляется следующим образом. После взятия у ребенка 9 мл крови в цитрат натрия 3,8% в соотношении 9:1, ее центрифугируют в течение 5 мин при 1000 об/мин для получения БТП. Часть плазмы отбирают, а оставшуюся центрифугируют при 3000 об/мин в течение 20 мин, получая бедную тромбоцитами плазму (БеТП). БТП стандартизируют по числу тромбоцитов путем разбавления исходной БТП аутологичным образцом БеТП (до 200·109/л).
Из получившегося объема стандартизированной плазмы отбирают из расчета по 0,02 мл плазмы на каждый индуктор и исследуемую комбинацию индукторов. Оставшийся объем плазмы можно использовать для других гематологических и биохимических исследований.
Из отобранного объема стандартизированной плазмы на предметное стекло наносят 0,02 мл плазмы и разными пипетками растворы двух или трех индукторов (фиг.1 и 2) общим объемом, равным объему плазмы. При применении одного индуктора его объем составляет 0,02 мл, при использовании двух - по 0,01 мл, трех - по 0,007 мл.
В качестве агонистов возможно использование АДФ, коллагена, тромбина, адреналина в сочетании АДФ + адреналин, АДФ + коллаген, адреналин + коллаген, АДФ + адреналин + коллаген, АДФ + адреналин + тромбин, необходимые дозы которых в этом случае были ниже, чем при изолированном их использовании, а при любом тройном сочетании индукторов еще ниже. Дозы индукторов, необходимые для агрегации у детей со сколиозом, и минимальные взаимопотенцирующие дозы индукторов у них ниже стандартных (табл.1 и 2), способных вызывать агрегацию тромбоцитов у здоровых детей. Стеклянной палочкой смешивают плазму с индукторами и включают секундомер. Смесь перемешивают так, чтобы жидкость занимала окружность диаметром около 2 см (фиг.3). Покачивая стекло круговыми движениями в проходящем свете осветителя, на черном фоне следят через лупу за возникновением агрегатов. При появлении отчетливых агрегатов, просветлении раствора и прилипании части агрегатов к стеклу секундомер отключают, фиксируя время агрегации тромбоцитов.
Из представленного материала следует, что по сравнению со стимуляцией одним индуктором у здоровых детей 8-12 лет при применении у детей со сколиозом и особенно двух и трех индукторов требуется гораздо меньшая концентрация агонистов для развития агрегации, что, вероятно, связано с задействованием нескольких механизмов активации. Необходимо отметить, что исследование агрегационной способности кровяных пластинок с двумя и тремя индукторами моделирует события, происходящие в кровотоке в области повреждения сосуда и инициации процесса гемостаза. Так, у детей со сколиозом найденные закономерности выражены еще больше, чем у здоровых детей, из-за повышения чувствительности тромбоцитов к индукторам агрегации с более низкой концентрацией индукторов, необходимой для развития агрегации кровяных пластинок.
тами
тами
Из таблиц 1 и 2 следует, что минимальные вызывающие агрегацию дозы индукторов при сочетанном их использовании значительно ниже, чем в стандартных условиях при использовании воздействия на тромбоциты одного агониста. При одновременном присутствии в БТП трех индукторов дозы, требующиеся для агрегации, еще ниже, чем в случае двух индукторов. Причем у детей со сколиозом эти значения еще ниже, что говорит о выраженной у них активации тромбоцитов. Одномоментное применение нескольких индукторов приближает наши представления о необходимой минимальной концентрации индукторов в реальных условиях при инициации гемостаза в сосудах ребенка.
Диагностировать повышенную чувствительность к индукторам агрегации у детей со сколиозом возможно при развитии агрегации тромбоцитов при применении изолированных индукторов в дозах ниже указанных в табл.1, а при их двойном и тройном сочетании - ниже указанных в табл.2 для здоровых детей. У детей со сколиозом характерные концентрации приведены в табл.2.
При выявлении повышенной чувствительности тромбоцитов к индукторам агрегации детям 8-12 лет со сколиозом назначаются на 6 месяцев ежедневные занятия ЛФК, два курса массажа и ежедневное плавание не менее 20 минут в день по изложенной ниже схеме.
Первым компонентом способа рекомендуются физические упражнения, приводящиеся ниже.
