СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2012 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2443989C2

Изобретение относится к технике испытания в эксплуатационных условиях двигателей внутреннего сгорания с воспламенением горючей смеси от сжатия.

Известно несколько способов диагностирования цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя.

Известен способ оценки пневмоплотности каждого цилиндра по максимальному давлению такта сжатия (компрессометр) (см. Бельских В.И. Диагностика технического состояния и регулировка тракторов. - М.: Колос, 1973. - 495 с., стр.118).

Компрессионный метод прост, доступен, универсален, однако погрешность измерения может достигать 21,7% и 18,8%. Такой информативности метода недостаточно не только для прогнозирования остаточного ресурса, но и для получения окончательного вывода о состоянии ЦПГ. Кроме информативности существует еще и методическая погрешность, обусловленная влиянием ряда субъективных факторов. Так, на показатели компрессии влияют пусковые обороты коленчатого вала и температура. При разряженном аккумуляторе потеря компрессии составляет в среднем 0,1-0,15 МПа. На показатели компрессии изношенной ЦПГ сильное влияние оказывают такие факторы, как излишнее количество масла или топлива в цилиндрах, сопротивление во впускном патрубке, температура масла и т.д.

Суммарная методическая погрешность оценки ЦПГ по давлению в конце сжатия (компрессии) составляет соответственно 0,1-0,18 МПа, что в переводе на относительные показатели в диапазоне изменения параметра (0,25 и 0,6 МПа) составляет соответственно 25 и 30%. При наличии такой ошибки наряду с малой информативностью данный метод можно отнести к разряду индикаторных (без учета класса точности манометра).

В качестве ближайшего аналога принят способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания (см. патент РФ №2336513).

Способ состоит в том, что испытания проводят без подачи топлива в цилиндры двигателя на пусковых оборотах, которые составляют 150…300 об/мин.

На входе воздуха во впускной коллектор устанавливают датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), например, термоанемометрического действия, такой же датчик устанавливают на выходе воздуха в выпускной коллектор. Оба датчика подсоединяются к электронному блоку управления (ЭБУ). ЭБУ регистрирует сигналы и после преобразования выдает информацию на индикатор в виде разности расходов.

Недостатком этого способа является то, что он дает среднее значение состояния ЦПГ и не обладает необходимой точностью для определения технического состояния каждого цилиндра двигателя.

Техническая задача - разработка способа оценки состояния каждого из цилиндров двигателя в отдельности.

Это достигается тем, что определяют разность расхода воздуха при пусковом режиме на впуске и на выпуске. Полученное значение разности расхода воздуха сравнивают с нормативными значениями расхода воздуха, на основании чего судят о техническом состоянии каждого из цилиндров двигателя.

Способ состоит в том, что испытания проводят без подачи топлива в цилиндры двигателя на пусковых оборотах, которые составляют 150…300 об/мин.

Оценивают техническое состояние двигателя внутреннего сгорания по разности расходов воздуха на впуске и выпуске. Двигатель работает в пусковом режиме без подачи топлива. Измерение расхода воздуха на впуске и выпуске осуществляется в заданном интервале угла поворота коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Начало измерения расхода воздуха на выпуске смещают по отношению к началу измерения расхода на впуске на угол поворота коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания пропорционально тактности двигателя внутреннего сгорания. По измеренному значению разности расходов воздуха на впуске и выпуске оценивают техническое состояние каждого из цилиндров двигателя внутреннего сгорания.

Устанавливают датчик фаз напротив любой шестерни, кинематически жестко связанной с шестерней привода распределительного вала. На входе воздуха во впускную магистраль и на выходе воздуха из выпускной магистрали устанавливают датчики массового расхода воздуха (ДМРВ). Датчики подсоединяют к электронному блоку управления (ЭБУ), который регистрирует сигналы и после преобразования выдает информацию на индикатор в виде разности расходов воздуха в каждом цилиндре.

На рисунке изображена схема для реализации данного способа, где диагностируемый двигатель - 1, датчики массового расхода воздуха - 2, электронный блок управления - 3, блок индикации - 4, датчик фаз - 5.

Способ осуществляется следующим образом:

К испытуемому двигателю 1 подсоединяют устройства снятия сигналов. С помощью пускового устройства приводят во вращение коленчатый вал дизельного двигателя, датчики 2, 5, при работе двигателя в этом режиме посылают определенные импульсы в электронный блок управления 3. Электронный блок управления обрабатывает сигналы, поступающие с датчиков, и передает обработанные сигналы на блок индикации 4.

