ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО РАДИОКАНАЛА ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ ДЛЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДА Российский патент 2011 года по МПК B61L25/02 

Описание патента на изобретение RU2419569C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для создания цифрового канала передачи данных для систем управления движением поездов, в частности для контроля местоположения и соблюдения графика движения поезда.

Известен способ организации цифрового радиоканала передачи данных для контроля за транспортировкой грузов до мест их назначения (RU 2177647 С1, 07.02.2001).

Способ предполагает наличие охранной сигнализации контейнеров, кодируемой при санкционируемом включении и отключении сигнализации с указанием кода оператора, бортовой аппаратуры транспортного средства, оснащенной навигационной системой, использующей радионавигационную систему «Глонасс» или «GPS», а также системой связи с охранной сигнализацией и информационно-аналитического центра (ИАЦ).

Навигационная информация о месте расположения транспортного средства и информация о состоянии охранной сигнализации периодически через систему сотовой связи передается в ИАЦ, где она принимается, хранится и отображается.

При срабатывании сигнализации как при санкционированных, так и при несанкционированных вскрытиях контейнеров, а также по запросам водителя формируются сигнальные сообщения, которые оперативно передаются в ИАЦ, где они отображаются на электронных картах местности, отмечается местоположение транспортного средства и принимается решение об оперативной реакции.

Известный способ обеспечивает возможность слежения за местоположением транспортного средства, за состоянием транспортного средства и перевозимого груза на маршруте.

Недостатком известного способа является отсутствие привязки данных о местоположении транспортного средства к единому времени и отсутствие контроля за выполнением графика движения.

Известна автоматизированная система ведения и анализа графика движения (RU 73100 U1, 10.05.2008). Известная система реализует способ ведения и анализа оптимального графика движения электроподвижного состава.

Автоматизированная система ведения и анализа графика движения состоит из блока получения информации о проходе поездов, блока формирования графика движения, блока экранного представления графика движения, блока исходных данных, блока коррекции работы устройства, блока контроля адекватности работы устройства, блока расчета системы тягового электроснабжения и устройства контроля и учета электроэнергии. В систему дополнительно введены блок формирования оптимального графика движения и блок расчета пропускной способности участка, причем один вход блока формирования оптимального графика движения соединен с выходом блока формирования графика движения, второй вход блока формирования оптимального графика движения соединен с выходом блока расчета пропускной способности участка, третий вход блока формирования оптимального графика движения соединен с выходом блока расчета системы тягового электроснабжения, а вход блока расчета пропускной способности участка соединен с выходом блока коррекции работы устройства.

В известной системе определяют местоположение поезда по его проходу железнодорожных объектов с использованием рельсовых цепей и других напольных устройств. Полученную информацию используют для анализа графика движения поезда и по результатам анализа принимают решения по управлению движением поезда.

Недостатком системы является сложность ее построения в части контроля ведения графика движения поезда, вызванная применением напольных устройств и физических линий связи.

Технический результат предлагаемой технологии заключается в автоматизации процесса управления движением поездов, в частности автоматизации процесса контроля за исполнением графика движения поезда, обеспечивающего значительное упрощение и снижение затрат на техническую эксплуатацию в результате использования цифровой радиосвязи.

Технология организации цифрового канала передачи данных для систем управления движением поезда заключается в том, что с помощью спутниковой системы навигации определяют географические координаты местоположения поездного локомотива с частотой обновления данных от 2 до 3 с, обеспечивающей заданную точность контроля, и передают их бортовой информационно-управляющей системе, осуществляющей привязку географических координат местоположения локомотива к трассе железнодорожной линии и формирование сообщений о местоположении локомотива с привязкой к единому времени, которые передают посредством сети радиосвязи на центральный коммутатор с последующей передачей через сервер информационно-управляющей системы в центре диспетчерского управления железной дороги, на блок формирования данных об исполнении графика движения, где осуществляют сравнение поступивших данных с плановым графиком движения поезда, результаты сравнения передают на монитор диспетчера и по сети цифровой радиосвязи передают в бортовую информационно-управляющую систему локомотива для информирования машиниста об отклонениях от графика движения для последующего принятия решений по управлению движением поезда.

Сущность заявляемой технологии поясняется чертежом, на котором изображена система управления движением поезда, реализующая предлагаемую технологию.

Система управления движением поезда содержит установленный на локомотиве 1 приемник 2 позиционирования, принимающий сигналы спутниковой навигационной системы 3 Глонасс/GPS, соединенный с блоком 4 привязки географических координат к трассе железнодорожной линии, выход которого соединен с первым входом контроллера 5, к первому выходу которого подключен вход передатчика радиостанции 6, а ко второму выходу контроллера 5 подключено информационное табло машиниста 7.

