ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ Российский патент 2012 года по МПК F16D69/02 

Описание патента на изобретение RU2445526C1

Заявляемое изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент, совмещенный с металлическим каркасом и эксплуатирующимся во фрикционных узлах автотракторной техники, различных машин и оборудования (колодки дисковых и барабанных тормозов автомобилей, тракторов и др.).

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, включающее металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, содержащий демпфирующий слой, контактирующий с металлическим каркасом (см. Искусство тишины. Журнал «За рулем», №4, апрель 2005 г., с.179). Существенные признаки аналога «металлический каркас, полимерный композиционный фрикционный элемент» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является повышенная возможность отслоения композиционного фрикционного элемента от металлического каркаса в процессе эксплуатации изделия из-за отсутствия специального адгезионного слоя на поверхности металлического каркаса, контактирующей с композиционным фрикционным элементом.

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционное изделие (колодка дискового тормоза), содержащее полимерный композиционный фрикционный элемент, зафиксированный на металлическом каркасе, при этом поверхность каркаса, контактирующая с фрикционным элементом, выполнена шероховатой, причем рельеф шероховатостей поверхности образован непересекающимися линиями впадин и выступов, чередующихся в направлении продольной оси колодки (см. патент РФ №2086444, МПК6 В61Н 7/02, 1997). Существенные признаки аналога «полимерный композиционный фрикционный элемент, зафиксированный на металлическом каркасе, поверхность каркаса, контактирующая с фрикционным элементом, выполнена шероховатой» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является возможность отслоения композиционного фрикционного элемента от каркаса при эксплуатации изделия в условиях воздействия на изделие переменных термических и механических нагрузок, а также воздействия воды и химических противогололедных реагентов из-за недостаточной очистки и неоптимальной шероховатости поверхности каркаса в результате абразивной обработки крупнозернистыми абразивными инструментами.

Прототипом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, содержащее полимерный композиционный фрикционный элемент, зафиксированный на металлическом каркасе с помощью адгезионного слоя, при этом поверхность каркаса со стороны фрикционного элемента, покрытая адгезионным слоем, выполнена шероховатой в результате обработки (очистки) чугунной или стальной дробью с высоким содержанием углерода (см. ТИИР: наука и практика. Журнал «Автомобиль и сервис», №8, август 2010 г., с. 40÷41). Существенные признаки прототипа «полимерный композиционный фрикционный элемент, зафиксированный на металлическом каркасе с помощью адгезионного слоя, поверхность каркаса со стороны фрикционного элемента, покрытая адгезионным слоем, выполнена шероховатой» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа является возможность отслоения композиционного фрикционного элемента от каркаса изделия в условиях воздействия на изделие переменных термических и механических нагрузок, а также воздействия воды и химических противогололедных реагентов из-за наличия на поверхности каркаса, обработанной (очищенной) чугунной или углеродистой стальной дробью, вкраплений мельчайших частичек чугуна или углеродистой стали. В результате каркас приобретает способность к обильной поверхностной коррозии и не обеспечивает при эксплуатации необходимой адгезионной стойкости, следствием чего и являются недопустимые отслоения фрикционного элемента от каркаса.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение эксплуатационных характеристик изделия путем снижения возможности отслоения полимерного композиционного фрикционного элемента от металлического каркаса при эксплуатации изделия.

Для достижения указанного технического результата во фрикционном изделии, содержащем полимерный композиционный фрикционный элемент, зафиксированный на металлическом каркасе с помощью адгезионного слоя, поверхность каркаса, покрытая адгезионным слоем, выполнена шероховатой в результате обработки (очистки) стальным песком с содержанием кремния 12÷22% и размером частиц песка 0,3÷0,8 мм, при этом высота неровностей профиля рельефа шероховатой поверхности выбрана из соотношения: Rz=0,01÷0,1d, где Rz - высота неровностей профиля рельефа шероховатой поверхности, d - размер частиц песка.

Существенные признаки заявляемого изобретения «поверхность каркаса выполнена шероховатой в результате обработки стальным песком с содержанием кремния 12÷22% и размером частиц песка 0,3÷0,8 мм, при этом высота неровностей профиля рельефа шероховатой поверхности выбрана из соотношения: Rz=0,01÷0,1d, где Rz - высота неровностей профиля рельефа шероховатой поверхности, d - размер частиц песка» являются отличительными от признаков прототипа.

Фрикционное изделие содержит металлический (стальной) каркас, совмещенный (например, путем приформовывания или приклеивания) с полимерным композиционным фрикционным элементом. В качестве полимерной основы (матрицы) композита могут использоваться отвержденные смолы, вулканизованные каучуки или их смеси. В качестве наполнителей могут использоваться волокнистые материалы (минеральные волокна, стальные волокна, полиарамидные волокна и др., а также их смеси). Также в состав наполнителей могут входить различные дисперсные материалы (технический углерод, барит и др., а также их смеси). Поверхность металлического каркаса со стороны композиционного фрикционного элемента покрыта адгезионным слоем (клеевым слоем). В качестве материала адгезионного слоя могут использоваться различные клеи, например, на основе смол, каучуков и др. При этом поверхность каркаса со стороны фрикционного элемента выполнена шероховатой. Для обеспечения необходимой шероховатости поверхности каркаса эта поверхность очищена (обработана) струей остроугольных частиц (зерен) стального песка, царапающих поверхность. При этом продукты разрушения частиц песка шаржируют поверхность каркаса. В качестве стального песка может быть использован металлический песок из низкоуглеродистой стали с содержанием кремния 14÷20% (добавка ферросилиция).

