ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ ОТКАТА СТВОЛА АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ Российский патент 2012 года по МПК F41A21/36 F41A25/00 

Описание патента на изобретение RU2447390C1

Изобретение относится к средствам торможения отката ствола артиллерийского орудия при выстреле, которые используют энергию пороховых газов, истекающих из ствола орудия.

Известно много типов и вариантов дульных тормозов отката ствола артиллерийских орудий различных калибров, использующих энергию истекающих пороховых газов, как отечественных, так и зарубежных. Из отечественных дульных тормозов наиболее близким к предлагаемому является дульный тормоз 152-мм ПАО МЛ-20. По конструкции он является перазборным, бескамерным, калиберным, многорядным, щелевым. Из зарубежных дульных тормозов наиболее близким к предлагаемому является встроенный перфорированный дульный тормоз 155-мм САО «Crusader» («Перечница», США). Он неразборный, бескамерный, калиберный, многорядный, дырчатый.

Из артиллерии времен ВОВ известен дульный тормоз «Шнейдера» (Германия). По конструкции он выполнен сборным в виде пакета плоских пластин - перегородок с одинаковым расстоянием между ними; он многокамерный, калиберный.

В послевоенное время разработан дульный тормоз к 155-мм гаубице «Модель 50» /1/. Он выполнен съемно-разборным, многокамерным с большим количеством калиберных отражательных пластин-перегородок.

Дульный тормоз к 155-мм гаубице «Модель 50» /1/, выполненный съемно-разборным, многокамерным с большим количеством калиберных отражательных плоских пластин-перегородок, принимается в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является низкая эффективность использования энергии истекающих пороховых газов и высокое избыточное давление в ударной волне на местах орудийного расчета.

Техническим результатом изобретения является существенное повышение эффективности использования энергии истекающих пороховых газов и снижение избыточного давления в ударной волне на местах орудийного расчета.

Данный технический результат достигается тем, что плоские пластины пакета в прототипе заменяются тарелями сложного профиля с различными углами наклона наружных их частей и постепенно увеличивающимся расстоянием между ними к выходу из дульного тормоза.

Схема предлагаемого дульного тормоза представлена на чертеже, где обозначено: 1 - дульная часть ствола; 2 - корпус дульного тормоза; 3,4 - несущий стержень и головка стержня; 5 - гайки; 6 - вставки.

Корпус дульного тормоза выполнен в виде мощного патрубка со скругленной передней частью, внутренней нарезкой для навинчивания на дульную часть ствола 1 и шестью продольными проушинами для крепления шести несущих стержней 3. Каждый стержень снабжен наружной резьбой для крепежных гаек 5; число крепежных гаек на каждом стержне равно числу тарелей. Вставки 6, это отрезки трубы различной длины. Их число на каждом стержне на единицу меньше числа тарелей; они служат для образования требуемого расстояния между тарелями. Каждая тарель снабжена центральным окном, диаметр которого равен калибру орудия, и шестью встроенными патрубками с отверстиями для надевания тарели на несущие стержни 3.

Общая конструкция каждой тарели характеризуется профилем входной (внутренней) и выходной (наружной) ее части. Профиль входной (внутренней) части всех тарелей одинаков. Рабочая поверхность всех тарелей (в разрезе), на длине 2-3 см, это прямая линия, наклоненная по отношению к продольной оси тормоза (к направлению газового потока) на угол 5-7 градусов. Профиль выходной (наружной) части у всех тарелей различный. Рабочая поверхность у них (в разрезе), на длине 3-4 см, прямая линия, обратно наклоненная по отношению к продольной оси на угол от 45 до 90 градусов с шагом примерно 8-10 градусов, образуя веер каналов для истечения пороховых газов. Центральная часть всех тарелей (в разрезе) практически одинаковая, близкая по форме к доле окружности.

Предлагаемый дульный тормоз функционирует следующим образом. Пороховые газы, идущие вслед за снарядом и имеющие высокое давление, попадают по наклонным поверхностям входных участков тарелей в межтарельные полости тормоза. Двигаясь по ним к выходу, пороховые газы описывают плавные траектории и вытекают из полостей практически в обратном направлении. В конструкции дульного тормоза нет застойных зон. Каждый грамм пороховых газов, двигаясь по расширяющимся межтарельным полостям, продолжает сам расширяться и наращивать скорость своего движения.

Здесь обеспечивается предельно возможный боковой расход пороховых газов и предельно высокая эффективность использования их кинетической энергии.

Повышение эффективности использования энергии истекающих газов достигается путем улучшения условий попадания пороховых газов в межтарельные полости за счет малого угла наклона входных частей каждой тарели и постепенного увеличения расстояния между ними. Что улучшает условия выхода пороховых газов из межтарельных полостей.

