Изобретение относится к медицине, а именно к гематологии, и ортопедии.
Аналогов предлагаемого способа нормализации внутрисосудистой активности тромбоцитов (ВАТ) у детей 8-12 лет со сколиозом не существует.
Имеются рекомендации по назначению детям со сколиозом лечебной физической культуры (ЛФК), массажа и плавания.
Однако никогда ранее лечебный комплекс, состоящий из ежедневных занятий ЛФК, двух курсов массажа и ежедневного плавания не менее 20 минут в день не применялся у детей 8-12 лет со сколиозом с целью нормализации ВАТ.
Целью изобретения является повышение эффективности коррекции активации ВАТ у детей со сколиозом.
Сущность заявляемого способа заключается в том, что для коррекции ВАТ детям 8-12 лет со сколиозом назначаются ежедневные занятия ЛФК, два курса массажа и ежедневное плавание не менее 20 минут в день.
Способ позволяет нормализовать ВАТ у детей 8-12 лет со сколиозом в течение 24 недель, переводя его на уровень характерный для здоровых детей. При соблюдении в последующем рекомендаций заявляемого способа возможно поддержание у них ВАТ в оптимальном режиме функционирования, что позволит существенно улучшить микроциркуляцию тканей, ускорив рост и развитие, оздоровив ребенка и способствовать полному развертыванию программы его роста и развития.
Оценка ВАТ осуществляется следующим способом (Шитикова А.С. и соавт. Метод определения внутрисосудистой активности тромбоцитов и его значение в клинической практике. // Клиническая лабораторная диагностика, 1997, №2. - С.23-35). Из иглы, введенной в локтевую вену, сливают 2-3 мл крови на вату и следующие 2 мл наливают в силиконированную центрифужную пробирку с 8 мл раствора 0,125% глутаральдегида. Эту пробирку заполняют в первую очередь до всех других проб, набираемых для исследования системы гемостаза. Полученную кровь сразу же центрифугируют 6 мин при 1000 об/мин. В случае неполного осаждения эритроцитов (супернатант розового цвета) отбирают 2 мл надосадочной жидкости в другую пробирку и центрифугируют в том же режиме в течение 1 минуты. Супернатант разводят раствором глутаральдегида в четыре раза (0,1 мл + 0,3 мл раствора), перемешивают пипеткой 5 раз и заполняют камеру Горяева, которую помещают на 20 мин в увлажненную чашку Петри.
С целью определения абсолютного содержания тромбоцитов в 109/л крови в заполненной камере Горяева в пяти больших квадратах подсчитывают число всех единичных кровяных пластинок вне зависимости от их формы. Полученную величину для вычисления содержания тромбоцитов в 109/л крови нужно умножить на 5×4×10×5×106=1×109, где первые две цифры - поправки на произведенные в ходе исследования разведения крови, вторые две цифры - поправки, связанные с высотой камеры Горяева (0,1 мм) и с площадью, на которой подсчитывались кровяные пластинки (5 больших квадратов = 1/5 мм2), 106 - коэффициент пересчета 1 мм3 в 1 л. Определив абсолютное содержание тромбоцитов в исследуемой крови, переводят относительные величины отдельных форм тромбоцитов (в %) в абсолютное их содержание в 109/л крови. Абсолютные величины при патологии могут более адекватно отражать изменения в определяемом распределении форм.
В этом же препарате подсчитывают число агрегатов разного размера (т.е. содержащих по 2, 3, 4, 5 и т.д. кровяных пластинок), приходящихся на 500 свободных тромбоцитов. Результат оценивают по распределению агрегатов разного размера, приходящихся на 100 свободных тромбоцитов. Для облегчения анализа распределительной агрегатограммы полученные результаты могут быть суммированы в виде двух величин: 1) числа агрегатов малого размера, содержащих по 2-3 тромбоцита, и 2) числа агрегатов среднего и большого размера, содержащих по 4 и более тромбоцитов. Изменение этих величин в патологических условиях более наглядно выявляет повышение процесса внутрисосудистой активации кровяных пластинок.
