СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ Российский патент 2011 года по МПК F02C9/26 

Описание патента на изобретение RU2422658C1

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронно-механических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными установками (ГТУ) различного назначения.

Известен способ управления расходом топлива в камеру сгорания (КС) ГТД, заключающийся в том, что подают в КС двигателя постоянный расход топлива - расход розжига, определяемый для каждого типа двигателей расчетно-экспериментальным путем. Черкасов Б.А. «Автоматика и регулирование ВРД», - М.: Машиностроение, 1965 г., с.324-328.

Недостатком известного способа является его низкая эффективность с точки зрения обеспечения требуемых запасов газодинамической устойчивости (ГДУ) компрессора и, как следствие, невозможность использования для управления современными ГТД, а именно турбореактивными двигателями с высокой степенью двухконтурности (ТРДЦ), такими, например, как двигатели ПС-90А и ПС-90А2, а также газотурбинных установок (ГТУ) наземного применения (для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов - ГПА, и электрогенераторов газотурбинных электростанций - ГТЭС).

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ управления расходом топлива на запуске ГТУ, заключающийся в том, что измеряют параметры ГТУ и параметры воздушного потока на входе в ГТУ, в соответствии с измеренными параметрами по заранее определенным зависимостям определяют потребный суммарный расход топлива в КС ГТУ, в зависимости от потребного суммарного расхода топлива в КС определяют заданное положение дозатора, измеряют фактическое положение дозатора и осуществляют управление расходом топлива с помощью изменения положения дозатора. Раздолин М.В. Сурнов Д.Н. «Агрегаты ВРД». - М.: Машиностроение, 1973 г., с.232-235, 352.

Недостатком этого способа является то, что он не обеспечивает защиту ГТУ от погасания КС в процессе запуска ГТУ. Вероятность этого для наземных ГТУ, КС которых работают на различных типах и сортах топлива (газ, попутный газ, солярка), существует. Необнаруженное погасание КС в процессе запуска ГТУ может привести к повторному «ударному» розжигу КС, перегреву или даже разрушению турбины ГТУ, что, как следствие, снижает надежность работы ГТУ.

Целью изобретения является повышение качества работы САУ и, как следствие, повышение надежности работы ГТУ.

Поставленная цель достигается тем, что в способе управления расходом топлива на запуске ГТУ, заключающемся в том, что измеряют параметры ГТУ и параметры воздушного потока на входе в ГТУ, в соответствии с измеренными параметрами по заранее определенным зависимостям определяют потребный суммарный расход топлива в КС ГТУ, в зависимости от потребного суммарного расхода топлива в КС определяют заданное положение дозатора, измеряют фактическое положение дозатора и осуществляют управление расходом топлива в КС с помощью изменения положения дозатора, дополнительно контролируют скорость изменения температуры газов за турбиной компрессора и частоту вращения ротора турбокомпрессора, если скорость уменьшения температуры газов ниже первой наперед заданной величины и скорость уменьшения частоты вращения ротора турбокомпрессора ниже второй наперед заданной величины в течение наперед заданного промежутка времени, определяемого расчетно-экспериментальным путем и уточняемого в процессе эксплуатации ГТУ, формируют сигнал «Погасание КС» и прекращают запуск ГТУ.

На чертеже представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков (БД), электронный блок 2 управления ГТУ (БУД), блок 3 управления дозатором (БУТПДГ), дозатор 4, причем дозатор 4 подключен к БД 1, пульт 5 оператора (ПУ), подключенный к БУД 2.

Устройство работает следующим образом.

Оператор, управляющий ГТУ, с помощью ПУ 5 задает режим работы ГТУ: запуск.

Команда оператора от ПУ 5 по цифровому каналу связи (например, RS 485 или Ethernet) передается в БУД 2. БУД 2 в соответствии с полученной от ПУ 5 командой по сигналам датчиков из БД 1 по известным зависимостям (см., например, книгу Шевяков А.А. «Силовые установки ракетных двигателей и энергетических установок, Системы управления энергетических установок». - М.: Машиностроение, 1985 г.) вычисляет потребный суммарный расход топлива в КС ГТУ, в зависимости от потребного суммарного расхода топлива в КС по расходной характеристике дозатора 4, которая записывается в энергонезависимую память БУД 2 в процессе приемо-сдаточных испытаний ГТУ, формирует заданное положение дозатора 4, сравнивает его с измеренным в БД 1 положением, по величине рассогласования формирует управляющее воздействие и выдает его в БУШДГ 3. БУШЛГ 3 является по своей сути электромеханическим преобразователем, выполненным, например, в виде шагового двигателя. В зависимости от величины управляющего воздействия, полученного от БУД 2, БУШДГ 3 изменяет положение, а, соответственно, и расход топлива в КС ГТУ.

