Настоящее изобретение относится к системе и способу подачи отбираемого воздуха в самолет и, в частности, к системе обеспечения безопасности данной системы подачи воздуха отсоса в соответствии с ограничительной частью пункта 1 или пункта 8 формулы изобретения.
Пневматическая система самолета содержит систему распределения воздуха отсоса, которая может быть запитана с помощью различных источников для того, чтобы обеспечить воздух с регулируемой температурой под высоким давлением для различных целей таких, например, как питание системы кондиционирования воздуха самолета.
Во время полета двигатели или вспомогательная силовая установка используются/используется в качестве источника воздуха отсоса. На земле самолет также может быть запитан с помощью внешнего источника отбираемого воздуха, который соединен с наружной стороны со штуцером подключения наземного питания сжатым воздухом системы подачи отбираемого воздуха. Отбираемый воздух отсоса в системе распределения обычно имеет давление приблизительно 4 бара и температурный диапазон от 150° до 260°С.
Система определения перегрева OHDS контролирует фактические значения температуры вблизи магистралей горячего воздуха системы отбора воздуха. Система определения перегрева применяется в целях предотвращения повреждений корпуса самолета и его компонентов, причем эти повреждения усугубляются из-за нарушения герметичности или разрушений в магистрали горячего воздуха системы отбора воздуха. Поскольку магистрали горячего воздуха располагаются в области системы подвески двигателя, на крыльях, фюзеляже и нижнем обтекателе, то нарушение герметичности может быстро привести к блокировке жизненно важных систем и конструкций. В пределах контекста данного описания не существует различий между терминами «утечка в магистрали» и «разрушение магистрали», так как они отличаются только типом отверстий в магистрали, но не их влиянием на работу самолета. Поэтому термины «утечка в магистрали» и «разрушение магистрали» употребляются в данном документе как синонимы.
В целях контроля системы подачи отбираемого воздуха система определения перегрева содержит чувствительные датчики, которые управляются с помощью отдельных линий и шины данных. Чувствительный датчик системы определения перегрева располагается параллельно магистралям отбираемого воздуха и применяется для измерения температуры вблизи данных магистралей. Определение температуры окружающей среды происходит в виде измерения импеданса посредством измерительного контура. В этом устройстве измерительный контур обычно содержит несколько соосных датчиков, соединенных последовательно, которые составляют так называемый OHDS контур.
В случае обнаружения нарушения герметичности в системе отбора воздуха самолета пораженная область системы локализуется, и дальнейший подвод отбираемого воздуха от соответствующего источника отбираемого воздуха приостанавливается. Также автоматическая локализация поврежденной области в связи с нарушением герметичности магистрали сопровождается визуальным или звуковым сигналом тревоги в кабине летчика. При такой схеме с целью форсирования требуемого текущего ремонта местоположение утечки отображается на бортовой системе технического обслуживания самолета с особой точностью.
Безупречная работа в автоматическом режиме системы определения перегрева требует наличия электропитания и электрически управляемых клапанов в самолете. Как правило, это условие выполняется как во время полета, так и на земле таким образом, что в случае утечки дальнейшая подача отбираемого воздуха из источника отбора воздуха, такого как система отбора воздуха от двигателя или вспомогательной силовой установки, может быть остановлена. Однако если подача отбираемого воздуха осуществляется от внешнего источника отбора воздуха посредством соединения системы подачи отбираемого воздуха со штуцером подключения наземного питания сжатым воздухом, то указанная подача отбираемого воздуха не может быть автоматически остановлена, поскольку штуцер подключения наземного питания сжатым воздухом сконструирован как односторонний клапан.
Таким образом, целью настоящего изобретения является создание устройства, которое в случае утечки в системе отбора воздуха самолета позволяет остановить подачу отбираемого воздуха независимо от источника отбираемого воздуха. Эта цель достигается с помощью создания системы подачи отбираемого воздуха, служащей для подачи отбираемого воздуха в самолет согласно пункту 1 формулы изобретения и способа подачи отбираемого воздуха в самолет согласно пункту 8 формулы изобретения. Предпочтительные варианты реализации изобретения составляют часть зависимых пунктов формулы изобретения.
Изобретение основывается на концепции реагирования на конкретные условия при подаче отбираемого воздуха на самолет на земле для осуществления немедленного отключения подачи отбираемого воздуха от внешнего источника и/или формирования сигнала тревоги в случае утечки в магистрали питания от внешнего источника.