Оценка степени агрегации осуществляется также и по относительному числу всех тромбоцитов, вовлеченных в агрегационную реакцию. Последнее может быть выявлено по процентному отношению числа агрегировавших тромбоцитов к общему их числу в препарате (т.е. к сумме свободно лежащих клеток и вовлеченных в агрегацию) по формуле:
где х, у, z и т.д. - число агрегатов соответствующего размера, приходящееся на 500 свободных тромбоцитов. Эта формула не может быть применена в том случае, когда в препарате имеются необратимые, оптически гомогенные агрегаты или настолько большие, что в них невозможно подсчитать число клеток. В этом случае ограничиваются данными распределения агрегатов разного размера. Заявляемый способ осуществляется следующим образом.
Пределы нормальных колебаний значений ВАТ и их средние величины у здоровых детей представлены в таблице 1.
При регистрации повышенных значений ВАТ детям со сколиозом назначается разработанный способ коррекции.
Первым компонентом способа рекомендуются физические упражнения, приводящиеся ниже.
Комплекс состоит из нескольких частей: разминки (упр.1), упражнений лежа на спине, лежа на животе, и стоя. Отдых между упражнениями производится в исходном положении (т.е. если упражнение - лежа на спине, отдыхаем также в этом положении, вставать или садится не надо).
1. Разгрузка позвоночника. Все упражнения ЛФК традиционно начинаются с упражнений по разгрузке позвоночника. Классическое упражнение - ходьба на четвереньках. Длительность выполнения 2-3 минуты. Ложимся на подстилку на спину. Упражнения на спине предназначены в основном для укрепления мыщц брюшного пресса.
2. "Вытяжение" позвоночника. Лежа на спине, пятками тянемся "вниз", макушкой - "вверх". Выполняем 3-4 "вытяжения" по 10-15 секунд.
3. Велосипед. Лежа на спине, руки за головой или вдоль туловища, ногами совершаем движения, имитирующие езду на велосипеде. Важно: большая часть амплитуды движений ног должна быть "ниже" тела, болтать ногами над животом не надо, нужно, чтобы выпрямляемая нога поочередно проходила близко к полу. Темп выполнения - средний. Выполняем 2-3 подхода 30-40 секунд.
4. Ножницы. Лежа на спине, руки за головой или вдоль туловища, выполняем окрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. Важно: горинтольные махи желательно производить ближе к полу. Темп выполнения - средний. Выполняем 2-3 подхода 30-40 секунд. Теперь переворачиваемся на живот. Упражнения на животе предназначены в основном для укрепления различных мыщц спины.
5. Вытяжение. Выполняется аналогично упражнению 2, только на животе.
6. Плавание. Исходное положение лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Прогибаемся в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры - живот). Удерживая такое положение, выполняем движения, имитирующие плавание брассом:
руки вперед, ноги развести в стороны
руки в стороны, ноги соединить
руки к плечам, ноги по-прежнему вместе
Выполняем 2-3 подхода по 10-15 повторений с кратковременным отдыхом между подходами (5-10 секунд).
7. Ножницы. Лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и выполняем окрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. Важно: при выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Темп выполнения - средний. Выполняем 2-3 подхода по 30-40 секунд.
8. Удержание. Лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры - живот). Ноги вместе, руки в стороны, ладони вывернуты вверх. Статически замираем в этом положении на 10-15 секунд. Важно: желательно не задерживать дыхание, при выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Выполняем 3-4 повторения с кратковременным отдыхом между повторениями (5-10 секунд).
Затем ребенок встает.
9. Вращение руками. Упражнение для фиксаторов лопатки. Стоя перед зеркалом (контролируя осанку), локти в сторону, пальцы рук к плечам. Выполняем вращение рук назад (по часовой стрелке). Важно: в этом упражнение не нужна большая амплитуда движения, наоборот, локти должны совершать при вращении небольшую окружность. Темп выполнения - медленный. Выполняем 2-3 подхода по 20-30 секунд с кратковременным отдыхом между подходами.
