Изобретение относится к системам автоматического весового контроля движущихся транспортных средств и может быть использовано для контроля перевозок по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов.
Известен комплекс идентификации и контроля характеристик транспортных средств, пересекающих границы контролируемой зоны, содержащий сервер сбора данных и соединенные с ним по каналам связи систему обзорного видеонаблюдения, систему автоматического распознавания номерного знака, систему определения веса транспортного средства и систему организации движения транспортного средства через контролируемую зону (патент на полезную модель RU 77473, опубл. 20.10.2008 г.).
В известном комплексе информация, поступающая от различных систем, относящаяся к определенному транспортному средству, хранится в сервере сбора данных в сгруппированном виде и доступна для пользователей через каналы связи. Однако приведенный комплекс недостаточно удобен в эксплуатации, поскольку содержит систему организации движения, включающую шлагбаум и светофор, приводящие при осуществлении контроля к потере времени у водителя и способствующие задержке движения на трассе. Кроме того, в известном комплексе не автоматизирован процесс сбора денежных средств с грузоперевозчика, допустившего превышение весовых параметров транспортного средства.
Известна автоматизированная система контроля эксплуатации транспортных средств, содержащая пункт весового контроля, включающий компьютер, соединенные с ним по каналам связи через приемопередающее устройство блок видеонаблюдения и регистрации и блок весового контроля, выполненный с возможностью определения фактического веса транспортного средства в состоянии покоя, и установленные на каждом транспортном средстве блок датчиков и регистратор параметров транспортного средства, состоящий из блока переработки информации, соединенного своим входом с выходом блока датчиков, и приемопередающего устройства, соединенного по шинам ввода-вывода с блоком переработки информации и приемопередающим устройством пункта весового контроля. Компьютер выполнен с возможностью анализировать и выделять из принимаемой информации признаки нарушения весовых параметров на контролируемой территории и выдавать управляющие сигналы в блок видеонаблюдения и регистрации на поиск в общем потоке того транспортного средства, которое допустило нарушение. После остановки транспортного средства и произведения контрольного взвешивания в состоянии покоя и поступления соответствующего сигнала от блока весового контроля компьютер определяет ущерб, наносимый дорожному полотну, осуществляет ведение и организацию электронного архива данных транспортных средств, прошедших весовой контроль, назначает стоимость проезда, выдает чек кассового сбора, рассчитывает штрафы при превышении весовых параметров, оформляет акты на допущенные нарушения и передает через приемопередающее устройство по шине ввода-вывода в регистратор параметров транспортного средства данные о выявленных нарушениях и штрафных санкциях за них (патент RU №2333537, опубл. 10.09.2008 г.).
В приведенной системе улучшен недостаток предыдущего комплекса, а именно контроль весовых параметров транспортного средства осуществлен без замедления движения на трассе. В приведенной системе автоматизирован процесс расчета штрафных санкций за превышение транспортным средством весовых параметров и осуществлена возможность передачи информации о допущенных нарушениях и штрафах в установленный на транспортном средстве регистратор параметров.
Однако и в этой системе не автоматизирован процесс сбора компенсации с грузоперевозчика, допустившего превышение весовых параметров транспортного средства. Кроме того, для выявления нарушения и расчета штрафных санкций требуется дополнительное взвешивание транспортного средства в состоянии покоя, что приводит к увеличению затрат времени и увеличению трудоемкости контроля. И, наконец, установка на каждом транспортном средстве дополнительного оборудования - регистратора параметров - требует согласования с заводом-изготовителем транспортного средства, а в дальнейшем - его технического обслуживания и ремонта, что создает неудобства для владельцев транспортных средств, поскольку требует дополнительных затрат времени и денежных средств.
Система, приведенная последней, является наиболее близким решением по технической сущности.
Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей системы за счет автоматического сбора компенсаций за превышение транспортным средством весовых параметров и улучшение удобства ее эксплуатации.