Система подачи отбираемого воздуха согласно изобретению для подачи отбираемого воздуха в самолет с помощью нескольких магистралей питания отбираемым воздухом между одним или несколькими источниками отбираемого воздуха и одним или несколькими потребителями, причем каждая из магистралей содержит, по меньшей мере, один клапан для установки величины потока, проходящего через магистраль подачи отбираемого воздуха, и предохранительное устройство для закрытия клапана, по меньшей мере, на одной из нескольких питающих магистралях в зависимости от сигнала тревоги, который показывает открытие в, по меньшей мере, одной из нескольких питающих магистралей, характеризуется тем, что предохранительное устройство содержит устройство индикации соединения для формирования сигнала соединения с землей, когда магистраль подачи отбираемого воздуха самолета соединена со штуцером подключения наземного питания сжатым воздухом, и устройство фильтра для формирования сигнала тревоги в зависимости от сигнала соединения с землей и сигнала открытия от устройства формирования сигнала открытия, которое указывает на любое открытие магистрали подачи отбираемого воздуха, которая соединена со штуцером подключения наземного питания сжатым воздухом.
Предпочтительные варианты реализации системы подачи содержат одно или - в пределах технической осуществимости - несколько следующих характерных особенностей:
установка двухпозиционного клапана на магистрали подачи отбираемого воздуха, соединенной со штуцером подключения наземного питания сжатым воздухом, причем двухпозиционный клапан может управляться в зависимости от сигнала открытия;
схема выходного сигнала для передачи сигнала открытия на внешний источник подачи отбираемого воздуха, который соединен со штуцером подключения наземного питания сжатым воздухом;
интегрирование схемы сигнала выхода в штуцер подключения наземного питания сжатым воздухом самолета;
соединение схемы сигнала выхода с пультом управления самолета;
применение устройства аварийной сигнализации для формирования сигнала тревоги в зависимости от сигнала открытия;
подача звукового сигнала тревоги и/или визуального сигнала тревоги устройством аварийной сигнализации на наружной части самолета.
Согласно изобретению соответствующий способ управления системой подачи отбираемого воздуха для подачи отбираемого воздуха в самолет с помощью нескольких магистралей подачи отбираемого воздуха между одним или несколькими источниками отбираемого воздуха и одним или несколькими потребителями, причем каждая магистраль содержит, по меньшей мере, один клапан для того, чтобы установить количество воздуха, текущего через магистраль подачи отбираемого воздуха, предохранительное устройство для закрытия клапана на, по меньшей мере, одной из нескольких магистралей подачи отбираемого воздуха в зависимости от сигнала тревоги, который указывает на открытие в, по меньшей мере, одной из нескольких магистралях подачи отбираемого воздуха, характеризуется выполнением следующих этапов: формирование сигнала соединения с землей с помощью устройства отображения соединения, когда магистраль подачи отбираемого воздуха самолета соединена со штуцером подключения наземного питания сжатым воздухом; генерирование сигнала тревоги посредством фильтра в зависимости от сигнала соединения с землей и сигнала открытия от устройства формирования сигнала открытия, при этом сигнал тревоги указывает на открытие магистрали подачи отбираемого воздуха, соединенной со штуцером подключения наземного питания сжатым воздухом.
Предпочтительные варианты реализации способа управления системы подачи отбираемого воздуха содержат один или - в пределах технической осуществимости - несколько следующих характерных особенностей:
наличие двухпозиционного клапана в магистрали подачи отбираемого воздуха, соединенной со штуцером подключения наземного питания сжатым воздухом, при этом двухпозиционный клапан закрывается в зависимости от сигнала открытия;
подача сигнала открытия на внешний источник подачи отбираемого воздуха, который соединен со штуцером подключения наземного питания сжатым воздухом, посредством схемы выхода сигнала;
формирование сигнала тревоги с помощью устройства аварийной сигнализации, зависящего от сигнала открытия;
испускание звукового сигнала тревоги и/или визуального сигнала тревоги вне самолета с помощью устройства аварийной сигнализации;
индикация с особой точностью местоположения утечки с помощью устройства аварийной сигнализации.
