Изобретение относится к социальной, возрастной и клинической психологии. Данный психологический способ позволяет выявить самооценку авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет. Предназначен для исследования самооценки ребенка в разных социальных ситуациях, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания (Малофеев, Н.Н., 2009).
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Определение задержки психического развития (ЗПР) и умственной отсталости взято из Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (Альманах Института коррекционной педагогики №13, 2015 г.).
ЗПР - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии, к которому относятся «задержка темпа психического развития» и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости.
Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС. Приходя в детский сад, школу, дети оказываются вовлечены в разные социальные группы и социальные ситуации. Для исследования социального статуса в социальной группе используются разные варианты социометрических методик: социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы.
Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я. (Дж). Л. Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах, таких как симпатии, неприязнь, безразличие. Созданная на основе взглядов К. Маркса, О. Конта и З. Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии.
Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных: социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы - была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.
Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:
• формальные/неформальные - формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
• двойные/одинарные - двойные - изучают отношения партнерства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчиненных.
• прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
• сильные или значимые/слабые, то есть незначимые. Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые затрагивают поверхностные отношения. (Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть 1.)
По мнению Е. Алешиной (2016), опубликованному в рубрике «Школьная жизнь», начальное общее образование предполагает четыре года обучения, во время которых не только формируются знания и умения детей, но и складываются навыки взаимодействия, познаются общечеловеческие ценности. Привить чувство коллективизма младшим школьникам несложно, если правильно построить воспитательный процесс. Благоприятная атмосфера в классе складывается из отношений учеников друг к другу, оценить которые можно с помощью социометрии.
Социометрическая методика используется в различных группах: и взрослых, и детских. Она позволяет измерить в количественных выражениях уровень эмоционально-психологической близости отдельных участников коллектива.
Метод широко используется для школьников разных уровней образования. Он основывается на теоретическом и/или воображаемом выборе, который обязательно делают все члены группы. Особенностью социометрии является то, что ребенка ставят в довольно непростую ситуацию, в которой он должен принять решение в пользу или против своих сверстников. Сложность подобных эмоциональных ситуаций в начальной школе вызвана тем, что в этот период у детей отсутствует совместная деятельность. Они просто учатся вместе, сидят за партой. Общение чаще всего ситуативное, то есть зависит от конкретной ситуации. Ученикам сложно выбрать лидера в коллективе, но определить свои предпочтения все-таки под силу. Именно поэтому социометрия в начальной школе помогает выявить целый ряд эмоциональных проблем внутри группы сверстников. Дети начальных классов чаще всего оценивают сверстников именно с позиции успешности в учебе и отношений учителя. Свой выбор ученики нередко объясняют отношением педагога. Высказывания «Его часто хвалит учитель», «Она всегда делает домашнюю работу хорошо», «Он самый прилежный ученик» и тому подобные утверждения характеризуют симпатии и антипатии преподавателя, а не самого ребенка. Поэтому результаты социометрии помогут учителю еще и пересмотреть свое поведение в классе, выстроив его правильно по отношению ко всем детям.
В социометрических методиках применяются два типа критериев: первый - коммуникативный - отражает предпочтение участника: «Кого бы ты выбрал?». Второй - гностический - определяет осознание участников своего положения в группе: «Кто выбрал бы тебя?».
Исследование может проводиться письменно и устно. При первом варианте психолог лично беседует с каждым ребенком, фиксируя его ответы по рейтингу. Для письменного опроса разрабатывается анкета, в которой обязательным является указание своего имени, вопрос, понятный для ребенка, и строчки с результатами ответов/выборов. Проводит социометрию школьный психолог.
Психологу желательно провести несколько мероприятий с детьми до того, как будет проводиться социометрия. Следует иметь в виду, что цвет играет важную роль в психическом развитии ребенка.
Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе, т.е. изолированно от других цветов и форм, представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней (Базыма Б.А., 2001). Таким образом, анализ истории развития и трансформации символики цвета, позволяет выделить языческий, христианский и другие религиозно опосредованные взгляды. В настоящее время существуют несколько подходов к пониманию психологии цвета. Наиболее известными являются психологические характеристики восприятия цвета, принятые в психодрамме и методика М. Люшера, которые не противоречат друг другу.
