СИСТЕМА ЗАЩИТЫ Российский патент 2012 года по МПК B60R21/00 

Описание патента на изобретение RU2446966C1

Изобретение относится к устройствам, защищающим экипажи и пассажиров транспортных средств от гибели и увечья в случае аварии, связанной с ударом (резким механическим воздействием) на транспортное средство.

Известна подушка безопасности, представляющая собой оболочку, надуваемую при аварии транспортного средства и предназначенную для предохранения водителя и пассажиров от ударов о твердые конструкции [1].

Недостатком известной подушки безопасности является вызываемая ею опасность травм и гибели людей, для защиты которых она предназначена. Во время заполнения подушки безопасности оболочка распрямляется со скоростью около 300 км/час, и ее поверхность может нанести удар подобно твердому телу и вызвать травмы и гибель людей, а также опасно воздействовать на их барабанные перепонки. Низкорослые пассажиры и дети могут пострадать из-за их малого роста, не соответствующего заводской настройке подушки безопасности. В случае, если подушка безопасности сработала или была повреждена, она уже не может быть отремонтирована и подлежит замене [2].

Эти подушки также небезопасны для людей и окружающей среды из-за токсичности взрывчатого вещества (азида натрия), используемого для надувания подушки [3].

Техническим результатом предлагаемого изобретения является снижение вероятности вредного воздействия защитной системы на защищаемых ею пассажиров и экипаж (далее - пассажиров).

Указанный технический результат достигается тем, что в системе защиты, содержащей элементы, предназначенные для предотвращения гибели и травм пассажиров при аварии, связанной с резким механическим воздействием на транспортное средство, по изобретению система защиты в качестве таких элементов содержит компрессор и распределительное устройство и установленные перед сидениями или рядом с ними защитные модули, состоящие каждый из основания, сопла и воздушного баллона, а также системы слежения.

Основание представляет собой трубу, внутри которой помещены пластинчатый клапан, основание клапана, стержень-датчик удара и замок-захват, а ее верхняя часть имеет форму манжеты с опорным и упорным подшипниками внутри нее. Воздушный баллон и запорный вентиль жестко соединены с основанием. Сопло выполнено заодно с трубкой, помещенной внутри манжеты с возможностью вращения на подшипниках вокруг оси основания. Устройство слежения обеспечивает в любой момент направление сопла на верхнюю часть корпуса пассажира. Оно включает ИК-излучатели (инфракрасные излучатели), болометры, процессор, шестеренку, закрепленную на трубке сопла, и рейку с приводом (Болометр - прибор для измерения энергии электромагнитного излучения (в нашем случае, инфракрасного). - Новый политехнический словарь. М.: БРЭ, 2003. С.51). Процессор управляет направлением сопла в соответствии с положением пассажира.

Кроме того, защитная система включает регуляторы положения модулей (на чертежах не показаны), обеспечивающие направление ими потока воздуха, оптимальное по высоте.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлены на фиг.1 - транспортное средство с защитной системой на примере легкового автомобиля (вертикальный осевой разрез), на фиг.2 - то же (вид сверху), на фиг.3 - защитный модуль (вертикальный разрез), на фиг.4 - узел клапана, на фиг.5 - схема устройства слежения.

Система защиты смонтирована внутри транспортного средства и состоит из компрессора 1, пульта управления 12 и распределителя 2, а также защитных модулей 3, установленных у каждого сидения спереди или рядом с ним. Распределитель 2 соединен трубопроводами с компрессором 1 и со всеми баллонами 9, а электрически - с пультом управления.

Защитные модули включают каждый основание 27, сопло 4 с трубкой 26, воздушный баллон 9, запорный вентиль 10, а также устройство слежения. Воздушный баллон 9 жестко соединен с основанием 27 и имеет штуцера: 13, через который из баллона подается воздух, и 14, служащий для приема воздуха от компрессора 1.

Основание 27 представляет собой трубу, внутри которой помещены пластинчатый клапан 5, основание клапана 25, стержень-датчик 7, замок-захват 6 с пружиной 21. Замок-захват 6 и клапан 5 шарнирно соединены каждый со стенкой трубопровода 27. Форма клапана 5 такова, что обеспечивает надежное перекрытие отверстия в основании 25 клапана при закрытом клапане и исключает задевание клапана 5 за стенки трубопровода 27 при движении клапана 5. В стенке трубопровода 27 выполнен паз 20, в котором помещается пластинчатый клапан 5 в открытом положении. Прокладка 17 служит для уменьшения протечек воздуха из модуля 3.

Трубка 26 помещена в манжету 23 с возможностью вращения на опорном 22 и упорном 24 подшипниках. Трубка 26 имеет круглое сечение, которое плавно переходит в прямоугольное сечение сопла 4. Прямоугольное сечение сопла 4 обеспечивает рациональное использование воздушного потока.

Устройство слежения расположено по обе стороны верхней части корпуса пассажира 36 и включает ИК-излучатели 30 и 35, болометры 37 и 38. Болометры 37 и 38 электрически соединены с процессором 31, который управляет приводом 32, перемещающим рейку 34, находящуюся в зацеплении с зубчатой шестеренкой 33, закрепленной на трубке 26.

Предлагаемая защитная система работает следующим образом. При включении двигателя транспортного средства подается питание на пульт управления 12, на привод компрессора 1 и на устройства слежения. Компрессором 1 через распределитель 2 пополняют все баллоны 9 воздухом. Сопла 4 устанавливают на высоте, которая обеспечивает оптимальное по высоте направление воздушного потока из сопла на конкретного пассажира, занимающего место у этого сопла. Открывают запорный вентиль 10. Проверяют регулировку устройства слежения.