10. Приседания. Упражнение для осанки. Стоя перед зеркалом (контролируя осанку), руки в сторону, ладони вывернуты вверх. В таком положении, сохраняя красивую осанку, встаем на мыски, потом приседаем, снова на мыски и в исходное положение. Выполняем 5-10 таких приседаний с кратковременным отдыхом. Темп выполнения упражнения - медленный.
Вторым компонентом заявленного способа является проведение двух курсов массажа.
Сеанс массажа начинают со спины, со стороны искривления, затем массируются шея, поясница, грудные мышцы.
Применяются следующие приемы: поглаживание всех видов, растирание, выжимание, разминание и вибрация. Приемы массажа при сколиозе применяют в зависимости от тонуса мышц. Длительность и ритм их выполнения должны быть одинаковыми на каждом массируемом участке до полного расслабления мышц. Массажные приемы чередуются с поглаживанием и потряхиванием. Последующие сеансы массажа способствуют укреплению мышц и повышению их тонуса.
Спину массируют в положении лежа на животе, под живот и под голеностопные суставы подкладывают валики или небольшие подушки, руки опущены вдоль туловища, голова повернута в сторону, противоположную сколиозу. Оптимальным при массаже грудной клетки и живота является положение лежа на спине, причем под голову и колени лучше положить мягкие валики. Руки пациент вытягивает вдоль тела. Массаж боковых поверхностей туловища осуществляется в положении ребенка лежа на боку, противоположном искривлению позвоночника. Длительность процедуры массажа - 30-40 мин ежедневно, курс лечения состоит из 20-25 сеансов, в течение полугода курсы массажа проводят дважды - в начале лечения и спустя 3 месяца после окончания первого курса.
При проведении сеанса массажа положение больного - лежа на животе (массажист стоит справа), лежа на спине (массажист слева от больного) или лежа на противоположной стороне грудного сколиоза (массажист за спиной - сзади).
Ребенок со сколиозом лежит на животе, массажист стоит со стороны грудного сколиоза. Вначале проводят общие поглаживания всей поверхности спины (плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глажение), затем осуществляют седативное, расслабляющее воздействие на верхнюю часть трапециевидной мышцы (поглаживание, растирание пальцами - круговое, вибрация лабильная непрерывистая), делают растирание, разминание, вибрацию на возвышении в области грудного сколиоза (гребнеобразное растирание, поколачивание, рубление, разминание щипцеобразное по длинным мышцам спины); все приемы с целью тонизирования, стимуляции проводить локально. После этого массируют область поясничной вогнутости (все приемы на расслабление, растягивание, воздействовать седативно - поглаживание, растирание, вибрация только лабильная, непрерывистая).
Ребенок поворачивается на левый бок. В этом положении используют приемы оттягивания за правый подвздошный гребень. После этого ребенок ложится на живот. Продолжают массаж области сколиоза в поясничном отделе, в области выпуклости (все приемы стимуляции, тонизирования - разминание, вибрация прерывистая, все разновидности для укрепления мышечного валика). Затем осуществляют расслабление и растягивание подлопаточной области (левой лопатки), обращая внимание на межреберья (граблеобразное поглаживание, растирание, вибрация лабильная), оттягивание левого угла лопатки от вогнутости позвоночника, стимуляция и тонизирование надплечья, мышц над левой лопаткой, верхней части трапециевидной мышцы (растирание, разминание, вибрация прерывистая, а также ударные приемы).
Ребенок переворачивается на спину. В этом положении проводят массаж передней поверхности грудной клетки.
