ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ Российский патент 2013 года по МПК F16D65/92 F16D69/04 

Описание патента на изобретение RU2478843C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент, совмещенный с металлическим каркасом, и эксплуатирующимся во фрикционных узлах автотракторной техники, различных машин и оборудования (колодки дисковых и барабанных тормозов автомобилей, тракторов и др.).

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, включающее металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, при этом между металлическим каркасом и полимерным композиционным фрикционным элементом размещен клеевой слой, фиксирующий элемент к каркасу (см. патент SU №1277491, МПК B22F 7/04, 1994 г.). Существенные признаки аналога «металлический каркас, полимерный композиционный фрикционный элемент» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является возможность отрыва фрикционного элемента от металлического каркаса при ударных нагрузках в процессе эксплуатации изделия в случае недостаточной адгезии клеевого слоя к металлу каркаса.

Другим аналогом заявляемого изобретения является фрикционное изделие (колодка дискового тормоза), включающее полимерный композиционный фрикционный элемент, зафиксированный клеевым слоем на металлическом каркасе, поверхность которого со стороны фрикционного элемента выполнена шероховатой с рельефом, образованным непересекающимися линиями впадин и выступов, чередующихся в направлении продольной оси колодки (см. патент RU №2086444, МПК F16D 69/04, 1997 г.). Существенные признаки аналога «полимерный композиционный фрикционный элемент, металлический каркас» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога также является возможность отрыва фрикционного элемента от металлического каркаса при ударных нагрузках в процессе эксплуатации изделия в случае недостаточного удержания фрикционного элемента на поверхности каркаса из-за незначительной высоты неровностей профиля шероховатости.

Прототипом заявляемого изобретения является фрикционное изделие (колодка дискового тормоза), включающее полимерный композиционный фрикционный элемент, зафиксированный на металлическом каркасе, поверхность которого со стороны фрикционного элемента содержит металлические зубцы, размещенные в полимерном композиционном фрикционном элементе (см. The science of brakes, NUCAP EUROPE, S.A. www.nucap.eu; www.nucap.com.). Существенные признаки прототипа «полимерный композиционный фрикционный элемент, металлический каркас, поверхность каркаса со стороны фрикционного элемента содержит металлические зубцы, размещенные в полимерном композиционном фрикционном элементе» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа является невозможность равномерного нанесения клеевого слоя на поверхность с зубцами. По этой причине фиксация фрикционного элемента на каркасе по прототипу осуществляется за счет удержания металлическими зубцами без применения как клеевого слоя, так и специальной обработки каркаса. Однако в случае эксплуатации такого изделия в условиях резкого перепада температур с применением противогололедных реагентов возможны отслоения фрикционного элемента от металлического каркаса по периметру фрикционного элемента (где нет удерживающих зубцов), попадание в образовавшуюся щель грязи и противогололедных реагентов, следствием чего является сильная коррозия металла. В результате может произойти частичное или полное разрушение фрикционного изделия.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является снижение возможности разрушения изделия при эксплуатации в условиях резких перепадов температур и применения противогололедных реагентов за счет снижения возможности отслоения фрикционного элемента от каркаса по периметру фрикционного элемента (в зоне, где отсутствуют удерживающие зубцы).

Для достижения указанного технического результата фрикционное изделие (колодка дискового тормоза), включающее полимерный композиционный фрикционный элемент (фрикционную накладку), зафиксированный на металлическом каркасе, поверхность которого со стороны полимерного композиционного фрикционного элемента содержит металлические зубцы, размещенные в полимерном композиционном фрикционном элементе, содержит дополнительно на поверхности металлического каркаса со стороны полимерного композиционного фрикционного элемента углубление, расположенное по краю полимерного композиционного фрикционного элемента.

Существенные признаки заявляемого изобретения «содержит на поверхности металлического каркаса со стороны полимерного композиционного фрикционного элемента углубление, расположенное по краю полимерного композиционного фрикционного элемента» являются отличительными от признаков прототипа.

На фиг.1 представлено фрикционное изделие со стороны рабочей поверхности, часть фрикционного элемента удалена. На фиг.2 - сечение части фрикционного изделия со стороны боковой поверхности.

Фрикционное изделие содержит металлический каркас 1, на котором зубцами 2 зафиксирован полимерный композиционный фрикционный элемент 3. По краю полимерного композиционного фрикционного элемента (по контуру полимерного композиционного фрикционного элемента) на поверхности каркаса выполнено углубление 4 (канавка), которое может быть полностью или частично заполнено материалом полимерного композиционного фрикционного элемента (то есть боковая поверхность 5 полимерного композиционного фрикционного элемента может располагаться на краю углубления или внутри него). Возможно размещение боковой поверхности фрикционного элемента за пределами внешнего контура углубления. Для улучшения фиксации полимерного композиционного фрикционного элемента поверхность углубления может быть покрыта адгезивом (клеем). Углубление может иметь различную глубину, ширину и форму сечения.

