СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМАЗЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ МАСЕЛ Российский патент 2011 года по МПК G01N33/30 G01N3/56 

Описание патента на изобретение RU2419791C1

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности.

Известен способ определения смазывающей способности масел, заключающийся в том, что эксплуатируют пару трения в присутствии смазки, пропускают через нее электрический ток, снимают статическое напряжение на поверхностях пары трения изменением полярности электрического тока, измеряют постоянный ток при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения в присутствии смазки в контакте, а в качестве параметра используют их отношение (АС СССР №1054732, МПК G01N 3/56, опубл. 1983 г.).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ определения смазывающей способности масел, заключающийся в том, что эксплуатируют пару трения в присутствии смазки, пропускают через нее электрический ток, снимают статическое напряжение на поверхностях пары трения изменением полярности электрического тока, измеряют постоянный ток при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения в присутствии смазки в контакте измеряют величину тока за период от начала испытания до стабилизации его значения при установившемся режиме трения в зависимости от времени трения, нагрузки, скорости скольжения, механических свойств материалов пары трения и температуры масла, строят их графические зависимости и оценивают смазывающую способность масла по параметрам: приспосабливаемости, скорости приспосабливаемости масла к данным условиям трения и коэффициенту совместимости масла (Пат. РФ №2186386, МПК G01N 33/30, 3/56, опубл. 2002 г.).

Известные способы не обладают достаточной информативностью.

Техническим результатом изобретения является повышение информативности способа определения смазывающей способности масел, так как в этом способе учитывается диапазон работоспособности масла.

Поставленная задача для решения технического результата достигается тем, что в способе определения смазывающей способности масел, заключающемся в том, что эксплуатируют пару трения в присутствии смазки, пропускают через пару трения электрический ток, согласно изобретению берут пробу масла постоянной массы, нагревают в выбранном температурном диапазоне при атмосферном давлении в течение постоянного времени, фотометрируют, определяют коэффициент поглощения светового потока, строят графическую зависимость коэффициента поглощения светового потока от температуры нагревания и по точке перелома кривой зависимости, соответствующей окончанию работоспособности масла, определяют значение коэффициента поглощения светового потока, далее пробу испытывают на машине трения, при постоянных режимах трения и пропускании постоянного тока через пару трения от внешнего стабилизированного источника питания заданной величины, устанавливаемой при неподвижной паре трения, измеряют диаметр пятна износа одного из элементов пары трения, строят графическую зависимость диаметра пятна износа от коэффициента поглощения светового потока, и по значению коэффициента поглощения светового потока, полученному из графической зависимости коэффициента поглощения светового потока от температуры, определяют точку, соответствующую окончанию работоспособности масла, и на участке кривой от оси ординат до этой точки определяют смазывающую способность масла, если кривая стабильна или убывает, то масло имеет хорошую смазывающую способность

На фиг.1 представлены графические зависимости коэффициента поглощения светового потока от температуры нагревания испытуемых масел; на фиг.2. - графические зависимости диаметра пятна износа от коэффициента поглощения светового потока испытуемых масел.

Пример конкретного выполнения способа.

Испытанию подверглись универсальные всесезонные моторные масла: a - минеральное Spectral Super Universal 15W-40 SF/CC; б - частично синтетическое ТНК Супер 5W-40 SL/CF; в - синтетическое Mobil Super 3000 5W-40 SJ/SL/SK/CF.

Пробу масла постоянной массы (80±0,1 г) нагревают в диапазоне температур от 140 до 300°C, повышая температуру в каждом последующем опыте на 20°C, в течение 8 часов при одной из выбранных температур. Испытание проводят при атмосферном давлении без перемешивания масла, что до минимума снижает окисление масла. После нагревания пробу масла фотометрируют, определяют коэффициент поглощения светового потока, строят графическую зависимость коэффициента поглощения светового потока от температуры нагревания и по точке перелома кривой зависимости, соответствующей окончанию работоспособности масла, определяют значение коэффициента поглощения светового потока КП. Для минерального масла Spectrоl Super Universal 15W-40 SF/CC это значение составило 0,137; для частично синтетического ТНК Супер 5W-40 SL/CF - 0,187; для синтетического Mobil Super 3000 5W-40 SJ/SL/SK/CF - 0,19. Далее пробу испытывают на машине трения при постоянных режимах трения и пропускании постоянного тока через пару трения от внешнего стабилизированного источника питания заданной величины (100 мкА), устанавливаемой при неподвижной паре трения. Параметры трения выбраны постоянными и составили: нагрузка на шары - 13Н; скорость скольжения - 0,68 м/с; температура масла - 80°C; время испытания - 2 часа. Затем измеряют диаметр пятна износа одного из элементов пары трения, строят графическую зависимость диаметра пятна износа от коэффициента поглощения светового потока и по значению коэффициента поглощения светового потока КП, полученному из графической зависимости коэффициента поглощения светового потока от температуры нагревания, определяют точку, соответствующую окончанию работоспособности масла, на участке кривой от оси ординат до этой точки определяют смазывающую способность масла. Если кривая стабильна (фиг.2в) или убывает, то масло обладает хорошими смазывающими свойствами. Если кривая растет (фиг.2а и 2б), то масло обладает худшими смазывающими свойствами.

