СПОСОБ ПРОВОДКИ СУДНА ПО КАНАЛАМ И МЕЛКОВОДНЫМ УЧАСТКАМ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2012 года по МПК B63B35/40 B63B39/04 B63C7/04 

Описание патента на изобретение RU2446982C1

Изобретение относится к области судовождения и может быть использовано для повышения безопасности эксплуатации водного транспорта при плавании по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей.

Проводка судов на мелководных участках рек, в условиях ограниченных глубин на внутренних водных путях осуществляется с помощью судоподъемных или специальных понтонов грузоподъемностью 40-129 тонн (Э.Р.Гольдин, В.П.Козлов, Ф.П.Челышев. Подводно-технические и судоподъемные аварийно-спасательные работы. - М.: Транспорт. - 1990, с.191-194). Операции по проводке судна на понтонах отличаются трудоемкостью и сложностью при постановке судна на понтоны и его дифферентовки. Использование понтонов большой грузоподъемности увеличивает миделевое сечение.

Кроме того, проводимое судно должен сопровождать водолазный катер с бригадой водолазов и плавательное средство с компрессорным оборудованием для продувки понтонов.

Задачей заявляемого технического решения является снижение трудоемкости проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей посредством вспомогательных технических средств для увеличения запаса глубины под судном, выполненных в виде понтонов, в отличие от прототипа, увеличение запаса глубины под судном осуществляется путем снижения волнового сопротивления при движении судна по мелководью за счет поглощения отраженных от корпуса волн, посредством носового и кормового модуля плавучести, а в устройстве для проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей, включающим понтоны с элементами крепления к корпуса судна, в отличие от прототипа понтоны представляют собой носовой и кормовой модуль плавучести выполненные в виде конструкции, соответствующих конфигурациям носовой и кормовой частей корпуса судна, а элементы крепления к корпуса судна выполнены в виде упоров-фиксаторов, снабженных домкратами и тросами для обтягивания модуля плавучести на судне.

Сущность изобретения поясняется чертежами (фиг.1-3).

Фиг.1. Конструкция носового модуля плавучести. Носовой модуль плавучести представляет собой пустотелый понтон, выполненный в виде конструкции, соответствующей конфигурации носовой части судна. Носовой модуль плавучести включает фигурный корпус 1, упоры-фиксаторы 2, снабженные домкратами, трос 3 для обтягивания модуля плавучести, проточную часть 4.

Фиг.2. Конструкция кормового модуля плавучести. Кормовой модуль плавучести представляет собой пустотелый понтон, выполненный в виде конструкции, соответствующей конфигурации кормовой части судна. Кормовой модуль плавучести включает фигурный корпус 5, упоры - фиксаторы 6, снабженные домкратами, трос 7 для обтягивания модуля плавучести, проточную часть 8.

Фиг.3. Схема установки модулей плавучести на судне. Для проводки судна 9 по каналам и мелководным участкам на него устанавливают носовой 10 модуль плавучести и кормовой 11 модуль плавучести, отсеки плавучести - 12.

Способ реализуется следующим образом.

Для проводки судна 9 по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей на него устанавливают носовой 10 модуль плавучести и кормовой 11 модуль плавучести. Причем конфигурация носового 10 и кормового 11 модулей плавучести аналогична конфигурации соответственно конфигурациям носовой и кормовой конфигурациям судна 9.

Носовой 10 и кормовой 11 модули плавучести, крепятся к корпусу судна посредством упоров-фиксаторов, снабженных домкратами, и тросом для обтягивания модуля плавучести.

Носовой 10 и кормовой 11 модули плавучести представляют собой пустотелые понтоны с возможностью балансировки и надежного крепления их к корпусу судна 9 с учетом обводов судна 9.

Упоры-фиксаторы 2 и 6 посредством домкратов (гидравлических или винтовых) позволяют обеспечить фиксацию модулей плавучести на носовой и кормовой оконечности судна 9 любой конфигурации. Упоры-фиксаторы 2 и 6 выдвигаются после заведения и обтяжки, соответственно тросов 3 и 7. В качестве тросов 3 и 7 можно также использовать буксирные сцепы.

Проточные части 4 и 8 предназначены для обеспечения управляемости судна 9.

Грузоподъемность носового 10 и кормового 11 модулей плавучести зависит от длины плавучести и устанавливается в зависимости от типа судна, по строительным характеристикам.

Носовой 10 модуль существенно снижает волновое сопротивление при движении судна по мелководью, так как судно 9 принимает обводы типа «судно-утюг». Конфигурация носового 10 модуля плавучести обеспечивает поглощение отраженных от корпуса судна 5 особенностей внутренними поверхностями, не пропуская их в окружающую среду. За счет этого эффекта уменьшается волновое сопротивление.

Положительный технический результат предлагаемого технического решения заключается в том, что при его использовании существенно снижается волновое сопротивление при движении судна по мелководью, модули плавучести не увеличивают как понтоны большой грузоподъемности миделевого сечения судна, что существенно при движении по каналам. При этом даже относительно короткие модули плавучести позволяют увеличить запас глубины под судном на 0,5 м. Кроме того, модули плавучести значительно проще, чем понтоны стыкуются к проводимому судну и не требуют сопровождения водолазной бригады и плавательного средства с компрессорным оборудованием для продувки понтонов.

