ЗАЩИЩЕННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2011 года по МПК B64C15/02 B64D33/02 

Описание патента на изобретение RU2427501C2

Изобретение относится к области авиастроения и предназначено, в частности, для защиты реактивных авиационных двигателей, находящихся в работе, от попадания внутрь них птиц во время движения самолета.

Заявителю известен ближайший прототип заявленного изобретения как наиболее близкий ему по совокупности существенных признаков. Данный прототип представляет собой реактивный двигатель, содержащий корпус, многоступенчатый компрессор, камеру сгорания, двухступенчатую турбину, форсажную камеру, сопло (Энциклопедический словарь юного техника. - М.: Педагогика, 1988, с.312-313).

Недостатком этого реактивного двигателя является отсутствие защиты от попадания внутрь него птиц во время работы.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является предотвращение выхода из строя реактивного двигателя из-за повреждения компрессора в результате попадания в него птиц во время работы.

Упомянутая задача достигается тем, что защищенный реактивный двигатель содержит две части с общим корпусом 22, одной из которых является двигатель, состоящий из вентилятора 1, компрессора низкого давления 2, компрессора высокого давления 3, камеры сгорания 4, турбины высокого давления 5, турбины низкого давления 6, сопла 7, вала компрессора и турбины высокого давления 8, вала компрессора и турбины низкого давления 9, а второй является четырехступенчатая электрическая ловушка, расположенная перед двигателем и состоящая из трубчатых электродов с отводами 10-13, расположенных друг за другом по оси вращения компрессора и диэлектрических изоляторов 14-21, крепящих электроды к корпусу, причем между корпусом 22 и электродами 10-13 создается электрическая разность потенциалов напряжением 100000 В.

Техническим результатом изобретения является мгновенное уничтожение попавшей в ловушку птицы дугой высокой интенсивности до состояния пепла.

Получение технического результата возможно только за счет создания высокой разности потенциалов между электродами в центре ловушки и корпусом.

На фиг.1 представлен эскиз разреза защищенного реактивного двигателя.

На фиг.2 представлен вид спереди защищенного реактивного двигателя.

На фиг.3 представлена принципиальная электрическая схема, питающая электрическую ловушку высоким напряжением.

Защищенный реактивный двигатель, изображенный на фиг.1 и 2, содержит две части с общим корпусом 22, одной из которых является двигатель, состоящий из вентилятора 1, компрессора низкого давления 2, компрессора высокого давления 3, камеры сгорания 4, турбины высокого давления 5, турбины низкого давления 6, сопла 7, вала компрессора и турбины высокого давления 8, вала компрессора и турбины низкого давления 9, а второй является четырехступенчатая электрическая ловушка, расположенная перед двигателем и состоящая из трубчатых электродов с отводами 10-13, расположенных друг за другом по оси вращения компрессора и диэлектрических изоляторов 14-21, крепящих электроды к корпусу.

Устройство работает следующим образом. Работающий реактивный двигатель создает интенсивный поток воздуха, проходящий сквозь него и имеющий направление от вентилятора к соплу. Указанный поток воздуха проходит также и через электрическую ловушку, расположенную перед двигателем в едином с ним корпусе. Электрическая ловушка имеет четыре группы трубчатых электродов с отводами, которые крепятся к корпусу с помощью изоляторов. Вся конструкция выполнена с повышенной динамической стойкостью из расчета попадания в нее птицы, летящей с большой скоростью. Между электродами и корпусом создана электрическая разность потенциалов напряжением 100000 В. В нормальном состоянии между электродами и корпусом отсутствует электрический ток, поскольку межэлектродный промежуток достаточно велик для его возникновения. Птица, захваченная потоком воздуха двигателя, попадает в электрическую ловушку и, оказавшись между электродами и корпусом, сокращает межэлектродный промежуток, в результате происходит его пробой и возникшая дуга высокой интенсивности сжигает птицу, превращая ее в пепел. Четыре группы электродов сделаны для надежности процесса уничтожения. В том случае, если птица не была до конца уничтожена первым электродом, то она дожигается остальными тремя. В результате в двигатель попадает лишь неопасный для него пепел.