Результаты испытания моторных масел сведены в таблицу.

По результатам видно, что для минерального масла Spectrol Super Universal 15W-40 SF/CC (фиг.2а) на участке кривой от оси ординат до отмеченной точки работоспособности масла наблюдается резкий рост кривой зависимости, это говорит о том, что смазывающая способность данного масла низкая. Частично синтетическое масло ТНК Супер 5W-40 SL/CF (фиг.2б) также имеет рост кривой зависимости на этом участке, что также говорит о невысокой смазывающей способности данного масла. Синтетическое масло Mobil Super 3000 5W-40 SJ/SL/SK/CF (фиг.2в) характеризуется наилучшими смазывающими свойствами, т.к. кривая зависимости стабильна и имеет невысокие значения диаметра пятна износа.

Преимущества предлагаемого способа заключаются в том, что он позволяет получить дополнительную информацию, включающую определение диапазона работоспособности масла.

Результаты испытания моторных масел

Марка масла Температура испытания, °C Коэффициент поглощения светового потока Кп Диаметр пятна износа U, мм Spectrol Super Universal 15W-40 SF/CC минеральное 140 0 0,3 160 0,05 0,3 180 0,093 0,34 200 0,107 0,38 220 0,137 0,54 240 0,44 0,28 260 0,857 0,24 ТНК Супер 5W-40 SL/CF частично синтетическое 140 0 0,24 160 0,013 0,28 180 0,06 0,36 200 0,187 0,42 220 0,657 0,3 240 0,943 0,32 260 - 0,22 Mobil Super 3000 5W-40 SJ/SL/SK/CF синтетическое 140 0 0,3 160 0,033 0,3 180 0,073 0,32 200 0,113 0,28 220 0,19 0,32 240 0,703 0,32 260 0,967 0,2

Похожие патенты RU2419791C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМАЗЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ МАСЕЛ 2012
  • Шрам Вячеслав Геннадьевич
  • Ковальский Болеслав Иванович
  • Безбородов Юрий Николаевич
  • Малышева Наталья Николаевна
RU2484463C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ 2011
  • Ковальский Болеслав Иванович
  • Безбородов Юрий Николаевич
  • Малышева Наталья Николаевна
  • Кузьменко Алёна Владимировна
  • Рунда Михаил Михайлович
  • Мальцева Екатерина Геннадьевна
RU2454654C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОЙ СТОЙКОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ 2009
  • Ковальский Болеслав Иванович
  • Безбородов Юрий Николаевич
  • Петров Олег Николаевич
  • Юдин Алексей Владимирович
  • Ромащенко Алексей Сергеевич
RU2409814C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОЙ СТОЙКОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ 2009
  • Ковальский Болеслав Иванович
  • Безбородов Юрий Николаевич
  • Малышева Наталья Николаевна
  • Ковальский Сергей Болеславович
  • Берко Александр Валентинович
RU2406087C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМАЗЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ МАСЕЛ 2014
  • Ковальский Болеслав Иванович
  • Петров Олег Николаевич
  • Шрам Вячеслав Геннадьевич
RU2567087C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ МАСЕЛ 2011
  • Ковальский Болеслав Иванович
  • Юдин Алексей Владимирович
  • Рунда Михаил Михайлович
  • Берко Александр Валентинович
RU2454653C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ 2013
  • Ковальский Болеслав Иванович
  • Малышева Наталья Николаевна
  • Кравцова Екатерина Геннадьевна
RU2528083C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОЙ СТОЙКОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ 2009
  • Ковальский Болеслав Иванович
  • Малышева Наталья Николаевна
  • Безбородов Юрий Николаевич
  • Петров Олег Николаевич
RU2415422C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМАЗЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ МАСЕЛ 2009
  • Ковальский Болеслав Иванович
  • Безбородов Юрий Николаевич
  • Юдин Алексей Владимирович
  • Берко Александр Валентинович
RU2408866C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2009
  • Ковальский Болеслав Иванович
  • Безбородов Юрий Николаевич
  • Юдин Алексей Владимирович
  • Ананьин Николай Николаевич
  • Мальцева Екатерина Геннадьевна
RU2408886C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 419 791 C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМАЗЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ МАСЕЛ