Интерпретация положительных и отрицательных характеристик в восприятии цвета указывает на реализацию принципа амбивалентности, обозначающего внутренне противоречивые эмоциональные состояния или переживания, связанные с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующиеся его одновременным принятием и отвержением (Большой психологический словарь. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2002). Его отражение в символике цвета, описано Я.Л. Обуховым, в книге «Символдрамма и современный психоанализ». Значение выбранных цветов определяется следующим образом: к позитивному полюсу красного цвета относятся любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение, к негативному - агрессия, ненависть, опасность. К позитивному полюсу синего относятся - разум, дисциплина, порядок, верность, к негативному - безумие, иррациональность. Желтый цвет проявляется в позитивном как открытость, активность, свобода, слава, сила, в негативном - ревность, зависть, жадность, лживость, мания, бред. Оранжевый цвет дает следующие позитивы - зрелость личности, радость, энергия, сила, в негативе проявляются вытеснение других цветов, страсть борьбы и войны. При выборе зеленого проявляются позитивный полюс - витальное начало, рост, надежда, в минусах - яд, болезнь, незрелость. Фиолетовый цвет - позитивный полюс - равновесие, мистика, чары, сокровенное знание, покаяние, негативный - внутреннее беспокойство, тревога, отречение, меланхолия. Коричневый цвет - позитивный полюс - материнство, плодородие, земля, негативный - грязь, гной, кал. Черный цвет - позитивный полюс - достоинство, торжественность, негативный - смерть, траур, грех. Позитивный полюс белого цвета - чистота, гармония, негативный - привидение, траур. Серый цвет проявляется в негативном полюсе - неясность, туман, депрессия. Эта цветовая гамма используется в психодраматическом подходе и выбрана авторами в связи с тем, что учитывает особенности эмоциональных отношений на уровне родового бессознательного. (Я.Л. Обухов, 1999)
У предлагаемого психологического приема диагностики существует один из близких аналогов - прототипов - Цветовая проективная социометрия. Такой вариант социометрии проводится индивидуально. Для него потребуется специальное оборудование, а именно цветовое поле в виде шахматной доски: 5×5 рядов из 13 цветовых и 12 белых квадратов. Сама методика предполагает сложную систему выборов через фишки и цветовую доску. (Бадьина Н.П., Дементьева Л.А., 2009)
Однако такой способ имеет существенные недостатки: он сложен в применении и достаточно громоздкий.
Следующим аналогом - прототипом является «Упрощенная проективная цветовая методика» (Социометрия на службе эмоционального благополучия младших школьников, взято с http://shkolabuduschego.ru). Детям дается список учащихся класса и цветные карандаши/ карточки. Перед ребенком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем-то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору.
Так как младший школьный возраст - это период становления личности, когда закладываются самооценка и адекватное определение своего места среди сверстников, то важно, чтобы ребенку было комфортно находиться в школьном коллективе. Специалисту очень важно знать, с каким уровнем личной самооценки малыш попал в школу и как изменились эти параметры за определенный отрезок времени. В этом поможет известная методика диагностики младших школьников «Лесенка». Суть диагностики младших школьников по Дембо-Рубинштейн «Лесенка» позволяет выявить уровень сформированности самооценки младших школьников. Это способ выявить у ребенка уровень способности критически оценивать себя и окружающих. Эта шкала оценки была предложена американским психологом русского происхождения Т.В. Дембо в начале 60-х годов XX века. Первоначально техника была направлена на выяснение отношения людей к понятию «счастье». Но в 70-е годы советский психолог С.Я. Рубинштейн дополнила диагностические карты, которые используются и в наши дни, причем для работы с младшими школьниками. «Лесенка» помогает: выявить самооценку детей, устойчивость в социальной среде; вовремя принять меры по социальной адаптации ребенка в случае необходимости; научиться работать не только индивидуально, но и в группах; развить умение распределять обязанности в мини-группах, а также нести личную и общую ответственность за поступки каждого члена коллектива.
Психолог В.Г. Щур несколько упростила методику проведения теста, адаптировав его под дошкольников и первоклассников. В результате стало меньше тематических блоков и меньше вопросов. Ребенок должен условно поставить себя на ступень, соответствующую уровню проявления у него определенного качества.
