СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБТЕКАНИЕМ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2011 года по МПК F42B10/32 B64C1/38 B64C21/08 

Описание патента на изобретение RU2415373C1

Изобретение относится к авиации и касается технологии управления обтеканием малоразмерных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Известны технологии снижения трения, теплопередачи и управления обтеканием тел в условиях поверхностного массообмена при вдуве легких газов в пограничный слой и его отсосе (Кутателадзе С.С., Леонтьев А.И. Турбулентный пограничный слой сжимаемого газа // Новосибирск: Изд-во АН СССР, 1962; Кутателадзе С.С., Леонтьев А.И. Тепломассоперенос, т.III, Госэнергоиздат, 1963; Лыков А.В. Тепломассообмен // Москва: "Энергия", 1972; Чжен П. Отрывные течения, т.III, Москва: Изд-во "Мир", 1973; Краснов Н.Ф., Захарченко В.Ф., Кошевой В.Н. Основы аэродинамического расчета. Трение и теплопередача. Управление обтеканием летательных аппаратов // Под ред. проф. Н.Ф.Краснова // М.: Высш. шк., 1984).

Недостатком известных технологий являются дополнительные энергозатраты на организацию отсоса/выдува газа.

Известен способ снижения донного сопротивления артиллерийского снаряда и устройство для его осуществления (патент RU №2225976 C1, МПК F42B 15/00, 20.03.2004), основанный на вдуве горючей газообразной смеси в спутную струю снаряда с эжектированием части набегающего потока воздуха в зоны ее дожигания между пиротехническими зарядами и в центральную зону спутной струи. Количество эжектируемого на траектории воздуха в центральную зону спутной струи изменяют пропорционально скорости снаряда.

Недостатком известного способа снижения донного сопротивления является высокая тепловая нагрузка на конструкцию управляемого снаряда.

Известен электрогазодинамический способ уменьшения аэродинамического сопротивления, основанный на впрыске ионной струи в пограничный слой и электрогазодинамическом воздействии на ламинарно-турбулентный переход в пограничном слое (Ватажин А.Б., Грабовский В.И., Лихтер В.А., Шульгин В.И. Электрогазодинамические течения. М.: Наука, 1983; Курячий А.П. О затягивании перехода пограничного слоя электрогидро-динамическим методом // ПММ. т.49. Вып.1. 1985; Казаков А.В., Курячий А.П. Влияние электрогазодинамического воздействия на развитие малых возмущений в пограничном слое на тонком профиле // Изв. АН СССР. МЖГ №1, 1986).

Недостатком известного электрогазодинамического способа уменьшения аэродинамического сопротивления является отсутствие заметного уменьшения трения в турбулентном пограничном слое при сверх- и гиперзвуковых скоростях набегающего потока.

Наиболее близким из известных технических решений предлагаемому способу управления обтеканием беспилотного летательного аппарата является способ управления обтеканием сверхзвуковым воздушным потоком летательного аппарата (патент RU №2268198 С1, МПК B64C 21/08, 20.01.2006), основанный на выпуске под давлением рабочего тела плотностью не менее 0,06 г/см3 при нормальных условиях через полую иглу в носовой части ЛА со скоростью, превышающей скорость полета ЛА, и формировании при вершине иглы аэродинамического конуса, касающегося пограничного слоя на головной части ЛА. Давление, под которым выпускают рабочее тело, создают с помощью газогенератора.

Недостатком известного технического решения является повышенный расход рабочего тела.

Задачей данного изобретения является снижение расхода рабочего тела и улучшение массогабаритных характеристик БПЛА.

Технический результат реализации изобретения заключается в увеличении скорости и дальности полета БПЛА на гиперзвуковой скорости.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, что в способе управления обтеканием беспилотного летательного аппарата, основанном на выпуске в носовой части БПЛА под давлением рабочего тела и формировании аэродинамического конуса вокруг БПЛА, рабочее тело плотностью менее 0,06 г/см3, содержащее диссоциированный водород, выпускают непосредственно в носовой части БПЛА через входное отверстие резонатора, обращенное навстречу набегающему потоку, в пульсирующем режиме с частотой от 10 до 12000 Гц, формируют вокруг фюзеляжа БПЛА аэродинамический конус в виде энтропийного слоя, аккумулируют в нем энергию набегающего потока и направляют его в камеру сгорания и сопловой аппарат силовой установки БПЛА.

Схема БПЛА для реализации предлагаемого способа управления обтеканием беспилотного летательного аппарата показана на чертеже.

Здесь непосредственно в носовой части БПЛА, содержащего фюзеляж 1, несущие плоскости 2, органы управления 3 и силовую установку 4 с кольцевым воздухозаборником 5, камерой сгорания 6 и сопловым аппаратом 7, через входное отверстие резонатора 8 выпускают под давлением рабочее тело, содержащее диссоциированный водород в пульсирующем режиме с частотой от 10 до 12000 Гц, формируют вокруг фюзеляжа 1 аэродинамический конус в виде энтропийного слоя 10, аккумулируют в нем энергию набегающего потока и направляют его в камеру сгорания 6 и сопловой аппарат 7 силовой установки 4 БПЛА. Пульсирующий режим выпуска рабочего тела в носовой части БПЛА осуществляют с помощью резонатора 8, давление в котором формируют в результате торможения набегающего потока, генерации водорода и выброса водородсодержащего рабочего тела через входное отверстие резонатора, обращенное навстречу набегающему потоку.