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. Способ заключается в том, что эксплуатируют пару трения в присутствии смазки, пропускают через пару трения электрический ток, причем берут пробу масла постоянной массы, нагревают в выбранном температурном диапазоне при атмосферном давлении в течение постоянного времени, фотометрируют, определяют коэффициент поглощения светового потока, строят графическую зависимость коэффициента поглощения светового потока от температуры нагревания и по точке перелома кривой зависимости, соответствующей окончанию работоспособности масла, определяют значение коэффициента поглощения светового потока, далее пробу испытывают на машине трения при постоянных режимах трения и пропускании постоянного тока через пару трения от внешнего стабилизированного источника питания заданной величины, устанавливаемой при неподвижной паре трения, измеряют диаметр пятна износа одного из элементов пары трения, строят графическую зависимость диаметра пятна износа от коэффициента поглощения светового потока и по значению коэффициента поглощения светового потока, полученному из графической зависимости коэффициента поглощения светового потока от температуры, определяют точку, соответствующую окончанию работоспособности масла, и на участке кривой от оси ординат до этой точки определяют смазывающую способность масла, если кривая стабильна или убывает, то масло имеет хорошую смазывающую способность. Достигается повышение информативности определения. 1 табл., 2 ил.

Формула изобретения RU 2 419 791 C1

Способ определения смазывающей способности масел, заключающийся в том, что эксплуатируют пару трения в присутствии смазки, пропускают через пару трения электрический ток, отличающийся тем, что берут пробу масла постоянной массы, нагревают в выбранном температурном диапазоне при атмосферном давлении в течение постоянного времени, фотометрируют, определяют коэффициент поглощения светового потока, строят графическую зависимость коэффициента поглощения светового потока от температуры нагревания и по точке перелома кривой зависимости, соответствующей окончанию работоспособности масла, определяют значение коэффициента поглощения светового потока, далее пробу испытывают на машине трения при постоянных режимах трения и пропускании постоянного тока через пару трения от внешнего стабилизированного источника питания заданной величины, устанавливаемой при неподвижной паре трения, измеряют диаметр пятна износа одного из элементов пары трения, строят графическую зависимость диаметра пятна износа от коэффициента поглощения светового потока и по значению коэффициента поглощения светового потока, полученному из графической зависимости коэффициента поглощения светового потока от температуры, определяют точку, соответствующую окончанию работоспособности масла, и на участке кривой от оси ординат до этой точки определяют смазывающую способность масла, если кривая стабильна или убывает, то масло имеет хорошую смазывающую способность.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2419791C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМАЗЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ МАСЕЛ 2001
  • Ковальский Б.И.
  • Васильев С.И.
  • Ковальский С.Б.
  • Барков Д.Г.
RU2186386C1
Способ определения смазывающей способности масел 1982
  • Ковальский Болеслав Иванович
  • Сорокин Георгий Матвеевич
  • Ефремов Анатолий Петрович
SU1054732A1
Способ определения смазывающей способности масел 1989
  • Титовский Николай Николаевич
  • Мышкин Николай Константинович
  • Ковальский Болеслав Иванович
SU1670521A1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СМАЗОЧНОЙ СПОСОБНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СМАЗКИ ПРИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ МАТЕРИАЛА 1993
  • Глушенков А.П.
RU2075747C1
Способ определения смазочной способности смазочных материалов и устройство для его осуществления 1984
  • Задорин Михаил Владимирович
  • Литвинов Алексей Алексеевич
  • Корнеев Святослав Александрович
SU1226310A1
Способ контроля смазочной способности смазочных материалов 1982
  • Крагельский Игорь Викторович
  • Гитис Наум Викторович
SU1043566A1

RU 2 419 791 C1

Авторы

Ковальский Болеслав Иванович

Петров Олег Николаевич

Кузьменко Алёна Владимировна

Ромащенко Алексей Сергеевич

Берко Александр Валентинович

Даты

2011-05-27Публикация

2010-03-09Подача