Изобретение относится к буровой технике, к конструкции шарошечного долота для бурения скважин, подшипниковым узлам, воспринимающим большие односторонние осевые и радиальные нагрузки.
Известны конструкции подшипниковых опор шарошки буровых долот, содержащих цапфу и установленные на ней радиально-упорные подшипники конусностью навстречу друг к другу (широкой стороной наружного кольца друг к другу) и закрепленную на них шарошку (RU 2136836 C1, 6 E21В 10/22). Решение обеспечивает жесткость опоры, но снижает несущую способность подшипникового узла, так осевая нагрузка от одного из подшипников дополнительно нагружает осевой силой другой подшипник, уже воспринимающий одновременно в том же направлении осевую нагрузку от воздействия шарошки.
Наиболее близким техническим решением является решение по а.с. SU 1170108 А (прототип), содержащее секции с цапфами, на каждой из которых установлены тандемом два радиально-упорных подшипника, соединенных с шарошкой, удерживаемой на цапфе замковым (фиксирующим) подшипником. Тандемная установка подшипников обеспечивает высокую осевую несущую способность подшипникового узла, снижение вибрации шарошки из-за наличия натяга подшипников, но уменьшает жесткость опоры из-за малой ее рабочей длины, а нерациональное расположение относительно действующих сил ведет к заклиниванию шарошки.
Задачей изобретения является повышение несущей способности подшипниковой опоры в условиях воздействия высоких радиальных и односторонних осевых сил, вибрационной стойкости и жесткости опоры при возникновении момента сил.
Указанная задача решается тем, что в известной подшипниковой опоре, содержащей цапфу, установленные на ней радиально-упорные подшипники с закрепленной на них посредством замкового (фиксирующего) подшипника шарошкой, увеличивают рабочую длину подшипниковой опоры с одновременным обеспечением работы подшипников в тандеме. Для этого радиально-упорные подшипники вершинами конусов, образованных касательными к точкам контакта, или продолжением линий контакта контактных поверхностей, направлены противоположно друг к другу, причем соединяют разноименные контактные поверхности - наружная контактная поверхность одного из подшипников соединена с внутренней контактной поверхностью другого подшипника, а внутренняя контактная поверхность первого подшипника соединена с наружной контактной поверхностью другого подшипника в блоки, а эти блоки соединены соответственно либо с цапфой, либо с шарошкой, а последние между собой соединены посредством замкового (фиксирующего) подшипника.
Фиг.1 - принципиальная схема подшипникового узла;
Фиг.2, фиг.3 - варианты технического решения подшипникового узла.
Подшипниковая опора шарошки буровых долот (фиг.1) содержит радиально-упорные подшипники 1 и 2, причем наружное кольцо одного из подшипников, например 1, соединено с внутренним кольцом другого подшипника, например 2, а внутреннее кольцо первого подшипника с наружными кольцами второго подшипника в блоки А и В, которые объединены соответственно либо с шарошкой 3 и с цапфой лапы 4 (фиг.2), либо блок А с цапфой 4 (фиг.3), а блок В с шарошкой 3. Во втором случае (фиг.3) появляется возможность взаимодействия части поверхности блока А с шарошкой в качестве подшипника С как вспомогательного при больших нагрузках. Цапфа 4 и шарошка 3 соединены между собой посредством замкового (фиксирующего) подшипника 5 и или оси 6, или тягой 7. Взаимное фиксированное положение шарошки и цапфы можно обеспечить стопорными кольцами и другими средствами, так как соединение не воспринимает нагрузок при работе.
Работа подшипниковой опоры осуществляется следующим образом. При работе долота возникает осевая нагрузка на долото. Это осевое усилие (фиг.1) вызывает в опоре осевые, вдоль оси вращения шарошки 3 (фиг.2, фиг.3), и радиальные, перпендикулярные оси вращения шарошки, усилия. Осевое усилие (Fa) воспринимается подшипниками 1 и 2 совместно, так как они установлены по силовой схеме «тандем», что увеличивает несущую способность подшипникового узла. Равная осевая жесткость подшипников достигается применением одинаковых углов контакта подшипников. Радиальная нагрузка (
) воспринимается обоими подшипниками. Увеличение жесткости подшипникового узла обеспечивается установкой подшипников вершинами конусов, образованных касательными к точкам контакта, или продолжением линий контакта контактных поверхностей (по схеме «0» - сопряжением двух широких торцов наружных колец) противоположно друг к другу, что увеличивает рабочую длину подшипникового узла - расстояния между точками A1 и A2 (фиг.1) для радиально-упорных подшипников. Увеличение жесткости опоры ведет к увеличению несущей способности к восприятию опрокидывающих (изгибающих) моментов. Соотношение осевой и радиальных сил, воздействующих на шарошку, предопределяет натяг в подшипниках и определяется углом отклонения (φ) оси шарошки от вертикали
Fa/Fr=Fcosφ/Fsinφ=ctgφ
Тогда углы контакта (α) радиально-упорных подшипников подшипникового узла должны быть близки или преимущественно равны и связаны с углом отклонения (φ) оси вращения шарошки от вертикали соотношением α=arctg1/(ktgφ),
где k - коэффициент натяга, равный 0,8÷1,9, преимущественно 0,8÷1,2 для подшипников скольжения; 1,2÷1,9 для подшипников качения.