Далее дается подробное описание данного изобретения на примерах вариантов его реализации и со ссылкой на нижеследующие чертежи:
фиг.1 - схематическое изображение системы отбираемого воздуха для самолета согласно прототипу;
фиг.2 - предохранительное устройство для системы подачи отбираемого воздуха самолета согласно данному изобретению; и
фиг.3 - блок-схема предохранительного устройства для системы подачи отбираемого воздуха самолета в соответствии с фиг.2 согласно данному изобретению.
Схема на фиг.1 дает общее представление конструктивного решения и функционирования системы отбираемого воздуха для самолета. Система распределения отбираемого воздуха служит для распределения воздуха, который отбирается из различных источников отбираемого воздуха и передается в различные системы - потребители в самолете, такие, например, как система кондиционирования воздуха. Поэтому ее можно также отнести к системе подачи отбираемого воздуха. Кроме двигателей 1, можно использовать вспомогательный силовой блок 2 в качестве газогенератора и, следовательно, как источник отбираемого воздуха. Отбираемый воздух распределяется в самолете по главной магистрали 3. Источники 1 и 2 отбираемого воздуха соединены с главной магистралью 3 магистралями питания 4. На магистралях питания 4 находятся клапаны, с помощью которых может устанавливаться количество воздуха, проходящего по магистрали питания 4 от источника 1 или 2 отбираемого воздуха к главной магистрали 3. В частности, подача может быть сокращена или отключена полностью. Следовательно, в зависимости от емкости источника клапаны сконструированы как регулирующие клапаны 5 для постепенного регулирования величины потока или как простые двухпозиционные клапаны 6 для открывания или перекрытия магистрали 4 питания.
В целях предотвращения любого возвратного потока воздуха от главной магистрали 3 к соответствующим генераторным системам 1 или 2 в случае, если давление в главной магистрали 3 превышает давление в генераторной системе, в магистралях 4 питания устанавливаются обратные клапаны 7, которые позволяют обеспечить только одно направление рабочего или подаваемого газа.
Когда самолет находится на земле, требуемый воздух отбора может дополнительно, помимо генераторов в самолете, обеспечиваться одним или несколькими внешними источниками для отбора воздуха (не показаны). Внешний источник отбора воздуха соединен с помощью штуцера 9 подключения наземного питания сжатым воздухом с соответствующей магистралью, обозначенной цифрой 8 на фиг.1, между штуцером 9 и главной магистралью 3. Штуцер 9 подключения наземного питания сжатым воздухом сконструирован таким образом, что предотвращается любая утечка отбираемого воздуха из главной магистрали 3 через штуцер 9 подключения наземного питания.
Системы 10 потребителей соединены с системой отбора воздуха посредством различных магистралей 11 питания. Эти магистрали питания тоже, как правило, содержат обратные клапаны 7 для того, чтобы предотвратить обратный поток газа от потребителя к системе. В дополнение или в качестве альтернативы в магистралях 11 питания, ведущих к соответствующему потребителю 10, устанавливаются клапаны 5 управления. Магистрали 11 питания потребителя 10, в которых установлены обратные клапаны 7, показаны на фиг.1 для верхнего потребителя 10. Магистрали 11 питания потребителей 10, в которых установлены клапаны 5 управления, показаны на фиг.1 для нижних потребителей 10.
Потребители 10 могут подсоединяться к системе посредством одной или нескольких магистралей 11 питания. Это выгодно в особенности для таких типов потребителей 10, для которых должна постоянно осуществляться подача. Поскольку должна быть возможность отключать секции главной системы в случае потребителя 10 с двумя или более магистралями 11, подача может переходить от одной системы отбора воздуха к другой, если одна магистраль отключена. Потребитель 10, имеющий две магистрали 11 питания, показан в середине фиг.1. Каждая магистраль питания имеет односторонний клапан 7. Магистрали питания соединены с двумя отделяемыми схемами системы отбора воздуха, обе из которых могут отсоединяться друг от друга посредством регулирующего клапана 6 так, что на фиг.1 возникает левый и правый ступенчатый контур, при этом на каждый из них подача обеспечивается посредством двигателя 1 или посредством двигателя 1 совместно с вспомогательной силовой установкой 2.
