ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ Российский патент 2022 года по МПК F41A21/36 

Описание патента на изобретение RU2766237C1

Изобретение относится к области вооружения, а именно к дульным тормозам артиллерийских орудий.

Известно устройство дульного тормоза самоходной артиллерийской установки «Мста-С» (Г.Л. Холявский, «Энциклопедия бронетехники гусеничных боевых машин 1919-2000 гг., «Харвест», 2001 г., стр. 199-204), закрепленное на дульной части орудийного ствола с винтовой нарезкой. Дульный тормоз содержит камеру, составленную, по крайней мере, из трех последовательно расположенных на продольной оси отсеков. В каждом отсеке в центральной части поперечной перегородки выполнено отверстие, а в боковых стенках выполнены окна так, что их проходные каналы расположены наклонно, под углом к продольной оси канала ствола орудия. В период последствия выстрела движущийся снаряд проходит через центральное отверстие в перегородке и перекрывает его. Истекаемые за ним пороховые газы при большом давлении и скорости, встречая в осевом направлении перегородку отсека, расширяясь в объеме, начинают движение в сторону с последующим выходом через проходные каналы в атмосферу. В результате газы действуют в обратном направлении, уменьшая реактивную силу движения ствола орудия. При выходе снаряда из последнего отсека центральное отверстие в поперечной перегородке остается открытым для выхода остатков пороховых газов, но их ослабленный динамический импульс продолжает образовывать реактивную силу и влиять на действие откатных устройств орудийного ствола.

Недостатком данной конструкции дульного тормоза является динамическое воздействие пороховых газов после выстрела. Это связано с тем, что истекающие через центральное отверстие пороховые газы, существенно влияют на откатные части орудийного ствола и его силовые элементы крепления, и, как следствие, требуется время на восстановление наводки.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по совокупности существенных признаков является дульный тормоз содержащий корпус в виде центральной части для установки на дульный срез ствола с отверстием для вылета снаряда и периферийную часть с цилиндрической либо конической наружной поверхностью. Центральная часть корпуса соединяется с периферийной перемычками с образованием сквозных каналов для выпуска пороховых газов. На переднем торце внутренней полости периферийной части дульного тормоза выполнена торообразная поверхность, на торце центральной части корпуса выполнена поверхность сложной, обтекаемой формы, например, в виде сферической поверхности. Достигается упрощение конструкции дульного тормоза, снижение веса, повышение эффективности гашения отдачи. 2 ил. (Патент RU 2627901 C1 МПК F41A 21/32, опубл. 14.08.2017).

Недостатком является давление газов и сильный звук действующий в сторону расчета, затрудняет их работу скорость перезаряжания орудия.

Предлагаемое изобретение направлено на уменьшение давления газов и ударной звуковой нагрузки на расчет, повышение жесткости конструкции дульного тормоза, повышение усилия торможения отката.

Это достигается тем, что корпус дульного тормоза представляет собой литую конструкцию параболической формы в сечении поделенной внутри несущими перегородками на четыре сектора. В секторах от дульного среза последовательно установлены четыре симметричных расширительных камеры с окнами, имеющие впереди передние вертикальные стенки, переходящие в ветвь параболы и задней поверхностью параболической формы, образующие расширительные камеры, которые соединяются с открытым кольцевым каналом направленным в сторону вылета снаряда. Таких полостей может быть несколько, расположенных в корпусе по оси канала ствола орудия. Такое устройство рассеивает давление и звуковую волну, сконцентрированных в канале ствола.

