СПОСОБ МОНТАЖА ВОДОМЕТНОЙ НАСАДКИ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА Российский патент 2019 года по МПК B63H11/00 

Описание патента на изобретение RU2692027C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к подвесным водометным двигателям плавучих средств.

Водометная насадка (ВН) - дополнительный модуль для подвесных лодочных моторов (ПЛМ), необходимая для безопасного использования лодки в мелководных районах, недоступных для обычных моторов с гребным винтом. Подвесные лодочные моторы с водометной насадкой можно устанавливать на любые типы лодок с умеренной килеватостью на транце.

Водометная насадка для подвесного лодочного мотора предназначена для того, чтобы модифицировать обычный подвесной лодочный мотор в «водометный» с целью передвижения на лодке по мелководным участкам водоемов. Насадка подсоединяется к двигателю вместо винтового редуктора в сборе. Практически на любой распространенный подвесной лодочный мотор любого производителя можно подобрать водометную насадку. Комплект водометной насадки включает в себя все необходимые детали и инструкцию по сборке.

У водометной насадки на подвесном лодочном моторе есть свои неоспоримые плюсы - глубина преодолеваемых участков водоемов может быть до 5-10 см, подвесному же лодочному мотору с традиционным винтовым редуктором необходимо минимум 70-100 см глубины для безопасного передвижения. При контакте с дном или препятствием в воде винтовой редуктор получает как правило повреждения, не позволяющие передвигаться на лодке дальше, водометная же насадка при ударе таких повреждений как правило не получает. Но есть и минусы у водометной насадки - потеря мощности на выходе (тяга на швартовых) по сравнению с винтовым редуктором составляет примерно 30% по данным завода производителя водометных насадок. Поэтому многие пользователи хотят эксплуатировать свой подвесной лодочный мотор в разных вариантах - то с винтовым редуктором по глубокой воде, то с водометной насадкой по мелководью, в зависимости от акватории передвижения.

Штатная замена винтового редуктора на водометную насадку на подвесном лодочном моторе занимает от двух до трех часов, в зависимости от наличия нужных инструментов и квалификации пользователя. Обратная замена (водометной насадки на винтовой редуктор) занимает столько же времени.

В качестве прототипа монтажа ВН на подвесной лодочный мотор взят способ, описанный в инструкции по монтажу водометной насадки на Suzuki DT30S (http://draiv38.ru/images/Suzuki/DMotor/30/DT30Jetlns.pdf.). Сборка водометных насадок на другие модели и марки подвесных лодочных моторов осуществляется аналогичным способом.

ВН, впервые устанавливаемую на ПЛМ, собирают согласно инструкции. Монтаж водометной насадки на Suzuki DT30S:

• Установите мотор вертикально на транец лодки. Отсоедините тягу реверса, которая идет от мотора к редуктору. Открутите болты крепления редуктора и отсоедините редуктор от мотора.

• Демонтируйте корпус помпы охлаждения, снимите крыльчатку охлаждения, удалите шпонку крыльчатки из вертикального вала, снимите прокладку и нижнюю пластину помпы из нержавеющей стали, удалите направляющие штифты.

• Затем установите вертикальный вал в корпус водометной насадки, закрепив двумя болтами М5 × 16 с использованием гроверных шайб. Смажьте резьбовую часть болтов водостойкой смазкой.

• Установите на корпус водометной насадки демонтированную с редуктора водяную помпу в сборе (площадку помпы, шпонку, крыльчатку, направляющие штифты и корпус помпы) с использованием алюминиевой площадки-адаптера. Закрепите четырьмя болтами М6 × 45 помощью болтов и гроверов. Момент затяжки ПНм. Предварительно нанесите водостойкую смазку на резьбу крепежных болтов корпуса помпы.

• Для присоединения водометной насадки к дейдвуду мотора используется пластина-адаптер. Установите пластину-адаптер на два направляющих штифта и закрепите с помощью четырех болтов М8 × 20 мм с гроверами. Перед установкой смажьте резьбовую часть болтов и тяги реверса водостойкой смазкой.