Применение модулей плавучести, приспособленных к конкретному судну, позволит значительно повысить эффективность использования флота (по грузоподъемности) в условиях ограниченных глубин, при значительных колебаниях уровня воды в каналах и водных путях.

Модули плавучести могут быть разработаны двух - трех типоразмеров, что обеспечит проводку сухогрузных судов серий «Балтийский» (проекты 16290, 16291, 613), «Комарно», «Ладога» (проекты 787, 289, 285), «Волга» (проект 19610), «Амур» (проект 92-040), «Волго-Балт» (проект 2-95/А), «Сибирский» (проект 225), «Омский» (проект 1743.1), «Сормовский» (проекты 614, 488А/М3, А/М4), «СТК» (проект 326.1), «СТ» (проект 19620), «Беломорский» (проект 1000), «Невский» (проект Р-32), «Паша», «Оять» (проект 201), «Шексна» (проект ТС-82).

Источники информации

1. Э.Р.Гольдин, В.П.Козлов, Ф.П.Челышев. Подводно-технические и судоподъемные аварийно-спасательные работы. - М.: Транспорт. - 1990, с.191-194.

Похожие патенты RU2446982C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА И КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ СУДОВ 2012
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Жильцов Николай Николаевич
RU2479460C1
СПОСОБ ПРОВОДКИ ПЛАВСРЕДСТВА ПО МЕЛКОВОДНЫМ УЧАСТКАМ ВОДОЕМА 2016
  • Бухарицин Пётр Иванович
  • Беззубиков Лев Германович
  • Бухарицин Андрей Петрович
  • Беззубиков Алексей Германович
RU2648555C1
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ 2011
  • Катенин Владимир Александрович
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2456201C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА К РЕМОНТУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА К РЕМОНТУ 2010
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Переяслов Леонид Павлович
  • Димитров Владимир Иванович
  • Садков Сергей Александрович
RU2460927C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2010
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
RU2452812C1
Способ транспортировки самоподъемной плавучей буровой установки 2019
  • Безродный Юрий Георгиевич
RU2719650C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ БУРОВЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ РАЗРУШЕНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ ЛЕДЯНЫХ ПОЛЕЙ 2012
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
RU2493322C1
ПЛАВУЧЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА РАЗЛИТОЙ ПО ВОДЕ НЕФТИ 2011
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Катенин Владимир Александрович
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
RU2462555C1
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 2010
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Курсин Сергей Борисович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Руденко Евгений Иванович
RU2459738C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДОВ 2005
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Лобойко Борис Иванович
  • Добротворский Александр Николаевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Яценко Сергей Владимирович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Алексеев Сергей Петрович
RU2277495C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 446 982 C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ПРОВОДКИ СУДНА ПО КАНАЛАМ И МЕЛКОВОДНЫМ УЧАСТКАМ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к области судовождения. Способ проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей состоит в использовании вспомогательных технических средств. Вспомогательные средства выполнены в виде понтонов. Понтоны представляют собой носовой и кормовой модули плавучести. Увеличение запаса глубины под судном осуществляется путем снижения волнового сопротивления при движении судна по мелководью за счет поглощения отраженных от корпуса волн. Волны гасятся посредством модулей плавучести. Понтоны снабжены элементами крепления к корпусу судна. Кормовой и носовой модули выполнены в виде конструкций, соответствующих конфигурациям носовой и кормовой частей корпуса судна. Элементы крепления к корпусу судна выполнены в виде упоров-фиксаторов, снабженных домкратами и тросами для обтягивания модуля плавучести на судне. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 446 982 C1

1. Способ проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей посредством вспомогательных технических средств для увеличения запаса глубины под судном, выполненных в виде понтонов, отличающийся тем, что увеличение запаса глубины под судном осуществляется путем снижения волнового сопротивления при движении судна по мелководью за счет поглощения отраженных от корпуса волн посредством носового и кормового модуля плавучести.

2. Устройство для проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей, включающее понтоны с элементами крепления к корпусу судна, отличающееся тем, что понтоны представляют собой носовой и кормовой модули плавучести, выполненные в виде конструкций, соответствующих конфигурациям носовой и кормовой частей корпуса судна, а элементы крепления к корпусу судна выполнены в виде упоров-фиксаторов, снабженных домкратами и тросами для обтягивания модуля плавучести на судне.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2446982C1

Кормовой понтон для спуска судна на воду 1987
  • Покровская Аделия Сергеевна
  • Миновицкий Владимир Львович
SU1548111A1
Устройство для снятия судов с мели 1976
  • Садков Геннадий Михайлович
  • Апошанский Олег Леонидович
  • Гридчин Борис Федорович
  • Кацияев Александр Артемьевич
  • Засуха Вадим Михайлович
  • Новиков Александр Алексеевич
  • Максимов Виталий Иванович
  • Неговей Виталий Павлович
SU570514A1
JP 54100083 A, 07.08.1979
WO 8902390 A1, 23.03.1989.

RU 2 446 982 C1

Авторы

Гордеев Игорь Иванович

Похабов Владимир Иванович

Катенин Владимир Александрович

Чернявец Владимир Васильевич

Даты

2012-04-10Публикация

2010-10-28Подача