АКУСТИЧЕСКАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА С ПОНИЖЕННЫМ ШУМОМ ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2011 года по МПК F42B19/00 

Описание патента на изобретение RU2422761C1

Изобретение относится к Военно-морскому флоту и применяется против надводных кораблей всех типов и классов.

Известна торпеда, имеющая для движения тепловой двигатель, создающий сильный шум от отработанного газа, выходящего наружу из торпеды, намного превосходящий по шуму сигнал-шум, исходящий от корабля-цели, во время приема его акустической системой самонаведения торпеды /см. лит. В.П.Дородных и В.А.Лобашевский. Торпеда, стр.27, 1984 г./.

Известна еще торпеда электрическая, у которой двигатель не создает шума, этим исключается влияние его на систему самонаведения торпеды. Основные недостатки этой торпеды в том, что она обладает малым энергоресурсом, имеет высокую стоимость и малую скорость движения, не более 30 узлов /см. лит. А.Ф.Забнев. Торпедное оружие, стр.25 и стр.40-41, табл.2, 1984 г./.

Целью настоящего изобретения является исключить влияние шума двигателя торпеды на систему самонаведения торпеды.

Данная цель достигается тем, что отработанный газ из теплового двигателя торпеды выбрасывается через внутренний полый вал-глушитель наружу, на конце которого после движителя винтов насажен свисток, преобразующий остаток шума отработанного газа в узкополосную звуковую частоту, задерживающуюся электрическим заграждающим /режекторным/ фильтром, находящимся на торпеде, но зато сигнал-шум корабля-цели будет проходить через электрические фильтры к системе самонаведения торпеды и затем к механизмам управления торпедой.

На фиг.1 изображена акустическая самонаводящаяся торпеда со своими основными частями.

На фиг.2 - структурная электрическая схема данной торпеды.

На фиг.3 - движение торпеды к кораблю-цели.

На фиг.4 - поперечное сечение корпуса торпеды.

Акустическая самонаводящаяся торпеда 1 состоит из следующих основных частей:

корпуса 2; теплового двигателя 3; полого вала 4 с глушителем 5; движителя с винтами 6,7; свистка 8, микрофонов 9,10; заграждающих /режекторных/ электрических фильтров 11,12; электрических усилителей 13,14; системы самонаведения 15 торпеды 1; механизма управления 16 торпедой 1; блока электропитания 17.

Все приведенные части торпеды на фигурах соединены между собой электропроводами.

На фиг.3 приводится торпеда 1 и ее движение 19 к кораблю-цели 18; сигнал-шум 20, исходящий от корабля-цели 18.

Акустическая самонаводящаяся торпеда действует следующим образом. При выходе торпеды 1 с торпедного аппарата в ней запускается тепловой двигатель 3; отработанный газ в нем поступает во внутренний вал 4 с глушителем 5, после этого пониженный шум теплового двигателя 3 проходит через свисток 8 и выбрасывается наружу, вне торпеды. Этим создается преобразованное звукоизлучение, отличающееся от шума теплового двигателя 3 торпеды 1.

Звук свистка и сигнал-шум, исходящий от корабля-цели, одновременно принимаются микрофонами 9,10. От микрофонов все принятые звуковые сигналы по электропроводам поступают на электрические заграждающие фильтры 11,12, в которых задерживаются звуки свистка 8 и одновременно при этом пропускаются сигналы-шумы, исходящие от корабля-цели 18. Эти шумы по электропроводам подаются на электрические усилители 13,14; после этого усиленные сигналы поступают на механизм управления 16 торпедой 1, направляющий их на корабль-цель 18.

Внутри корпус 2 торпеды 1 обложен звукоизолирующим материалом 21, поглощающим шум теплового двигателя 3 торпеды 1, к примеру губчатой резиной.

Для доказательства всего этого был проведен следующий опыт с устройством, состоящим из следующих материалов:

ванны 22 с водой; свистка 8 с воздухопроводом 23; пылесоса 24; гидрофона 25 (см. фиг.5).

При включении пылесоса 24 с его выхода шумящий воздух подавался через воздухопровод 23 на свисток 8. Свисток начинал излучать непосредственно в глубь воды в ванне определенную звуковую частоту, отличающуюся от издаваемого шума пылесоса 24, улавливаемую гидрофоном 25.