Комплекс состоит из нескольких частей: разминки (упр.1), упражнений лежа на спине, лежа на животе и стоя. Отдых между упражнениями производится в исходном положении (т.е. если упражнение - лежа на спине, отдыхаем также в этом положении, вставать или садится не надо).
1. Разгрузка позвоночника. Все упражнения ЛФК традиционно начинаются с упражнений по разгрузке позвоночника. Классическое упражнение - ходьба на четвереньках. Длительность выполнения 2-3 минуты. Ложимся на подстилку на спину. Упражнения на спине предназначены в основном для укрепления мышц брюшного пресса.
2. "Вытяжение" позвоночника. Лежа на спине, пятками тянемся "вниз", макушкой - "вверх". Выполняем 3-4 "вытяжения" по 10-15 секунд.
3. Велосипед. Лежа на спине, руки за головой или вдоль туловища, ногами совершаем движения, имитирующие езду на велосипеде. Важно: большая часть амплитуды движений ног должна быть "ниже" тела, болтать ногами над животом не надо, нужно, чтобы выпрямляемая нога поочередно проходила близко к полу. Темп выполнения - средний. Выполняем 2-3 подхода 30-40 секунд.
4. Ножницы. Лежа на спине, руки за головой или вдоль туловища, выполняем скрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. Важно: горизонтальные махи желательно производить ближе к полу. Темп выполнения - средний. Выполняем 2-3 подхода 30-40 секунд. Теперь переворачиваемся на живот. Упражнения на животе предназначены в основном для укрепления различных мышц спины.
5. Вытяжение. Выполняется аналогично упражнению 2, только на животе.
6. Плавание. Исходное положение лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Прогибаемся в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры - живот). Удерживая такое положение, выполняем движения, имитирующие плавание брассом:
руки вперед, ноги развести в стороны,
руки в стороны, ноги соединить,
руки к плечам, ноги по-прежнему вместе.
Выполняем 2-3 подхода по 10-15 повторений с кратковременным отдыхом между подходами (5-10 секунд).
7. Ножницы. Лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и выполняем скрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. Важно: при выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Темп выполнения - средний. Выполняем 2-3 подхода по 30-40 секунд.
8. Удержание. Лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры - живот). Ноги вместе, руки в стороны, ладони вывернуты вверх. Статически замираем в этом положении на 10-15 секунд. Важно: желательно не задерживать дыхание, при выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Выполняем 3-4 повторения с кратковременным отдыхом между повторениями (5-10 секунд).
Затем ребенок встает.
9. Вращение руками. Упражнение для фиксаторов лопатки. Стоя перед зеркалом (контролируя осанку), локти в сторону, пальцы рук к плечам. Выполняем вращение рук назад (по часовой стрелке). Важно: в этом упражнение не нужна большая амплитуда движения, наоборот, локти должны совершать при вращении небольшую окружность. Темп выполнения - медленный. Выполняем 2-3 подхода по 20-30 секунд с кратковременным отдыхом между подходами.
10. Приседания. Упражнение для осанки. Стоя перед зеркалом (контролируя осанку), руки в сторону, ладони вывернуты вверх. В таком положении, сохраняя красивую осанку, встаем на мыски, потом приседаем, снова на мыски и в исходное положение. Выполняем 5-10 таких приседаний с кратковременным отдыхом. Темп выполнения упражнения - медленный.
Вторым компонентов заявленного способа является проведение двух курсов массажа.
Сеанс массажа начинают со спины, со стороны искривления, затем массируются шея, поясница, грудные мышцы.
Применяются следующие приемы: поглаживание всех видов, растирание, выжимание, разминание и вибрацию. Приемы массажа при сколиозе применяют в зависимости от тонуса мышц. Длительность и ритм их выполнения должны быть одинаковыми на каждом массируемом участке до полного расслабления мышц. Массажные приемы чередуются с поглаживанием и потряхиванием. Последующие сеансы массажа способствуют укреплению мышц и повышению их тонуса.
