ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ СБОРНОЙ КОНСТРУКЦИИ Российский патент 2022 года по МПК F41A21/36 

Описание патента на изобретение RU2786389C1

Изобретение относится к области вооружения, а именно к дульным тормозам артиллерийского орудия.

Известен дульный тормоз, содержащий узел крепления на ствол оружия, камеру со снарядным окном, которая сообщена с каналом ствола в его дульной части и снабжена внутренними перегородками с отверстиями для прохождения снаряда, сопло, соединяющее с атмосферой внутреннее пространство камеры, выполнено с профилем расширяющейся кольцевой щели, соединяющей с атмосферой внутреннее пространство камеры перед первой по ходу снаряда перегородкой, и снабжено элементами, соединяющими в единый узел детали надульного устройства (патент RU №2228504 МПК F41A 21/00, опубл. 10.05.2004). Из камеры пороховой газ до того момента, пока снаряд не прошел через снарядное окно может истекать только через сопло, которое формирует реактивную струю порохового газа, направленную к казенной части ствола, чем обеспечивается тяговое усилие, направленное на уменьшение импульса отдачи. После вылета снаряда пороховой газ имеет возможность истекать через сопло и через снарядное окно одновременно. Через снарядное окно газ истекает, проходя через систему внутренних перегородок с большим газодинамическим сопротивлением, что обеспечивает его малую скорость на выходе из снарядного окна и его преимущественное истечение через сопло. Недостатком описанного устройства является действие ударной звуковой нагрузки на боевой расчет, что применительно к артиллерийскому орудию затрудняет работу людей и, в том числе, уменьшает скорость перезаряжания.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по совокупности существенных признаков является дульный тормоз отката ствола артиллерийского орудия, включающий корпус, шесть несущих стержней, пакет тарелей, комплект мерных вставок и крепежных гаек; корпус выполнен в виде мощного патрубка со скругленной передней частью, внутренней нарезкой для навинчивания на дульную часть артиллерийского ствола и шестью продольными проушинами для крепления несущих стержней; каждая тарель снабжена центральным окном, диаметр которого равен калибру орудия, и шестью встроенными патрубками с отверстиями для одевания тарели на несущие стержни, отличающийся тем, что рабочие поверхности входящих (внутренних) частей всех тарелей в разрезе имеют одинаковый угол наклона по отношению к газовому потоку, равный 5-7°, рабочие поверхности выходных (наружных) частей тарелей имеют переменный угол обратного наклона, изменяющийся в диапазоне от 45 до 90°, расстояние между тарелями к выходу из дульного тормоза постепенно увеличивается. Двигаясь в межтарельных полостях тормоза, пороховые газы описывают плавные траектории и вытекают из полостей практически в обратном направлении (патент RU 2447390 МПК F41A 21/32, опубл. 14.08.2017). Недостатком описанного устройства является существенная сложность изготовления тарелей и сборки дульного тормоза, состоящего из шести несущих стержней и большого множества вставок и гаек. В подобных конструкциях практически невозможно обеспечить соосность всех тарелей и жесткость конструкции в целом. Еще одним недостатком является избыточное давление в ударной волне на местах орудийного расчета, обусловленное направлением потока пороховых газов большей частью тарелей в сторону казенной части ствола.

Предлагаемое изобретение направлено на уменьшение ударной звуковой нагрузки на боевой расчет, на упрощение изготовления тарелей и дульного тормоза в целом с одновременным повышением жесткости конструкции.

Это достигается тем, что дульный тормоз сборной конструкции, навинчиваемый на ствол, содержит размещенные внутри корпуса тарели с центральным окном для прохождения снаряда, расстояние между тарелями переменное, равномерно увеличивающееся по мере приближения к дульному срезу тормоза. Тарели, имеющие форму усеченных пустотелых конусов, заостренных в сторону противоположную направлению вылета снаряда, снабжены перпендикулярной потоку передней стенкой в области центрального отверстия. Корпус дульного тормоза содержит жестко соединенные между собой литые детали - ствольный корпус при помощи резьбы соединяющий дульный тормоз со стволом и выходной корпус, предназначенный для закрепления внутри него тарелей, имеющих центральное отверстие для вылета снаряда, при этом выходной корпус, представляющий собой усеченный конус, заостренный в направлении вылета снаряда, имеет боковые окна для выхода пороховых газов, отделяемые друг от друга продольными перегородками. Жесткое соединение между ствольным и выходным корпусом может быть осуществлено при помощи резьбы, а жесткое закрепление конических тарелей внутри выходного корпуса - переходной посадкой с последующим привариванием в зоне посадочных мест, имеющихся на продольных перегородках выходного корпуса.