Тест «Лесенка» может проводиться в двух видах. В группе и индивидуально. Дети в классе получают бланки для ответов и карандаши. Психолог на доске рисует ступеньки лестницы и объясняет, что на верхней ступеньке стоят самые добрые ребята, указывая на 1 ступеньку. Затем - добрые и показывает на 2, 3 ступеньки. Далее - ни добрые, ни злые, с указанием на 4 ступеньку. Потом злые - 5, 6 ступеньки. На 7 ступени - самые злые. Каждый из испытуемых должен представить себя на этой шкале и обозначить свое место на лесенке кружочком. Некоторые ответы ребенка, связанные с проявлением особенностей характера, могут зависеть от настроения в момент проведения теста. Анализ готовой «Лесенки» довольно прост. Необходимо подсчитать, какое количество ответов ребенок расположил на той или иной ступени. Результат будет зависеть от того, каких позиций оказалось больше.
Тестирование младших школьников с помощью методики «Лесенка» позволяет вовремя распознать проблемы, связанные с самооценкой малышей. (Н. Василишин, 2016)
Одним из недостатков методики является то, что результаты зависят от правильности проведения «Лесенки» и от правдивости ответов ребенка.
Аналогом-прототипом является также «Методика определения эмоциональной самооценки» А.В. Захарова. Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Укажи, где находишься ты. Поставь букву «Я» в нужном кружке.
Нормой для ребенка является указание на третий - четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я - образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый - второй круг - завышенная самооценка. При указании на круги далее четвертого - заниженная самооценка.
Существенным недостатком «Методики определения эмоциональной самооценки» А.В. Захарова является невозможность выделения социального статуса ребенка.
Задача изобретения: предложить способ диагностики самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет в группе сверстников, лишенный вышеперечисленных недостатков, с использованием авторского стимульного материала и алгоритма его интерпретации. Предлагаем схему в виде ряда из девяти окружностей с указанием направления, что дает возможность проявиться неосознаваемым тенденциям, влияющим на самооценку авторитетно-статусной позиции, и у специалиста появляется возможность психологической оценки особенностей взаимодействия ребенка с близким окружением.
Технический результат состоит в том, что определяется самооценка авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет, для чего предлагается схема, которая состоит из девяти окружностей диаметром 15 миллиметров, расположенных горизонтально в ряд. Ниже располагается горизонтальная стрелка, указывающая направление движения от точки отсчета при определении своего места в социальной группе слева направо. Ребенку предлагается представить, что изображенные на схеме ряд окружностей - это люди, и следует закрасить выбранную им окружность тем цветом, который ему сейчас нравится. Для выполнения задания ребенку предлагается выбрать из 10 карандашей красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, черного, белого, серого, коричневого, фиолетового цветов. Интерпретируется а) выбор места в ряду от точки отсчета; б) цвет карандаша, в) характер закрашивания - с выходом за границы окружности или без выхода за границы окружности и г) соотношение указанных выше критериев.
Ребенку дается следующая инструкция: «Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Закрась кружок, где находишься ты тем цветом, который тебе сейчас нравится» и предлагается бланк с изображением
девяти окружностей с указанием направления раскрашивания. Бланк представлен на Фиг. 1.
Технический результат достигается тем, что применяется стимульный материал к психологическому способу диагностики на бланке при индивидуальном обращении педагогов или родителей к специалисту, в котором ребенок закрашивает выбранную окружность из девяти представленных, карандашом одного из понравившихся ему из 10-ти цветов. При этом учитывается, что на первом и втором местах символически расположены отец и мать, на третьем и четвертом местах располагается сам ребенок и его родной брат или сестра, на пятом, шестом, седьмом, восьмом местах располагаются другие значимые родственники, девятое место предназначено для человека, который не является родственником, но с ним у ребенка существует эмоциональная связь. Описанная взаимосвязь ребенку не разъясняется, так как это является апелляцией к его бессознательному.
Значение выбранной окружности в ряду от точки отсчета описывается следующим образом: первая - очень высокая самооценка, вторая - завышенная самооценка, третья и четвертая - нормальная самооценка, пятая, шестая и седьмая - низкая самооценка, восьмая и девятая - очень низкая самооценка.
Характер закрашивания определяется тем, вышел ли ребенок за границы окружности или нет. Если закрашивание осуществлено с выходом за границы окружности, то при интерпретации используется значение негативного полюса цвета, а если окружность закрашена без выхода за границы, то используется значение позитивного полюса цвета. Далее интерпретационное значение цвета соотносится с номером выбранной окружности и характером закрашивания.