Дополнительно БУД 2 рассчитывает и контролирует скорость изменения температуры газов за турбиной компрессора и частоту вращения ротора турбокомпрессора. Если скорость уменьшения температуры газов ниже первой наперед заданной величины (для ГТУ-25 производства ОАО «Авиадвигатель», г.Пермь, входящей в состав ГТУ-25П и ГТЭС-25ПЭР, эта величина составляет минус 100 К/с) и скорость уменьшения частоты вращения ротора турбокомпрессора ниже второй наперед заданной величины (для ГТУ-25 - минус 100 об/мин/с) в течение наперед заданного промежутка времени, определяемого расчетно-экспериментальным путем и уточняемого в процессе эксплуатации ГТУ (для ГТУ-25 это время равно 1,0 с), БУД 2 формирует сигнал «Погасание КС» (этот сигнал передается в ПУ 5 и индицируется на экране монитора оператора) и прекращает запуск ГТУ (дозатор 4 устанавливается в положение нулевого расхода).

Таким образом, за счет повышения качества работы САУ обнаруживается погасание КС в процессе запуска ГТУ, что позволяет избежать перегрева турбины ГТУ и, как следствие, повышает надежность работы ГТУ.

Похожие патенты RU2422658C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2427721C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Динабург Роальд Симонович
RU2422657C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ 2011
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Динабург Роальд Симонович
RU2453980C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ 2011
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Динабург Роальд Симонович
RU2457347C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2454557C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2451921C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2431051C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОЙ СУДОВОЙ УСТАНОВКИ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Бурдин Валерий Валерьевич
  • Орлов Анатолий Александрович
  • Кудрин Роман Александрович
RU2493393C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2435970C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2413194C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 422 658 C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно контролируют скорость изменения температуры газов за турбиной компрессора и частоту вращения ротора турбокомпрессора, если скорость уменьшения температуры газов ниже первой наперед заданной величины и скорость уменьшения частоты вращения ротора турбокомпрессора ниже второй наперед заданной величины в течение наперед заданного промежутка времени, определяемого расчетно-экспериментальным путем и уточняемого в процессе эксплуатации ГТУ, формируют сигнал «Погасание КС» и прекращают запуск ГТУ. Технический результат изобретения - повышение надежности работы ГТУ. За счет повышения качества работы САУ обнаруживается погасание КС в процессе запуска ГТУ, что позволяет избежать перегрева турбины ГТУ и, как следствие, повышает надежность работы ГТУ. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 422 658 C1

Способ управления расходом топлива на запуске газотурбинной установки (ГТУ), заключающийся в том, что измеряют параметры ГТУ и параметры воздушного потока на входе в ГТУ, в соответствии с измеренными параметрами по заранее определенным зависимостям определяют потребный суммарный расход топлива в камеру сгорания (КС) ГТУ, в зависимости от потребного суммарного расхода топлива в КС определяют заданное положение дозатора, измеряют фактическое положение дозатора и осуществляют управление расходом топлива в КС с помощью изменения положения дозатора, отличающийся тем, что дополнительно контролируют скорость изменения температуры газов за турбиной компрессора и частоту вращения ротора турбокомпрессора, если скорость уменьшения температуры газов ниже первой наперед заданной величины и скорость уменьшения частоты вращения ротора турбокомпрессора ниже второй наперед заданной величины в течение наперед заданного промежутка времени, определяемого расчетно-экспериментальным путем и уточняемого в процессе эксплуатации ГТУ, формируют сигнал «Погасание КС» и прекращают запуск ГТУ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2422658C1

Раздолин М.В
и др
Агрегаты ВРД
- М.: Машиностроение, 1973, с.232-235, 352
Черкасов Б.А
Автоматика и регулирование ВРД
- М.: Машиностроение, 1965, с.324-328
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДОЗИРОВАНИЕМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Гольцов Николай Германович
  • Ипполитов Валерий Георгиевич
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2316664C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Божков А.И.
RU2027887C1
RU 2008114716 A, 20.10.2009
RU 2008117244 A, 10.11.2009
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОТОПНО-ОБОГАЩЕННОГО ОКСИДА ТЕЛЛУРА (IV) 2004
  • Калашников Анатолий Леонидович
  • Ушаков Олег Семенович
  • Матюха Владимир Александрович
RU2272783C1
US 2007234739 A, 11.10.2007.

RU 2 422 658 C1

Авторы

Бурдин Валерий Владимирович

Гладких Виктор Александрович

Даты

2011-06-27Публикация

2009-12-22Подача