Эта задача решается таким образом, что автоматическая система весового контроля транспортного средства, содержащая компьютер, содержащий базу данных владельцев транспортных средств, выполненный с возможностью расчета компенсации за превышение транспортным средством весовых параметров и соединенный с ним по каналам связи через приемопередающее устройство блок весового контроля, дополнительно содержит блок видеонаблюдения и фотофиксации и приемопередающее устройство малого радиуса действия, соединенные через приемопередающее устройство с компьютером, и радиочастотный идентификатор, содержащий индивидуальный номер грузоперевозчика, при этом компьютер дополнительно содержит базу данных индивидуальных номеров и лицевых счетов грузоперевозчиков и выполнен с возможностью списания денежных средств с лицевого счета грузоперевозчика за превышение транспортным средством весовых параметров и информирования его об этом списании.
Радиочастотный идентификатор выполнен в виде брелока, пластиковой карты или совмещен с мобильным телефоном, или наушником, или другим средством связи.
Такое схемное решение обеспечивает распознавание грузоперевозчика при помощи блока видеонаблюдения и фотофиксации, приемопередающего устройства малого радиуса действия и радиочастотного идентификатора, находящегося у грузоперевозчика. После передачи данных о государственном номере транспортного средства и индивидуальном номере грузоперевозчика через приемопередающее устройство на компьютер происходит определение владельца транспортного средства, сравнение индивидуального номера грузоперевозчика, сопоставление его с его лицевым счетом, осуществление списания с лицевого счета денежных средств за превышение транспортным средством весовых параметров и информирование грузоперевозчика об этом списании.
Возможность списания денежных средств с лицевого счета грузоперевозчика и информирования его об этом списании обеспечивает удобство грузоперевозчику, поскольку исключает его контакт с органами ГБДД и службой надзора в сфере транспорта. Благодаря этому достигается технический результат: автоматизация процесса взимания компенсаций за наносимый автомобильным дорогам ущерб.
Заявителю неизвестно использование в науке и технике отличительных признаков системы весового контроля транспортного средства с достижением указанного технического результата.
На чертеже представлена функциональная блок-схема автоматической системы весового контроля транспортного средства.
Система содержит компьютер 1 контрольного пункта и соединенные с ним по каналам связи приемопередающее устройство 2, блок видеонаблюдения и фотофиксации 3, блок весового контроля 4, включающий автомобильные весы (не показаны) и приемопередающее устройство 5, выполненное в виде беспроводного устройства малого радиуса действия «Bluetooth», образующие пост весового контроля, и находящийся у грузоперевозчика радиочастотный идентификатор 6 со встроенным ЧИП-кодом, содержащий его индивидуальный номер. Компьютер 1 содержит базу данных владельцев транспортных средств и базу индивидуальных номеров и лицевых счетов грузоперевозчиков и выполнен с возможностью расчета компенсации за превышение транспортным средством весовых параметров, списания денежных средств с лицевого счета грузоперевозчика за допущенное нарушение и информирования его об этом списании. Радиочастотный идентификатор 6 со встроенным ЧИП-кодом совмещен с мобильным телефоном 7 грузоперевозчика.
Система работает следующим образом.
При прохождении транспортного средства через пост весового контроля блок видеонаблюдения и фотофиксации 3 фиксирует государственный номер транспортного средства, блок весового контроля 4 определяет вес транспортного средства в динамике, приемопередающее устройство малого радиуса действия 5 производит автоматическое опознание радиочастотного идентификатора 6 и по нему определяет индивидуальный номер грузоперевозчика.
При превышении транспортным средством весовых параметров информация о грузоперевозчике - государственном номере транспортного средства, результатах его взвешивания и индивидуальном номере грузоперевозчика - передается по каналам связи через приемопередающее устройство 2 на компьютер 1 контрольного пункта. Компьютер производит расчет компенсации за нанесенный автомобильным дорогам ущерб, сравнивает индивидуальный номер грузоперевозчика с его индивидуальным номером, занесенным в компьютер, сопоставляет его с лицевым счетом, после чего осуществляет списание с лицевого счета денежных средств.