Для того чтобы иметь возможность быстро реагировать или предотвратить серьезное повреждение в случае нарушения герметичности или трещины в системе подачи отбираемого воздуха, все клапаны 5 управления и двухпозиционные клапаны 6 сконструированы таким образом, что они перекрываются посредством предохранительного устройства 12. Контроль в отношении утечек и т.п. в системе выполняется, в частности, посредством системы обнаружения перегрева (не показана), которая может обнаруживать и локализовать место утечки в магистралях горячего воздуха системы с помощью контроля температуры вблизи этих магистралей. Система обнаружения перегрева предоставляет данные об утечке непосредственно на предохранительное устройство 12. Поскольку предохранительное устройство 12 перекрывает клапаны, находящиеся в непосредственной близости к месту утечки, та область системы подачи отбираемого воздуха, которая подверглась разрушению, может быть локализована. Кроме того, при необходимости любая дальнейшая подача отбираемого воздуха из действующего двигателя или вспомогательного двигателя прекращается за счет перекрытия магистрали питания. Для этой цели предохранительная система 12 соединена посредством линий управления со всеми клапанами в системе отбора воздуха. Эти линии управления показаны пунктиром на фиг.1 и фиг.2.
Однако подача отбираемого воздуха от внешнего источника отбора воздуха не может сразу автоматически прекратиться. Так как утечка фиксируется в кабине летчика с помощью бортовой системы аварийной сигнализации и бортовой системы технического обеспечения, то когда самолет находится на земле, нет необходимости присутствия персонала в кабине. Кроме того, индикация не отражает того, что подача от внешнего источника отбора воздуха должна быть остановлена. Следовательно, персонал, ответственный за работу источника отбора воздуха, может быть информирован только со значительным запозданием или совсем не информирован. В обоих случаях горячий воздух, выходящий из системы подачи отбираемого воздуха, может оказывать продолжительное воздействие на компоненты и системы самолета, которые размещены на близком расстоянии от места утечки, вследствие чего оборудование, являющееся существенным для безопасной работы самолета, может быть повреждено.
Для того чтобы сократить время реагирования после возникновения утечки, изобретение предлагает, чтобы с помощью предохранительного устройства 12 выполнялась оценка всех имеющихся в наличии сигналов с тем, чтобы дефектный участок в системе подачи мог быть обнаружен быстрее, и серьезное повреждение могло быть предотвращено за счет быстрого перекрытия подачи отбираемого воздуха. Согласно настоящему изобретению сигналы системы обнаружения перегрева оцениваются с учетом того, что утечка происходит во время подачи отбираемого воздуха через штуцер 9 подключения наземного питания сжатым воздухом. На фиг.2 показана система подачи с таким предохранительным устройством 12. В предпочтительном варианте реализации изобретения предохранительное устройство 12 соединено с управляемым двухпозиционным клапаном 6 между штуцером подключения наземного питания сжатым воздухом и системой подачи отбираемого воздуха. Этот клапан 6 между штуцером 9 подключения наземного питания сжатым воздухом и главной магистралью 3 управляется таким образом, что он перекрывается, как только во время подачи отбираемого воздуха через штуцер 9 подключения наземного питания происходит утечка в системе подачи отбираемого воздуха. Как и в случае применения внутренних источников 1 и 2 отбираемого воздуха самолета, клапан 6 предпочтительно располагать во входном канале системы подачи отбираемого воздуха, ведущем к штуцеру 9 подключения наземного питания. Клапан 6 также может содержать несколько самостоятельных клапанов (не показаны), каждый из которых может открывать и закрывать отдельные магистрали питания.
Предохранительное устройство 12 системы подачи отбираемого воздуха самолета содержит три составных части. Они формируют часть системы, и могут также содержать дополнительные компоненты и отдельные устройства. Три составных части предохранительного устройства 12 - это устройство 13 индикации соединения, устройство 14 формирования сигнала открытия и фильтр 15, работа которых будет объяснена ниже со ссылкой на фиг.3.
Устройство 13 индикации соединения предохранительного устройства 12 используется для формирования сигнала соединения с землей, который показывает подачу отбираемого воздуха самолета через штуцер 9 подключения наземного питания сжатым воздухом. В простейшем случае сигнал свидетельствует о том, что источник отбираемого воздуха подсоединен к штуцеру 9 подключения наземного питания сжатым воздухом. Сигнал может быть сформирован с помощью механического датчика, например, переключателя, кнопки или т.п., а также с помощью бесконтактных датчиков. Для контроля фактической подачи отбираемого воздуха от внешнего источника отбора воздуха предпочтительным является использование датчиков давления, датчиков потока или термодатчиков, установленных на штуцере 9 подключения наземного питания сжатым воздухом или на магистрали 8 питания. Комбинация различных датчиков может увеличить надежность при определении того, что сформированный сигнал отражает фактическую подачу воздуха, отбираемого от внешнего источника.
