УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ДОРОЖНЫМ И АЭРОДРОМНЫМ ПОКРЫТИЕМ Российский патент 2011 года по МПК E01C23/07 

Описание патента на изобретение RU2415990C1

Изобретение относится к устройствам для оперативного контроля коэффициента сцепления колеса с сооружаемыми и эксплуатируемыми дорогами и аэродромами с твердым покрытием и может быть использовано при расследовании дорожно-транспортных происшествий и нештатных ситуаций взлета и приземления воздушных судов.

Известно устройство для измерения коэффициента сцепления колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием, содержащее двухосный прицеп с межосевой тормозной системой, приспособление для измерения тормозного усилия, тормозящую систему, выполненную в виде коробки передач и дифференциальными механизмами (редукторами) и сцепной муфтой на одном из карданных валов, а также регистрирующую аппаратуру (авт. св. СССР №1604881, Е01С 23/07, 1988 г.).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, относится то, что известное устройство использует динамометрический способ и эффективно при измерениях коэффициента сцепления на горизонтальных поверхностях. Это обуславливает ограниченные технологические возможности устройства и недостаточную точность и достоверность результатов измерений, особенно на участках дорог с различными продольными и поперечными уклонами, радиусами поворотов и значительной вибрации.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является динамометрический прицеп типа ПКРС - 2У для измерения коэффициента сцепления колеса автомобиля и дорожного покрытия. Он представляет собой одноколесный прицеп, буксируемый автомобилем и состоит из дополнительного груза, емкости с водой, тормозящей и измерительной систем, блока регистрации. Измерительная система состоит из датчика линейных перемещений модели 19500, регистрирующего прогиб металлической пластины под действием на нее усилий от заторможенного измерительного колеса в режиме блокировки (см. ГОСТ 30413-96 «Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием»). Данное устройство принято за прототип.

Признаки прототипа, являющиеся общими с заявляемым изобретением - прицеп с измерительной и тормозящей системами; блок регистрации.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, относят то, что известное устройство измеряет коэффициент сцепления при полном затормаживании колеса устройства, что не позволяет получить точные и достоверные данные о коэффициенте сцепления транспортных средств, оснащенных антиблокировочными системами (АБС).

Задачей изобретения является повышение точности и достоверности измерений коэффициента сцепления колеса транспортного средства с поверхностью движения с капитальным покрытием при расширении диапазона условий эксплуатации: увеличении скорости движения автомобиля-буксировщика и нормальной нагрузки на измерительное колесо.

Поставленная задача решается за счет того, что в известном устройстве для измерения коэффициента сцепления колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием, включающем прицеп с измерительной и тормозящей системами и блок регистрации, на прицепе размещены на двух полуосях измерительное и свободно катящееся колеса с установленными на соответствующих полуосях датчиками оборотов колес, тормозящая система снабжена гидравлическим насосом, установленным на полуоси измерительного колеса и связанным гидролинией с гидробаком, предохранительным клапаном и путевым дросселем с управляющим элементом, на входе путевого дросселя установлен датчик давления, при этом устройство снабжено блоком управления, включающим измерительную систему и блок регистрации, вход блока управления соединен с выходами датчиков оборотов колес, выходом датчика давления и управляющим элементом путевого дросселя.

Признаки предлагаемого устройства, отличительные от прототипа - установка на прицепе на двух полуосях измерительного и свободно катящегося колеса; установка на соответствующих полуосях датчиков оборотов колес; наличие у тормозящей системы гидравлического насоса, установленного на полуоси измерительного колеса и связанного гидролинией с гидробаком, предохранительным клапаном и путевым дросселем с управляющим элементом; установка на входе путевого дросселя датчика давления; наличие блока управления, включающего измерительную систему и блок регистрации; вход блока управления соединен с выходами датчиков оборотов колес, выходом датчика давления и управляющим элементом путевого дросселя.

Отличительные признаки в совокупности с известными позволяют повысить точность и достоверность измерений коэффициента сцепления колеса транспортного средства с поверхностью движения с капитальным покрытием при расширении диапазона условий эксплуатации: увеличении скорости движения автомобиля-буксировщика и нормальной нагрузки на измерительное колесо. За счет создания гидравлического сопротивления в нагнетательной гидролинии тормозной системы управляющим элементом путевого дросселя возникает тормозящий момент измерительного колеса, соответствующий определенному скольжению, что позволяет получить достоверный результат коэффициента сцепления в зависимости от скорости движения транспортного средства, покрытия дороги, состояния поверхности качения. За счет измерения давления и чисел оборотов колес получают информацию о коэффициенте сцепления колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием с высокой точностью. При этом обеспечивается возможность бесступенчатого регулирования и передачи параметров процесса торможения при расширении диапазона условий эксплуатации устройства.