Спину массируют в положении лежа на животе, под живот и под голеностопные суставы подкладывают валики или небольшие подушки, руки опущены вдоль туловища, голова повернута в сторону, противоположную сколиозу. Оптимальным при массаже грудной клетки и живота является положение лежа на спине, причем под голову и колени лучше положить мягкие валики. Руки пациент вытягивает вдоль тела. Массаж боковых поверхностей туловища осуществляется в положении ребенка лежа на боку, противоположном искривлению позвоночника. Длительность процедуры массажа - 30-40 мин ежедневно, курс лечения состоит из 20-25 сеансов, в течение полугода курсы массажа проводят дважды - в начале лечения и спустя 3 месяца после окончания первого курса.
При проведении сеанса массажа положение больного - лежа на животе (массажист стоит справа), лежа на спине (массажист слева от больного) или лежа на противоположной стороне грудного сколиоза (массажист за спиной - сзади).
Ребенок со сколиозом лежит на животе, массажист стоит со стороны грудного сколиоза. Вначале проводят общие поглаживания всей поверхности спины (плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глажение), затем осуществляют седативное, расслабляющее воздействие на верхнюю часть трапециевидной мышцы (поглаживание, растирание пальцами - круговое, вибрация лабильная непрерывистая), делают растирание, разминание, вибрацию на возвышении в области грудного сколиоза (гребнеобразное растирание, поколачивание, рубление, разминание щипцеобразное по длинным мышцам спины); все приемы с целью тонизирования, стимуляции проводить локально. После этого массируют область поясничной вогнутости (все приемы на расслабление, растягивание, воздействовать седативно - поглаживание, растирание, вибрация только лабильная, непрерывистая).
Ребенок поворачивается на левый бок. В этом положении используют приемы оттягивания за правый подвздошный гребень. После этого ребенок ложится на живот. Продолжают массаж области сколиоза в поясничном отделе, в области выпуклости (все приемы стимуляции, тонизирования - разминание, вибрация прерывистая, все разновидности для укрепления мышечного валика). Затем осуществляют расслабление и растягивание подлопаточной области (левой лопатки), обращая внимание на межреберья (граблеобразное поглаживание, растирание, вибрация лабильная), оттягивание левого угла лопатки от вогнутости позвоночника, стимуляция и тонизирование надплечья, мышц над левой лопаткой, верхней части трапециевидной мышцы (растирание, разминание, вибрация прерывистая, а также ударные приемы).
Ребенок переворачивается на спину. В этом положении проводят массаж передней поверхности грудной клетки.
В подключичной и надключичной областях, а также в области грудных мышц слева все приемы используются с целью стимуляции, укрепления мышечного корсета (растирание, разминание, вибрация прерывистая, ударные приемы). В области переднего реберного горба (выпячивания) проводятся приемы с надавливанием на эту область с движениями кзади, выравниваниями; массажные манипуляции с целью стимуляции, тонизирования. На передней брюшной стенке, брюшном прессе выполняются все приемы стимулирования, тонизирования (растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная). На верхнем отделе грудных мышц справа делают все приемы на расслабление и оттягивание плеча назад, выравнивая плоскости уровней надплечий. Завершают массаж общим поглаживанием всей спины, надплечий.
Третьим компонентом заявленного способа является ежедневное плавание ребенка в море, реке или бассейне не менее 20 минут в день.
Способ позволяет нивелировать признаки сколиоза, нормализовав чувствительность тромбоцитов к индукторам агрегации у детей 8-12 лет со сколиозом в течение 6 мес лечения, переводя ее на уровень, характерный для здоровых детей. При соблюдении в последующем данных ребенку рекомендаций возможно исключить повышение чувствительности тромбоцитов у этих детей к индукторам агрегации, оздоровив их, нормализовав рост и развитие скелета и внутренних органов ребенка.
Пример. Ребенок Ф., 11 лет со сколиозом II степени, находящийся на диспансерном учете по сколиозу в поликлинике по месту жительства, обследован в плановом порядке.
Уровень агрегации тромбоцитов у ребенка был оценен с комбинациями индукторов: АДФ + адреналин, АДФ + коллаген, адреналин + коллаген, АДФ + коллаген + адреналин, АДФ + адреналин + тромбин. Минимальная взаимопотенцирующая агрегацию концентрация в случае двух индукторов составила для АДФ - 10-7 М, коллагена - 1:7 разведения основной суспензии коллагена, адреналина - 5,0·10-8 М, тромбина - 0,080 ед/мл. В случае одновременного использования трех индукторов их минимальная концентрация была ниже. Для АДФ - 5,0·10-8 М, для коллагена - 1:8 разведения основной суспензии, адреналина - 5,0·10-8 М, тромбина - 0,070 ед/мл.