• Затем присоедините корпус водометной насадки с вертикальным валом в сборе к дейдвуду мотора с помощью четырех болтов размером М8 × 70 с использованием гроверов. а также одного болта 9 мм × 31 с гровером, который устанавливается в верхней задней части дейдвуда. Не забудьте установить направляющие штифты на фланцевой части дейдвуда. Перед установкой смажьте водостойкой смазкой резьбовые части болтов, шлицевую часть вертикального вала и отверстие трубки охлаждения в корпусе помпы. Затяните крепежные болты М8 с усилием 16 Нм, болт 9 мм с усилием 35 Нм.

• Затем установите импеллер. Смажьте хвостовик вала, шпонку и посадочное отверстие импеллера водостойкой смазкой. Установите пластиковую втулку в посадочное отверстие импеллера и, удерживая пальцем шпонку в пазе импеллера, установите импеллер на вал. Установите на хвостовик вала 8 шайб и фиксатор гайки и затяните гайку от руки. Удостоверьтесь, что шайбы не попали в резьбовую часть хвостовика вала во избежание перекоса при зажатии гайки.

После установки требуемого зазора между импеллером и водоводом затяните гайку крепления импеллера с помощью гаечного ключа. Если лепестки фиксатора гайки не совпадают со шлицами гайки, открутите гайку, переверните шайбу-фиксатор и снова затяните гайку гаечным ключом. После этого загните лепестки, плотно прижав их к шлицам гайки во избежание самопроизвольного ослабления крепления импеллера.

• Установите корпус водовода (низкой частью ориентированной назад) и закрепите с помощью шести болтов размером М6 × 20. Шайбы-гроверы не используются. Перед затяжкой смажьте резьбовые части водостойкой смазкой. Усилие затяжки 11 Нм.

При демонтаже водометной насадки и установке винтового редуктора вся описанная выше процедура повторяется в обратном порядке и также с большими затратами сил и времени, как и при монтаже. Таким образом, недостатком прототипа является высокая трудоемкость и сложность монтажа-демонтажа водометной насадки на подвесном лодочном моторе, особенно в условиях дикой природы, где собственно и производится эксплуатация моторов с водометной насадкой.

Задачей изобретения является упрощение и снижение времени замены винтового редуктора на водометную насадку и наоборот.

Данная задача решается за счет того, что при монтаже водометной насадки подвесного лодочного мотора проводят ее первичную сборку, при которой ВН монтируют на пластину идентичную пластине, устанавливаемой на дейдвуде ПЛМ; при этом площади поверхностей пластин выполняют больше площадей соединяемых поверхностей корпуса ВН и дейдвуда ПЛМ; на кромке, выступающей за пределы соединяемых поверхностей, выполняют отверстия под крепеж; пластины соединяют между собой с помощью крепежа.

Суть изобретения поясняется чертежом с изображением пластины, описанной в изобретении.

Способ предлагаемого монтажа заключается в том, что вместо одной пластины, которую крепят на дейдвуд ПЛМ. и далее на нее собирают пошагово водометную насадку, устанавливают две подобные пластины: одну на дейдвуд ПЛМ, другую используют для монтажа на нее водометной насадки при первой ее сборке. После этого пластины соединяют между собой с помощью крепежа, например, болтов. При обратной замене ВН на винтовой редуктор пластины разъединяют. Пластину с собранной на ней ВН не разбирают подетально, а убирают ВН в собранном виде до следующего его монтажа на ПЛМ. При этом время монтажа или демонтажа займет 20-30 минут, сам монтаж упрощается и становится доступным неопытным пользователям.

Пластины, предлагаемые в изобретении идентичны между собой; площади их поверхностей больше площадей соединяемых поверхностей корпуса ВН и дейдвуда ПЛМ (соответственно, они больше площади пластины-адаптера в прототипе). На кромке, выступающей за пределы соединяемых поверхностей, выполняют отверстия под крепеж. В центральной зоне пластин выполняют отверстия под вертикальный вал, водяной насос и под выхлоп отработанных газов.

Кроме того, на поверхности выполняют сквозные отверстия под направляющие штифты и крепеж. Отверстия могут иметь различный диаметр, могут быть выполнены с резьбой или без нее.

Толщину двух пластин в сборе достаточно выполнить равной толщине одной пластины, включенной в состав комплектующих ВН (пластины - адаптера в прототипе). В качестве материала пластин используют, как правило, высокопрочные алюминиевые сплавы, например, АМГ5 или Д16.