В подключичной и надключичной областях, а также в области грудных мышц слева все приемы используются с целью стимуляции, укрепления мышечного корсета (растирание, разминание, вибрация прерывистая, ударные приемы). В области переднего реберного горба (выпячивания) проводятся приемы с надавливанием на эту область с движениями кзади, выравниваниями; массажные манипуляции с целью стимуляции, тонизирования. На передней брюшной стенке, брюшном прессе выполняются все приемы стимулирования, тонизирования (растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная). На верхнем отделе грудных мышц справа делают все приемы на расслабление и оттягивание плеча назад, выравнивая плоскости уровней надплечий. Завершают массаж общим поглаживанием всей спины, надплечий.
Третьим компонентом заявленного способа является ежедневное плавание ребенка в море, реке или бассейне не менее 20 минут в день.
Пример 1. У ребенка Б., 9 лет, со сколиозом I степени при обследовании была выявлена активация ВАТ: дискоциты 55%, диско-эхиноциты 25%, сфероциты 13%, сферо-эхиноциты 5%, биполярные формы 1%, число тромбоцитов в агрегатах 13%, число малых агрегатов 14 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, средних и больших агрегатов 7 на 100 свободно лежащих тромбоцитов. Ребенку были назначены ежедневные занятия ЛФК. Ребенок регулярно осматривался после начала лечения. Одновременно с осмотром производилось гематологическое исследование крови.
К 24 неделе лечения у ребенка признаки сколиоза несколько уменьшились. Внутрисосудистая активность тромбоцитов слабо изменилась: дискоциты 58%, диско-эхиноциты 22%, сфероциты 13%, сферо-эхиноциты 5%, биполярные формы 2%, число тромбоцитов в агрегатах 9%, число малых агрегатов 9 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, число средних и больших агрегатов 5 на 100 свободно лежащих тромбоцитов.
Родителям ребенка было предложено применить у ребенка в последующем лечение согласно заявленного способа.
Пример 2. У ребенка Ж., 11 лет, со сколиозом II степени при обследовании была выявлена активация ВАТ: дискоциты 56%, диско-эхиноциты 26%, сфероциты 11%, сферо-эхиноциты 5%, биполярные формы 1%, число тромбоцитов в агрегатах 14%, число малых агрегатов 14 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, средних и больших агрегатов 8 на 100 свободно лежащих тромбоцитов. Ребенку были назначены в течение полугода два курса массажа. Ребенок регулярно осматривался после начала лечения. Одновременно с осмотром производилось гематологическое исследование крови.
К 24 неделе лечения у ребенка уменьшились признаки сколиоза. При этом внутрисосудистая активность тромбоцитов изменилась слабо: дискоциты 61%, диско-эхиноциты 24%, сфероциты 9%, сферо-эхиноциты 4%, биполярные формы 2%, число тромбоцитов в агрегатах 10%, число малых агрегатов 9 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, число средних и больших агрегатов 7 на 100 свободно лежащих тромбоцитов.
Родителям ребенка было предложено применять у данного ребенка лечение согласно заявленного способа.
Пример 3. У ребенка Я., 8 лет, со сколиозом II степени при обследовании была выявлена активация ВАТ: дискоциты 58%, диско-эхиноциты 25%, сфероциты 11%, сферо-эхиноциты 4%, биполярные формы 2%, число тромбоцитов в агрегатах 14%, число малых агрегатов 18 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, средних и больших агрегатов 7 на 100 свободно лежащих тромбоцитов. Ребенку было назначено ежедневное плавание в бассейне не менее 20 минут в день. Ребенок регулярно осматривался после начала лечения. Одновременно с осмотром производилось гематологическое исследование крови.
К 24 неделе лечения у ребенка несколько уменьшились признаки сколиоза и выраженность внутрисосудистой активности тромбоцитов: дискоциты 63%, диско-эхиноциты 23%, сфероциты 9%, сферо-эхиноциты 3%, биполярные формы 2%, число тромбоцитов в агрегатах 11%, число малых агрегатов 14 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, число средних и больших агрегатов 6 на 100 свободно лежащих тромбоцитов.
Родителям ребенка было предложено соблюдать в дальнейшем в лечении ребенка схему коррекции согласно заявленного способа.
