ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2008 года по МПК B61H7/02 F16D65/04 

Описание патента на изобретение RU2317906C1

Изобретение относится к машиностроению и касается тормозных колодок железнодорожных транспортных средств.

Известны тормозные колодки из композиционных материалов для железнодорожных вагонов (см. Б.А.Ширяев «Производство тормозных колодок из композиционных материалов для железнодорожных вагонов», Москва, Химия, 1982 г., с.10÷18). Колодки содержат полимерный композиционный фрикционный элемент, закрепленный на металлическом каркасе. В рецептурный состав одного из материалов (8-1-66, новое название ТИИР-300) композиционного фрикционного элемента, который нашел наиболее широкое применение для изготовления тормозных колодок для грузовых железнодорожных вагонов и применяется в настоящее время, входят следующие компоненты: связующее - каучук СКД, вулканизующий агент - сера, ускорители процесса вулканизации - 2-меркаптобензтиазол и тиурам Д, наполнители - баритовый концентрат, технический углерод и армирующий волокнистый наполнитель - асбест.

Существенный признак известных тормозных изделий «композиционный фрикционный элемент» и «металлический каркас» является общим с существенными признаками заявляемой колодки.

Недостатками известных тормозных колодок являются низкая теплопроводность, недостаточная стабильность коэффициента трения и большой износ тормозной колодки и контртела - колеса в процессе эксплуатации.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является колодка, полимерный композиционный фрикционный элемент которой содержит стальные частицы (волокна) (патент США №4373038, МПК C08J 9/06, 1983 г.).

Существенный признак наиболее близкого аналога «полимерный композиционный фрикционный элемент со стальными частицами (волокнами)» является общими с существенными признаками заявляемой колодки.

Наличие стальных частиц (волокон) в композиционном фрикционном элементе оказывает большое влияние на процесс трения. Размягченный и раскатанный на поверхности трения металл может создавать промежуточный рабочий слой, который обладая достаточной пластичностью и теплопроводностью, способствует стабилизации коэффициента трения и снижению износа. Отдельные металлические добавки размягчаясь заменяют выгоревшее связующее, поглощая при размягчении значительное количество тепла (см. Тематический обзор «Сырье для производства асбестовых технических изделий», ЦНИИТЭнефтехим, Москва, 1978 г., с.68).

Однако и эта тормозная композиционная железнодорожная колодка по сравнению с чугунной, несмотря на ряд своих преимуществ (повышенный ресурс, более высокий коэффициент трения и другие), недостаточно эффективно работает в осенне-зимний период. Наибольшее количество дефектов на колесах и колодках появляется весной и осенью, когда выпадает наибольшее количество осадков и происходит резкая смена температур (Б.А.Ширяев «Производство тормозных колодок из композиционных материалов для железнодорожных вагонов», Москва, Химия, 1982 г., с.10÷18).

Поэтому для повышения эксплуатационных свойств у тормозной колодки и ресурса колеса желательно повышение содержания железа в полимерном композиционном фрикционном элементе.

Однако повышение содержания железа только за счет стальных волокон нежелательно, так как стальные волокна плохо совмещаются с полимерным связующим, а их большое количество из низкоуглеродистой стали отрицательно воздействует на поверхность колеса, вызывая дефекты поверхности катания колеса. Кроме того, на практике по условиям существующего технологического процесса приготовления композиции путем смешения в резиносмесителе, максимальное содержание стальных волокон, которого можно добиться в композиции составляет 35÷40%.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение эксплуатационных характеристик колодки и повышение ресурса эксплуатации колес.

Поставленную задачу решает тормозная колодка, содержащая металлический каркас и закрепленный на нем композиционный полимерный фрикционный элемент, выполненный из материала, содержащего стальные частицы в виде волокон. Материал фрикционного элемента дополнительно содержит железный порошок и концентрат железорудный в виде порошка. Общее содержание железосодержащих компонентов составляет 40÷70 мас.%.

