Изобретение относится к производству смычковых музыкальных инструментов типа кобыз.
Известен народный смычковый трехструнный музыкальный инструмент Гудок, состоящий из долбленого корпуса овальной формы, шейки и головки. Струны инструмента крепятся внизу к струнодержателю, а вверху - к колкам. На деке под струнами находится подставка. Во время игры гудок держат вертикально перед собой, опирая корпус о колено (при игре сидя) или прижимая к груди (при игре стоя). Мелодию исполняют на первой струне, а вторая и третья струны являются бурдонными.
Известен народный смычковый музыкальный инструмент - трех-четырехструнная Кяманча с корпусом шаровидной формы, долбленым или склеенным из отдельных гнутых клепок. Шейка без ладов, круглая, переходит в долбленую головку. В нижней части шейки вбит металлический стержень, который проходит сквозь корпус и, выступая наружу в виде ножки, служит для упора кяманча во время игры. Струны вверху крепятся к колкам, а внизу к крючкам, припаянным к ножке. Под струнами установлена дугообразная подставка. Техника игры на кяманча имеет особенность: смычок держат перед струнами, а сам инструмент поворачивают к плоскости движения смычка той или иной струной [1].
Известные музыкальные инструменты отличаются особенностью исполнения мелодий. При этом усовершенствование конструкций данных музыкальных инструментов основано, как правило, на изменении формы и размещении подставки под струны, замене материала, из которого изготовлены струны, изменении количества струн и/или их натяжения.
Известен народный смычковый музыкальный инструмент Кобыз, двухструнный, с долбленым ковшеобразным корпусом. Кобыз имеет короткую шейку и плоскую головку, причем корпус, шейка и головка изготавливаются из одного куска дерева. Струны в верхней части крепятся к колкам, а в нижней части - кожаным ремешком к струнодержателю. Под струнами устанавливается высокая подставка. Кобыз держат во время игры в вертикальном положении, опирая низ корпуса о пол или о колено. Смычком играют одновременно на обеих струнах, при этом струны не прижимают к шейке, а только прикасаются к ним пальцами [1].
Усовершенствованные кобызы имеют три или четыре струны. На трехструнных кобызах применяют народный (флажолетный) способ игры, на четырехструнных кобызах играют, прижимая струны к грифу. Т. е. усовершенствование инструмента также основано на изменении количества струн, их настройки, материала или способа воспроизведения звука.
Задачей настоящего изобретения является создание смычкового музыкального инструмента с расширенными исполнительскими возможностями при сохранении классической конструкции кобыза и самобытности игры на нем.
Поставленная задача решается следующим образом.
В музыкальном инструменте, содержащем долбленый корпус овальной формы, шейку и головку, выполненные из одного куска дерева, струны, прикрепленные в нижней части к струнодержателю, а в верхней части - к колкам, подставку под струны и смычок, корпус выполнен в виде объемного многогранника, склеенного из набора плоских клепок, где нижняя дека выполнена сплошной и плоской, а верхняя дека сводчатая и составлена из трех клепок - средней, параллельной нижней деке, с фигурным резонансным отверстием в центре, и двух крайних, под углом сходящих к обечайкам, с продольными резонансными отверстиями, обечайки выполнены в виде многогранника, симметричного относительно продольной оси инструмента и нижней клецы, соединяющей все деки и выполненной из цельной пластины с выступом-ножкой в центре, внутри корпуса установлены пружины в виде пластин, расположенных между обечайками на стыках их граней перпендикулярно нижней деке и повторяющих по форме поперечное сечение корпуса, в верхней части корпуса установлена шейка инструмента шириной, равной ширине средней клепки верхней деки, и длиной, равной не менее 1/2 длины корпуса, снабженная дополнительно боковыми сквозными отверстиями, перпендикулярными продольной оси, и грифом, выступающим над верхней декой до фигурного резонансного отверстия, имеющим ладовые пластины, расположенные над сквозными отверстиями шейки и выполненные из отрезка гибкого материала, последовательно пропущенного через все сквозные отверстия шейки и охватывающего гриф. При этом к концу шейки с наклоном вниз прикреплена куполообразная головка, переходящая в шпиль, снабженная винтовыми колками, расположенными сбоку и/или снизу. Музыкальный инструмент дополнительно снабжен подставкой в виде доски-сиденья с посадочным отверстием на конце для ножки клецы.
