Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при профориентации и психологическом консультировании.
Известен способ диагностики типа личности (патент РФ №2203619, МПК А61В 5/16, 18.07.2001 г.) и способ диагностики базовых смысловых установок человека (патент РФ №2303467, МПК А61В 5/16, 10.01.2006 г.) и др. Однако данные способы не позволяют выявить уровень притязаний человека.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ диагностики уровня притязаний человека с помощью моторной пробы Шварцландера (Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М.: МГУ, 1985, с.90-91), включающий выполнение 4-х этапов задания, на каждом из которых испытуемый за определенное время должен нарисовать максимальное количество «плюсиков» или «крестиков» в ячейках размером 1×1 см. Испытуемому сообщают, что на выполнение задания каждого этапа отводится по 10 секунд, однако на третьем этапе время сокращают до 8 секунд (для искусственного создания ситуации неудачи), не говоря об этом испытуемому.
Известный способ позволяет диагностировать уровень притязаний человека, однако имеет низкую точность диагностики, т.к. часть испытуемых воспринимает одиночную неудачу как случайный сбой и не реагирует на нее.
Цель изобретения - повышение точности диагностики уровня притязаний человека за счет повторения ситуации неудачи.
Указанная цель достигается тем, что в способе диагностики уровня притязаний человека, включающем выполнение 4-х этапов задания, на каждом из которых испытуемый за определенное время рисует в ячейках установленной формы и размера по одной одинаковой заданной фигуре, при этом время выполнения первого и второго этапов задания равны, время выполнения третьего этапа меньше, чем время выполнения первого и второго этапов задания, а уровень и адекватность притязаний испытуемого определяют по показателю уровня притязаний, согласно изобретению время выполнения четвертого этапа меньше, чем время выполнения третьего этапа задания, а показатель уровня притязаний человека подсчитывают по формуле
,
где УПn - уровень притязаний на n-м этапе,
УДn - уровень достижений на n-м этапе, и в соответствии с показателем уровня притязаний испытуемого диагностируют уровень и адекватность его притязаний:
УП≥3,7 - нереалистично высокий уровень притязаний;
3,7>УП≥2,2 - высокий уровень притязаний;
2,2>УП≥0 - умеренный уровень притязаний;
0>УП≥-1,5 - низкий уровень притязаний;
-1,5>УП - нереалистично низкий уровень притязаний.
Предлагаемый способ позволяет повысить точность диагностики уровня притязаний человека.
Способ осуществляется следующим образом.
Задание испытуемому дается как тест на моторную координацию, об истинной цели исследования сообщают только после окончания исследования. Испытуемому выдают ручку и бланк с четырьмя блоками ячеек размером 1×1 см.
На каждом этапе выполнения задания испытуемый должен нарисовать в ячейках соответствующего блока максимальное количество «крестиков» (по одному в каждой ячейке) за определенное время. Испытуемому сообщают, что на выполнение задания каждого этапа отводится по 10 секунд, однако на третьем этапе для искусственного создания ситуации неудачи время сокращают на 20% (до 8 секунд), не говоря об этом испытуемому, а на четвертом этапе задания время сокращают еще на 10% (до 7 секунд).
Перед каждым этапом испытуемого просят, учитывая свой опыт на предыдущих этапах, назвать количество «крестиков», которое он сможет нарисовать за 10 секунд. Ответ записывают как уровень притязаний (УП) с номером соответствующего этапа, например УП1=12 означает, что на первом этапе испытуемый планирует нарисовать 12 «крестиков». После завершения этапа, начинающегося и заканчивающегося по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество полностью нарисованных «крестиков», и это количество записывают как уровень достижений (УД) с номером соответствующего этапа, например УД2=14 означает, что на втором этапе испытуемый нарисовал 14 «крестиков».
После завершения четвертого этапа испытуемого просят, учитывая свой опыт, назвать количество «крестиков», которое он сможет на следующем этапе (который не проводится) нарисовать за 10 секунд, т.е. УП5, и подсчитывают показатель УП испытуемого по формуле
.
