РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА Российский патент 2012 года по МПК F04D29/22 

Описание патента на изобретение RU2452875C2

Изобретение относится к области центробежных насосов, в частности, к конструированию их рабочих колес, и может быть использовано для повышения эффективности работы насосов в системах теплоснабжения и водоснабжения.

Лопастная система рабочих колес насосов профилируется для расчетного значения подачи насоса исходя из условия снижения гидравлических потерь. Минимизация гидравлических потерь позволяет обеспечить максимальный КПД насоса в оптимальном режиме его работы, соответствующем расчетному значению подачи.

Основные закономерности для профилирования лопастной системы рабочего колеса центробежного насоса изложены в издании: М.Д. АЙЗЕНШТЕЙН Центробежные насосы для нефтяной промышленности. - М.: Государственное научно-техническое издательство нефтяной и горно-топливной литературы, 1957. Однако рабочее колесо, спроектированное в соответствии с указанным источником, будет обеспечивать минимальные гидравлические потери, т.е. высокое значение КПД насоса, только в узкой области вблизи расчетных значений подачи насоса.

Методика построения лопастной системы центробежного насоса получила развитие в работе: А.Н. МАШИН. Профилирование проточной части рабочих колес центробежных насосов. - М.: Московский Ордена Ленина Энергетический Институт, 1976. В данной публикации детально раскрыта методика расчета всех параметров лопастной системы, при этом насос, оснащенный таким рабочем колесом, также показывает высокую эффективность только при работе в оптимальном режиме или вблизи него.

Таким образом, известные из уровня техники рабочие колеса не позволяют эффективно использовать насос при значениях подачи, значительно отличающихся от расчетных.

Однако в реальных условиях, в частности в системах теплоснабжения и водоснабжения, значительную часть времени насос эксплуатируется в режиме, отличном от оптимального, например при значении подачи меньше расчетного. В таких условиях КПД насоса существенно снижается. Следует отметить, что производитель устанавливает расчетное значение подачи ближе к максимальному ее значению, поскольку насос должен обеспечить устойчивую работу во всем заявленном диапазоне подачи. Следовательно, оптимальный режим работы насоса не всегда соответствует режиму эксплуатации, а средневзвешенный по времени КПД насоса может оказаться значительно ниже расчетного.

Задачей изобретения является повышение КПД насоса в области значений подачи насоса, отличающихся от расчетного значения подачи.

Для решения этой задачи предлагается рабочее колесо центробежного насоса, которое содержит, по меньшей мере, две лопасти, имеющие различные углы входа. Все лопасти при этом могут иметь одинаковый угол выхода. Все лопасти могут располагаться с постоянным внешним шагом. Каждой лопасти может соответствовать лопасть с таким же углом входа, расположенная симметрично относительно центра рабочего колеса, при этом указанные лопасти образуют пару. Рабочее колесо может включать три пары лопастей с различными углами входа.

При использовании изобретения достигаются следующие технические результаты:

- повышение КПД насоса в области значений подачи насоса, отличающихся от расчетного значения подачи насоса;

- повышение средневзвешенного по времени КПД насоса.

Описание осуществления изобретения поясняется ссылками на фигуры:

фиг.1 - исходное рабочее колесо;

фиг.2 - модернизированное рабочее колесо;

фиг.3 - зависимость КПД насоса от подачи для исходного и модернизированного колес.

Лопасти рабочего колеса, изображенного на фиг.1, имеют рабочую поверхность, представленную на чертеже линией L, которая обозначается в дальнейшем как внешняя линия лопасти. Входные кромки лопастей 1 лежат на окружности входа, имеющий диаметр D1. Выходные кромки лопастей 2 лежат на окружности выхода с диаметром D2, как правило, совпадающим с внешним диаметром рабочего колеса. Угол между выходными кромками лопастей α, в дальнейшем - внешний шаг, одинаков для всех лопастей.

Касательная к внешней линии лопасти в точке ее пересечения с окружностью входа и касательная к окружности входа в указанной точке образуют угол входа β. Касательная к внешней линии лопасти в точке ее пересечения с окружностью выхода и касательная к окружности выхода в указанной точке образуют угол выхода β.

