ЦЕПНОЙ ВАРИАТОР Российский патент 2012 года по МПК F16H9/10 

Описание патента на изобретение RU2439399C2

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссии транспортных средств, а также в механизмах, где требуется бесступенчатое изменение оборотов и крутящего момента.

Известны клиноременной вариатор. Источник «Википедия» свободная энциклопедия сайт ru.wikipedia.org/wiki/Вариатор. Клиноременной вариатор состоит из нескольких (как правило, одной-двух) ременных передач, где шкивы образованы коническими дисками, за счет сдвигания и раздвигания которых изменяются диаметр шкивов и, соответственно, передаточное число. Разные фирмы разработали каждая свою конструкцию клиноременного вариатора, так на Audi в трансмиссии Multitronic вместо ремня применяют цепь, a Honda ставит набранный из металлических пластин ремень, но принцип от этого не меняется.

Тороидный вариатор, который состоит из соосных дисков и роликов, передающих момент от одного диска к другому. Для изменения передаточного числа меняются положение роликов и их радиусы, по которым ролики обкатывают диски. И поскольку все усилие сосредоточено в пятне контакта, то для поворота роликов должны использоваться особые устройства, способные преодолевать силу прижатия ролика к диску.

Лобовой вариатор, где к плоскому маховику двигателя прижимался диск, перемещающийся от центра к краю.

Так, очевидно, что самыми конструктивно слабыми местами существующих сегодня автомобильных вариаторов являются: для клиноременного эти самые ремни, а для тороидного - пятно контакта диска и ролика, где сила давления достигает 10 тонн. Поэтому здесь применяются специальные высокотехнологичные материалы, что делает надежность вариаторов достаточно высокой, близкой к надежности гидромеханических "автоматов", но все же из-за нагрузок на ремень или пятно контакта вариаторы пока не могут "тянуть грузы", а также работать с двигателями большой мощности. На сегодняшний день рекордом для клиноременного вариатора оказывается 220 л.с. и 300 Нм, которые развивает V-образный 6-пилиндровый мотор Audi A6, "воспринятый" трансмиссией Multitronic, а для тороидного - "переваренный" Extroid (3-литровый двигатель Nissan Gloria и Cedric), развивающий 240 л.с. и 310 Нм.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение долговечности и надежности, увеличение ресурса, передача высокого крутящего момента бесступенчатой трансмиссии.

Решение данной задачи достигается тем, что бесступенчатая трансмиссия, содержащая ступицу, на которую по радиусу устанавливаются звездочки с эксцентрично расположенными осями, крутящий момент со ступицы или на ступицу передается цепью посредством звездочек, с эксцентрично расположенными осями закрепленных по радиусу ступицы, способ фиксации звездочек в нужном положении может быть различным как фрикционным, гидравлическим, электрическим и т.д.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется фиг.1-8. На фиг.1 - ступица, на фиг.2 - звездочка, на фиг.3 - ступица с установленными звездочками, на фиг.4 - положение звездочек с наиболее меньшим расстоянием до центра ступицы, на фиг.5 - расположение звездочек с наибольшим расстоянием от центра ступицы, на фиг.6, 7, 8 - этапы работы с двумя вариаторами, ведущим и ведомым, работающими в паре.

Вариатор работает следующим образом.

При повороте звездочек 2 вокруг эксцентрической оси 3 изменяется расстояние цепи 4 от оси ступицы 1, соответственно происходит изменение плеча приложения силы, изменяя положения звездочек можно изменять крутящий момент и соответственно передаточное отношение. Так же работу вариатора можно рассмотреть на фиг.6-8, на фиг.6 силовая установка вращает вариатор, расположенный с левой стороны, и с помощью цепи вращение передается на правый ведомый вариатор, при таком зафиксированном положении звездочек передается наиболее высокий крутящий момент на ось правого вариатора. На фиг.7 1-1, на фиг.8 на левом вариаторе крутящий момент меньше, чем на правом вариаторе, но на правом больше количество оборотов.

Похожие патенты RU2439399C2

название год авторы номер документа
САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2004
  • Осинин Александр Трофимович
RU2268425C2
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ВЕЛОТРАНСМИССИЯ 2011
  • Хмельницкий Анатолий Исаакович
  • Ходов Борис Николаевич
RU2492097C2
Бесступенчатый вариатор 2019
  • Набоков Сергей Владимирович
RU2711843C1
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ПРИВОД АВТОМОБИЛЯ 1995
  • Бубнов Марк Петрович
RU2086430C1
ЗУБЧАТАЯ ВАРИАТОРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2013
  • Никитин Владимир Александрович
RU2549341C2
Бесступенчатая коробка передач с повышенным диапазоном передаточных отношений 2019
  • Генералова Александра Александровна
  • Зверовщиков Александр Евгеньевич
  • Никулин Артём Анатольевич
RU2716396C1
Цепной вариатор 2021
  • Филонов Николай Васильевич
  • Егоров Сергей Викторович
  • Лустин Алексей Дмитриевич
  • Сыромятников Андрей Дмитриевич
RU2771388C1
ГИДРОМУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 2010
  • Осинин Александр Трофимович
RU2435082C2
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ВАРИАТОР КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ЧУРИКОВА 1993
  • Чуриков Святослав Валерьевич
RU2100241C1
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Бубнов Марк Петрович
RU2086429C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 439 399 C2

Реферат патента 2012 года ЦЕПНОЙ ВАРИАТОР

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссии транспортных средств, а также в механизмах, где требуется бесступенчатое изменение оборотов и крутящего момента. Цепной вариатор содержит ступицу (1), на которой установлены звездочки (2) с эксцентрично расположенными осями (3). Звездочки установлены радиально непосредственно на ступицу. Крутящий момент со ступицы или на ступицу передается цепью посредством звездочек. Способ фиксации звездочек в нужном положении может быть различным как фрикционным, гидравлическим, электрическим и т.д. При повороте звездочек вокруг эксцентрической оси изменяется расстояние цепи от оси ступицы, соответственно происходит изменение плеча приложения силы. Изменяя положения звездочек можно изменять крутящий момент и соответственно передаточное отношение. Изобретение позволяет повысить долговечность и надежность, увеличить ресурс передачи. 8 ил.

Формула изобретения RU 2 439 399 C2

Цепной вариатор, содержащий ступицу, на которой устанавливаются звездочки для приводной цепи, отличающийся тем, что звездочки установлены радиально непосредственно на ступицу и звездочки имеют эксцентрично расположенные оси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2439399C2

Роторная объемная машина 1977
  • Ишмуратов Рустем Ризаевич
  • Абайдуллин Альфред Ибрагимович
  • Муртазин Марс Файзиевич
  • Шварц Авелий Исаевич
  • Шнепп Владимир Борисович
SU898105A2
Вариатор с гибкой связью 1988
  • Кинк Рейн Робертович
SU1562563A1
Плоскоременный вариатор Шевцова 1981
  • Шевцов Михаил Михайлович
SU1013661A1

RU 2 439 399 C2

Авторы

Осинин Александр Трофимович

Даты

2012-01-10Публикация

2010-01-18Подача