В частных вариантах изобретения тарели, жестко закрепленные на внутренних поверхностях выходного корпуса, имеют изменяющуюся величину конусности, уменьшающуюся в направлении движения снаряда.

Такое устройство рассеивает давление и звуковую волну, образованные в канале ствола, обеспечивая снижение давления в ударной волне на местах орудийного расчета за счет того, что пороховые газы не направляются назад относительно направления выстрела и их истечение происходит веерообразно. Пороховые газы ударяются о перпендикулярную потоку переднюю стенку каждой тарели, что создает импульс силы направленной против движения откатных частей. Конусообразные тарели обладают большей жесткостью в сравнении с плоскими перегородками, при этом они проще в изготовлении в сравнении с тарелями криволинейного профиля и могут быть получены гибкой листового материала без применения сложных технологических операций. Выходной корпус дульного тормоза имеет уменьшение диаметра в направлении среза дульного тормоза, поэтому конусообразные тарели естественным образом ограничены в перемещении в этом направлении. После последовательного размещения тарелей в посадочных местах перегородок выходного корпуса соответствующего диаметра и неподвижного закрепления их, например, при помощи сварки, дульный тормоз приобретает дополнительную жесткость без применения трудоемких технологических операций.

На фиг.1 представлен чертеж дульного тормоза, а именно вид на дульный срез тормоза и продольный разрез А-А дульного тормоза и части ствола. На фиг.2 изображен дульный тормоз в разобранном виде с разнесенными деталями.

Дульный тормоз содержит закрепленные внутри него тарели, расстояние между которыми переменное, равномерно увеличивающееся по мере приближения к дульному срезу тормоза, отличающийся тем, что ствольный корпус 1 и выходной корпус 2 образуют между собой неподвижное соединение; конусообразные тарели 3, 4, 5, которые совместно со ствольной частью и выходной частью корпуса формируют расширительные камеры 6, 7, 8, 9 и центральный канал 10, снабжены поверхностью 11, которая совместно с поверхностью 12 выходного корпуса расположена под углом близким к 90° по отношению к направлению потока газов, выходящих через центральное окно. Выходной корпус 2, выполненный литым, состоит из большого кольца 13 с резьбой для навинчивания на ствольный корпус и малого кольца 14, соединенных между собой по меньшей мере двумя продольными перегородками 15 с выполненными на их внутренних поверхностях посадочными местами для закрепления тарелей 3, 4 и 5. В разрезе рабочие поверхности выходных частей конусообразных тарелей имеют острый угол наклона относительно направления выхода потока через центральное окно уменьшающийся по мере приближения к дульному срезу тормоза, в частном варианте изобретения, в диапазоне от 75 до 45° с шагом 5-10°.

Работает устройство - дульный тормоз сборной конструкции - следующим образом. При выстреле снаряд под давлением пороховых газов двигается по каналу ствола. Сила давления, представляющая собой ударную волну, направлена на переднюю поверхность первой тарели, имеющую угол наклона к потоку близкий к 90°. Пороховой газ, поступающий из-за днища снаряда в первую расширительную камеру, ударяясь в перпендикулярную потоку переднюю стенку первой тарели, создает импульс силы направленной против движения откатных частей. Затем, газы прошедшие через расширительную камеру, выбрасываются наружу под острым углом к направлению стрельбы, не вызывая превышение звукового давления на артиллерийский расчет больше допускаемого предела. Аналогичные процессы происходят при истечении порохового газа через вторую и последующие расширительные камеры, при том, что пороховые газы теряют давление и часть энергии при взаимодействии с первой и каждой последующей тарелью. Конусность тарелей равномерно уменьшается от первой к последующим по мере отдаления от дульного среза ствола, то есть при взгляде на продольный разрез дульного тормоза стенки тарелей образуют угол с осью канала ствола, значение которого последовательно уменьшается в по мере приближения к дульному срезу тормоза.

Благодаря этому, во-первых, проходное сечение каждой расширительной камеры увеличивается на пути продвижения пороховых газов между тарелями, что способствует рассеиванию энергии пороховых газов, во-вторых, поток газов выходит не в одном направлении, а веерообразно, что дополнительно рассеивает звуковую волну. Эффективность рассеивания газов и противодействия откату будет зависеть от количества тарелей и образованных ими расширительных каналов.

Ударная нагрузка на перпендикулярные потоку передние стенки тарелей уменьшает скорость отката ствола, а направленный веерообразно в сторону от места расположения расчета рассеянный выпуск газов значительно уменьшает газовую и звуковую нагрузку на боевой расчет.