На чертеже изображена схема взаимосвязей элементов устройства для определения коэффициента сцепления колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием.

Устройство содержит прицеп с установленными на двух полуосях 1 и 2 измерительным 3 и свободно катящимся 4 колесами. Обороты колес 3,4 контролируются с помощью датчиков оборотов 5 и 6, установленных на соответствующих полуосях 1 и 2 прицепа. Выходы сигналов с датчиков оборотов 5, 6 колес связаны с входом блока управления 7. Блок управления 7 включает измерительную систему и блок регистрации (на чертеже не показаны). На раме 8 прицепа размещен дополнительный груз 9, который обеспечивает нормальную нагрузку на измерительное колесо 3. Тормозящая система снабжена гидравлическим насосом 10, установленным на полуоси 1 измерительного колеса 3 и связанным гидролинией с гидробаком 11, предохранительным клапаном 12 и путевым дросселем 13 с управляющим элементом. На входе путевого дросселя 13 установлен датчик давления 14. Выход датчика давления 14 соединен с входом блока управления 7 и управляющий элемент путевого дросселя 13 соединен с блоком управления 7. Движение устройства осуществляется по поверхности дорожного или аэродромного покрытия 15.

Устройство работает следующим образом.

Устройство жестко прицепляется к автомобилю-буксировщику, нагружается дополнительными грузами 9 для создания давления колеса 3 на поверхность движения. Автомобиль-буксировщик разгоняется до принимаемой скорости, при этом путевой дроссель 13 настроен на соответствующую скорость движения. При взаимодействии с поверхностью движения измерительное колесо 3 передает вращающий момент через жесткую связь на полуось 1 и тем самым - гидравлическому насосу 10, который вращательную энергию колеса 3 преобразует в гидравлическую энергию потока рабочей жидкости из гидробака 11 в путевой дроссель 13. Путевой дроссель 13 по команде управления от блока управления 7 изменяет проходное сечение и создает соответствующее гидравлическое сопротивление гидролинии. Таким образом, возрастает нагрузка на гидронасос 10, а следовательно, и на измерительное колесо 3, что создает проскальзывание измерительного колеса 3. Возникающее давление рабочей жидкости перед путевым дросселем 13 регистрируется датчиком давления 14, который передает сигнал в блок управления 7. Предохранительный клапан 12 служит для сброса давления и защищает гидравлический насос 10 и гидролинию от разрушения. Датчик оборотов 5 измерительного колеса 3 и датчик оборотов 6 свободно катящего колеса 4 позволяют измерить число оборотов колес устройства и задавать величину проскальзывания измерительного колеса 3 в процессе движения автомобиля-буксировщика и устройства.

Величина коэффициента сцепления будет пропорциональна измеряемому давлению, возникающему в тормозной системе при вращении измерительного колеса в режиме проскальзывания.

Коэффициент сцепления определяется при радиусе колеса Гк и нормальной нагрузке N по соотношению:

,

где MT=f(S, q0, ΔP),

где S - скольжение колеса;

ΔР - перепад давления на насосе;

q0 - рабочий объем насоса.

При полной блокировке измерительного колеса определяется коэффициент трения скольжения.

Чем выше коэффициент сцепления, тем больший момент вращения развивает измерительное колесо и тем самым выше давление в тормозной системе. Полученные показатели давления переводятся в коэффициент сцепления по средствам тарировочных коэффициентов.

Преимущество предлагаемого устройства состоит в том, что оно позволяет повысить точность и достоверность измерений коэффициента сцепления колеса транспортного средства с поверхностью движения с капитальным покрытием при расширении диапазона условий эксплуатации.