Устройство слежения «следит» за положением пассажира, немедленно реагирует на отклонения его корпуса от вертикали, в любой момент обеспечивая направление воздушного потока на центр верха корпуса человека. В случае наклона пассажира происходит полное или частичное перекрытие потока ИК-излучения. Болометры 37 и 38 измеряют величину поглощения излучения пассажиром 36 и сообщают информацию об этом на процессор 31. По команде процессора 31 привод 32 перемещает рейку 34 так, что находящаяся с ней в зацеплении шестеренка 33 поворачивает сопло 4 на нужный угол.

При ударе по корпусу транспортного средства стержни-датчики 7 в зависимости от направления и места удара вводят в действие соответствующий защитный модуль 3 (или защитные модули).

Так, в защитном модуле 3, расположенном у места водителя или у места пассажира переднего ряда, стержень-датчик 7 выводит замок-захват 6 из зацепления с клапаном 5. Клапан 5 поворачивается на шарнире, открывает отверстие в основании 25 и помещается в пазу 20. Поток воздуха устремляется по трубопроводам 27 и 26 и через сопло 4 подается на пассажира, противодействуя наклону его головы и корпуса в сторону удара и тем самым предотвращая гибель и увечья пассажира от столкновения с твердыми поверхностями. Для защитных модулей 3, расположенных у второго ряда (и последующих рядов, если таковые имеются в транспортном средстве), функции стержня-датчика выполняет прямая штанга-датчик, помещенная в защитную трубку в пространстве между передней стенкой транспортного средства и рычагом замка-захвата соответствующего защитного модуля.

В случае, если после аварии состояние транспортного средства позволяет ему самостоятельно передвигаться, возможно пополнение баллонов 9 воздухом и возобновление его движения.

Т.о., использование предлагаемого изобретения снижает вероятность опасного воздействия системы защиты при ударе по транспортному средству и повышает эксплуатационные свойства системы.

Источники информации

1. С.Знаемский. Надувательство века. http:alllife.ru/archive/number115/art27.

2. http://auto utro.ru (Обзор «Подушка безопасности совсем не безопасна».

3. Опасные подушки безопасности. - «Наука и жизнь» №10, 2000. С.34.

Похожие патенты RU2446966C1

название год авторы номер документа
ЗАЩИТНАЯ СИСТЕМА 2010
  • Тен Андрей Дмитриевич
RU2509010C2
ВЕРХНЯЯ ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ 2017
  • Яструбинский Юрий Александрович
RU2662122C1
РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ 2010
  • Тен Андрей Дмитриевич
RU2544031C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПАСНОСТИ ПОЖАРА 1995
  • Том Вильхельм Эстлюнген
  • Бьерн Тронес
RU2156629C2
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТА 1998
  • Киселев В.В.
RU2162810C2
СИСТЕМА УТИЛИЗАЦИИ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ СНАРЯДОВ 2013
  • Тен Андрей Дмитриевич
RU2541610C1
Способ пожаротушения (в том числе превентивного) и защиты от поражающих факторов обычных боеприпасов подвижных и неподвижных объектов посредством подавления условий для распространения и воспламенения с последующим взрывом топливно-воздушной смеси с помощью применения наполняемых огнетушащим агентом противопожарно-противоосколочных подушек, изготовленных с применением стойких к баллистическим воздействиям огнестойких материалов 2021
  • Булатов Вячеслав Олегович
  • Глоба-Булатова Виолетта Вячеславовна
RU2783896C2
СПОСОБ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА В ПЛАНЕР В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И НАДУВНОЕ КРЫЛО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Харитонов Дмитрий Вячеславович
RU2699950C1
Спасательная шлюпка свободного падения для экстренной эвакуации персонала с морских объектов в ледовых условиях 2016
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2633830C1
УСТРОЙСТВО ПРЕВЕНТИВНОЙ ОГНЕЗАЩИТЫ 2015
  • Галимулин Радик Шамгунович
RU2611941C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 446 966 C1

Реферат патента 2012 года СИСТЕМА ЗАЩИТЫ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системе защиты для пассажиров и экипажей транспортных средств от гибели или увечья в случае аварии, связанной с ударом по корпусу транспортного средства. Система включает компрессор и установленные перед сидениями или рядом с ними защитные модули, состоящие каждый из основания, воздушного баллона и сопла. Система защиты включает систему слежения, имеющую инфракрасные излучатели, болометры, процессор, шестеренку, закрепленную на трубке сопла, и рейку с электроприводом. Достигается снижение вероятности вредного воздействия защитной системы на пассажиров транспортного средства при столкновении. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 446 966 C1

1. Система защиты для пассажиров и экипажей транспортных средств от гибели или увечья в случае аварии, связанной с ударом по корпусу транспортного средства, отличающаяся тем, что включает компрессор и установленные перед сиденьями или рядом с ними защитные модули, состоящие каждый из основания, воздушного баллона и сопла, а также системы слежения, включающей инфракрасные излучатели, болометры, процессор, шестеренку, закрепленную на трубке сопла, и рейку с электроприводом.

2. Система защиты по п.1, отличающаяся тем, что включает регуляторы положения модулей по высоте.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2446966C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
EP 0227610 A1, 01.07.1987
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АВАРИИ НА ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ 1999
  • Таланов Б.П.
RU2163201C1

RU 2 446 966 C1

Авторы

Тен Андрей Дмитриевич

Даты

2012-04-10Публикация

2010-10-07Подача