Существенные признаки заявляемой колодки «фрикционный элемент выполнен из материала, содержащего железный порошок и концентрат железорудный в виде порошка» и «общее содержание железосодержащих компонентов составляет 40÷70 мас.%» являются отличительными от существенных признаков наиболее близкого аналога.

Применение нескольких выше указанных железосодержащих компонентов в полимерном композиционном фрикционном элементе, во-первых, позволяет добиться повышенного содержания железа и его соединений в композиции, а также обуславливает присутствие некоторых других химических соединений, содержащихся в железорудном концентрате, что в свою очередь обеспечивает лучшие эксплуатационные свойства тормозной колодки и повышенный ресурс колеса при эксплуатации.

По существу, заявляемая колодка практически является полуметаллической.

Дальнейшее повышение (свыше 70 мас.%) содержания железосодержащих компонентов снижает прочность, срок службы и другие эксплуатационные свойства колодки.

Железосодержащие компоненты композиции используют в виде порошков, например, порошок железный по ГОСТ 9849-86, концентрат железорудный по ТУ 14-0-02-03, и в виде волокон, например стальная шерсть по ТУ У 28/7-31300619-001-2001.

Железный порошок представляет собой частицы округлой формы. Его получают методом восстановления и распыления расплава металла водой высокого давления или сжатым воздухом. По химическому составу железный порошок делится на пять групп. По мере возрастания номера группы в железном порошке снижается содержание общего железа и возрастает количество углерода, кремния и других элементов. Установлено, что железный порошок с высоким содержанием углерода, кремния и кислорода обладает плохой прессуемостью и способствует появлению расслойных трещин в материале. По гранулометрическому составу (крупности) железный порошок делится на четыре группы: крупный, средний, мелкий и очень мелкий. Крупность порошка оказывает существенное влияние на фрикционные характеристики. Рекомендуется применять только мелкий и очень мелкий порошки (см. Тематический обзор «Сырье для производства асбестовых технических изделий», ЦНИИТЭнефтехим, Москва, 1978 г., с.68÷69).

Концентрат железных руд представляет собой порошок черного цвета и является продуктом обогащения природных железных руд с содержанием железа не менее 60%. В состав концентрата входят: магнетит, мартит, кремнезем. Минерал обладает сильными магнитными свойствами. Химическая формула концентрата Fe3O4.

Состав концентрата железных руд, %:

Fe65,13FeO27,2SiO28,5CaO0,34MgO0,37Al2O30,10Р0,01S0,017

Использование концентрата во фрикционных материалах позволяет сохранить постоянный коэффициент трения при различных температурах, а также снизить износ фрикционного материала и контрпары (см. там же, с.54÷55).

Композиционный материал для изготовления фрикционного элемента, заявляемой тормозной колодки, как правило, безасбестовый и приготавливается на основе каучукового и/или смоляного связующего с вулканизующей группой и наполнителями.

Функцию армирующих наполнителей в композиционном материале выполняют стальные волокна, а также полиарамидные и/или другие волокна. Конкретная рецептура композиции определяется назначением тормозной колодки. Композицию изготавливают путем смешения в закрытом резиносмесителе без использования растворителей.

В качестве металлического каркаса в заявляемой тормозной колодке используют цельнометаллический каркас или сетчато-проволочный каркас, представляющий собой перфорированную металлическую полосу, совмещенную с проволочной рамкой.

Заявляемую колодку изготавливают методом холодного формования заготовок с последующим горячим формованием вулканизацией в прессах и термостатированием.

На чертеже представлена заявляемая тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, где 1 - металлический каркас, 2 - композиционный фрикционный элемент. На виде «а» представлена колодка с сетчато-проволочным каркасом со скосами; на виде «б» - колодка с сетчато-проволочным каркасом без скосов и на виде «в» - колодка с цельнометаллическим каркасом.