Развитие агрегации тромбоцитов с такими минимальными взаимопотенцирующими дозами индукторов указывает на нарушение (активацию) агрегационной функции тромбоцитов.
Ребенку был назначен лечебный комплекс, состоящий из ЛФК, двух курсов массажа, ежедневного плавания в бассейне не менее 20 минут в день. Это позволило через 6 мес лечения нивелировать признаки сколиоза, нормализовав минимальные взаимопотенцирующие дозы индукторов, вызывающих активацию тромбоцитов, до уровня здоровых детей. Минимальная взаимопотенцирующая агрегацию концентрация в случае двух индукторов составила для АДФ - 10-6 М, коллагена - 1:4 разведения основной суспензии коллагена, адреналина - 2,5·10-7 М, тромбина - 0,100 ед/мл. В случае одновременного использования трех индукторов их минимальная концентрация была ниже. Для АДФ - 5·10-7 М, для коллагена - 1:5 разведения основной суспензии, адреналина - 10-7 М, тромбина - 0,090 ед/мл.
Таким образом, активация тромбоцитов в ответ только на взаимопотенцирующие дозы индукторов, характерные для здоровых детей, свидетельствуют о нормальной функции тромбоцитов у обследованного ребенка.
Родителям ребенка было рекомендовано продолжать соблюдать данные их ребенку рекомендации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ АГРЕГАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ТРОМБОЦИТОВ У ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ | 2009 |
|
RU2400206C1 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ СПОНТАННОЙ АГРЕГАЦИИ ЭРИТРОЦИТОВ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ | 2011 |
|
RU2477115C1 |
СПОСОБ БЫСТРОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ТРОМБОЦИТОВ К ИНДУКТОРАМ АГРЕГАЦИИ У БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ГЛЮКОЗЕ | 2009 |
|
RU2393835C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ТРОМБОПЛАСТИНООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ | 2009 |
|
RU2405522C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВНУТРИСОСУДИСТОЙ АКТИВНОСТИ ТРОМБОЦИТОВ У ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ | 2009 |
|
RU2408351C1 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ФОСФОЛИПИДОВ В МЕМБРАНАХ ЭРИТРОЦИТОВ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ | 2011 |
|
RU2485928C1 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ХОЛЕСТЕРИНА В ЭРИТРОЦИТАРНЫХ МЕМБРАНАХ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ | 2012 |
|
RU2477116C1 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ АНТИОКСИДАНТНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ЭРИТРОЦИТОВ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ | 2012 |
|
RU2477117C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ МИКРОВЕЗИКУЛ В КРОВИ У ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ | 2009 |
|
RU2400207C1 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ ЦИТОАРХИТЕКТОНИКИ ЭРИТРОЦИТОВ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ | 2012 |
|
RU2477113C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к гематологии и ортопедии. Для оптимизации чувствительности тромбоцитов к индукторам агрегации у детей 8-12 лет со сколиозом назначаются ежедневные занятия лечебной физической культурой, два курса массажа и ежедневное плавание не менее 20 минут в день в течение не менее 6 месяцев. Способ нормализует повышенную чувствительность тромбоцитов к индукторам агрегации у детей 8-12 лет со сколиозом, что предотвращает гиперагрегацию и микротромбирование сосудов, нормализует трофику тканей, способствует росту и развитию скелета и внутренних органов ребенка. 3 ил., 2 табл.
Способ оптимизации чувствительности тромбоцитов к индукторам агрегации у детей 8-12 лет со сколиозом, включающий ежедневные занятия лечебной физической культурой, два курса массажа и ежедневное плавание не менее 20 мин в день в течение не менее 6 мес.
Бердичевская А.Н | |||
Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и другими средствами физической культуры при сколиозе, Ярославский ГТУ, 2008, [найдено 10.02.2010], [найдено из интернета], http://revolution.allbest.ru/sport/00069091_0.html Лапшина М.В | |||
Роль эритроцитов и тромбоцитов в реакциях системы гемостаза на однократную |
Авторы
Даты
2010-09-27—Публикация
2009-05-26—Подача