В результате качественного анализа детского выбора, в ходе которого соотносятся выбранная ребенком окружность по счету от точки отсчета, цвет, характер закрашивания и делается вывод о самооценке авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет в семье и группе сверстников. Для облегчения интерпретации, необходимые данные систематизированы в таблицы: Таблица 1. Интерпретация самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет
при закрашивании окружности без выхода за ее границы и Таблица 2. Интерпретация самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет при закрашивании окружности с выходом за ее границы.
Алгоритм работы со стимульным материалом к психологическому способу диагностики авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет представлен на Фиг. 2.
1. Специалист дает ребенку инструкцию: «Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Закрась кружок, где находишься ты, тем цветом, который тебе сейчас нравится» и предлагает бланк с изображением девяти окружностей с указанием направления раскрашивания от точки отсчета. Бланк представлен на Фиг. 1.
2. Ребенок раскрашивает выбранную окружность понравившимся цветом из 10 представленных карандашей красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, черного, белого, серого, коричневого, фиолетового цветов.
3. Если ребенок закрашивает выбранную окружность без выхода за ее границы, то для интерпретации уровня самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет используется Таблица 1.
4. Если ребенок закрашивает выбранную окружность с выходом за ее границы, то для интерпретации уровня самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет используется Таблица 2.
5. Полученный результат интерпретируется и делается вывод об уровне самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет.
6. Соответственно уровню самооценки авторитетно-статусной позиции для ребенка индивидуально разрабатываются практические рекомендации.
Предлагаем пример реализации алгоритма работы с психологическим способом диагностики авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет.
Было проведено обследование ребенка И. 7 лет, учащегося в общеобразовательном классе. Специалист дал ребенку инструкцию: «Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Закрась
кружок, где находишься ты тем цветом, который тебе сейчас нравится» и предложил бланк с изображением девяти окружностей с указанием направления раскрашивания от точки отсчета. Ребенок закрасил шестую от точки отсчета окружность желтым цветом. Окружность закрашена без выхода за ее границы, поэтому для интерпретации уровня самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет используем Таблицу 1. Находим в крайнем левом столбце номер окружности. Он находится в диапазоне от 5 до 7 и означает заниженную самооценку. Далее находим в верхней строке желтый цвет и на пересечении столбца «желтый» со строкой «5-7 - заниженная самооценка» интерпретацию выбора равно «стремление занимать вторые роли».
Применение данного психологического способа в работе патопсихологической лаборатории КГБУЗ «Краевая психиатрическая больница» МЗ ХК, судебно-психологической и иных видах экспертиз позволило улучшить эффективность сложной в диагностике модели взаимоотношений ребенка в обществе, дать практические рекомендации членам семьи;
Подобный психологический способ диагностики не описан в доступной нам отечественной и зарубежной научной психолого-педагогической литературе.
Преимуществами предлагаемого психологического способа диагностики являются:
- простота использования и обработки полученных результатов;
- способствует повышению эффективности клинико-психологических исследований и коррекции в психологической практике;
- одинаково эффективен в работе как со здоровыми детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми с нарушениями интеллектуального развития;
- дает возможность оценить особенности самооценки социально-статусной позиции детей с ОВЗ в разных социальных ситуациях;
- позволяет оценить эмоциональное состояние ребенка или его эмоциональный отклик на какую-либо социальную ситуацию;
- можно рекомендовать для широкого применения в центрах оказания социально-психологической и педагогической помощи.
Пример 1.
Было проведено обследование ребенка В. 7 лет, учащегося в классе для детей с ОВЗ. Ребенок протестирован с использованием психологического способа диагностики самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет в группе сверстников. Фиг. 3.
Специалист дал ребенку инструкцию: «Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Закрась кружок, где находишься ты тем цветом, который тебе сейчас нравится» и предложил бланк с изображением девяти окружностей с указанием направления раскрашивания от точки отсчета. Ребенок закрасил первую от точки отсчета окружность синим цветом. Окружность закрашена без выхода за ее границы, поэтому для интерпретации уровня самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет используем Таблицу 1. Находим в крайнем левом столбце номер окружности - 1, что означает «очень высокая самооценка». Далее находим в верхней строке синий цвет и на пересечении столбца «синий» со строкой «1 - очень высокая самооценка» интерпретацию выбора равно «навязывает свои правила дисциплины».
