Изобретение относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в качестве запорной арматуры в различных отраслях промышленности, таких как нефтегазодобывающая, нефтегазоперерабатывающая и др.
Известна задвижка запорная (см. FR 7617293 А1, 07.01.1977, F16K 3/02), содержащая корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом-шибером, расположенным между двумя подпружиненными относительно корпуса седлами в виде колец, установленных в корпусе и зафиксированных в нижней части двумя боковыми цилиндрическими распорками, закрепленными в нижней части корпуса.
К недостаткам известной задвижки относится низкая надежность ее работы, обусловленная возможностью заклинивания шибера, возникшей вследствие выпадания седел из гнезд корпуса из-за несрабатывания распорок по причине оседания в этой зоне различных твердых частиц, присутствующих в проводимой среде.
Наиболее близкой к изобретению является задвижка запорная (см. RU 2229647 С2, 27.05.2004, F16K 3/02), содержащая корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом-шибером, расположенным между подпружиненными относительно корпуса кольцевыми седлами, установленными в расточке корпуса и зафиксированными от выпадания распоркой, помещенной в расточке со стороны дна корпуса и выполненной в виде ступенчатого валика с центральным демонтажным резьбовым отверстием, больший диаметр которого взаимодействует с седлами, а меньший - с резиновым уплотнением установлен в отверстия кольца, размещенного на дне расточки корпуса. При этом больший диаметр валика с резьбовым отверстием служит ограничителем хода шибера.
К недостаткам известного устройства относится низкая степень его ремонтопригодности, возникающая вследствие забивания резьбового демонтажного отверстия в валике распорки различными инородными частицами, присутствующими в проводимых средах и подвергающимися прессованию шибером при каждом закрытии задвижки, что приводит к невозможности извлечения распорки, а значит и замене седел в случае потери герметичности затвора при износе уплотнительных полей последних.
Задачей изобретения является создание задвижки запорной, обладающей более высокой степенью ремонтопригодности.
Технический результат достигается тем, что в задвижке запорной, содержащей корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом-шибером, расположенным между подпружиненными относительно корпуса кольцевыми седлами, установленными в расточке корпуса и зафиксированными распоркой со стороны дна корпуса, согласно изобретению распорка выполнена конгруэнтной к поверхности расточки с глухим центральным отверстием, совпадающим при установке с засверловкой, выполненной в центре дна корпуса, в которую вдавливается дно глухого отверстия распорки. Распорка может быть выполнена секторной.
На фиг.1 изображен продольный разрез задвижки запорной.
На фиг.2 - вид А на фиг.1.
На фиг.3 - узел I на фиг. 1.
Задвижка запорная состоит из корпуса 1, крышки 2, шпинделя 3, управляющего шибером 4, расположенным между кольцевыми седлами 5, подпружиненными упруго деформируемыми элементами 6 относительно корпуса 1 и установленными в расточке 7 с засверловкой 8, ось которой совпадает с осью шпинделя 3. В расточке 7 между седлами 5 помещена распорка 9 с глухим отверстием 10, дно последнего вдавлено в засверловку 8 корпуса 1, образуя пуклевку 11.
Сборка задвижки осуществляется следующим образом.
В расточку 7 корпуса 1 поочередно помещают седла 5 с упруго деформируемыми элементами 6 за внутренние кольцевые проточки седел 5 через проходной канал корпуса 1, седла 5 разжимаются. По расточке 7 и боковой поверхности седел 5 вводится секторная распорка 9 до совмещения центра глухого отверстия 10 с засверловкой 8 в корпусе 1 и производится выдавливание дна глухого отверстия 10 в засверловку 8. Полученная пуклевка 11 фиксирует распорку 9 в корпусе 1 относительно засверловки 8. Затем между седлами 5 вводится шибер 4 в сборе с крышкой 2 и приводом (на фиг.1 не показан), и седла опускаются.
После производится соединение крышки 2 с корпусом 1.
Задвижка готова к работе.
Разборка задвижки.
Отсоединяем крышку 2 от корпуса 1 при верхнем положении шибера 4. Затем при приложении небольшого бокового усилия к распорке 9 образованная из тонкостенного дна глухого отверстия 10 сминается пуклевка 11, и распорка извлекается из корпуса. После чего поочередно извлекаются из корпуса 1 седла 5 и упруго деформируемые элементы 6. Задвижка разобрана.
Таким образом благодаря тому, что распорка выполнена конгруэнтной по отношению к распорке корпуса, она без особых усилий вводится между седлами, а благодаря тому, что дно глухого отверстия распорки вдавливается в засверловку корпуса, полученная пуклевка фиксирует распорку в корпусе.
А благодаря тому, что пуклевка выполнена тонкостенной, распорка легко извлекается из корпуса при приложении бокового усилия, чем предопределяется разборка затворного узла задвижки.
Все вкупе, безусловно, повышает степень ремонтопригодности задвижки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАДВИЖКА ЗАПОРНАЯ | 2009 |
|
RU2470209C2 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА С КОРОТКИМ ШИБЕРОМ | 2001 |
|
RU2229647C2 |
ЗАПОРНЫЙ УЗЕЛ | 2010 |
|
RU2445538C1 |
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНО-ШТУЦЕРНАЯ | 2004 |
|
RU2259465C1 |
Узел затвора клиновой задвижки | 2018 |
|
RU2695672C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2022 |
|
RU2822725C2 |
ЗАДВИЖКА ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩАЯ | 2012 |
|
RU2506483C2 |
Узел затвора отсечного устройства | 2021 |
|
RU2776259C1 |
ЗАДВИЖКА | 2013 |
|
RU2572031C2 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2003 |
|
RU2244862C2 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в качестве запорной арматуры в различных отраслях промышленности, таких как нефтегазодобывающая, нефтегазоперерабатывающая и др. Задвижка содержит корпус 1, крышку 2, шпиндель 3, управляющий запорным органом-шибером 4. Шибер 4 расположен между подпружиненными относительно корпуса 1 кольцевыми седлами 5, установленными в расточке 7 корпуса 1 и зафиксированными распоркой 9 со стороны дна корпуса 1. Распорка 9 выполнена конгруэнтной к поверхности расточки 7 с глухим центральным отверстием 10, совпадающим при установке с засверловкой 8, выполненной в центре дна корпуса 1, в которую вдавливается дно глухого отверстия 10 распорки 9. Изобретение направлено на создание задвижки запорной, обладающей более высокой степенью ремонтопригодности. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Задвижка запорная, содержащая корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом-шибером, расположенным между подпружиненными относительно корпуса кольцевыми седлами, установленными в расточке корпуса и зафиксированными распоркой со стороны дна корпуса, отличающаяся тем, что распорка выполнена конгруэнтной к поверхности расточки с глухим центральным отверстием, совпадающим при установке с засверловкой, выполненной в центре дна корпуса, в которую вдавливается дно глухого отверстия распорки.
2. Задвижка запорная по п.1, отличающаяся тем, что распорка выполнена секторной.
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА С КОРОТКИМ ШИБЕРОМ | 2001 |
|
RU2229647C2 |
Шиберная задвижка | 1974 |
|
SU509745A1 |
Задвижка | 1983 |
|
SU1222206A3 |
Самовыключающаяся головка для нарезания резьбы метчиками | 1950 |
|
SU86496A1 |
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ВКЛЮЧАЮЩЕЕ В СЕБЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ИЗОЛЯЦИЮ | 2018 |
|
RU2755209C1 |
US 4699350 A, 13.10.1987. |
Авторы
Даты
2011-06-20—Публикация
2009-04-20—Подача