Устройство 14 формирования сигнала открытия служит для формирования сигнала открытия, который свидетельствует о том, что в магистрали системы подачи отбираемого воздуха произошла утечка. При формировании этого сигнала устройство 14 может базироваться на сигнале о наличии утечки, выдаваемом системой обнаружения перегрева. Поскольку из-за высокого давления повреждение систем самолета может возрасти даже в случае утечки в магистралях холодного воздуха системы отбора воздуха, то устройство 14 формирования сигнала открытия может также использовать аварийный сигнал утечки для этой части магистрали с целью формирования сигнала открытия. В этом случае сигнал открытия предпочтительно формировать на основе логической операции ИЛИ обоих сигналов утечки. В этом контексте термин логическая операция ИЛИ относится к связи сигналов утечки, при этом если происходит, по меньшей мере, одна утечка, то эта связь формирует сигнал управления с целью индикации наличия утечки. В зависимости от формы сигналов, подлежащих обработке, техническое воплощение этой логики, несомненно, может отличаться от технической операции ИЛИ.
Фильтр 15 предохранительной системы 12 служит для формирования сигнала тревоги в зависимости от сигнала соединения с землей и сигнала открытия. Поскольку содержание информации третьего сигнала тревоги свидетельствует о том, что произошла утечка в системе отбора воздуха в самолете, и подача отбираемого воздуха в самолете осуществляется от внешнего источника через штуцер 9 подключения наземного питания сжатым воздухом, то формирование сигнала тревоги предпочтительно выполнять на основе логической операции И сигнала наземного соединения и сигнала открытия. Термин логической операции И относится к операции, которая вырабатывает сигнал, указывающий на утечку в случае подачи отбираемого воздуха от внешнего источника через штуцер подключения наземного питания сжатым воздухом, только в тех случаях, когда и сигнал утечки устройства 14 формирования сигнала открытия, и сигнал устройства 13 индикации соединения присутствуют, и этот сигнал отображает подачу отбираемого воздуха от внешнего источника. В зависимости от вида сигнала соединения с землей и сигнала открытия логическая операция И может также осуществляться как техническая операция ИЛИ и т.п.
Три описанных компонента системы 12 управления, а именно: устройство 13 индикации соединения, устройство 14 формирования сигнала открытия и фильтр 15, могут быть сконструированы или в виде электронной схемы или в виде программы автоматического регулирования в системе обработки данных.
Клапан 6 между штуцером 9 подключения наземного питания сжатым воздухом и главной магистралью 3 управляется посредством сигнала тревоги предохранительного устройства 12 так, что он перекрывается, как только содержание информации сигнала управления показывает наличие утечки в системе подачи отбираемого воздуха вместе с подачей отбираемого воздуха через штуцер 9 подключения наземного питания сжатым воздухом.
В качестве альтернативы или дополнения сигнал тревоги может быть также использован для автоматической остановки подачи отбираемого воздуха к штуцеру 9 подключения наземного питания сжатым воздухом, то есть указанный сигнал тревоги может быть использован для прекращения подачи отбираемого воздуха с внешней стороны самолета в штуцер 9 подключения наземного питания сжатым воздухом. С этой целью обеспечивается передача третьего сигнала управления к внешней области самолета, и дальнейшая подача отбираемого воздуха к штуцеру подключения наземного питания сжатым воздухом останавливается. В предпочтительном варианте реализации с этой целью применяется электрический или оптический встроенный в штуцер 9 подключения наземного питания контакт (не показан). Указанный электрический или оптический встроенный контакт (не показан) взаимодействует с взаимодополняющим контактом (не показан), встроенным в магистраль питания от внешнего источника отбора воздуха так, что когда магистраль питания соединена со штуцером подключения наземного питания сжатым воздухом, то автоматически срабатывает встроенная схема.
Сигнал тревоги, переданный посредством встроенного соединения, созданного таким образом, может теперь использоваться для блокировки магистрали для подачи воздуха отбора к штуцеру подключения наземного питания сжатым воздухом самолета, и альтернативно или дополнительно для отключения устройства, которое подает отбираемый воздух в штуцер 9 подключения наземного питания сжатым воздухом самолета.