Похожие патенты RU2786389C1

название год авторы номер документа
Комбинированный дульный тормоз артиллерийского орудия 2016
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2616086C1
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ 2021
  • Семенов Александр Алексеевич
  • Привалов Илья Игоревич
  • Телепкалиев Рустам Кайратович
RU2766237C1
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ ОТКАТА СТВОЛА АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ 2010
  • Романов Николай Иванович
RU2447390C1
НАДУЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ТМТ-3 2003
  • Тюрина О.И.
  • Молокин Ю.В.
  • Тюрин А.В.
RU2246091C2
НАДУЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ТМТ-2 2003
  • Тюрина О.И.
  • Молокин Ю.В.
  • Тюрин А.В.
RU2228504C1
Дульный тормоз 2016
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2627901C1
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ - КОМПЕНСАТОР ПЕРЕМЕННОЙ ДЛИНЫ 2011
  • Штырлин Григорий Владиславович
  • Перевалов Виталий Викторович
  • Обуховский Глеб Александрович
RU2472094C1
Дульный тормоз 2018
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2702328C1
Надульное устройство ствола огнестрельного оружия 2015
  • Гриценко Дмитрий Васильевич
RU2611461C1
СПОСОБ ВЫПУСКА ПОРОХОВОГО ГАЗА ИЗ КАНАЛА СТВОЛА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ "ТМТ-ТЕХНОЛОГИЯ" И НАДУЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО "ТМТ" 2002
  • Тюрина О.И.
  • Молокин Ю.В.
  • Тюрин А.В.
RU2225973C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 786 389 C1

Реферат патента 2022 года ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ СБОРНОЙ КОНСТРУКЦИИ

Изобретение относится к области вооружения, а именно к дульным тормозам артиллерийского орудия. Дульный тормоз сборной конструкции содержит ствольный корпус, навинчиваемый на ствол и жестко соединенный с ним, выходной корпус, внутри выходного корпуса размещены тарели с центральным окном для прохождения снаряда. Выходной корпус содержит два газоотводных окна, разделенные между собой продольными перегородками с выполненными на их внутренней поверхности посадочными местами для размещения тарелей, и диаметр которого уменьшен в направлении стрельбы. Тарели по форме представляют собой усеченные пустотелые конусы, заостренные в сторону, противоположную направлению вылета снаряда. Технический результат - уменьшение ударной звуковой нагрузки на боевой расчет, упрощение изготовления тарелей и дульного тормоза, повышение жесткости конструкции. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 786 389 C1

1. Дульный тормоз сборной конструкции, навинчиваемый на ствол, содержит размещенные внутри корпуса тарели с центральным окном для прохождения снаряда, расстояние между тарелями переменное, равномерно увеличивающееся по мере приближения к дульному срезу тормоза, отличающийся тем, что имеются ствольный корпус, навинчиваемый на ствол, и жестко соединенный с ним выходной корпус, диаметр которого уменьшен в направлении стрельбы, имеющий по меньшей мере два газоотводных окна, разделенных между собой продольными перегородками с выполненными на их внутренней поверхности посадочными местами для размещения тарелей, которые по форме представляют собой усеченные пустотелые конусы, заостренные в сторону, противоположную направлению вылета снаряда, имеющие в области центрального отверстия переднюю стенку, перпендикулярную оси ствола.

2. Дульный тормоз сборной конструкции по п. 1, отличающийся тем, что жесткое соединение между ствольным и выходным корпусом осуществлено при помощи резьбы, а жесткое закрепление тарелей внутри выходного корпуса осуществлено переходной посадкой с последующим привариванием в зоне посадочных мест, имеющихся на продольных перегородках выходного корпуса.

3. Дульный тормоз сборной конструкции по любому из пп. 1, 2, отличающийся тем, что конусность тарелей равномерно уменьшается в направлении вылета снаряда так, что в продольном сечении стенки тарелей имеют острый угол наклона относительно направления выхода потока через центральное окно, уменьшающийся по мере приближения к дульному срезу тормоза в диапазоне от 75 до 45° с шагом 5-10°.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2786389C1

ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ ОТКАТА СТВОЛА АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ 2010
  • Романов Николай Иванович
RU2447390C1
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ 2004
  • Балуков М.Н.
  • Жовтяк И.С.
  • Намитулин А.А.
  • Обидин Н.М.
  • Сидоров В.Н.
RU2266507C1
Комбинированный дульный тормоз артиллерийского орудия 2016
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2616086C1
US 20220099402 A1, 31.03.2022
US 6578462 B1, 17.06.2003
US 8578832 B2, 12.11.2013.

RU 2 786 389 C1

Авторы

Привалов Илья Игоревич

Телепкалиев Рустам Кайратович

Подшивалов Сергей Федорович

Мешков Александр Викторович

Вдовкина Ольга Анатольевна

Даты

2022-12-20Публикация

2022-03-24Подача