СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2011 года по МПК F04D29/52 F01D25/24 

Описание патента на изобретение RU2420673C1

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен статор компрессора газотурбинного двигателя, имеющий продольный разъем (патент RU №2121082).

Недостатком известной конструкции является низкая изгибная жесткость заднего корпуса обдува компрессора в результате наличия продольного разъема.

Наиболее близким к заявляемой конструкции является компрессор газотурбинного двигателя, статор которого выполнен с наружным и внутренними корпусами, соединенными между собой упругими элементами, и с расположенными между корпусами передней и задней полостями обдува и полостью отбора с окнами отбора между полостями обдува (патент RU №2253046).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является низкая изгибная жесткость наружного корпуса компрессора из-за наличия продольного и поперечного разъемов.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности, КПД и ресурса двигателя путем увеличения жесткости корпусов, а также в снижении массы и стоимости изготовления за счет исключения поперечного разъема и фланцевого соединения между полостью отбора и задней полостью обдува.

Сущность технического решения заключается в том, что в статоре компрессора газотурбинного двигателя с наружным и внутренними корпусами, соединенными между собой упругими элементами, и с расположенными между корпусами передней и задней полостями обдува и полостью отбора с окнами отбора между полостями обдува, согласно изобретению наружный корпус выполнен цельным, а наружная стенка задней полости обдува совмещена с упругим элементом, при этом в полости отбора выполнено кольцо цельным с упругим элементом и с наружным корпусом. Число винтов в полости отбора кратно числу окон отбора.

Выполнение наружного корпуса цельным исключает поперечные и продольные разъемы, увеличивая тем самым поперечную жесткость корпуса двигателя и уменьшая его овальность, что повышает надежность, КПД и ресурс двигателя, а также упрощает конструкцию и снижает массу и стоимость изготовления.

Выполнение в полости отбора кольца цельным с упругим элементом и наружным корпусом позволяет уменьшить перекосы корпусов, несоосность опор, что также повышает надежность двигателя.

Совмещение наружной стенки задней полости с упругим элементом упрощает конструкцию и снижает массу и стоимость изготовления.

На фиг.1 изображен продольный разрез статора компрессора.

На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Статор 1 компрессора газотурбинного двигателя состоит из наружного корпуса 2 и внутренних корпусов 3 и 4. Наружный корпус 2 выполнен цельным без поперечного и продольного разъемов. Между наружным 2 и внутренними корпусами 3 и 4 расположена передняя 5 и задняя 6 полости обдува, а между полостями обдува размещена полость отбора 7. Кольцо 8, расположенное в полости отбора 7, выполнено цельным с упругим элементом 9 и с наружным корпусом 2. Наружная стенка 10 задней полости обдува 6 совмещена с упругим элементом 11. Упругий элемент 11 соединяет между собой наружный корпус 2 с внутренним корпусом 4. Винты 12 устанавливаются через окна 13 в полости отбора 7. Число винтов 12 кратно числу окон 13 в полости отбора.

При работе двигателя охлаждающий воздух попадает через отверстия 14 и 15 в цельном наружном корпусе 2, который обеспечивает равножесткость по окружности, в переднюю 5 и заднюю 6 полости обдува и через перфорированные обечайки 16 и 17 охлаждает внутренние корпуса 3 и 4, что уменьшает рабочие радиальные зазоры по концам лопаток 18 и 19 и повышает надежность двигателя. Наличие упругого элемента 11, совмещенного со стенкой задней полости обдува 6, обеспечивает концентричное перемещение внутреннего корпуса 4, в котором расположены лопатки 18, относительно наружного корпуса 2 при обдуве внутреннего корпуса 4. Наличие кольца 8 в полости отбора 7, выполненного цельным с упругим элементом 9 и наружным корпусом 2, обеспечивает жесткость при поперечных нагрузках, что уменьшает перекосы корпусов 2, 3 и 4 и в целом повышает надежность двигателя.

Похожие патенты RU2420673C1

название год авторы номер документа
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Тункин Анатолий Иванович
  • Нихамкин Леонид Шмерович
  • Красинский Леонид Григорьевич
RU2447325C2
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Тункин Анатолий Иванович
  • Нихамкин Леонид Шмерович
RU2525384C2
СТАТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
RU2188969C2
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Тункин Анатолий Иванович
  • Нихамкин Леонид Шмерович
RU2451840C2
ВЫСОКОНАПОРНЫЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Тункин Анатолий Иванович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Гузачев Евгений Тимофеевич
RU2317447C2
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Гузачев Евгений Тимофеевич
  • Тункин Анатолий Иванович
  • Миллер Олег Григорьевич
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2302558C1
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Тункин А.И.
  • Рокка Н.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Максимов И.В.
RU2121082C1
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2253046C2
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2396471C1
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2175404C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 420 673 C1

Реферат патента 2011 года СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор компрессора газотурбинного двигателя включает наружный и внутренний корпуса, соединенные между собой упругими элементами, причем наружный корпус выполнен цельным. Между корпусами расположены передняя и задняя полости обдува, а между полостями обдува выполнена полость отбора с окнами отбора. Наружная стенка задней полости обдува совмещена с упругим элементом. В полости отбора выполнено кольцо цельным с упругим элементом и наружным корпусом. Изобретение позволяет повысить надежность, коэффициент полезного действия и ресурс двигателя, а также снизить его массу и стоимость изготовления. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 420 673 C1

1. Статор компрессора газотурбинного двигателя с наружным и внутренними корпусами, соединенными между собой упругими элементами, и с расположенными между корпусами передней и задней полостями обдува и полостью отбора с окнами отбора между полостями обдува, отличающийся тем, что наружный корпус выполнен цельным, а наружная стенка задней полости обдува совмещена с упругим элементом, при этом в полости отбора выполнено кольцо цельным с упругим элементом и наружным корпусом.

2. Статор компрессора по п.1, отличающийся тем, что число винтов в полости отбора кратно числу окон отбора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2420673C1

КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Тункин А.И.
  • Аликин Н.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2171403C1
Колосоуборка 1923
  • Беляков И.Д.
SU2009A1
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2253046C2
US 5351478 A, 04.10.1994
US 5160241 A, 03.11.1992
Цифровой частотомер-периодомер 1990
  • Беззубцев Владимир Васильевич
  • Крашенинников Сергей Михайлович
SU1739309A1

RU 2 420 673 C1

Авторы

Тункин Анатолий Иванович

Нихамкин Леонид Шмерович

Красинский Леонид Григорьевич

Даты

2011-06-10Публикация

2009-11-17Подача