В качестве средства блокировки магистрали питания предпочтительно устанавливать в магистрали 8 питания клапан 6, который сконструирован так, что он перекрывается по сигналу тревоги, как только сигнал тревоги выявляет комбинацию утечки и подачу отбираемого воздуха от внешнего источника. В качестве средства отключения подачи отбираемого воздуха от внешнего источника используется схема управления (не показана) с целью отключения внешнего источника воздуха отбора. Схема управления отключает источник воздуха отбора, когда содержание информации сигнала тревоги свидетельствует об одновременном наличии утечки и подачи отбираемого воздуха от внешнего источника. Схема управления может быть сконструирована как в виде электронной схемы, так и виде программы автоматического регулирования в системе обработки данных.
В другом предпочтительном варианте реализации предохранительное устройство 12 соединено с устройством 13 индикации соединения, которое содержит акустический элемент 13а, а также визуальный элемент 13b. В соответствии с данным изобретением устройство 13 индикации соединения формирует звуковой сигнал тревоги и/или визуальный сигнал тревоги вне самолета. Устройство 13 индикации соединения является устройством аварийной сигнализации, которое реагирует на конкретную опасную ситуацию в случае утечки в системе отбора воздуха во время подачи отбираемого воздуха от внешнего источника. Указанное устройство 13 индикации соединения вырабатывает сигнал тревоги, который воздействует на чувственное восприятие человека, тем самым предупреждая ответственный обслуживающий персонал об опасной ситуации.
Предпочтительно, чтобы сигнал тревоги отображался или издавался на автономной системе предупреждения/обслуживания (не показанной). Для того чтобы предупредить об опасности обслуживающий персонал, работающий вне самолета, в частности, обслуживающий стационарное или передвижное внешнее устройство подачи отбираемого воздуха, то предпочтительно, чтобы устройство 13 индикации соединения содержало электроакустический или электрооптический преобразователь на внешней обшивке самолета. В другом предпочтительном варианте реализации устройство 13 отображения соединения содержит радиоустройство, которое может передавать звуковой и/или визуальный сигнал тревоги на устройство связи обслуживающего персонала.
Предохранительное устройство 12, выполненное согласно данному изобретению, дает возможность быстрого прерывания подачи отбираемого воздуха от внешнего источника, в основном, тремя способами, а именно: прерыванием, вызванном управляемым клапаном 6 внутри самолета; посредством сигнализации для аэродромного технического персонала или прерыванием, вызванным управляемым внешним устройством, будь это сам компрессор воздуха отбора или клапан во внешней магистрали. Преимущества и недостатки отдельных решений состоят в том, что автоматически управляемый внутренний клапан способствует повышению веса самолета, но с другой стороны, делает систему самолета независимой. При выдаче сигналов для аэродромного персонала последний должен быть готов реагировать на них и находиться в пределах досягаемости устройства 13а или 13b. С другой стороны, внешняя сигнализация обеспечивает очень простое решение, которое может так же полностью быть частью самолета так, что самолет не зависит от внешних устройств сигнализации. И наконец, в случае автоматически управляемого внешнего устройства, т.е. клапана или компрессора, требуется соединительный кабель наружу. С этой целью дополнительно требуются средства соединения и в самолете и на земле. С другой стороны, вес (из-за клапана 6) самолета может быть сохранен, и система работает независимо от аэродромного технического персонала.
Принимая во внимание отдельные преимущества и недостатки в зависимости от конкретного случая применения специалист выберет подходящее для себя техническое решение, исходя из вышеизложенных.
Поскольку в соответствии с изобретением значительно сокращается время, необходимое для остановки подачи отбираемого воздуха от внешнего источника, то защита систем самолета, расположенных вблизи места утечки в системе подачи отбираемого воздуха, выполняется с большей оперативностью, чем известные до настоящего времени предпринимаемые меры против любого возникающего повреждения, вызванного подачей отбираемого воздуха. Этим представленное изобретение вносит существенный вклад в дело повышения безопасности при эксплуатации самолета. Несмотря на то, изобретение описано со ссылкой на конкретные варианты реализации, оно ограничено только содержанием формулы изобретения. В частности, специалистам понятно, что в пределах контекста изобретения могут применяться все известные средства блокировки магистрали воздуха отбора, формирования сигнала тревоги и отключения электрическим или пневматическим способом управляемого устройства.