Похожие патенты RU2443989C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Воронин Дмитрий Максимович
  • Понизовский Алексей Юрьевич
  • Малышко Александр Афанасьевич
RU2336513C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Понизовский Алексей Юрьевич
  • Воронин Дмитрий Максимович
  • Малышко Александр Афанасьевич
  • Сафонов Артем Владимирович
RU2467301C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Носырев Дмитрий Яковлевич
  • Краснов Виталий Александрович
  • Старикова Анна Геннадьевна
RU2534640C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ 2009
  • Жеглов Валерий Николаевич
  • Шевченко Николай Павлович
  • Патрин Александр Николаевич
  • Гармаш Юрий Владимирович
  • Сметанин Сергей Юрьевич
  • Захаров Антон Сергеевич
  • Паринов Евгений Алексеевич
RU2434215C2
Устройство для оценки технического состояния и выявления зарождающихся неисправностей в системах и механизмах двигателя 2023
  • Баганов Николай Анатольевич
  • Кулаев Егор Владимирович
  • Жевора Юрий Иванович
  • Алексеенко Виталий Алексеевич
  • Сидельников Дмитрий Алексеевич
  • Исаев Никита Игоревич
  • Радченко Артем Евгеньевич
RU2820020C1
Способ оценки технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания 2023
  • Курносов Антон Федорович
  • Гуськов Юрий Александрович
  • Долгушин Алексей Александрович
  • Григорев Николай Николаевич
  • Галынский Андрей Александрович
RU2819020C1
Способ оценки технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания 2018
  • Курносов Антон Федорович
  • Гуськов Юрий Александрович
  • Голубь Сергей Антонович
  • Зейб Владимир Александрович
RU2690998C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2021
  • Тарасенко Виктор Евгеньевич
  • Романюк Николай Николаевич
  • Дунаев Анатолий Васильевич
  • Эвиев Валерий Андреевич
  • Манджиева Тамара Владимировна
  • Очиров Нимя Григорьевич
RU2794138C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ В ЦИЛИНДРЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Черноиванов Вячеслав Иванович
  • Колчин Анатолий Васильевич
  • Каргиев Борис Шамилович
  • Емельянов Георгий Геннадьевич
  • Юсипов Руслан Тагерович
  • Петрищев Николай Алексеевич
RU2272267C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Усольцев А.А.
  • Сальков С.И.
RU2213338C2

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к технике испытания в эксплуатационных условиях двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с воспламенением рабочей смеси от сжатия. Способ оценки технического состояния ДВС по разности расхода воздуха на впуске и выпуске. Оценка производится при работе двигателя в пусковом режиме без подачи топлива. Процесс измерения расходов воздуха на впуске и выпуске осуществляется в заданном интервале угла поворота коленчатого вала ДВС. Начало измерения расхода воздуха на выпуске смещают по отношению к началу измерения расхода на впуске. Смещение производится на угол поворота коленчатого вала ДВС пропорционально тактности. Технический результат заключается в возможности оценки состояния каждого из цилиндров ДВС в отдельности. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 443 989 C2

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания по разности расхода воздуха на впуске и выпуске при работе двигателя в пусковом режиме без подачи топлива, отличающийся тем, что процесс измерения расходов воздуха на впуске и выпуске осуществляют в заданном интервале угла поворота коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, начало измерения расхода воздуха на выпуске смещают по отношению к началу измерения расхода на впуске на угол поворота коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания пропорционально тактности двигателя внутреннего сгорания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2443989C2

СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Воронин Дмитрий Максимович
  • Понизовский Алексей Юрьевич
  • Малышко Александр Афанасьевич
RU2336513C2
Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Фомин Леонид Устинович
SU1714412A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Мошкин Николай Ильич
  • Лагерев Андрей Викторович
RU2374613C2
US 6711944 B2, 30.03.2004
US 5531100 А, 02.07.1996.

RU 2 443 989 C2

Авторы

Воронин Дмитрий Максимович

Зенкова Надежда Ивановна

Малышко Александр Афанасьевич

Понизовский Алексей Юрьевич

Даты

2012-02-27Публикация

2010-05-19Подача