СПОСОБ ЗАЩИТЫ КОМПРЕССОРА ПРИ НЕУСТОЙЧИВОЙ РАБОТЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2005 года по МПК F04D27/02 

Описание патента на изобретение RU2255247C1

Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета самолета с газотурбинным двигателем (ГТД), в частности, путем предотвращения помпажа компрессора, характеризуемого сильными низкочастотными колебаниями параметров потока в проточной части ГТД.

Известны способы диагностики и защиты турбокомпрессора ГТД от помпажа, в которых контролируемыми параметрами служат:

- полное давление воздуха за компрессором высокого давления (Рквд);

- частота вращения роторов высокого и низкого давления (nвд, nнд);

- яркостная температура излучения нагретых поверхностей элементов конструкции газотурбинного двигателя (Т*) [1,2,3].

В известных способах был использован принцип измерения контролируемых параметров и/или их производных, последующего сравнения их фактических величин с соответствующими величинами предельно допустимых (пороговых) значений. При превышении фактических величин над соответствующими допустимыми подается сигнал критической ситуации, свидетельствующий о потере газодинамической устойчивости.

Однако, известные способы не предусматривают блокировки сигнала критической ситуации (“помпаж”) и/или действий, выполняемых по этому сигналу, что в реальных условиях эксплуатации двигателей на самолете может привести к нежелательным последствиям (усложнение условий пилотирования, аварийная ситуация, катастрофа).

Наиболее близким к предлагаемому является способ защиты турбокомпрессора от помпажа, согласно которому при превышении контролируемыми параметрами пороговых величин формируется сигнал на отсечку топлива в камеру сгорания и сигнал на перепуск воздуха компрессора [4]. Известный способ не предусматривает блокировку сформированных сигналов на отсечку топлива в камеру сгорания и перепуск воздуха компрессора. То есть в реальных условиях эксплуатации, например, на взлете при формировании сигнала критической ситуации (“помпаж”) может произойти выключение подачи топлива в двигатель. Это вызовет резкое падение тяги двигателя, как следствие, усложнение условий пилотирования, аварийную ситуацию и т.п.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении безопасности полета за счет предотвращения падения тяги двигателя ниже критического значения в процессе взлета.

Сущность изобретения заключается в том, что способ защиты турбокомпрессора, включающий измерение давления воздуха за компрессором (Рk), определение скорости его изменения сравнение с его пороговым значением и формирование сигнала на отключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха в компрессоре при превышении величины предполагает согласно изобретению, дополнительное измерение частоты вращения ротора высокого давления nвд, сравнение его с пороговым значением и в случае, если блокировку сигнала на отключение подачи топлива в камеру сгорания и сигнала на включение перепуска воздуха в компрессоре.

Измерение частоты вращения ротора высокого давления nвд позволяет дополнительно контролировать параметр, характеризующий режим работы двигателя. Величина порогового параметра определяется допустимой величиной снижения режима при возникновении помпажа:

где

- величина nвд, соответствующая ограничиваемому “снизу” режиму двигателя во время взлета самолета (блокировка взлетного режима);

Δnвд - постоянная величина, зависящая от типа двигателя.

В случае, если блокировка сигнала на отключение подачи топлива в камеру сгорания и сигнала на включение перепуска воздуха в компрессоре позволяет предотвратить падение тяги двигателя ниже критического в процессе взлета, тем самым повысить безопасность полета.

На чертеже представлена структурная схема для реализации заявляемого способа защиты турбокомпрессора.

Блок 1 представляет собой дифференцирующий блок, на вход которого поступает сигнал о величине давления за компрессором Рк. В блоке 1 осуществляется вычисление первой производной Рк по времени

Блок 2 - блок сравнения, который осуществляет сравнение текущего значения с параметром представляющим собой предельно допустимое значение параметра при помпаже двигателя.

Блок 3 представляет собой блок сравнения, осуществляющий сравнение текущего значения частоты вращения nвд с его пороговым значением

Логический блок 4 работает по схеме “И-НЕ”. При одновременном наличии на двух входах блока 4 сигналов, поступающих с блоков 2 и 3, происходит блокировка выходного сигнала на отключение подачи топлива в камеру сгорания и на включение перепуска воздуха в компрессоре.

Способ осуществляется следующим образом.

На вход блока 1 поступает сигнал, характеризующий величину давления за компрессором Рк. Выходной сигнал I1 с блока 1, характеризующий величину поступает на вход блока 2, где осуществляется сравнение текущего значения с пороговой величиной

При с выхода блока 2 на вход блока 4 и на регистрирующее устройство поступает сигнал I2, характеризующий состояние неустойчивой работы компрессора (сигнал “помпаж”).