Список ссылочных обозначений
1 - двигатель
2 - вспомогательная силовая установка
3 - главная питающая магистраль
4 - магистраль питания от газогенератора
5 - управляемый клапан
6 - двухпозиционный клапан
7 - обратный клапан
8 - магистраль питания от внешнего источника воздуха отбора
9 - штуцер подключения наземного питания сжатым воздухом
10 - потребитель
11 - магистраль питания системы - потребителя
12 - предохранительное устройство
13 - устройство индикации соединения для формирования сигнала соединения с землей
13а - звуковое устройство аварийной сигнализации
13b - визуальное устройство аварийной сигнализации
14 - устройство сигнала открытия для формирования сигнала открытия
15 - фильтр для формирования сигнала тревоги
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2017 |
|
RU2682758C1 |
ЭЛЕКТРОМОНТАЖНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕГРЕВА УСТАНОВКИ ДЛЯ ПОДАЧИ ВОЗДУХА, ОТБИРАЕМОГО ОТ ДВИГАТЕЛЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА, И УСТАНОВКА ДЛЯ ПОДАЧИ ОТБИРАЕМОГО ВОЗДУХА, СОДЕРЖАЩАЯ ЭТУ СИСТЕМУ | 2007 |
|
RU2429993C2 |
Система кондиционирования воздуха летательного аппарата на основе электроприводных нагнетателей и реверсивных парокомпрессионных холодильных установок | 2017 |
|
RU2658224C1 |
АГРЕГАТ ПИТАНИЯ РУЛЕВЫХ МАШИН | 2010 |
|
RU2499916C2 |
Модульная система подготовки и распределения газов | 2023 |
|
RU2817593C1 |
АВТОНОМНЫЙ КОМПЛЕКС ОБЕСПЕЧЕНИЯ КИСЛОРОДОМ ПОСТРАДАВШИХ | 2004 |
|
RU2261218C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С АВТОМАТИЧЕСКИМ ОТКЛЮЧЕНИЕМ ПОДАЧИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ | 2003 |
|
RU2258842C2 |
СИСТЕМА ОХРАНЫ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ | 2013 |
|
RU2536429C1 |
Стенд для испытаний модели жидкостной противообледенительной системы летательного аппарата | 2024 |
|
RU2824830C1 |
Изобретение относится к системе и способу подачи отбираемого воздуха в самолет. Система для подачи отбираемого воздуха в самолет содержит несколько магистралей (3, 4, 8, 11), с помощью которых подается отбираемый воздух в самолет. Магистрали расположены между одним или несколькими источниками (1, 2) отбираемого воздуха и одним или несколькими потребителями (10). Каждая магистраль содержит один клапан (5, 6, 7), который устанавливает величину расхода отбираемого воздуха и предохранительное устройство (12), которое служит для перекрытия клапана (5, 6, 7) в одной магистрали (3, 4, 8, 11) в зависимости от сигнала тревоги. Предохранительное устройство (12) используется для предотвращения утечки в системе подачи отбираемого воздуха и содержит устройство (13) индикации соединения для формирования сигнала соединения с землей, фильтр (15) для формирования сигнала тревоги. Фильтр указывает на любое открытие магистрали (8), соединенной со штуцером (9) подключения наземного питания. Способ обеспечивает управление системой для подачи отбираемого воздуха в самолет. Достигается обеспечение безопасности системы подачи отбираемого воздуха в самолет. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Система подачи отбираемого воздуха для подачи отбираемого воздуха в самолет с помощью нескольких магистралей (3, 4, 8, 11) подачи отбираемого воздуха, расположенных между одним или несколькими источниками (1, 2) отбираемого воздуха и одним или несколькими потребителями (10), причем каждая магистраль содержит, по меньшей мере, один клапан (5, 6, 7) для установки величины расхода через магистраль подачи отбираемого воздуха и предохранительное устройство (12) для перекрытия клапана (5, 6, 7) в, по меньшей мере, одной из указанных нескольких магистралей (3, 4, 8, 11) подачи отбираемого воздуха в зависимости от сигнала тревоги, который указывает на открытие, по меньшей мере, одной из нескольких магистралей (3, 4, 8, 11) подачи отбираемого воздуха, характеризующаяся тем, что предохранительное устройство (12) содержит устройство (13) индикации соединения для формирования сигнала соединения с землей, когда магистраль (8) самолета для подачи отбираемого воздуха соединена со штуцером (9) подключения наземного питания сжатым воздухом, и фильтр (15) для формирования сигнала тревоги в зависимости от сигнала соединения с землей и сигнала открытия от устройства формирования сигнала открытия, при этом сигнал открытия указывает на любое открытие магистрали (8) подачи отбираемого воздуха, которая соединена со штуцером (9) подключения наземного питания сжатым воздухом.