Принципиальная электрическая схема, питающая электрическую ловушку высоким напряжением, изображенная на фиг.3, содержит аккумулятор 23, подключенный параллельно ему инвертор 24, повышающий трансформатор 25, первичная обмотка которого подключена к выходу инвертора, дроссель 26, высоковольтные кенотроны 27-30, аноды которых соединены в один узел и подключены через дроссель к одному из выводов повышающего трансформатора, высоковольтные конденсаторы 31-34, которые одними выводами соединены в общий узел, соединенный с корпусом двигателя и вторым выводом повышающего трансформатора, а другими выводами каждый конденсатор соединен с катодом одного из кенотронов и электродом ловушки. Схема работает следующим образом. Аккумулятор питает инвертор, вырабатывающий переменное напряжение, которое подается в первичную обмотку повышающего трансформатора. Высокое напряжение, снятое с вторичной обмотки повышающего трансформатора, через дроссель подается на высоковольтные кенотроны, с помощью них выпрямляется и подается на высоковольтные конденсаторы и электроды ловушки. Емкость каждого высоковольтного конденсатора рассчитана так, что при напряжении на его обкладках 100000 В энергии его заряда хватает для поддержания интенсивной дуги в течение 5 секунд при его разряде.

Похожие патенты RU2427501C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Дудышев Валерий Дмитриевич
  • Болотин Николай Борисович
RU2572258C2
Способ работы двухконтурного турбореактивного двигателя 2023
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2823411C1
Способ получения, сжигания и использования топлива из воды и её растворов 2020
  • Карбушев Виктор Федорович
RU2742403C1
Жидкостный турбинный двигатель 2020
  • Карбушев Виктор Федорович
RU2749934C1
Гидроибнизатор для получения гидро- и аэроионов, например, для лечебных целей 1956
  • Рейнет Я.Ю.
SU108852A1
ВОЗДУШНЫЙ ИОНИЗАТОР 2008
  • Соколов Владимир Феликсович
RU2598098C2
ПРЯМОТОЧНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДЕТОНАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ПТРДД) 2016
  • Кожевников Дмитрий Дмитриевич
RU2638239C1
РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Орлов А.И.
  • Орлов И.А.
RU2236610C2
СИСТЕМА СНИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВИХРЕЙ НА ТОРЦЕВОЙ СТЕНКЕ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ РАБОТЫ СИСТЕМЫ 2007
  • Ли Чин-Пан
  • Вадия Аспи Рустом
  • Черри Дэвид Глен
  • Хань Цзе-Чин
RU2471996C2
Инфракрасная защита летательного аппарата 2022
  • Носков Александр Георгиевич
RU2797618C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 427 501 C2

Реферат патента 2011 года ЗАЩИЩЕННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области авиастроения и предназначено для защиты реактивных авиационных двигателей, находящихся в работе, от попадания внутрь них птиц во время движения самолета. Защищенный реактивный двигатель содержит две части с общим корпусом (22), одной из которых является двигатель, состоящий из вентилятора (1), компрессора низкого давления (2), компрессора высокого давления (3), камеры сгорания (4), турбины высокого давления (5), турбины низкого давления (6), сопла (7), вала компрессора и турбины высокого давления (8), вала компрессора и турбины низкого давления (9). Для предотвращения попадания в двигатель птицы защищенный реактивный двигатель снабжен второй частью - четырехступенчатой электрической ловушкой, расположенной перед двигателем и состоящей из трубчатых электродов с отводами (10-13), расположенных друг за другом по оси вращения компрессора и диэлектрических изоляторов (14-21), крепящих электроды к корпусу, причем между корпусом (22) и электродами (10-13) создается электрическая разность потенциалов напряжением 100000 В. Достигается предотвращение выхода из строя реактивного двигателя. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 427 501 C2

Защищенный реактивный двигатель, содержащий две части с общим корпусом (22), одной из которых является двигатель, состоящий из вентилятора (1), компрессора низкого давления (2), компрессора высокого давления (3), камеры сгорания (4), турбины высокого давления (5), турбины низкого давления (6), сопла (7), вала компрессора и турбины высокого давления (8), вала компрессора и турбины низкого давления (9), отличающийся тем, что второй частью является четырехступенчатая электрическая ловушка, расположенная перед двигателем и состоящая из трубчатых электродов с отводами (10-13), расположенных друг за другом по оси вращения компрессора и диэлектрических изоляторов (14-21), крепящих электроды к корпусу, причем между корпусом (22) и электродами (10-13) создается электрическая разность потенциалов у напряжением 100000 В.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2427501C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ 1992
  • Денеко Валерий Николаевич
RU2046067C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 2008
  • Белый Давид Михайлович
RU2361784C1
RU 2005105233 A, 10.08.2006
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОЛЕТА САМОЛЕТА СРЕДИ ПТИЦ 2004
  • Пиранишвили Георгий Константинович
RU2288865C2
JP 11278397 A, 12.10.1999
Управляемый разрядник 1985
  • Рик А.В.
  • Иванов Е.Н.
  • Балтаханов А.М.
  • Терехов Е.П.
  • Ловенецкий А.В.
SU1272938A1
US 2004245384 A1, 09.12.2004.

RU 2 427 501 C2

Авторы

Степанов Аркадий Анатольевич

Даты

2011-08-27Публикация

2009-11-18Подача