Отсюда вывод, что свист свистка в водной среде ничем не отличается от свиста в воздушной среде, и он происходит без изменения его частоты.

Похожие патенты RU2422761C1

название год авторы номер документа
САМОВЫРАВНИВАЮЩАЯСЯ ТОРПЕДА 2005
  • Пиранишвили Георгий Константинович
RU2333456C2
"ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" С СИГНАЛИЗАЦИЕЙ 2009
  • Пиранишвили Георгий Константинович
RU2415781C1
ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ 1997
  • Пиранишвили Г.К.
RU2131991C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОЛЕТА САМОЛЕТА СРЕДИ ПТИЦ 2004
  • Пиранишвили Георгий Константинович
RU2288865C2
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ МОРСКОЙ ЦЕЛИ 2017
  • Поленин Владимир Иванович
  • Новиков Александр Владимирович
  • Никитченко Сергей Николаевич
RU2692332C2
САМОХОДНЫЙ ПОИСКОВЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ 2017
  • Поленин Владимир Иванович
  • Новиков Александр Владимирович
  • Никитченко Сергей Николаевич
RU2688562C1
Подводный аппарат с сетевым тралом 2019
  • Новиков Александр Владимирович
  • Корнеев Геннадий Николаевич
RU2724218C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ НАДВОДНОГО КОРАБЛЯ И СУДНА ОТ ПОРАЖЕНИЯ ТОРПЕДОЙ 2019
  • Новиков Александр Владимирович
  • Форостяный Андрей Анатольевич
  • Савватеев Александр Сергеевич
  • Грязнов Александр Александрович
RU2733732C1
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ МОРСКОЙ ЦЕЛИ ТОРПЕДАМИ 2019
  • Поленин Владимир Иванович
  • Новиков Александр Владимирович
  • Никитченко Сергей Николаевич
  • Бобрышев Сергей Васильевич
RU2733734C2
БЕЗОПАСНЫЙ УЛЕЙ ОТ РАЗЛИЧНЫХ ВРЕДИТЕЛЕЙ ПЧЕЛ 2008
  • Пиранишвили Георгий Константинович
RU2395197C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 422 761 C1

Реферат патента 2011 года АКУСТИЧЕСКАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ТОРПЕДА С ПОНИЖЕННЫМ ШУМОМ ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к противолодочному оружию, более конкретно к акустическим самонаводящимся торпедам. Торпеда содержит тепловой двигатель, полый вал с глушителем, свисток, микрофоны самонаведения и электрические заградительные фильтры. На конце глушителя, за винтами движителя, надет свисток. Свисток выполнен с возможностью прохождения через него отработанного газа с пониженной шумностью. Микрофоны самонаведения выполнены с возможностью преобразования звукоизлучения в звуковые сигналы. Электрические заградительные фильтры выполнены с возможностью пропускания только сигналов шумов корабля-цели. Достигается увеличение чувствительности системы самонаведения торпеды. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 422 761 C1

Акустическая самонаводящаяся торпеда с пониженным шумом двигателя, отличающаяся тем, что отработанный газ тепловым двигателем выбрасывается наружу через полый вал с глушителем, на конце которого за винтами движителя надет свисток, и при прохождении отработанного газа с пониженной шумностью через свисток создается преобразование звукоизлучения, отличающееся от шума теплового двигателя, и после приема их микрофонами самонаведения они превращаются в звуковые сигналы, и при поступлении этих сигналов по электропроводам к электрическим заградительным фильтрам они задерживаются ими, а сигналы шума корабля-цели свободно проходят через эти фильтры.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2422761C1

ТОРПЕДА С МНОГОКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ 2002
  • Фоменков В.Ф.
RU2262067C2
МНОГОРЕЖИМНАЯ ПАРОГАЗОВАЯ ТОРПЕДА 1999
  • Егоров В.В.
  • Каралюн В.Ю.
RU2187066C2
US 4192246 A1, 11.03.1980
JP 53039700 A1, 11.04.1978
US 4989530 A1, 05.02.1991.

RU 2 422 761 C1

Авторы

Пиранишвили Георгий Константинович

Даты

2011-06-27Публикация

2009-12-18Подача