Пример 2.
Было проведено обследование ребенка К. 7 лет, учащегося в классе для детей с ОВЗ. Ребенок протестирован с использованием психологического способа диагностики самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет в группе сверстников. Фиг. 4.
Специалист дал ребенку инструкцию: «Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Закрась кружок, где находишься ты тем цветом, который тебе сейчас нравится» и предложил бланк с изображением девяти окружностей с указанием направления раскрашивания от точки отсчета.
Ребенок закрасил пятую от точки отсчета окружность красным цветом. Окружность закрашена без выхода за ее границы, поэтому для интерпретации уровня самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет используем Таблицу 1. Находим в крайнем левом столбце номер окружности - 5, что означает «заниженная самооценка». Далее находим в верхней строке красный цвет и на пересечении столбца «красный» со строкой «5-7 - заниженная самооценка» интерпретацию выбора равно «В поведении агрессивность может проявляться прямо либо косвенно».
Пример 3.
Было проведено обследование ребенка Б. 7 лет, учащейся в классе для детей с ОВЗ. Ребенок протестирован с использованием психологического способа диагностики самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет в группе сверстников. Фиг. 5.
Специалист дал ребенку инструкцию: «Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Закрась кружок, где находишься ты тем цветом, который тебе сейчас нравится» и предложил бланк с изображением девяти окружностей с указанием направления раскрашивания от точки отсчета. Ребенок закрасил седьмую от точки отсчета окружность оранжевым цветом. Окружность закрашена с выходом за ее границы, поэтому для интерпретации уровня самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет используем Таблицу 2. Находим в крайнем левом столбце номер окружности - 7, что означает «заниженная самооценка». Далее находим в верхней строке оранжевый цвет и на пересечении столбца «оранжевый» со строкой «5-7 - заниженная самооценка» интерпретацию выбора равно «Не азартна, стремится избегать участия в соревнованиях».
Пример 4.
Было проведено обследование ребенка К. 7 лет, учащейся в общеобразовательном классе. Ребенок протестирован с использованием психологического способа диагностики самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет в группе сверстников. Фиг. 6.
Специалист дал ребенку инструкцию: «Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Закрась кружок, где находишься ты тем цветом, который тебе сейчас нравится» и предложил бланк с изображением девяти окружностей с указанием направления раскрашивания от точки отсчета. Девочка закрасила пятую от точки отсчета окружность фиолетовым цветом. Окружность закрашена с выходом за ее границы, поэтому для интерпретации уровня самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет используем Таблицу 2. Находим в крайнем левом столбце номер окружности - 5, что означает «заниженная самооценка». Далее находим в верхней строке фиолетовый цвет и на пересечении столбца «фиолетовый» со строкой «5-7 - заниженная самооценка» интерпретацию выбора равно «Внутреннее напряжение, беспокойство, тревожность».
Пример 5.
Было проведено обследование ребенка М. 7 лет, учащейся в общеобразовательном классе. Ребенок протестирован с использованием психологического способа диагностики самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет в группе сверстников. Фиг. 7.
Специалист дал ребенку инструкцию: «Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Закрась кружок, где находишься ты тем цветом, который тебе сейчас нравится» и предложил бланк с изображением девяти окружностей с указанием направления раскрашивания от точки отсчета. Девочка закрасила восьмую от точки отсчета окружность коричневым цветом. Окружность закрашена без выхода за ее границы, поэтому для интерпретации уровня самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет используем Таблицу 1. Находим в крайнем левом столбце номер окружности - 8, что означает «очень низкая самооценка». Далее находим в верхней строке коричневый цвет и на пересечении столбца «коричневый» со строкой «8-9 - очень низкая самооценка» интерпретацию выбора равно «Не может обойтись без поддержки и помощи, трудно переносит одиночество».
Способ диагностики самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет в группе сверстников.