Предложенная конструкция Кыл-Кубыза по сравнению с известными смычковыми инструментами имеет следующие отличительные особенности и преимущества:
- корпус выполнен в виде объемного многогранника, склеенного из набора плоских клепок. Плоские клепки просты в изготовлении по сравнению с дугообразными, не требуют специальной технологии, упрощают изготовление корпуса инструмента в целом, что позволяет поставить изготовление инструмента на промышленную основу;
- шейка снабжена грифом с ладовыми пластинами. Ладовые пластины у известных инструментов отсутствуют. Однако их наличие облегчает обучение игре на данном народном инструменте, а также упрощает исполнение мелодий в ансамблевой игре в детских творческих коллективах;
- наличие в шейке сквозных отверстий позволяет изготавливать ладовые пластины из единого отрезка гибкого материала, пропускаемого последовательно через все отверстия шейки, охватывая гриф. Такое конструкторское решение повышает долговечность инструмента, поскольку тыльная сторона шейки остается гладкой, материал ладовых пластин не перетирается, не повреждает (не натирает) руки исполнителя;
- колковая головка выполнена в виде купола, переходящего в шпиль. Такое конструкторское решение расширяет функциональные возможности колковой головки, поскольку, кроме крепления струн, она в совокупности с центральным фигурным отверстием верхней деки выполняет функцию резонатора, придающего звучанию инструмента своеобразную тембровую окраску и мелодичность;
- снабжение головки винтовыми колками обеспечивает более плавное натяжение струн, позволяет устанавливать точнее необходимый тон (полутон) и удерживать его длительное время до перенастройки на другой лад;
- снабжение музыкального инструмента подставкой-сиденьем с посадочным отверстием на конце для ножки клецы облегчает посадку исполнителя во время игры. Инструмент стоит вертикально в посадочном отверстии, при этом руки исполнителя свободны, осанка расслаблена, исполнитель имеет возможность легко манипулировать смычком, а левой рукой свободно нажимать на лады, демонстрируя виртуозность игры и исполнительские возможности.
Таким образом, предложенная конструкция Кыл-Кубыза проста и технологична в техническом исполнении, доступна для обучения игре начинающим музыкантам и удобна при игре профессионалам. С медицинской точки зрения конструкция имеет положительные стороны, поскольку снижает нагрузку на мышцы спины и рук при длительной работе с инструментом, снимает усталость, отечность рук.
Заявителю не известны подобные технические решения, используемые при изготовлении смычковых музыкальных инструментов типа кобыз.
На фиг. 1 представлен вариант конструкции Кыл-Кубыза; на фиг. 2 представлен вид инструмента сбоку; на фиг. 3 показан вариант подставки-сиденья.
Смычковый музыкальный инструмент Кыл-Кубыз содержит корпус в виде объемного многогранника из набора плоских клепок. Корпус содержит сплошную и плоскую нижнюю деку 1, сводчатую верхнюю деку 2, обечайки 3 и клецы 4 с ножкой. Дека 2 выполнена из трех клепок. Средняя клепка параллельна нижней деке 1, а крайние клепки под углом сходят к обечайкам 3. При этом на деке 2, кроме продольных резонансных отверстий на крайних клепках, дополнительно выполнено фигурное резонансное отверстие 5 в центре средней клепки. Обечайки 3 выполнены в виде многогранника, симметричного относительно продольной оси корпуса и клецы 4. Клецы 4 выполнена с выступом-ножкой 6 в центре из цельного куска дерева. Внутри корпуса установлены пружины (не показано) в виде пластин, размещенных между обечайками на стыках их граней перпендикулярно нижней деке 1 и повторяющих по форме поперечное сечение корпуса. В верхней части корпуса установлена шейка 7. Шейка 7 имеет ширину, равную ширине средней клепки деки 2, и длину не менее 1/2 длины корпуса. В боковой части шейки 7 выполнены сквозные отверстия 8, перпендикулярные продольной оси. Инструмент снабжен грифом 9, наклеенным на шейку 7 и который в своем продолжении покрывает среднюю клепку деки 2 до отверстия 5. Гриф 9 имеет ладовые пластины 10, расположенные над сквозными отверстиями 8 шейки 7. Ладовые пластины 10 выполнены из отрезка гибкого материала (жилка, леска, шелковая нить и т.п.), последовательно пропущенного через сквозные отверстия 8 с охватом грифа 9 методом узелковой шнуровки. На конце шейки с наклоном вниз прикреплена колковая головка 11, имеющая куполообразную форму, переходящую в шпиль. Колки 12 металлические, винтовые расположены на головке 11 сбоку и/или снизу.
Кыл-Кубыз дополнительно снабжен подставкой-сиденьем 13 в виде доски с посадочным отверстием на конце для ножки 6. Струны крепятся в верхней части к колкам 12, а в нижней части к струнодержателю. На деке 2 под струнами имеется высокая фигурная подставка.
Предложенная конструкция Кыл-Кубыза проста в техническом исполнении. Куполообразная головка 11, переходящая в шпиль, и объемный слегка вытянутый корпус придают внешнему виду инструмента стилизованный вид летящей птицы. С помощью полировки, росписи или инкрустации инструменту придается оригинальный внешний вид, что позволяет украсить оркестр. Такой музыкальный инструмент может служить подарочным, сувенирным инструментом. Изготавливается инструмент из хвойных (ель, сосна, пихта) или лиственных (береза, клен) пород древесины.
Пользуются Кыл-Кубызом следующим образом.