Ко второму и третьему входам контроллера 5 подключены соответственно выход датчика единого времени 8 и выход приемника радиостанции 6. К контроллеру 5 подключены и другие информационно-управляющие системы.

Радиостанция 6 взаимодействует по радиоканалу с базовыми радиостанциями 9, соединенными проводными каналами с центральным коммутатором 10 системы радиосвязи, установленным в центре управления движением поездов 15.

К выходу центрального коммутатора 10 подключен информационно-управляющий сервер 11, выход которого соединен с входом блока 12 формирования данных об отклонениях поезда от графика движения, один из выходов которого подключен к монитору диспетчера 13, а другой выход через сервер 11 соединен с входом центрального коммутатора 10 системы радиосвязи.

На другой вход блока 12 формирования данных об отклонениях поезда от графика движения подается информация от базы данных 14 о плановых графиках движения поездов. К информационно-управляющему серверу 11 подключены и другие информационно-управляющие системы.

Технология организации цифрового радиоканала передачи данных для систем управления движением поездов осуществляется следующим образом.

Информация о географическом местоположении поезда, получаемая с помощью бортового приемника 2 позиционирования в результате приема сигналов от группы навигационных спутников 3 системы Глонасс/GPS, поступает на блок 4 привязки географических координат к трассе железнодорожной линии. Преобразованная информация о местоположении поезда подается на контроллер 5, в котором к данным о местоположении привязываются метки единого времени, поступающие от датчика 8 времени.

Сформированная таким образом информация передается с помощью локомотивной приемо-передающей радиостанции 6 по радиоканалу на базовую радиостанцию 9, с которой в данный момент времени связана локомотивная радиостанция 6.

С выхода базовой радиостанции 9 информация по проводному каналу поступает на центральный коммутатор 10 системы радиосвязи, с выхода которого подается на информационно-управляющий сервер 11, после преобразования в котором информация поступает в блок 12 формирования информации об отклонениях от графика. В блоке 12 на основании полученных данных о местоположении поезда, привязанных к единому времени, осуществляется сравнение с данными, полученными из базы данных 14, содержащими сведения о плановых графиках движения поездов, в результате которого формируется информация о соблюдении поездом графика движения.

Информация о величине отклонения поступает на монитор диспетчера 13 и через сервер 11 на вход центрального коммутатора системы радиосвязи 10, через который данные об отклонении от графика движения поступают на базовую радиостанцию 9, с которой в данный момент времени установлена связь локомотивной радиостанции 6, с выхода приемника которой информация поступает через контроллер 5 на информационное табло машиниста 8. Полученные диспетчером и машинистом данные используются для принятия решений по управлению движением поезда.

Похожие патенты RU2419569C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ СЛЕДУЮЩИМИ ДРУГ ЗА ДРУГОМ ПОЕЗДАМИ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОЙ РАДИОСВЯЗИ 2015
  • Васильев Олег Константинович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Дуренков Александр Владимирович
  • Лапунов Сергей Игоревич
  • Слюняев Александр Николаевич
  • Филиппов Сергей Викторович
RU2578646C1
НАВИГАЦИОННОЕ КОММУНИКАЦИОННОЕ МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО МАНЕВРОВОГО ЛОКОМОТИВА 2012
  • Богачев Виктор Николаевич
  • Буянов Борис Яковлевич
  • Духин Степан Владимирович
  • Клепач Александр Петрович
  • Клепач Станислав Александрович
  • Новиков Андрей Николаевич
  • Шмыголь Илья Владимирович
RU2503566C1
Система для управления движением поездов 2021
  • Баранов Андрей Григорьевич
  • Батраев Владимир Владимирович
  • Розенберг Ефим Наумович
RU2766016C1
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ ПУТЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАНЦИИ 2012
  • Богачев Виктор Николаевич
  • Буянов Борис Яковлевич
  • Духин Степан Владимирович
  • Клепач Александр Петрович
  • Клепач Станислав Александрович
  • Новиков Андрей Николаевич
  • Шмыголь Илья Владимирович
RU2503567C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧЕЙ СООБЩЕНИЙ ПО ПОЕЗДНОЙ РАДИОСВЯЗИ 2010
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Раков Виктор Викторович
  • Ададуров Сергей Евгеньевич
  • Иванов Михаил Тимофеевич
  • Вериго Александр Михайлович
  • Розенберг Ефим Наумович
RU2432284C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ 2015
  • Баранов Андрей Григорьевич
  • Баранов Сергей Анатольевич
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Норейко Ольга Владимировна
  • Соловьева Анна Михайловна
RU2582431C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПОЕЗДА 2014
  • Ананьин Александр Сергеевич
  • Воробьев Всеволод Владимирович
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Болотов Петр Владимирович
  • Кононенко Артем Сергеевич
RU2560227C1
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ 2009
  • Андрушко Олег Сергеевич
  • Вериго Александр Михайлович
  • Захаров Александр Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Слюняев Александр Николаевич
  • Черников Александр Александрович
RU2417914C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ (СКТД) 2005
  • Шаров Виктор Александрович
  • Шабалин Николай Григорьевич
  • Лакин Игорь Капитонович
  • Зайцев Андрей Викторович
  • Захаров Роман Георгиевич
  • Невоструев Николай Виссарионович
  • Прибылов Сергей Михайлович
  • Шмаков Александр Викторович
RU2307041C1
СИСТЕМА ВЫБОРА АБОНЕНТОВ В ЦИФРОВОЙ ПОЕЗДНОЙ РАДИОСВЯЗИ 2009
  • Алмазян Карине Кареновна
  • Вериго Александр Михайлович
  • Климова Татьяна Викторовна
  • Слюняев Александр Николаевич
RU2405280C1