Способ диагностики самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет в группе сверстников.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | 2004 |
|
RU2297180C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ И УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ | 2012 |
|
RU2497440C1 |
Способ развития эмоционально-интеллектуальных навыков детей | 2019 |
|
RU2734133C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКА | 2015 |
|
RU2593744C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ | 2010 |
|
RU2458628C2 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ | 2000 |
|
RU2160607C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ МАТЕРЕЙ | 2011 |
|
RU2472537C1 |
Комплект дидактических пособий для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста | 2021 |
|
RU2772546C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ | 2014 |
|
RU2550685C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ | 2006 |
|
RU2312597C1 |
Изобретение относится к социальной, возрастной и клинической психологии. Используют стимульный материал в виде схемы из девяти окружностей диаметром 15 миллиметров, расположенных горизонтально в ряд, при этом на бланке ниже располагается горизонтальная стрелка, которая указывает направление движения от точки отсчета при определении своего места в социальной группе слева направо. Ребенку предлагается представить, что изображенный на схеме ряд окружностей - это люди, и закрасить выбранную им окружность тем карандашом из 10, цвет которого ему сейчас нравится. При этом учитывается, что на первом и втором местах символически расположены отец и мать, на третьем и четвертом местах располагается сам ребенок, его родной брат или сестра, на пятом, шестом, седьмом, восьмом и девятом местах располагаются другие значимые родственники, в том числе человек, который не является родственником, но с ним у ребенка существует эмоциональная связь. После проведенной диагностики алгоритм интерпретации включает в себя значение выбранной окружности в ряду от точки отсчета следующим образом: первая - очень высокая самооценка, вторая - завышенная самооценка, третья и четвертая - нормальная самооценка, пятая, шестая и седьмая - низкая самооценка, восьмая и девятая - очень низкая самооценка. Учитывается цвет и характер закрашивания. В зависимости от места пересечения цвета по горизонтали с номером окружности от точки отсчета по вертикали делается вывод об уровне самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет. Способ позволяет выявить самооценку авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, за счет применения стимульного материала на бланке. 7 ил., 2 табл., 5 пр.
Способ диагностики самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет в группе сверстников при индивидуальном обращении педагогов или родителей к специалисту, включающий стимульный материал в виде схемы из девяти окружностей диаметром 15 миллиметров, расположенных горизонтально в ряд, отличающийся тем, что на бланке ниже располагается горизонтальная стрелка, которая указывает направление движения от точки отсчета при определении своего места в социальной группе слева направо; ребенку предлагается представить, что изображенный на схеме ряд окружностей - это люди, и закрасить выбранную им окружность тем карандашом из 10, цвет которого ему сейчас нравится: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, черный, белый, серый, коричневый, фиолетовый; при этом учитывается, что на первом и втором местах символически расположены отец и мать, на третьем и четвертом местах располагается сам ребенок, его родной брат или сестра, на пятом, шестом, седьмом, восьмом и девятом местах располагаются другие значимые родственники, в том числе человек, который не является родственником, но с ним у ребенка существует эмоциональная связь; после проведенной диагностики алгоритм интерпретации включает в себя значение выбранной окружности в ряду от точки отсчета следующим образом: первая - очень высокая самооценка, вторая - завышенная самооценка, третья и четвертая - нормальная самооценка, пятая, шестая и седьмая - низкая самооценка, восьмая и девятая - очень низкая самооценка; учитывается цвет и характер закрашивания, при этом используется таблица 1, указанная в описании, если ребенок закрашивает выбранную окружность без выхода за ее границы, и таблица 2, указанная в описании, если ребенок закрашивает выбранную окружность с выходом за ее границы, по данным таблицы в месте пересечения цвета по горизонтали с номером окружности от точки отсчета по вертикали, делается вывод об уровне самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет.
ШАХОВА И | |||
П | |||
Практикум по лабораторным работам курса "Возрастная психология" | |||
Акад | |||
пед | |||
и соц | |||
наук | |||
Моск | |||
психол.-соц | |||
ин-т, Воронеж, Модэк, 1998 | |||
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ | 2014 |
|
RU2550685C1 |
БАРКАНОВА О | |||
В | |||
Методики диагностики эмоциональной сферы | |||
Псих | |||
практикум, Красноярск, 2009, с | |||
Способ добывания бензина и иных продуктов из нефти, нефтяных остатков и пр. | 0 |
|
SU211A1 |
Под ред | |||
Райгородского Д | |||
Я | |||
Практическая психодиагностика | |||
Методики и тесты, "БАХРАХ", Самара, 1998, с | |||
Устройство для охлаждения водою паров жидкостей, кипящих выше воды, в применении к разделению смесей жидкостей при перегонке с дефлегматором | 1915 |
|
SU59A1 |
Авторы
Даты
2018-10-01—Публикация
2017-06-13—Подача