Силовая нагрузка увеличивается тем, что первое окно имеет разгонную камеру для порохового газа, где он из-за днища снаряда поступает в разгонную камеру, ударяется в вертикальную переднюю поверхность первой полости, что создает импульс силы направленной против движения откатных частей. Затем газы через кольцевой канал выбрасываются в сторону направления стрельбы с радиусом rкдт>rкс большим чем радиус канала ствола, рассеивая энергию пороховых газов. Учитывая, что дульный тормоз содержит несколько камер с окнами для выхода пороховых газов, имеющих вертикальную поверхность принимающую ударную нагрузку газов и с радиусом rкдт разной величины, но больше rкс радиуса канала ствола, то и суммарный импульс силы будет складываться от импульса силы каждой ступени дульного тормоза. Эффективность рассеивания газов будет зависеть от количества кольцевых каналов выхода газов. Дугообразная форма передних стенок состоящая из четырех секторов позволяет увеличить на них импульс силового воздействия пороховых газов. Так как дульный тормоз имеет литую форму, соответственно обладает более прочной конструкцией. А направленный в сторону стрельбы рассеянный выпуск газов из канала ствола значительно уменьшает газовую и звуковую нагрузку на артиллерийский расчет, обеспечивая им беспрепятственную работу.

На фиг. 1 схематично изображен вид с дульной части, на фиг.2 - боковой разрез дульного тормоза артиллерийского орудия.

Дульный тормоз содержит корпус 1, имеющий расширительные камеры 2, 3, 4, 5 с окнами 6, 7, 8, 9 и центральным каналом 10, отличающийся тем, что корпус 1 имеет форму усеченного эллипсоида разделенного внутри несущими перегородками 11, 12, 13, 14 на четыре равных сектора, в которых от дульного среза последовательно установлены симметричные четыре расширительные камеры 2, 3, 4, 5 с окнами 6, 7, 8, 9, снабженные передними вертикальными стенками 15, 16, 17, 18, внутренние рабочие поверхности которых в разрезе имеют дугообразную форму, образуя расширительные камеры 2, 3, 4, 5 переходящие в открытые в сторону стрельбы кольцевые каналы 19, 20, 21, 22, каждая последующая передняя стенка имеет меньший радиус, чем предыдущая, а их высота пропорционально уменьшается к передней стенке корпуса.

Работает устройство следующим образом. При выстреле снаряд под давлением пороховых газов двигается по каналу ствола. Как только днище снаряда откроет сквозные окна 6 на вертикальных боковых поверхностях скачкообразно под высоким давлением в расширительные камеры 2, 3, 4, 5 поступают газы, представляющего собой ударную волну. Вектор ударной волны направлен на передние вертикальные стенки 15, 16, 17, 18 расширительных камер. На этих перегородках последовательно формируется высокое удельное давление и перенаправление вектора волны за счет того, что поверхность стенки этой перегородки выполнена полутороидальной формы. По закону Паскаля в замкнутой полости давление газа во все стороны одинаково, поэтому газовый поток перенаправляется в расширительные камеры 2, 3, 4, 5, расположенные за дульным срезом орудия. Объем этой камеры примерно занимает более 50% от общего объема внутренней полости дульного тормоза. В связи с этим отток газов из ствола снижает первичное давление на выходе через дульный срез. Ударная нагрузка на вертикальные передние стенки уменьшает скорость отката. Рассеивание газов через кольцевые каналы в сторону стрельбы значительно снижает давление газов и ударную звуковую нагрузку на боевой расчет.

