Изобретение относится к печатной графике для получения уникальных изображений с целью увеличения их художественной ценности и усиления эмоционального воздействия на зрителя.
Известен способ монотипии для получения неповторимых красочных изображений. Способ заключается в том, что на гладкую поверхность (металл, стекло, пластик, т.п.) наносят краской изображение или произвольные мазки. Затем на краску накладывается бумага и производится оттиск рукой, валиком или на станке. Получаемый оттиск всегда неповторим и уникален [Г.В.Беда. Основы изобразительной грамоты. М.: «Просвещение», 1981]. При высыхании краски могут формироваться узоры, называемые стохастическими фракталами [http://www.sgpi.ru/wiki/index.php/фрактальная монотипия].
Количество и четкость фракталов зависят от типа краски, ее консистенции, качества бумаги и некоторых других факторов. Единственные и неповторимые узоры фракталов изредка образуют рисунки, в которых угадывается какое-либо изображение или сюжет. Такие монотипии очень ценятся знатоками. Обычно такие рисунки не закончены, и мастер иногда дополняет рисунок кистью или пером. При этом неверный мазок или штрих может испортить всю работу - исправить ошибку невозможно, так как будет нарушен фрактальный узор. Кроме того, новые штрихи или мазки не носят фрактальный характер, что может снизить ценность работы.
Известен способ изготовления монотипии [патент РФ №2148001]. Способ заключается в том, что с оригинального изображения снимают ксерокопию. Копию накладывают на бумагу и пропитывают растворителем краски. Затем применяют давление и получают отпечаток. Данный способ является методом тиражирования, при этом значительно ухудшается качество и расплывается рисунок фракталов. Способ не позволяет дополнять оригинальный оттиск.
Известен способ поднятия туши [заявка КНР №97109027 от 03.05.1997, публикация №1192406 от 09.09.1998] - прототип. Способ отличается тем, что в качестве красителя используется тушь, которая наносится на бумагу, а сверху накладывается второй лист бумаги. После притирания, сдвигов и многократного отрыва, листы разъединяются. Полученное изображение носит выраженный фрактальный характер и напоминает китайскую живопись тушью в стиле гохуа. Известный способ не позволяет вносить в сюжет рисунка новые дополнения, без риска испортить монотипию.
Предлагаемое изобретение позволяет вносить любые дополнения в монотипию, без риска нарушить фрактальный рисунок.
С этой целью на монотипию, в которую исполнитель желает внести дополнения, накладывается лист прозрачной пленки. На пленку наносится любой рисунок, в соответствии с замыслом художника, любой светоустойчивой краской. Поскольку многие краски плохо ложатся на гладкую поверхность, рисунок предварительно можно выполнять на обычной бумаге, а затем делать его копию на пленку с помощью принтера. После получения необходимого рисунка на пленке, последнюю, вместе с монотипией, помещают под источник электромагнитного излучения, например, на солнечный свет, или под мощный светильник. Через некоторое время, вследствие выгорания краски от энергии светового излучения, та часть монотипии, что не закрыта рисунком на пленке (маской), бледнеет. А насыщенность краски под рисунком на пленке изменяется в зависимости от плотности маски, т.е. от светопроницаемости ее участков. На монотипии остается теневой отпечаток рисунка с пленки. При этом рисунок фрактального узора монотипии и ее цвет остаются без изменений и как бы просвечивает через контур тени от аппликации.
Если перед экспозицией под излучателем краска еще не просохла, а между монотипией и аппликацией имеется зазор, что можно достигнуть с помощью специальной рамки-шаблона, тогда скорость высыхания краски под аппликацией и на остальной площади монотипии будет отличаться. Под воздействием излучения скорость высыхания увеличивается и фрактальный рисунок становится более контрастным, по сравнению с рисунком, что находится в тени под аппликацией.
Время экспозиции облучения зависит как от мощности источника освещения, так и от светочувствительности красок, их устойчивости к облучению. И может составлять от нескольких дней до нескольких недель. Монотипия может выполняться как черно-белой, так и цветной.
Рисунок на пленке можно рассматривать как информацию, записываемую на монотипию с помощью энергии электромагнитного излучения. Чтобы отличать предлагаемый способ от ранее известных техник для выполнения монотипий (акватипия, офортная монотипия, водяная печать, масляная монотипия, кляксография, вибромонотипия, смешанная техника, др.), авторы ввели термин «энергоинформационная монотипия». Данный термин признан удачным и утвержден узким кругом специалистов.
Для ускорения технологического процесса возможно применение следующего приема.
Для выполнения монотипии используются краски, обладающие необратимыми термочувствительными свойствами, например от 80°C. Затем берется пленочный материал с термоотражающими свойствами. На пленку наносится и вырезается необходимый для коррекции рисунок. Если рисунок сложной формы и с множеством деталей, его можно изготовить из металлической фольги методом травления. Полученный рисунок-аппликацию накладывают на монотипию и помещают для экспозиции под источник теплового излучения (рефлектор инфракрасных лучей, лампу накаливания, т.п.). Благодаря аппликации, участок краски под ней будет прогреваться медленнее, чем на остальной площади, где необходимая для реакции красок температура будет достигнута быстрее. Как только произойдет реакция, и цвет или тон красок изменится, монотипию немедленно удаляют из-под источника излучения и снимают аппликацию. В результате, из-за разницы цвета или тона между прореагировавшим участком и участком, находившемся под аппликацией, на монотипии проявится рисунок. При этом фрактальный узор останется без изменений. Возможен обратный вариант, когда в первую очередь прореагирует участок, находящийся под аппликацией. Для этого аппликацию следует изготовить из термопоглощающего и термопроводящего материала, например, из металлической фольги, которая покрывается темной оксидной или химической пленкой (воронится).
Предлагаемый способ отличается быстротой исполнения - время экспозиции под источником теплового излучения может составлять несколько минут.
Предлагаемый способ выполнения фрактальной монотипии ранее неизвестен. Способ удовлетворяет требованиям существующего уровня техники, доступен в выполнении и востребован среди любителей искусства.
Способ предназначен для внесения дополнений в изображения произведений печатной графики в технике фрактальной монотипии без нарушений фрактального узора и заключается в том, что необходимые дополнения выполняются на пленке в виде аппликации, которую затем накладывают на монотипию и помещают для экспозиции под источник электромагнитного излучения. В зависимости от характера излучения, его мощности, типа краски и свойств аппликации на монотипии появляется рисунок, соответствующий замыслу художника, который не меняет фрактальный узор. 4 з.п. ф-лы.
1. Способ изготовления фрактальной монотипии посредством нанесения краски на гладкую поверхность, и последующего наложения бумаги на краску, и печатания оттиска, отличающийся тем, что на полученный оттиск накладывается аппликация из пленки, и оттиск вместе с пленкой экспонируют под источником электромагнитного излучения.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что краска оттиска обладает необратимым термочувствительным свойством.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что аппликация обладает термоотражающим свойством.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что аппликация обладает термопоглощающим и термопроводящим свойствами.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что краска на оттиске в начале экспонирования еще сырая, а между оттиском и аппликацией имеется зазор.
CN 1192406 А, 09.09.1998 | |||
US 6663143 В2, 16.12.2003 | |||
RU 78353 U1, 20.11.2008 | |||
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОНОТИПИИ | 1998 |
|
RU2148001C1 |
Способ монотипии | 1987 |
|
SU1461640A1 |
WO 9965696 А1, 23.12.1999. |
Авторы
Даты
2012-02-27—Публикация
2010-12-15—Подача