Заявленное изделие может быть изготовлено известными методами, например путем приформовывания в пресс-форме фрикционного элемента к каркасу необходимой конструкции.

Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза автомобиля, содержащая металлический каркас и фрикционный элемент, выполненный из полимерного фрикционного композита, включающего полимерную матрицу (вулканизат каучука, резит смолы и т.д.) и дисперсные, в том числе волокнистые, наполнители (барит, сурик, кокс и др., полиарамидные волокна, минеральные волокна и др.). Поверхность каркаса, к которой приформован полимерный композиционный фрикционный элемент, выполнена с зубцами для фиксации этого элемента и краевой канавкой. Боковая поверхность фрикционного элемента размещена по внешнему контуру канавки (фиг.2).

Выполнение фрикционного изделия с размещенной на металлическом каркасе по краевой части полимерного композиционного фрикционного элемента канавкой и с соответствующим ей выступом на краевой части полимерного композиционного фрикционного элемента препятствует отслоениям фрикционного элемента от металлического каркаса и противодействует проникновению внешних воздействий в зону удерживающих зубцов. В результате повышается стойкость изделия в условиях резких перепадов температур при применении противогололедных реагентов.

Похожие патенты RU2478843C1

название год авторы номер документа
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2010
  • Левит Михаил Захарович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2445526C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ФРИКЦИОННОГО ИЗДЕЛИЯ 2010
  • Левит Михаил Захарович
  • Карпицкий Виктор Леонидович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2453452C1
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2014
  • Левит Михаил Захарович
  • Изюмова Вера Ивановна
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2558520C1
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2009
  • Левит Михаил Захарович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2414370C1
КОЛОДКА ДИСКОВОГО ТОРМОЗА 2018
  • Левит Михаил Захарович
  • Левит Кирилл Михайлович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2695231C1
КОЛОДКА ТОРМОЗНАЯ 2014
  • Широков Роман Владимирович
  • Левит Михаил Захарович
  • Левит Кирилл Михайлович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2575971C1
КОЛОДКА ДИСКОВОГО ТОРМОЗА 2015
  • Левит Михаил Захарович
  • Изюмова Вера Ивановна
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2605700C1
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2011
  • Левит Михаил Захарович
  • Изюмова Вера Ивановна
  • Фурсов Николай Петрович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2483232C1
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2012
  • Левит Михаил Захарович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2513351C1
КОЛОДКА ДИСКОВОГО ТОРМОЗА 2018
  • Левит Михаил Захарович
  • Левит Кирилл Михайлович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2695038C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 478 843 C1

Реферат патента 2013 года ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, и используется во фрикционных узлах автотракторной техники, различных машин и оборудования. Фрикционное изделие включает полимерный композиционный фрикционный элемент, зафиксированный на металлическом каркасе. Поверхность металлического каркаса со стороны полимерного композиционного фрикционного элемента содержит металлические зубцы. Металлические зубцы размещены в полимерном композиционном фрикционном элементе. Изделие дополнительно содержит на поверхности металлического каркаса со стороны полимерного композиционного фрикционного элемента углубление, расположенное по краю полимерного композиционного фрикционного элемента. Достигается снижение возможности разрушения изделия при эксплуатации в условиях резких перепадов температур и применения противогололедных реагентов за счет снижения возможности отслоения фрикционного элемента от каркаса по периметру фрикционного элемента. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 478 843 C1

Фрикционное изделие, включающее полимерный композиционный фрикционный элемент, зафиксированный на металлическом каркасе, поверхность которого со стороны полимерного композиционного фрикционного элемента содержит металлические зубцы, размещенные в полимерном композиционном фрикционном элементе, отличающееся тем, что изделие дополнительно содержит на поверхности металлического каркаса со стороны полимерного композиционного фрикционного элемента углубление, расположенное по краю полимерного композиционного фрикционного элемента.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2478843C1

ТОРМОЗНОЙ УЗЕЛ И ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЭКСТРЕННОГО ТОРМОЖЕНИЯ И СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРМОЗНОГО УЗЛА 2006
  • Калис Стенли Ф. Дж.
  • Кук Крейг Р.
  • Маффли Дэвид Д.
RU2390666C2
US 4569424 A, 11.02.1986
КОЛОДКА ДИСКОВОГО ТОРМОЗА 1995
  • Шевелев А.В.
  • Лапшин В.П.
  • Левит М.З.
  • Пивень Е.Г.
  • Кучеренко В.В.
  • Изюмова В.И.
RU2086444C1
US 2004226787 A1, 18.11.2004
JP 2000145848 A, 26.05.2000.

RU 2 478 843 C1

Авторы

Левит Михаил Захарович

Пивень Евгений Григорьевич

Даты

2013-04-10Публикация

2011-10-06Подача