После осуществления списания компьютер информирует грузоперевозчика, например, при помощи SMS-сообщения, поступающего на мобильный телефон 7 грузоперевозчика о сумме списания и остатке денежных средств на его лицевом счете.
При отсутствии у грузоперевозчика радиочастотного идентификатора компьютер определяет владельца транспортного средства, выписывает ему платежное требование об оплате компенсации и информирует ГБДД о нарушении им правил дорожного движения.
Лицевой счет грузоперевозчика может быть открыт с присвоением индивидуального номера грузоперевозчика и пополнен через любую платежную систему, например банк, терминал, банкомат и т.д.
Приемопередающее устройство 5 работает на частоте 2,4 ГГц с радиусом действия до 100 м и не требует специальных государственных разрешений.
Предлагаемая система позволяет автоматизировать процесс сбора компенсаций за наносимый автомобильным дорогам ущерб.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПРОЕЗД ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ | 2015 |
|
RU2622856C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕСОВОГО И ГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ | 2018 |
|
RU2694437C1 |
Система контроля и мониторинга маршрутизированных автотранспортных средств | 2018 |
|
RU2712404C2 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕДОЗВОЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2291071C1 |
Способ осуществления взимания платы за телефонный вызов на сторонние телефонные номера с домофона | 2022 |
|
RU2787323C1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИМИ УСТРОЙСТВАМИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НАСТРОЕК ВХОДЯЩИХ СОЕДИНЕНИЙ | 2013 |
|
RU2595935C2 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И РЕГИСТРАТОР ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2333537C1 |
СИСТЕМА МНОГОСТОРОННЕГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2264936C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАТНОЙ ПАРКОВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2005 |
|
RU2271573C1 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПАРКОВКОЙ | 2014 |
|
RU2562412C1 |
Изобретение относится к области контроля перевозок по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов. Система содержит компьютер и соединенные с ним по каналам связи через приемопередающее устройство блок весового контроля, блок видеонаблюдения и фотофиксации и приемопередающее устройство малого радиуса действия, образующие пост весового контроля. Для распознавания грузоперевозчика использованы приемопередающее устройство малого радиуса действия и находящийся у грузоперевозчика радиочастотный идентификатор, включающий его индивидуальный номер. Компьютер содержит базу данных владельцев транспортных средств и базу данных индивидуальных номеров и лицевых счетов грузоперевозчиков. При превышении транспортным средством весовых параметров компьютер осуществляет расчет компенсации, списывает денежные средства с лицевого счета грузоперевозчика и информирует его об этом списании при помощи SMS-сообщения. Система характеризуется расширенными функциональными возможностями и, в частности, позволяет автоматизировать процесс сбора компенсаций за наносимый автомобильным дорогам ущерб. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Автоматическая система весового контроля транспортного средства, содержащая компьютер, содержащий базу данных владельцев транспортных средств, выполненный с возможностью расчета компенсации за превышение транспортным средством весовых параметров и соединенный с ним по каналам связи через приемопередающее устройство блок весового контроля, отличающаяся тем, что дополнительно содержит блок видеонаблюдения и фотофиксации и приемопередающее устройство малого радиуса действия, соединенные через приемопередающее устройство с компьютером, и радиочастотный идентификатор, содержащий индивидуальный номер грузоперевозчика, при этом компьютер дополнительно содержит базу данных индивидуальных номеров и лицевых счетов грузоперевозчиков и выполнен с возможностью списания денежных средств с лицевого счета грузоперевозчика за превышение транспортным средством весовых параметров и информирования его об этом списании.
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что радиочастотный идентификатор выполнен в виде брелока, пластиковой карты или совмещен с мобильным телефоном или наушником.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И РЕГИСТРАТОР ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2333537C1 |
Экранированный сигнал-генератор | 1941 |
|
SU77473A3 |
RU 2002135349 A, 20.07.2004 | |||
CN 1584516 A, 23.02.2005 | |||
Ленточный конвейер | 1985 |
|
SU1388361A1 |
Авторы
Даты
2010-12-27—Публикация
2009-07-29—Подача