Возникающий при работе натяг подшипников исключает зазор в подшипниках в этих условиях, перекос их колец и, тем самым, уменьшает уровень вибрации. Равенство углов контакта подшипников α1 и α2 также исключает перекос колец при взаимном осевом смещении шарошки и цапфы, т.к. лучи О1 М и O2 N параллельны.
Удержание шарошки 3 на цапфе 4 необходимо только в нерабочем состоянии, в рабочем состоянии замыкание силовое, силами Fa. Удержание шарошки производится замковым (фиксирующим) подшипником 5 посредством оси 6 или тяги 7, связывающих между собой шарошку 3 и цапфу 4. Фиксирующим подшипником может служить стопорное кольцо, связывающее шарошку и цапфу. Установка замыкающего подшипника в полой цапфе позволяет увеличить пространство для установки уплотнения на подшипниковый узел.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ШАРОШКИ БУРОВОГО ДОЛОТА | 2009 |
|
RU2411338C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ДИСКА | 2009 |
|
RU2416182C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ОПРОКИДЫВАЮЩЕГО МОМЕНТА | 2009 |
|
RU2418209C1 |
БУРОВОЕ ДОЛОТО С ГЕРМЕТИЗИРОВАННОЙ МАСЛОНАПОЛНЕННОЙ ОПОРОЙ | 2009 |
|
RU2411339C1 |
ШАРОШЕЧНЫЙ БУРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ | 2015 |
|
RU2592911C1 |
Подшипниковая опора шарошки бурового долота | 2016 |
|
RU2655065C1 |
БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО ГРИБЕННИКОВ-МАЛИНКИН-УШАКОВА | 2006 |
|
RU2334075C2 |
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА | 2002 |
|
RU2214497C2 |
БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2437998C1 |
БУРОВОЕ ДОЛОТО С ГЕРМЕТИЗАЦИЕЙ ОПОРЫ | 2004 |
|
RU2269635C1 |
Изобретение относится к буровой технике, к конструкции шарошечного долота для бурения скважин, подшипниковым узлам, воспринимающим большие односторонние осевые и радиальные нагрузки. Технический результат - повышение несущей способности подшипниковой опоры, жесткости и вибрационной стойкости опоры. В подшипниковом узле шарошки радиально-упорные подшипники установлены конусностью навстречу друг другу, что обеспечивает увеличение рабочей длины опоры и ее жесткость, а соединение разноименных контактных поверхностей - наружных колец одного из подшипников с внутренним другого - обеспечивает их работу в «тандеме», что повышает несущую способность подшипникового узла в осевом направлении. Причем угол контакта подшипников, работающих в «тандеме», определяется углом отклонения оси вращения шарошки от вертикали и необходимым усилием натяга тандемных подшипников, создаваемого рабочей нагрузкой. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Подшипниковая опора шарошки бурового долота, содержащая цапфу секций, установленные на ней радиально-упорные подшипники, на которых закреплен корпус шарошки посредством замкового подшипника, отличающаяся тем, что подшипники вершинами конусов, образованных касательными к точкам контакта или продолжением линий контакта контактных поверхностей, направлены противоположно друг к другу, причем между собой в блоки соединены разноименные контактные поверхности - наружная контактная поверхность одного из подшипников соединена с внутренней контактной поверхностью другого подшипника, внутренняя контактная поверхность первого подшипника соединена с наружной контактной поверхностью другого подшипника, а блоки соответственно объединены либо с цапфой, либо с шарошкой, причем последние между собой взаимодействуют посредством замкового (фиксирующего) подшипника.
2. Подшипниковая опора шарошки бурового долота по п.1, отличающаяся тем, что углы контакта (α) тандемных подшипников преимущественно численно близки друг к другу и связаны с углом отклонения (φ) оси вращения шарошки от вертикали соотношением
α=arctg1/(ktgφ),
где k - коэффициент натяга, k=0,8÷1,9,
предпочтительно k=0,8÷,2 - для подшипника скольжения;
k=1,1÷1,9 - для подшипника качения.
3. Подшипниковая опора шарошки бурового долота п.1, отличающаяся тем, что замковый (фиксирующий) подшипник установлен в полых цапфе или шарошке и соединен с ответным элементом или осью, или тягой.
Шарошечное долото для бурения скважин | 1951 |
|
SU97351A1 |
Буровое шарошечное долото | 1984 |
|
SU1170108A1 |
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА | 1998 |
|
RU2136836C1 |
US 4316515 A, 23.02.1982 | |||
МАСЛЕННИКОВ И.К | |||
Буровой инструмент | |||
Справочник | |||
- М.: Недра, 1989, с.18,35 | |||
ОРЛОВ П.Н | |||
Основы конструирования | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
- М.: Машиностроение, 1988, с.465 | |||
ЧЕРЕМСКИЙ О.Н | |||
и др | |||
Подшипники качения | |||
Справочник-каталог | |||
- М.: Машиностроение, 2003, с.11, 454, 456. |
Авторы
Даты
2011-06-10—Публикация
2009-11-18—Подача