Изготавливаться заявляемое изделие может известными методами, например приформовыванием к металлическому каркасу формовочной смеси. При этом поверхность металлического каркаса, к которой приформовывается полимерный фрикционный элемент, предварительно обрабатывается на дробеметной установке металлическим песком, а затем покрывается слоем адгезионной полимерной композиции.

Конкретным примером заявляемого изделия является полимерное композиционное фрикционное изделие, содержащее плоский металлический каркас (колодка дискового тормоза легковых автомобилей) и фрикционный элемент из полимерного композита. Металлический каркас со стороны фрикционного элемента обработан стальным песком из стального высококремнистого полуфабриката с содержанием кремния 14÷20% и размером частиц 0,5 мм. Содержание углерода в полуфабрикате не более 0,5%. Скорость песчаной струи 40÷80 м/сек.

Использование высококремнистого металлического песка увеличивает шероховатость поверхности каркаса и снижает чистоту на 2-3 класса, при этом существенно возрастает коррозийная стойкость поверхности как за счет ее шаржирования мельчайшими частичками песка, образующимися при раскалывании песчинок во время обработки, так и за счет царапания поверхности частицами песка, снимающего небольшие слои металла вместе с дефектами поверхности. В результате повышается адгезия адгезионного слоя к металлическому каркасу, а также повышается адгезионная стойкость адгезионного слоя в условиях эксплуатации изделия, особенно в условиях воздействия воды и химических противогололедных реагентов.

Похожие патенты RU2445526C1

название год авторы номер документа
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2011
  • Левит Михаил Захарович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2478843C1
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2009
  • Левит Михаил Захарович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2414370C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ФРИКЦИОННОГО ИЗДЕЛИЯ 2010
  • Левит Михаил Захарович
  • Карпицкий Виктор Леонидович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2453452C1
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2014
  • Левит Михаил Захарович
  • Изюмова Вера Ивановна
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2558520C1
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2005
  • Левит Михаил Захарович
  • Крайнова Наталия Александровна
  • Пивень Евгений Григорьевич
  • Изюмова Вера Ивановна
RU2290546C1
КОЛОДКА ДИСКОВОГО ТОРМОЗА 1995
  • Шевелев А.В.
  • Лапшин В.П.
  • Левит М.З.
  • Пивень Е.Г.
  • Кучеренко В.В.
  • Изюмова В.И.
RU2086444C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Касаткин Геннадий Петрович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
  • Дружков Дмитрий Александрович
RU2317906C1
НАО ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ, НЕ СОДЕРЖАЩЕЕ МЕДИ 2012
  • Левит Михаил Захарович
  • Изюмова Вера Ивановна
  • Фурсов Николай Петрович
  • Левит Кирилл Михайлович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2503859C1
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2016
  • Левит Михаил Захарович
  • Левит Кирилл Михайлович
  • Изюмова Вера Ивановна
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2623787C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ С ПРОТИВОШУМНОЙ ЗАЩИТОЙ 2013
  • Левит Михаил Захарович
  • Изюмова Вера Ивановна
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2523347C1

Реферат патента 2012 года ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ

Изобретение относится к области фрикционных изделий, эксплуатирующихся во фрикционных узлах автотракторной техники, различных машин и оборудования. Фрикционное изделие содержит полимерный композиционный фрикционный элемент, зафиксированный на металлическом каркасе с помощью адгезионного слоя. Поверхность каркаса предварительно обрабатывается на дробеметной установке металлическим песком, а затем покрывается слоем адгезионной полимерной композиции. Использование стального песка с содержанием кремния 12÷22% и размером частиц 0,3÷0,8 мм увеличивает шероховатость поверхности каркаса. Достигается снижение возможности отслоения полимерного композиционного фрикционного элемента от металлического каркаса при эксплуатации изделия.

Формула изобретения RU 2 445 526 C1

Фрикционное изделие, содержащее полимерный композиционный фрикционный элемент, зафиксированный на металлическом каркасе с помощью адгезионного слоя, отличающееся тем, что поверхность каркаса, покрытая адгезионным слоем, выполнена шероховатой в результате обработки (очистки) стальным песком с содержанием кремния 12÷22% и размером частиц 0,3÷0,8 мм, при этом высота неровностей профиля рельефа шероховатой поверхности выбрана из соотношения: Rz=0,01÷0,1d, где Rz - высота неровностей профиля рельефа шероховатой поверхности, d - размер частиц песка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2445526C1

КОЛОДКА ДИСКОВОГО ТОРМОЗА 1995
  • Шевелев А.В.
  • Лапшин В.П.
  • Левит М.З.
  • Пивень Е.Г.
  • Кучеренко В.В.
  • Изюмова В.И.
RU2086444C1
RU 92923 U1, 10.04.2010
JP 55132428 A, 15.10.1980
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА 2005
  • Левит Михаил Захарович
  • Крайнова Наталия Александровна
  • Голкин Владислав Борисович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2296253C1
US 2002038743 A1, 04.04.2002.

RU 2 445 526 C1

Авторы

Левит Михаил Захарович

Пивень Евгений Григорьевич

Даты

2012-03-20Публикация

2010-12-03Подача