2. Система по п.1, характеризующаяся тем, что в магистрали подачи отбираемого воздуха, соединенной со штуцером (9) подключения наземного питания сжатым воздухом, размещен двухпозиционный клапан (6), причем двухпозиционный клапан (б) может управляться в зависимости от сигнала открытия.
3. Система по п.1 или 2, характеризующаяся тем, что включает в себя схему выходного сигнала для выдачи сигнала открытия на внешний источник подачи отбираемого воздуха, который соединен со штуцером (9) подключения наземного питания сжатым воздухом.
4. Система по п.3, характеризующаяся тем, что схема выходного сигнала интегрирована в штуцер (9) подключения самолета к наземному питанию сжатым воздухом.
5. Система по п.3, характеризующаяся тем, что схема выходного сигнала соединена с пультом управления самолета.
6. Система по п.1, характеризующаяся тем, что снабжена устройством (13) аварийной сигнализации для формирования сигнала тревоги в зависимости от сигнала открытия.
7. Система по п.6, характеризующаяся тем, что устройство (13) аварийной сигнализации содержит звуковое устройство (13а) аварийной сигнализации для формирования звукового сигнала тревоги и/или визуальное устройство (13b) аварийной сигнализации для формирования визуального сигнала тревоги вне самолета.
8. Способ управления системой подачи отбираемого воздуха для подачи отбираемого воздуха в самолет с помощью нескольких магистралей (3, 4, 8, 11) подачи отбираемого воздуха, расположенных между одним или несколькими источниками (1, 2) отбираемого воздуха и одним или несколькими потребителями (10), причем каждая магистраль содержит, по меньшей мере, один клапан (5, 6, 7) для установки величины расхода через магистраль подачи отбираемого воздуха и предохранительное устройство (12) для перекрытия клапана (5, 6, 7) в, по меньшей мере, одной из указанных нескольких магистралей (3, 4, 8, 11) подачи отбираемого воздуха в зависимости от сигнала тревоги, который указывает на открытие, по меньшей мере, одной из нескольких магистралей (3, 4, 8, 11), характеризующийся тем, что содержит этапы, на которых формируют сигнал соединения с землей с помощью устройства (13) индикации соединения, когда магистраль (8) самолета для подачи отбираемого воздуха соединена со штуцером (9) подключения наземного питания сжатым воздухом, и формируют сигнал тревоги с помощью фильтра (15) в зависимости от сигнала соединения с землей и сигнала открытия от устройства формирования сигнала открытия, причем сигнал тревоги указывает на открытие магистрали (8) подачи отбираемого воздуха, соединенной со штуцером (9) подключения наземного питания.
9. Способ по п.8, характеризующийся тем, что двухпозиционный клапан (6) перекрывают в зависимости от сигнала открытия, причем двухпозиционный клапан (6) размещают в магистрали (8) подачи отбираемого воздуха, которая соединена со штуцером (9) подключения питания сжатым воздухом.
10. Способ по п.8 или 9, характеризующийся тем, что сигнал открытия передают во внешний источник питания отбираемым воздухом, который соединен со штуцером (9) подключения наземного питания сжатым воздухом посредством схемы выходного сигнала.
11. Способ по п.8 или 9, характеризующийся тем, что формируют сигнал тревоги с помощью устройства (13) аварийной сигнализации в зависимости от сигнала открытия.
12. Способ по п.11, характеризующийся тем, что устройство (13) аварийной сигнализации испускает звук тревоги и/или визуальный сигнал тревоги вне самолета.
13. Способ по п.11, характеризующийся тем, что устройство аварийной сигнализации указывает местоположение утечки с особой точностью.
WO 8502906 A, 04.07.1985 | |||
КОЛЛЕКТОР ОТБОРА ВОЗДУХА В СИСТЕМУ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ САМОЛЕТА | 0 |
|
SU201103A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ЗАПОРНЫХ ОРГАНОВ КОМПРЕССОРНОЙ СИСТЕМЫ | 1991 |
|
RU2085885C1 |
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 0 |
|
SU307011A1 |
US 2002125414 A1, 12.09.2002. |
Авторы
Даты
2010-12-20—Публикация
2006-10-17—Подача