Исполнитель укладывает на стул подставку-сиденье 12 и садится на нее полубоком или размещает ее между колен. В посадочное отверстие вертикально перед собой исполнитель устанавливает Кыл-Кубыз. Исполнитель берет в правую руку смычок, а свободной левой рукой может манипулировать струнами. При этом использоваться могут такие приемы игры, как легато, стокатто, пицекатто, фальцетто и т.п. В целом техника игры скрипичная. Строй струн - квинтовый.
На данном инструменте может применяться как народный способ игры - флазолетный, так и концертный (прижимая струны к грифу). Применение ладовых пластин и струн из синтетических материалов или жилки придает игре мягкое, бархатное звучание.
Предложенный Кыл-Кубыз может использоваться при исполнении песенно-танцевальных и программно-инструментальных мелодий в сольной или ансамблевой игре.
Конструкция Кыл-Кубыза отличается простотой и удобством изготовления. Короткая шейка с грифом упрощает технику исполнения. Наличие подставки-сиденья позволяет играть на данном инструменте с меньшей физической нагрузкой на мышцы спины и рук.
Источники информации
1. Атлас музыкальных инструментов СССР, Вертков К. и др., М.: Государственное музыкальное изд-во, 1963, с. 30, 85, 132.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КЫЛКУБЫЗ | 2009 |
|
RU2410768C1 |
БАШКИРСКАЯ ДУМБЫРА | 1998 |
|
RU2126178C1 |
САЗ | 2010 |
|
RU2440625C1 |
КУШСАЗ | 2012 |
|
RU2490725C1 |
БАШКИРСКИЙ ДУНГУР | 2002 |
|
RU2202129C1 |
ДВУХКОРПУСНОЙ СТРУННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ | 2024 |
|
RU2826792C1 |
СТРУННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ | 2024 |
|
RU2826353C1 |
"Даурай" инструмент музыкальный струнный смычковый | 2023 |
|
RU2816636C1 |
СКРИПКА ШАВЫРИНА В И | 2014 |
|
RU2538534C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЕХСТРУННОЙ ДОМРЫ | 1996 |
|
RU2113736C1 |
Кыл-Кубыз для расширения исполнительских возможностей содержит корпус, выполненный в виде объемного многогранника из набора плоских клепок, где нижняя дека плоская, а верхняя дека сводчатая и составлена из трех клепок : средней, параллельной нижней деке, с фигурным отверстием в центре и двух крайних, под углом сходящихся к обечайкам и имеющих продольные резонансные отверстия, обечайки выполнены в виде многогранника, симметричного относительно продольной оси инструмента и нижнего клецы. 3 ил.
Кыл-Кубыз, содержащий долбленый корпус овальной формы, шейку и головку с колками, выполненные из сплошного куска дерева, струны, прикрепленные в нижней части инструмента к струнодержателю, а в верхней части - к колкам, и смычок, отличающийся тем, что корпус выполнен в виде объемного многогранника из набора плоских клеток, где нижняя дека плоская, а верхняя дека сводчатая и составлена из трех клепок - средней, параллельной нижней деке, с фигурным отверстием в центре, и двух крайних, под углом сходящих к обечайкам и имеющих продольные резонансные отверстия, обечайки выполнены в виде многогранника, симметричного относительно продольной оси инструмента и нижнего клецы, соединяющего обе деки и обечайки и выполненного из цельной пластины с выступом-ножкой в центре, внутри корпуса установлены пружины в виде деревянных пластин, размещенных между обечайками на стыках их граней перпендикулярно нижней деке и повторяющих по форме поперечное сечение корпуса, в верхней части корпуса установлена шейка инструмента шириной, равной ширине средней клепки верхней деки и длиной не менее 1/2 длины корпуса, снабженная сквозными боковыми отверстиями, перпендикулярными продольной оси, и грифом, наклеенным на шейку и покрывающим среднюю клепку верхней деки до фигурного отверстия, имеющим ладовые пластины, расположенные над сквозными отверстиями шейки и выполненные из отрезка гибкого материала, последовательно пропускаемого через все сквозные отверстия шейки и охватывающего гриф, при этом к концу шейки прикреплена куполообразная, переходящая в шпиль колковая головка с наклоном вниз, снабженная винтовыми колками, расположенными сбоку и/или снизу, а инструмент дополнительно снабжен подставкой в виде доски-сиденья с посадочным отверстием на конце для ножки клецы.
Атлас музыкальных инструментов СССР, Вертков К | |||
и др | |||
- М.: Государственное музыкальное издательство, 1963, с.30, 85, 132 | |||
Музыкальный струнный инструмент | 1935 |
|
SU49761A1 |
Контактная пара | 1985 |
|
SU1285542A1 |
US 4126072 A, 21.11.78 | |||
ФРОНТАЛЬНАЯ НАВЕСКА ТРАКТОРА | 2002 |
|
RU2244389C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НАНОРАЗМЕРНЫХ ПОРОШКОВ ЭЛЕМЕНТОВ И ИХ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2614714C1 |
Авторы
Даты
1999-02-10—Публикация
1998-06-15—Подача