Пример 4. У ребенка К., 12 лет, со сколиозом II степени при обследовании была выявлена активация ВАТ: дискоциты 57%, диско-эхиноциты 21%, сфероциты 13%, сферо-эхиноциты 8%, биполярные формы 1%, число тромбоцитов в агрегатах 13%, число малых агрегатов 19 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, средних и больших агрегатов 7 на 100 свободно лежащих тромбоцитов. Ребенку были назначены ежедневные занятия ЛФК и два курса массажа. Ребенок регулярно осматривался после начала лечения. Одновременно с осмотром производилось гематологическое исследование крови.
К 24 неделе лечения у ребенка ослабевали признаки сколиоза, уменьшилась выраженность внутрисосудистой активности тромбоцитов: дискоциты 66%, диско-эхиноциты 20%, сфероциты 8%, сферо-эхиноциты 5%, биполярные формы 1%, число тромбоцитов в агрегатах 8%, число малых агрегатов 5 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, число средних и больших агрегатов 4 на 100 свободно лежащих тромбоцитов.
Родителям ребенка было предложено придерживаться в лечении ребенка рекомендации согласно заявленного способа.
Пример 5. У ребенка М., 10 лет, со сколиозом I степени при обследовании была выявлена активация ВАТ: дискоциты 55%, диско-эхиноциты 25%, сфероциты 13%, сферо-эхиноциты 6%, биполярные формы 1%, число тромбоцитов в агрегатах 12%, число малых агрегатов 15 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, средних и больших агрегатов 6 на 100 свободно лежащих тромбоцитов. Ребенку были назначены ежедневные занятия ЛФК и ежедневное плавание в бассейне не менее 20 минут в день. Ребенок регулярно осматривался после начала лечения. Одновременно с осмотром производилось гематологическое исследование крови.
К 24 неделе лечения у ребенка снижалась выраженность признаков сколиоза. Оптимизировалась внутрисосудистая активность тромбоцитов: дискоциты 67%, диско-эхиноциты 19%, сфероциты 7%, сферо-эхиноциты 5%, биполярные формы 2%, число тромбоцитов в агрегатах 7%, число малых агрегатов 6 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, число средних и больших агрегатов 5 на 100 свободно лежащих тромбоцитов.
Родителям ребенка было предложено в последующем соблюдать в лечение ребенка рекомендации согласно заявленного способа.
Пример 6. У ребенка Л., 9 лет, со сколиозом II степени при обследовании была выявлена активация ВАТ: дискоциты 54%, диско-эхиноциты 24%, сфероциты 14%, сферо-эхиноциты 7%, биполярные формы 2%, число тромбоцитов в агрегатах 14%, число малых агрегатов 14 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, средних и больших агрегатов 7 на 100 свободно лежащих тромбоцитов. Ребенку были назначены два курса массажа и ежедневное плавание в бассейне не менее 20 минут в день. Ребенок регулярно осматривался после начала лечения. Одновременно с осмотром производилось гематологическое исследование крови.
К 24 неделе лечения у ребенка уменьшалась выраженность признаков сколиоза, ослабевала внутрисосудистая активность тромбоцитов: дискоциты 66%, диско-эхиноциты 20%, сфероциты 8%, сферо-эхиноциты 5%, биполярные формы 1%, число тромбоцитов в агрегатах 10%, число малых агрегатов 5 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, число средних и больших агрегатов 6 на 100 свободно лежащих тромбоцитов.
Родителям ребенка было предложено соблюдать в последующем в лечении ребенка рекомендаций согласно заявленного способа.
Пример 7. У ребенка А., 8 лет, со сколиозом I степени при обследовании была выявлена активация ВАТ: дискоциты 56%, диско-эхиноциты 24%, сфероциты 12%, сферо-эхиноциты 6%, биполярные формы 1%, число тромбоцитов в агрегатах 12%, число малых агрегатов 15 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, средних и больших агрегатов 6 на 100 свободно лежащих тромбоцитов. Ребенку были назначены ежедневные занятия ЛФК, два курса массажа и ежедневное плавание в бассейне не менее 20 минут в день. Ребенок регулярно осматривался после начала лечения. Одновременно с осмотром производилось гематологическое исследование крови.