Таким образом, реализация предлагаемого технического решения позволяет решить поставленную задачу - значительно упростить и ускорить замену винтового редуктора на водометную насадку и обратно, ведь нам больше не требуется каждый раз полностью ее собирать и разбирать, она всегда будет у нас собрана на пластине и готова к быстрой установке.

Похожие патенты RU2692027C1

название год авторы номер документа
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ТРАНЕЦ С АВАРИЙНОЙ ОТКИДКОЙ 2022
  • Авдей Владимир Юрьевич
RU2797073C2
ВОДОМЕТ ДЛЯ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА 2008
  • Капустин Андрей Анатольевич
RU2401218C2
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА 2017
  • Колмыков Михаил Валентинович
RU2671592C1
ПРОПУЛЬСИВНЫЙ КОМПЛЕКС ТОРПЕДЫ, СПОСОБ РАБОТЫ И ВАРИАНТЫ ДВИЖИТЕЛЯ 2020
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2757339C1
БЫСТРОХОДНОЕ МАЛОМЕРНОЕ СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ 2021
  • Голубенко Вадим Михайлович
RU2816429C2
Высоковольтная аппаратная камера магистрального тепловоза 2023
  • Кривошеев Василий Сергеевич
  • Шестов Владимир Юрьевич
  • Белоусов Юрий Александрович
RU2802571C1
СУДОВОЕ ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 2018
  • Тараненко Александр Александрович
  • Воронков Максим Сергеевич
  • Найденов Роман Владимирович
RU2700080C1
Высоковольтная аппаратная камера магистрального тепловоза 2023
  • Кривошеев Василий Сергеевич
  • Шестов Владимир Юрьевич
RU2797704C1
Устройство для наполнения банок 2022
  • Лемешевский Максим Юрьевич
RU2793984C1
СУДОВАЯ ТУННЕЛЬНАЯ ВИНТОВАЯ ВОДОМЕТНАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2014
  • Бройновски Стефан
RU2666983C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 692 027 C1

Реферат патента 2019 года СПОСОБ МОНТАЖА ВОДОМЕТНОЙ НАСАДКИ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА

Изобретение относится к судостроению, в частности к подвесным водометным двигателям плавучих средств. Монтаж водометной насадки подвесного лодочного мотора заключается в том, что проводят первичную сборку водометной насадки (ВН) и устанавливают ее на подвесной лодочный мотор (ПЛМ) с закрепленной на его дейдвуде пластиной. ВН при первой ее сборке монтируют на пластину, идентичную пластине, устанавливаемой на дейдвуде ПЛМ. Площадь поверхностей пластин выполняют больше площадей соединяемых поверхностей корпуса ВН и дейдвуда ПЛМ. На кромке, выступающей за пределы соединяемых поверхностей, выполняют отверстия под крепеж, а пластины соединяют между собой с помощью крепежа. Достигается упрощение и снижение времени замены винтового редуктора на водометную насадку и наоборот. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 692 027 C1

Способ монтажа водометной насадки подвесного лодочного мотора, заключающийся в том, что проводят первичную сборку водометной насадки (ВН), устанавливают ее на подвесной лодочный мотор (ПЛМ) с закрепленной на его дейдвуде пластиной, отличающийся тем, что ВН при первой ее сборке монтируют на пластину, идентичную пластине, устанавливаемой на дейдвуде ПЛМ; при этом площадь поверхностей пластин выполняют больше площадей соединяемых поверхностей корпуса ВН и дейдвуда ПЛМ; на кромке, выступающей за пределы соединяемых поверхностей, выполняют отверстия под крепеж; пластины соединяют между собой с помощью крепежа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2692027C1

СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ НА ВОДЕ И СКОРОСТНОЕ СУДНО ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ НА ВОДЕ НА ВЕКТОРАХ УПОРОВ ВОДНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Чернобаев Андрей Михайлович
  • Катышев Павел Константинович
  • Чернобаева Анна Андреевна
  • Чернобаев Владимир Андреевич
  • Молькова Татьяна Георгиевна
  • Чернобаева Элла Яковлевна
RU2364544C2
US 6752671 B2, 22.06.2004
Кривошипный вытяжной пресс двойного действия 1947
  • Победин И.С.
SU73279A1
US 7040939 B2, 09.05.2006.

RU 2 692 027 C1

Авторы

Авдей Владимир Юрьевич

Даты

2019-06-19Публикация

2018-05-31Подача