Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при профориентации и психологическом консультировании.
Известен способ диагностики типа личности (патент РФ №2203619, МПК A61B 5/16, 18.07.2001 г.), способ выявления уровня самоорганизации человека (патент РФ №2282467, МПК A61B 5/16, 27.12.2004 г.), способ диагностики базовых смысловых установок человека (патент РФ №2303467, МПК A61B 5/16, 10.01.2006 г.) и др. Однако данные способы не позволяют выявить уровень притязаний человека.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ диагностики уровня притязаний человека с помощью моторной пробы Шварцландера (Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М.: МГУ, 1985, с.90-91), включающий рисование испытуемым на время «плюсиков» или «крестиков» в ячейках размером 1×1 см специальной таблицы. Способ позволяет диагностировать уровень притязаний человека, однако имеет низкую точность диагностики, т.к. «плюсики» и «крестики», которые рисует в ячейках таблицы испытуемый(ые) имеют различные размеры, что существенно сказывается на скорости выполнения задания.
Цель изобретения - повышение точности диагностики уровня притязаний человека.
Указанная цель достигается тем, что в способе диагностики уровня притязаний человека, включающем выполнение 4-х этапов задания, на каждом из которых испытуемый за определенное время рисует в ячейках установленной формы и размера по одной одинаковой заданной фигуре, причем время выполнения первого, второго и четвертого этапов задания равны, а время выполнения третьего этапа меньше, чем время выполнения других этапов задания, согласно изобретению ячейка представляет собой кольцо с внутренним диаметром 5 мм и внешним диаметром 10 мм, а испытуемый рисует в качестве заданной фигуры окружность диаметром от 5 до 10 мм, при этом на выполнение первого, второго и четвертого этапов задания отводится 20 секунд, а на выполнение третьего этапа задания отводится 17 секунд.
Предлагаемый способ позволяет диагностировать уровень притязаний человека.
На фиг.1 представлен бланк задания, разделенный на четыре блока (этапа), который выдается испытуемому, на фиг.2 - фрагмент заполненного испытуемым бланка задания.
Способ осуществляется следующим образом.
Задание испытуемому дается как тест на моторную координацию, об истинной цели исследования сообщают только после окончания исследования. Испытуемому выдают ручку и бланк с четырьмя блоками (по числу этапов задания), каждый из которых включает 20 ячеек в виде кольца с внутренним диаметром 5 мм и внешним диаметром 10 мм.
На каждом этапе выполнения задания испытуемый должен нарисовать в ячейках соответствующего блока максимальное количество окружностей (по одной в каждой ячейке) диаметром от 5 до 10 мм за определенное время. Испытуемому сообщают, что на выполнение задания каждого этапа отводится по 20 секунд, однако на третьем этапе время сокращают до 17 секунд (для искусственного создания ситуации неудачи), не говоря об этом испытуемому.
Перед каждым этапом испытуемого просят, учитывая свой опыт на предыдущих этапах, назвать количество окружностей, которое он сможет нарисовать за 20 секунд. Ответ записывают как уровень притязаний (УП) с номером соответствующего этапа, например, УП1=10 означает, что на первом этапе испытуемый планирует нарисовать 10 окружностей. После завершения этапа, начинающегося и заканчивающегося по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество полностью нарисованных окружностей (замкнутых кривых), и это количество записывают как уровень достижений (УД) с номером соответствующего этапа, например, УД2=12 означает, что на втором этапе испытуемый нарисовал 12 окружностей.
После завершения задания подсчитывают показатель УП человека по формуле
и определяют уровень и адекватность его притязаний:
УП≥4 - нереалистично высокий уровень притязаний;
4>УП≥2,5 - высокий уровень притязаний;
2,5>УП≥0 - умеренный уровень притязаний;
0>УП≥-1,2 - низкий уровень притязаний;
-1,2>УП - нереалистично низкий уровень притязания.
Пример осуществления способа
В психолого-педагогический центр Московского государственного строительного университета родители привели старшеклассника, который проявлял высокую степень фрустрированности, ипохондрии, требовательности к окружающим, испытывал трудности в реализации собственных планов. Со старшеклассником провели предлагаемый способ диагностики уровня притязаний по описанной выше схеме и, подставив полученные результаты в формулу, получили
.
Таким образом, у испытуемого оказался высокий нереалистичный уровень притязаний, для которого характерны все имеющиеся проявления. В результате целенаправленной работы с психологом уровень притязаний старшеклассника через полтора месяца снизился до умеренного, исчезли проявления ипохондрии и фрустрированности, уменьшилась требовательность к окружающим.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ЧЕЛОВЕКА | 2010 |
|
RU2433787C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВНИМАНИЯ ОПЕРАТОРА ПРИ КОМПЬЮТЕРНОМ ТЕСТИРОВАНИИ | 2010 |
|
RU2441585C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ЛИЦ МОЛОДОГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА | 2016 |
|
RU2614222C1 |
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ ЛИНЕЙНОГО ГЛАЗОМЕРА | 2007 |
|
RU2347530C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОДУКТИВНОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (АЛЬФА-ТЕСТ ВИ.ЗИ.ЭС.) | 1998 |
|
RU2138199C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СЕНСО-МОТОРНОЙ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ У ПЕРЕНЕСШИХ ИНСУЛЬТ БОЛЬНЫХ | 2018 |
|
RU2688815C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2013 |
|
RU2541822C1 |
СПОСОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ИСПЫТУЕМОГО И СПОСОБ ОЦЕНКИ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ ИСПЫТУЕМОГО | 2022 |
|
RU2793542C2 |
Психологический приём диагностики самооценки авторитетно-статусной позиции ребёнка 6-9 лет в группе сверстников | 2017 |
|
RU2668470C1 |
Способ развития эмоционально-интеллектуальных навыков детей | 2019 |
|
RU2734133C1 |
Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при профориентации и психологическом консультировании. Проводят выполнение 4-х этапов задания. На каждом этапе испытуемый за определенное время рисует в ячейках, представляющих собой кольцо с внутренним диаметром 5 мм и внешним диаметром 10 мм, по одной окружность диаметром от 5 до 10 мм. Время выполнения первого, второго и четвертого этапов задания равно 20 секунд, а время выполнения третьего этапа - 17 секунд. Способ позволяет повысить точность диагностики уровня притязаний человека. 2 фиг., 1 прим.
Способ диагностики уровня притязаний человека, включающий выполнение 4-х этапов задания, на каждом из которых испытуемый за определенное время рисует в ячейках установленной формы и размера по одной одинаковой заданной фигуре, причем время выполнения первого, второго и четвертого этапов задания равны, а время выполнения третьего этапа меньше, чем время выполнения других этапов задания, отличающийся тем, что ячейка представляет собой кольцо с внутренним диаметром 5 мм и внешним диаметром 10 мм, а испытуемый рисует в качестве заданной фигуры окружность диаметром от 5 до 10 мм, при этом на выполнение первого, второго и четвертого этапов задания отводится 20 с, а на выполнение третьего этапа задания отводится 17 с.
БОРОЗДИНА Л.В | |||
Исследование уровня притязаний | |||
- М.: МГУ, 1985, с.90, 91 | |||
СПОСОБ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТЕСТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА | 1995 |
|
RU2103722C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЛИЧНОСТИ | 2001 |
|
RU2203619C2 |
ДЮК В.А | |||
Компьютерная психодиагностика | |||
- СПб.: Братство, 1994, с.7-9, 24, 25. |
Авторы
Даты
2012-03-20—Публикация
2010-08-18—Подача