Совместное использование стальных волокон с железным порошком и порошком железорудного концентрата в полимерном фрикционном композиционном элементе тормозной колодки позволяет добиться необходимого - 40-70 мас.% содержания железосодержащих компонентов, обеспечивающего улучшенные эксплуатационные качества колодки (минимальный износ, повышенную теплопроводность, стабильный коэффициент трения, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях) и обеспечить повышенный ресурс тормозной колодки и колеса.

Похожие патенты RU2317906C1

название год авторы номер документа
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
  • Гарин Александр Сергеевич
RU2318143C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
  • Вуколов Леонид Александрович
  • Найшев Алексей Алексеевич
  • Симонова Татьяна Сергеевна
RU2340806C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
  • Эдуард Матус
  • Отакар Ржегак
  • Петр Юва
RU2310779C9
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК ПОДВИЖНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА 2010
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Бочкарев Николай Алексеевич
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Налев Игорь Андреевич
RU2463185C2
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
RU2319871C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
RU2364766C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
RU2309073C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
  • Найшев Алексей Алексеевич
  • Вуколов Леонид Александрович
  • Симонова Татьяна Сергеевна
RU2386561C2
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1997
  • Игнатьев Д.М.
  • Луговая Н.Г.
  • Левит М.З.
  • Касаткин Г.П.
  • Травин В.Л.
  • Пивень Е.Г.
  • Лапшин В.П.
  • Смирнов Д.Д.
  • Франтова Е.Ю.
  • Зверев Л.Е.
  • Половнева О.И.
  • Партина В.П.
  • Исаков В.А.
  • Котляр С.М.
  • Сафонов В.Г.
  • Седов М.П.
  • Киселев М.А.
  • Ворончихин А.И.
  • Налев И.А.
  • Бычков В.Н.
RU2132982C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
RU2352486C1

Реферат патента 2008 года ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка содержит металлический каркас и закрепленный на нем композиционный полимерный фрикционный элемент. Композиционный полимерный фрикционный элемент выполнен из материала, содержащего стальные частицы в виде волокон. Материал фрикционного элемента содержит дополнительно железный порошок и концентрат железорудный в виде порошка. Общее содержание железосодержащих компонентов составляет 40÷70 мас.%. Достигается улучшение эксплуатационных характеристик колодки и повышение ресурса эксплуатации колес. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 317 906 C1

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, содержащая металлический каркас и закрепленный на нем композиционный полимерный фрикционный элемент, выполненный из материала, содержащего стальные частицы в виде волокон, отличающаяся тем, что материал фрикционного элемента содержит дополнительно железный порошок и концентрат железорудный в виде порошка, а общее содержание железосодержащих компонентов составляет 40÷70 мас.%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2317906C1

RU 28213 U1, 10.03.2003
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1997
  • Игнатьев Д.М.
  • Луговая Н.Г.
  • Левит М.З.
  • Касаткин Г.П.
  • Травин В.Л.
  • Пивень Е.Г.
  • Лапшин В.П.
  • Смирнов Д.Д.
  • Франтова Е.Ю.
  • Зверев Л.Е.
  • Половнева О.И.
  • Партина В.П.
  • Исаков В.А.
  • Котляр С.М.
  • Сафонов В.Г.
  • Седов М.П.
  • Киселев М.А.
  • Ворончихин А.И.
  • Налев И.А.
  • Бычков В.Н.
RU2132982C1
US 4373038 А, 08.02.1983
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО БЕЗАСБЕСТОВАЯ 2005
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Касаткин Геннадий Петрович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
RU2286274C1
DE 3109037 A1, 24.12.1981.

RU 2 317 906 C1

Авторы

Ворончихин Александр Иванович

Касаткин Геннадий Петрович

Налев Игорь Андреевич

Бычков Владимир Николаевич

Дружков Дмитрий Александрович

Даты

2008-02-27Публикация

2006-10-20Подача