Энергию торможения набегающего потока используют на генерацию, нагрев и диссоциацию водорода, которую затем утилизируют в камере сгорания и сопловом аппарате силовой установки 4. Формирование вокруг фюзеляжа 1 аэродинамического конуса в виде энтропийного слоя 10 с диссоциированным водородом, имеющего пониженную вязкость, способствует снижению трения и аэродинамического сопротивления.

Таким образом, полезность реализации предлагаемого технического решения состоит в том, что часть энергии набегающего потока направляют на генерацию, нагрев и диссоциацию водорода с последующей ее утилизацией в силовой установке. Это повышает топливную эффективность и снижает тепловую нагрузку на конструкцию носовой части БПЛА. Кроме того, выпуск в носовой части БПЛА водородсодержащего рабочего тела с плотностью менее 0,06 г/см3 в пульсирующем режиме и формирование аэродинамического конуса в виде энтропийного слоя из легких газов вокруг фюзеляжа БПЛА снижает вязкость, трение и аэродинамическое сопротивление, что в итоге способствует увеличению скорости и дальности полета БПЛА. Заявленное изобретение является результатом разработок технологий, направленных на улучшение массогабаритных характеристик и топливной эффективности БПЛА, поддержанных грантом РФФИ 07-08-12056.

Похожие патенты RU2415373C1

название год авторы номер документа
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2010
  • Носачев Леонид Васильевич
  • Егоров Иван Владимирович
RU2432301C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБТЕКАНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2011
  • Носачев Леонид Васильевич
RU2488522C2
УСТРОЙСТВО АКТИВНОЙ ТЕПЛОЗАЩИТЫ И МОДУЛЯЦИИ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ГИПЕРЗВУКОВОГО БПЛА 2014
  • Носачев Леонид Васильевич
RU2558525C1
СПОСОБ АКТИВНОЙ ТЕПЛОЗАЩИТЫ И МОДУЛЯЦИИ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2014
  • Носачев Леонид Васильевич
RU2559182C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2005
  • Зубарев Александр Николаевич
  • Икрянников Евгений Демьянович
  • Петров Евгений Геннадиевич
  • Подобедов Владимир Александрович
RU2288140C1
ГИПЕРЗВУКОВОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1999
  • Куранов А.Л.
  • Фрайштадт В.Л.
  • Корабельников А.В.
  • Кучинский В.В.
  • Шейкин Е.Г.
RU2172278C2
Беспилотный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки 2023
  • Битуев Альберт Георгиевич
RU2799426C1
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА В ПРЯМОТОЧНОМ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОМ ДВИГАТЕЛЕ С НЕПРЕРЫВНО-ДЕТОНАЦИОННОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2019
  • Фролов Сергей Михайлович
  • Иванов Владислав Сергеевич
  • Набатников Сергей Александрович
  • Зангиев Алан Эльбрусович
  • Авдеев Константин Алексеевич
  • Звегинцев Валерий Иванович
  • Шулакова Надежда Сергеевна
RU2714582C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБТЕКАНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2004
  • Новиков Олег Николаевич
RU2283794C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ПОВЫШЕННОЙ МАНЕВРЕННОСТЬЮ 2021
  • Подгорнов Владимир Аминович
  • Науменко Михаил Юрьевич
  • Кипкаев Алексей Евгеньевич
  • Крестьянинов Георгий Анатольевич
RU2758872C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБТЕКАНИЕМ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к авиации. Способ управления обтеканием беспилотного летательного аппарата включает выпуск в носовой части под давлением рабочего тела плотностью менее 0,06 г/см3, содержащего диссоциированный водород. В пульсирующем режиме с частотой от 10 до 12000 Гц формируют вокруг фюзеляжа аэродинамический конус в виде энтропийного слоя, в котором аккумулируют энергию набегающего потока для утилизации в камере сгорания и сопловом аппарате силовой установки. Изобретение направлено на снижение аэродинамического сопротивления и тепловой нагрузки на конструкцию с увеличением скорости и дальности полета. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 415 373 C1

Способ управления обтеканием беспилотного летательного аппарата (БПЛА), включающий выпуск в носовой части БПЛА под давлением рабочего тела и формирование аэродинамического конуса БПЛА, отличающийся тем, что рабочее тело плотностью менее 0,06 г/см3, содержащее диссоциированный водород, выпускают непосредственно в носовой части БПЛА через входное отверстие резонатора, обращенное навстречу набегающему потоку, в пульсирующем режиме с частотой от 10 до 12000 Гц, формируют вокруг фюзеляжа БПЛА аэродинамический конус в виде энтропийного слоя, аккумулируют в нем энергию набегающего потока и направляют его в камеру сгорания и сопловой аппарат силовой установки БПЛА.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2415373C1

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБТЕКАНИЕМ СВЕРХЗВУКОВЫМ ВОЗДУШНЫМ ПОТОКОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Прудников Александр Григорьевич
  • Яновский Юрий Григорьевич
RU2268198C1
US 5236152 A, 17.08.1993
ШПРИЦ, РУКОЯТКА ШПРИЦА, КОРПУС 2018
  • Комбес, Кристоф
  • Фулон, Ричард
RU2783499C2

RU 2 415 373 C1

Авторы

Носачев Леонид Васильевич

Егоров Иван Владимирович

Даты

2011-03-27Публикация

2010-01-19Подача