Блок 3, на вход которого поступает сигнал о величине nвд, сравнивает ее с величиной При сигнал на выходе блока 3 отсутствует (I3=0) и не поступает на вход блока 4. Если одновременно с этим на вход блока 4 с выхода блока 2 поступает сигнал “помпаж” (I3=0, I2=1), то на выходе блока 4 формируется сигнал на отключение подачи топлива в камеру сгорания и на включение перепуска воздуха в компрессоре (I4=1).

При на выходе блока 3 формируется сигнал I3=1, поступающий на вход блока 4.

При поступлении сигналов I3=1 и I2=1 на вход блока 4, на выходе блока 4 сигнал I4 будет отсутствовать (I4=0), что заблокирует отключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха в компрессоре.

Источники информации

1. Автоматический контроль и диагностика систем управления силовыми установками летательных аппаратов, Москва, “Машиностроение”, 1989, стр. 102.

2. Патент РФ №2098668, F 04 D 27/02, 1997 г.

3. Патент РФ №2187711, F 04 D 27/02, 2002 г.

4. Патент РФ №2041399, F 04 D 27/02, 1991 г. - прототип.

Похожие патенты RU2255247C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ КОМПРЕССОРА 2006
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2310100C2
СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ОТКАЗАХ И НЕИСПРАВНОСТЯХ 2005
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2305788C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ МНОГОКРАТНЫХ ПОМПАЖЕЙ КОМПРЕССОРА 2017
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
RU2670469C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ПОМПАЖЕ НА ЗАПУСКЕ 2009
  • Полулях Антон Иванович
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2403454C1
Способ автоматической защиты газотурбинного двигателя от помпажа 2022
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
RU2789806C1
Способ защиты газотурбинного двигателя от помпажа 2022
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
RU2798129C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА 2023
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
  • Якушев Алексей Павлович
RU2801768C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПУСКОМ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРЕ ДВУХВАЛЬНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Панков А.Г.
  • Савенков Ю.С.
  • Трубников Ю.А.
  • Кухорчук В.Г.
RU2098668C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПУСКОМ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРЕ ДВУХВАЛЬНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Князева Н.Р.
  • Савенков Ю.С.
  • Саженков А.Н.
  • Трубников Ю.А.
RU2214535C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ РАСКРУТКИ ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ 2015
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Трубников Юрий Абрамович
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Бажин Сергей Владимирович
RU2602644C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ЗАЩИТЫ КОМПРЕССОРА ПРИ НЕУСТОЙЧИВОЙ РАБОТЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета самолета с газотурбинным двигателем. Способ защиты турбокомпрессора, включающий измерение давления воздуха за компрессором (Рk), определение скорости его изменения сравнение с его пороговым значением и формирование сигнала на отключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха в компрессоре при превышении величины предполагает дополнительное измерение частоты вращения ротора высокого давления nвд, сравнение его с пороговым значением В случае, если блокируют сигнал на отключение подачи топлива в камеру сгорания и сигнал на включение перепуска воздуха в компрессоре. Изобретение позволяет повысить безопасность полета за счет предотвращения падения тяги двигателя ниже критического значения в процессе взлета. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 255 247 C1

Способ защиты турбокомпрессора, включающий измерение давления воздуха за компрессором (Рk), определение скорости его изменения сравнение с его пороговым значением и формирование сигнала на отключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха в компрессоре при превышении величины отличающийся тем, что дополнительно измеряют частоту вращения ротора высокого давления nвд, сравнивают его с пороговым значением и в случае, если блокируют сигнал на отключение подачи топлива в камеру сгорания и сигнал на включение перепуска воздуха в компрессоре.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2255247C1

СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТУРБОКОМПРЕССОРА ОТ ПОМПАЖА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Гусев Ю.М.
  • Шаяхметов Р.З.
  • Шакирьянов М.М.
RU2041399C1
ТУННЕЛЬНАЯ ПЕЧЬ-СУШИЛКА 2000
  • Лапин Ю.А.
  • Дуденкова Г.Я.
  • Гудков Ю.В.
  • Шелыганова Р.Н.
RU2187771C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПУСКОМ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРЕ ДВУХВАЛЬНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Панков А.Г.
  • Савенков Ю.С.
  • Трубников Ю.А.
  • Кухорчук В.Г.
RU2098668C1
US 4449360 A, 22.05.1984
БУМАГА 1992
  • Васильева Е.И.
  • Тамазина В.Н.
  • Войнилович И.В.
  • Чайкина Е.А.
  • Галактионова Н.Л.
  • Тамазин Ю.Ю.
RU2019618C1
GB 1522975 A, 31.08.1978.

RU 2 255 247 C1

Авторы

Саженков А.Н.

Савенков Ю.С.

Тимкин Ю.И.

Трубников Ю.А.

Даты

2005-06-27Публикация

2003-12-01Подача