К 24 неделе лечения у ребенка нивелировались признаки сколиоза. Оптимизировалась внутрисосудистая активность тромбоцитов: дискоциты 82%, диско-эхиноциты 11%, сфероциты 4%, сферо-эхиноциты 2%, биполярные формы 1%, число тромбоцитов в агрегатах 5%, число малых агрегатов 2 на 100 свободно лежащих тромбоцитов, число средних и больших агрегатов 0,05 на 100 свободно лежащих тромбоцитов.
Родителям ребенка было предложено соблюдать данные ребенку рекомендации в последующем.
Использование предлагаемого способа коррекции ВАТ в гематологии и ортопедии поможет не только нивелировать признаки сколиоза у ребенка, но и оптимизировать у него микроциркуляцию, оздоровив его, оптимизировать рост и развитие скелета и внутренних органов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ БЫСТРОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ ВНУТРИСОСУДИСТОЙ АКТИВНОСТИ ТРОМБОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ГЛЮКОЗЕ | 2009 |
|
RU2401093C1 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ ЦИТОАРХИТЕКТОНИКИ ЭРИТРОЦИТОВ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ | 2012 |
|
RU2477113C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВНУТРИСОСУДИСТОЙ АКТИВНОСТИ ТРОМБОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ГЛЮКОЗЕ | 2008 |
|
RU2372908C1 |
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ТРОМБОЦИТОВ К ИНДУКТОРАМ АГРЕГАЦИИ У ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ | 2009 |
|
RU2400205C1 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ АГРЕГАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ТРОМБОЦИТОВ У ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ | 2009 |
|
RU2400206C1 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ ТРОМБОКСАНООБРАЗОВАНИЯ У БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ | 2006 |
|
RU2330655C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВНУТРИСОСУДИСТОЙ АКТИВНОСТИ ТРОМБОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ | 2007 |
|
RU2343917C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ТРОМБОПЛАСТИНООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ | 2009 |
|
RU2405522C1 |
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ АКТИВНОСТИ КРОВЯНЫХ ПЛАСТИНОК ПРИ ВЫСОКОМ НОРМАЛЬНОМ АРТЕРИАЛЬНОМ ДАВЛЕНИИ В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ | 2009 |
|
RU2442557C2 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ СПОНТАННОЙ АГРЕГАЦИИ ЭРИТРОЦИТОВ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ | 2011 |
|
RU2477115C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к гематологии, и ортопедии. Для коррекции внутрисосудистой активности тромбоцитов у детей со сколиозом назначают на протяжении не менее 6 месяцев лечебный комплекс, в который входят ежедневные занятия лечебной физической культурой, два курса массажа и ежедневное плавание не менее 20 минут в день. Способ позволяет нормализовать внутрисосудистую активность тромбоцитов у детей 8-12 лет со сколиозом, существенно улучшить микроциркуляцию тканей, оптимизировать рост и развитие скелета и внутренних органов.
Способ коррекции внутрисосудистой активности тромбоцитов у детей со сколиозом, включающий назначение на протяжении не менее 6 месяцев ежедневных занятий лечебной физической культурой, двух курсов массажа и ежедневного плавания не менее 20 мин в день.
БЕРДИЧЕВСКАЯ А.Н | |||
Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и другими средствами физической культуры при сколиозе | |||
Ярославский ГТУ, 2008, [найдено 10.02.2010], Найдено из Интернет: <URL:, http://revolution.allbest.ru/sport/00069091_0.html | |||
2003 |
|
RU2239426C1 | |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТРОМБОЦИТОВ | 2001 |
|
RU2174418C1 |
ЗЕМБА Е.А | |||
и др | |||
Физическая |
Авторы
Даты
2011-01-10—Публикация
2009-05-26—Подача