Похожие патенты RU2766237C1

название год авторы номер документа
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ СБОРНОЙ КОНСТРУКЦИИ 2022
  • Привалов Илья Игоревич
  • Телепкалиев Рустам Кайратович
  • Подшивалов Сергей Федорович
  • Мешков Александр Викторович
  • Вдовкина Ольга Анатольевна
RU2786389C1
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ 2014
  • Носов Алексей Дмитриевич
  • Кукис Валерий Александрович
  • Комаров Владимир Федорович
  • Перельсон Лариса Александровна
  • Чикунов Юрий Александрович
RU2554902C1
Комбинированный дульный тормоз артиллерийского орудия 2016
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2616086C1
СПОСОБ СТРЕЛЬБЫ И ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ 2022
  • Дьячков Юрий Алексеевич
  • Краснов Михаил Николаевич
  • Устинов Евгений Михайлович
  • Коротков Дмитрий Игоревич
  • Новичков Сергей Алексеевич
  • Камшин Сергей Валентинович
RU2817285C1
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ 2022
  • Дьячков Юрий Алексеевич
  • Краснов Михаил Николаевич
  • Устинов Евгений Михайлович
  • Камшин Сергей Валентинович
  • Новичков Сергей Алексеевич
  • Коротков Дмитрий Игоревич
RU2789498C1
Наствольное газодинамическое устройство 2018
  • Дьячков Юрий Алексеевич
  • Краснов Михаил Николаевич
  • Камшин Сергей Валентинович
  • Устинов Евгений Михайлович
  • Мелин Евгений Павлович
RU2705369C1
СТАТИЧЕСКИЙ ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ 2022
  • Дьячков Юрий Алексеевич
  • Краснов Михаил Николаевич
  • Устинов Евгений Михайлович
  • Камшин Сергей Валентинович
  • Новичков Сергей Алексеевич
  • Коротков Дмитрий Игоревич
RU2781697C1
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ ОТКАТА СТВОЛА АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ 2010
  • Романов Николай Иванович
RU2447390C1
АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОРУДИЕ С ВЫКАТОМ "ТЬМАКА" 2007
  • Одинцов Владимир Алексеевич
RU2363908C2
Дульное устройство для огнестрельного оружия 2021
  • Крестинин Борис Александрович
  • Крестинин Артём Борисович
RU2751835C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 766 237 C1

Реферат патента 2022 года ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ

Изобретение относится к области вооружения. Дульный тормоз содержит корпус в виде усеченного эллипсоида с расширительными камерами с окнами и центральным каналом, разделенный внутри несущими перегородками на четыре равных сектора. От дульного среза последовательно образованы четыре симметричные расширительные камеры с окнами и снабжены передними вертикальными стенками, внутренние рабочие поверхности которых в разрезе имеют дугообразную форму. Расширительные камеры переходят в открытые в сторону стрельбы кольцевые каналы, каждая последующая передняя стенка имеет меньший радиус, чем предыдущая, а их высота пропорционально уменьшается к передней стенке корпуса. Технический результат - повышение жесткости конструкции дульного тормоза, увеличение усилия торможения отката, уменьшение воздействия газов и ударной нагрузки на расчет артиллерийского орудия. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 766 237 C1

Дульный тормоз содержит корпус, имеющий расширительные камеры с окнами и центральным каналом, отличающийся тем, что корпус имеет форму усеченного эллипсоида, разделенного внутри несущими перегородками на четыре равных сектора, в которых от дульного среза последовательно установлены симметричные четыре расширительные камеры с окнами, снабженные передними вертикальными стенками, внутренние рабочие поверхности которых в разрезе имеют дугообразную форму, образуя расширительные камеры, переходящие в открытые в сторону стрельбы кольцевые каналы, каждая последующая передняя стенка имеет меньший радиус, чем предыдущая, а их высота пропорционально уменьшается к передней стенке корпуса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2766237C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ОТДАЧИ И ШУМА ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ОРУЖИЯ С НАРЕЗНЫМИ СТВОЛАМИ 2005
  • Усов Игорь Фёдорович
RU2279622C1
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ 2004
  • Балуков М.Н.
  • Жовтяк И.С.
  • Намитулин А.А.
  • Обидин Н.М.
  • Сидоров В.Н.
RU2266507C1
Комбинированный дульный тормоз артиллерийского орудия 2016
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2616086C1
ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ ОТКАТА СТВОЛА АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ 2010
  • Романов Николай Иванович
RU2447390C1
БУНКЕР ВЫСЕВАЮЩЕГО АППАРАТА 0
SU291669A1
US 10520272 B1, 31.12.2019
US 8424440 B1, 23.04.2013.

RU 2 766 237 C1

Авторы

Семенов Александр Алексеевич

Привалов Илья Игоревич

Телепкалиев Рустам Кайратович

Даты

2022-02-10Публикация

2021-06-21Подача