Похожие патенты RU2447390C1

название год авторы номер документа
Комбинированный дульный тормоз артиллерийского орудия 2016
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2616086C1
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ СБОРНОЙ КОНСТРУКЦИИ 2022
  • Привалов Илья Игоревич
  • Телепкалиев Рустам Кайратович
  • Подшивалов Сергей Федорович
  • Мешков Александр Викторович
  • Вдовкина Ольга Анатольевна
RU2786389C1
Дульный тормоз 2018
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2702328C1
АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОРУДИЕ С ВЫКАТОМ "ТЬМАКА" 2007
  • Одинцов Владимир Алексеевич
RU2363908C2
СТЕНД ИМИТАЦИИ ВЫСТРЕЛА 2000
  • Романов М.Н.
  • Романов Н.И.
RU2171440C1
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ 2021
  • Семенов Александр Алексеевич
  • Привалов Илья Игоревич
  • Телепкалиев Рустам Кайратович
RU2766237C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД 1998
  • Басс Г.А.
RU2143069C1
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ 2014
  • Носов Алексей Дмитриевич
  • Кукис Валерий Александрович
  • Комаров Владимир Федорович
  • Перельсон Лариса Александровна
  • Чикунов Юрий Александрович
RU2554902C1
СТАТИЧЕСКИЙ ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ 2022
  • Дьячков Юрий Алексеевич
  • Краснов Михаил Николаевич
  • Устинов Евгений Михайлович
  • Камшин Сергей Валентинович
  • Новичков Сергей Алексеевич
  • Коротков Дмитрий Игоревич
RU2781697C1
СПОСОБ СТРЕЛЬБЫ И ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ 2022
  • Дьячков Юрий Алексеевич
  • Краснов Михаил Николаевич
  • Устинов Евгений Михайлович
  • Коротков Дмитрий Игоревич
  • Новичков Сергей Алексеевич
  • Камшин Сергей Валентинович
RU2817285C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 447 390 C1

Реферат патента 2012 года ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ ОТКАТА СТВОЛА АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ

Изобретение относится к средствам торможения отката ствола при выстреле, которые используют энергию пороховых газов, истекающих из канала ствола. Дульный тормоз содержит корпус с шестью несущими стержнями, пакет круглых тарелей. Корпус выполнен в виде мощного патрубка со скругленной передней частью, снабжен внутренней нарезкой для навинчивания на дульную часть ствола и шестью продольными проушинами для крепления несущих стержней. Каждая тарель снабжена центральным окном, диаметр которого равен калибру орудия, и шестью встроенными патрубками с отверстиями для надевания тарели на несущие стержни. Рабочие поверхности входящих (внутренних) частей всех тарелей в разрезе имеют одинаковый угол наклона по отношению к газовому потоку, равный 5-7 градусов. Рабочие поверхности выходных (наружных) частей тарелей имеют переменный угол обратного наклона, изменяющийся в диапазоне от 45 до 90 градусов с шагом 8-10 градусов. Расстояние между тарелями переменное в диапазоне 1-3 см, равномерно увеличивающееся по мере приближения к дульному срезу тормоза. Обеспечивается снижение давления в ударной волне на местах орудийного расчета за счет веерообразного истечения пороховых газов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 447 390 C1

Дульный тормоз отката ствола артиллерийского орудия, включающий корпус, шесть несущих стержней, пакет тарелей, комплект мерных вставок и крепежных гаек; корпус выполнен в виде мощного патрубка со скругленной передней частью, внутренней нарезкой для навинчивания на дульную часть артиллерийского ствола и шестью продольными проушинами для крепления несущих стержней; каждая тарель снабжена центральным окном, диаметр которого равен калибру орудия, и шестью встроенными патрубками с отверстиями для одевания тарели на несущие стержни, отличающийся тем, что рабочие поверхности входящих (внутренних) частей всех тарелей в разрезе имеют одинаковый угол наклона по отношению к газовому потоку, равный 5-7°, рабочие поверхности выходных (наружных) частей тарелей имеют переменный угол обратного наклона, изменяющийся в диапазоне от 45 до 90° с шагом 8-10°; расстояние между тарелями переменное в диапазоне 1-3 см, равномерно увеличивающееся по мере приближения к дульному срезу тормоза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2447390C1

CN 201053847 Y, 30.04.2008
RU 226607 C1, 20.12.2005
TW 534975 В, 01.06.2003
US 7600461 B1, 13.10.2009.

RU 2 447 390 C1

Авторы

Романов Николай Иванович

Даты

2012-04-10Публикация

2010-10-07Подача