Реферат патента 2011 года ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО РАДИОКАНАЛА ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ ДЛЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для создания цифрового канала передачи данных для систем управления движением поездов, в частности для контроля местоположения и соблюдения графика движения поезда. Технология заключается в том, что с помощью спутниковой системы навигации определяют географические координаты местоположения поездного локомотива с частотой обновления данных от 2 до 3 с. Передают координаты бортовой информационно-управляющей системе, осуществляющей привязку географических координат местоположения локомотива к трассе железнодорожной линии и формирование сообщений о местоположении локомотива с привязкой к единому времени, которые передают посредством сети радиосвязи на центральный коммутатор с последующей передачей через сервер информационно-управляющей системы в центре диспетчерского управления железной дороги, на блок формирования данных об исполнении графика движения. В блоке формирования данных об исполнении графика движения осуществляют сравнение поступивших данных с плановым графиком движения поезда. Результаты сравнения передают на монитор диспетчера и через сервер информационно-управляющей системы по сети цифровой радиосвязи передают в бортовую информационно-управляющую систему локомотива для информирования машиниста об отклонениях от графика движения для последующего принятия решений по управлению движением поезда. Достигается автоматизация процесса управления движением поездов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 419 569 C1

Технология организации цифрового канала передачи данных для систем управления движением поезда, заключающаяся в том, что с помощью спутниковой системы навигации определяют географические координаты местоположения поездного локомотива с частотой обновления данных от 2 до 3 с и передают их бортовой информационно-управляющей системе, осуществляющей привязку географических координат местоположения локомотива к трассе железнодорожной линии и формирование сообщений о местоположении локомотива с привязкой к единому времени, которые передают посредством сети радиосвязи на центральный коммутатор с последующей передачей через сервер информационно-управляющей системы в центре диспетчерского управления железной дороги, на блок формирования данных об исполнении графика движения, где осуществляют сравнение поступивших данных с плановым графиком движения поезда, результаты сравнения передают на монитор диспетчера и через сервер информационно-управляющей системы по сети цифровой радиосвязи передают в бортовую информационно-управляющую систему локомотива для информирования машиниста об отклонениях от графика движения для последующего принятия решений по управлению движением поезда.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2419569C1

US 6799097 B2, 28.09.2004
СПУТНИКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИИ./ Под
ред
Якунина
ДИЗАЙН
ИНФОРМАЦИЯ
КАРТОГРАФИЯ
- М., 2008, с.65-71
Способ резки твердых и хрупких материалов 1989
  • Худобин Леонид Викторович
  • Белов Михаил Александрович
  • Крупенников Олег Геннадьевич
SU1705095A1
КОМПЛЕКСНОЕ ЛОКОМОТИВНОЕ УСТРОЙСТВО БЕЗОПАСНОСТИ УНИФИЦИРОВАННОЕ (КЛУБ-У) 2003
  • Елагин А.Ю.
  • Зорин В.И.
  • Киселева С.В.
  • Кисельгоф Г.К.
  • Кравец И.М.
  • Маршов С.В.
  • Розенберг Е.Н.
  • Филатова В.Н.
  • Чернов С.В.
  • Шухина Е.Е.
RU2248899C1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА СВЯЗИ, УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЛЯ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2003
  • Пелтц Дэвид М.
  • Смит Юджин А.
  • Краелинг Марк
  • Фой Роберт Джеймс
  • Пелтонен Глен Пол
  • Келлнер Стивен Эндрю
  • Брайант Роберт Фрэнсис
  • Джонсон Дон Кит
  • Деларуэлль Дейл Генри
RU2321954C2

RU 2 419 569 C1

Авторы

Слюняев Александр Николаевич

Вериго Александр Михайлович

Блиндер Илья Давидович

Баландин Владимир Иванович

Клепач Александр Петрович

Клепач Станислав Александрович

Даты

2011-05-27Публикация

2009-09-10Подача