Похожие патенты RU2415990C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ДОРОЖНЫМ И АЭРОДРОМНЫМ ПОКРЫТИЕМ 2008
  • Кычкин Владимир Иванович
  • Пугин Константин Георгиевич
  • Кычкин Алексей Владимирович
RU2379408C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ 2002
  • Белоногов Л.Б.
  • Кычкин В.И.
  • Пугин К.Г.
RU2211891C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОГО КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ 2007
  • Кычкин Владимир Иванович
  • Пугин Константин Георгиевич
  • Кычкин Алексей Владимирович
RU2351705C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОГО КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ 2005
  • Кычкин Владимир Иванович
  • Пугин Константин Георгиевич
  • Кычкин Алексей Владимирович
RU2293816C1
Устройство измерения коэффициента сцепления колес с аэродромным покрытием 2015
  • Путов Виктор Владимирович
  • Путов Антов Викторович
  • Стоцкая Анастасия Дмитриевна
RU2612074C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ 1999
  • Полещук С.Е.
  • Прихода А.Г.
  • Круглов В.М.
  • Щербаков В.В.
RU2156333C1
УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ПОВЕРХНОСТЬЮ АЭРОДРОМНЫХ И ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2008
  • Путов Виктор Владимирович
  • Путов Антон Викторович
  • Хильченко Владимир Ефимович
RU2369856C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ 2003
  • Пугин К.Г.
  • Кычкин В.И.
RU2244057C1
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ МИРОНОВА (ГАБТМ) 2003
  • Миронов В.С.
RU2248889C1
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2002
  • Баторшин В.П.
  • Галемов Т.Т.
  • Голоскин Е.С.
RU2232685C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 415 990 C1

Реферат патента 2011 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ДОРОЖНЫМ И АЭРОДРОМНЫМ ПОКРЫТИЕМ

Изобретение относится к устройствам для оперативного контроля коэффициента сцепления колеса с сооружаемыми и эксплуатируемыми дорогами и аэродромами с твердым покрытием и может быть использовано при расследовании дорожно-транспортных происшествий и нештатных ситуаций взлета и приземления воздушных судов. Устройство включает прицеп с тормозящей системой и блок управления. На прицепе размещены на двух полуосях измерительное и свободно катящееся колеса с установленными на соответствующих полуосях датчиками оборотов колес, выходы которых связаны с входом блока управления. Блок управления включает измерительную систему и блок регистрации. Тормозящая система снабжена гидравлическим насосом, установленным на полуоси измерительного колеса и связанным гидролинией с гидробаком, предохранительным клапаном и путевым дросселем с управляющим элементом, на входе путевого дросселя установлен датчик давления. Выход датчика давления и управляющий элемент путевого дросселя соединены с блоком управления. Техническим результатом изобретения является повышение точности и достоверности измерений коэффициента сцепления колеса транспортного средства с поверхностью движения с капитальным покрытием при расширении диапазона условий эксплуатации: увеличении скорости движения автомобиля-буксировщика и нормальной нагрузки на измерительное колесо. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 415 990 C1

Устройство для измерения коэффициента сцепления колеса транспортного средства с дорожным и аэродромным покрытием, включающее прицеп с измерительной и тормозящей системами и блок регистрации, отличающееся тем, что на прицепе размещены на двух полуосях измерительное и свободно катящееся колеса с установленными на соответствующих полуосях датчиками оборотов колес, тормозящая система снабжена гидравлическим насосом, установленным на полуоси измерительного колеса и связанным гидролинией с гидробаком, предохранительным клапаном и путевым дросселем с управляющим элементом, на входе путевого дросселя установлен датчик давления, при этом устройство снабжено блоком управления, включающем измерительную систему и блок регистрации, вход блока управления соединен с выходами датчиков оборотов колес, выходом датчика давления и управляющим элементом путевого дросселя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2415990C1

Устройство для определения коэффициента сцепления колеса транспортного средства с дорожным покрытием при торможении в режиме антиблокировки 1991
  • Близниченко Сергей Сергеевич
  • Назаренко Игорь Витальевич
  • Журавлева Светлана Николаевна
SU1823834A3
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ 2003
  • Пугин К.Г.
  • Кычкин В.И.
RU2244057C1
УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ПОВЕРХНОСТЬЮ АЭРОДРОМНЫХ И ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2008
  • Путов Виктор Владимирович
  • Путов Антон Викторович
  • Хильченко Владимир Ефимович
RU2369856C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С АЭРОДРОМНЫМ ПОКРЫТИЕМ 2005
  • Низовой Анатолий Васильевич
  • Луканов Николай Иванович
RU2298166C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ 2002
  • Белоногов Л.Б.
  • Кычкин В.И.
  • Пугин К.Г.
RU2211891C1

RU 2 415 990 C1

Авторы

Кычкин Владимир Иванович

Кычкин Алексей Владимирович

Болотов Дмитрий Александрович

Даты

2011-04-10Публикация

2009-11-26Подача