Затем в соответствии с показателем уровня притязаний испытуемого диагностируют уровень и адекватность его притязаний:
УП≥3,7 - нереалистично высокий уровень притязаний;
3,7>УП≥2,2 - высокий уровень притязаний;
2,2>УП≥0 - умеренный уровень притязаний;
0>УП≥-1,5 - низкий уровень притязаний;
-1,5>УП - нереалистично низкий уровень притязаний.
Пример осуществления способа.
В психолого-педагогический центр Московского государственного строительного университета обратился студент 4-го курса экономического факультета, который ставил перед собой слишком легкие и простые цели, переживал из-за заниженной самооценки и неверия в собственные силы. Со студентом провели предлагаемый способ диагностики уровня притязаний по описанной выше схеме и, подставив полученные результаты в формулу, получили
.
Таким образом, у испытуемого оказался низкий уровень притязаний, для которого характерны все имеющиеся проявления. В результате целенаправленной работы с психологом уровень притязаний студента через 2 месяца возрос до умеренного.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ЧЕЛОВЕКА | 2010 |
|
RU2444979C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ БАЗОВЫХ СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ЧЕЛОВЕКА | 2006 |
|
RU2303467C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 2004 |
|
RU2282467C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА | 1997 |
|
RU2153286C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЛИЧНОСТИ | 2001 |
|
RU2203619C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ УСПЕШНОСТИ ЛИНЕЙНОГО МЕНЕДЖЕРА | 2006 |
|
RU2320266C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 2003 |
|
RU2252700C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К СПОРТИВНОЙ ИГРЕ В ТЕННИС | 1993 |
|
RU2065725C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЦЕЛОСТНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2357667C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ | 2007 |
|
RU2347529C1 |
Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при профориентации и психологическом консультировании. Выполняют 4 этапа задания, на каждом из которых испытуемый за определенное время рисует в ячейках установленной формы и размера по одной одинаковой заданной фигуре. Время выполнения первого и второго этапов задания равны, время выполнения третьего этапа меньше, чем время выполнения первого и второго этапов задания, время выполнения четвертого этапа меньше, чем время выполнения третьего этапа задания. Показатель уровня притязаний человека подсчитывают по формуле , где УПn - уровень притязаний на n-м этапе, УДn - уровень достижений на n-м этапе, и в соответствии с показателем уровня притязаний испытуемого диагностируют уровень и адекватность его притязаний: УП≥3,7 - нереалистично высокий уровень притязаний; 3,7>УП≥2,2 - высокий уровень притязаний; 2,2>УП≥0 - умеренный уровень притязаний; 0>УП≥-1,5 - низкий уровень притязаний; - 1,5>УП - нереалистично низкий уровень притязания. Способ позволяет повысить точность диагностики уровня притязаний человека.
Способ диагностики уровня притязаний человека, включающий выполнение 4-х этапов задания, на каждом из которых испытуемый за определенное время рисует в ячейках установленной формы и размера по одной одинаковой заданной фигуре, при этом время выполнения первого и второго этапов задания равны, время выполнения третьего этапа меньше, чем время выполнения первого и второго этапов задания, а уровень и адекватность притязаний испытуемого определяют по показателю уровня притязаний, отличающийся тем, что время выполнения четвертого этапа меньше, чем время выполнения третьего этапа задания, а показатель уровня притязаний человека подсчитывают по формуле
,
где УПn - уровень притязаний на n-м этапе, УДn - уровень достижений на n-м этапе, и в соответствии с показателем уровня притязаний испытуемого диагностируют уровень и адекватность его притязаний: УП≥3,7 - нереалистично высокий уровень притязаний; 3,7>УП≥2,2 - высокий уровень притязаний; 2,2>УП≥0 - умеренный уровень притязаний; 0>УП≥-1,5 - низкий уровень притязаний; - 1,5>УП - нереалистично низкий уровень притязания.
БОРОЗДИНА Л.В | |||
Исследование уровня притязаний | |||
- М.: МГУ, 1985, с.90, 91 | |||
СПОСОБ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТЕСТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА | 1995 |
|
RU2103722C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЛИЧНОСТИ | 2001 |
|
RU2203619C2 |
ДЮК В.А | |||
Компьютерная психодиагностика | |||
- СПб.: Братство, 1994, с.7-9, 24, 25. |
Авторы
Даты
2011-11-20—Публикация
2010-06-30—Подача