Значения параметров D1, D2, β и β определены для расчетной подачи насоса при условии максимизации КПД насоса, а также с учетом конструкторских ограничений, и одинаковы для всех лопастей. Поскольку, как показано в приведенной выше работе А.Н. Машина, сопряжение углов входа и выхода может быть осуществлено плавной кривой произвольной формы, то можно считать, что указанные параметры определяют форму и расположение лопастей рабочего колеса. Все лопасти такого рабочего колеса, в дальнейшем - исходные лопасти, одинаковы.

Лопасти рабочего колеса, спроектированного для другого значения подачи насоса, будут иметь иные углы входа и выхода, причем для более низкого значения подачи углы входа и выхода уменьшаются, а для более высокого значения подачи - соответственно увеличиваются.

Исследования показали, что при замене части исходных лопастей лопастями, имеющими другой угол входа, КПД насоса возрастает в области подачи, для которой спроектированы добавленные лопасти. При этом угол выхода заменяющих лопастей целесообразно сохранить равным углу выхода исходных лопастей. Диаметры окружностей входа и выхода, устанавливаемые с учетом конструкторских ограничений, для заменяющих лопастей также сохраняются равными соответствующим значениям этих параметров, определенных для исходных лопастей. Внешний шаг остается постоянным для всех лопастей, и его значение не изменяется.

При осуществлении такой модернизации рабочего колеса КПД насоса на оптимальном режиме работы, для которого разработаны исходные лопасти, ожидаемо снижается. Однако прирост КПД насоса в области низких значений подачи превышает его падение в области оптимального режима, что позволяет получить более высокий средневзвешенный по времени работы КПД насоса.

На фиг.2 представлено модернизированное рабочее колесо, имеющее три пары лопастей. Каждая пара образуется лопастями, расположенными симметрично относительно центра рабочего колеса, при этом лопасти каждой пары имеют одинаковый угол входа, в то время как углы входа лопастей, входящих в разные пары, различны. Такое колесо показывает наилучшие результаты, однако является частным случаем изобретения.

На фиг.3 представлена зависимость КПД насоса от режима его работы для исходного и модернизированного колеса. Повышение КПД насоса в области низкой подачи до 4,5% при применении модернизированного колеса сопровождается незначительным его снижением на оптимальном режиме, что подтверждает достижение заявленного технического результата.

Похожие патенты RU2452875C2

название год авторы номер документа
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2016
  • Парыгин Александр Гаврилович
  • Волков Александр Викторович
  • Рыженков Артем Вячеславович
  • Наумов Андрей Вадимович
  • Вихлянцев Александр Андреевич
RU2611122C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2011
  • Иванюшин Аркадий Аркадьевич
  • Колесник Евгения Сергеевна
  • Литвиновская Татьяна Владимировна
  • Немцев Александр Валерьевич
RU2491448C2
СПОСОБ ОТКАЧИВАНИЯ ЖИДКОСТИ УСТАНОВКОЙ ЭЛЕКТРОЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА И ГАЗОСЕПАРАТОР УСТАНОВКИ ЭЛЕКТРОЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2010
  • Исаев Григорий Анатольевич
  • Калан Валерий Александрович
  • Мисюрко Василий Михайлович
  • Наконечный Александр Иосифович
  • Петров Владимир Иванович
RU2442023C1
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОТОЧНЫХ КАНАЛОВ СТУПЕНЕЙ ПОГРУЖНОГО МАЛОДЕБИТНОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2011
  • Наконечный Александр Иосифович
  • Калан Валерий Александрович
  • Мисюрко Василий Михайлович
  • Петров Владимир Иванович
  • Тузов Владимир Юрьевич
RU2472973C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА 2016
  • Загородников Анатолий Григорьевич
  • Латыпин Марат Ирикович
  • Селиванов Александр Сергеевич
RU2615566C1
СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОГРУЖНЫХ ЛОПАСТНЫХ НАСОСОВ ПРИ ОТКАЧИВАНИИ ПЛАСТОВОЙ ЖИДКОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ГАЗА И АБРАЗИВНЫХ ЧАСТИЦ И ГАЗОСЕПАРАТОР УСТАНОВКИ ЭЛЕКТРОЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Трулев Алексей Владимирович
  • Макрушин Григорий Михайлович
RU2616331C1
Способ оптимизации формы элементов проточной части центробежного насоса 2019
  • Вихлянцев Александр Андреевич
RU2716523C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС 2001
  • Олифиров Ф.Н.
  • Петров В.И.
  • Буковский В.В.
  • Гласс Мартин
  • Гэрри Майкл
  • Барышников Д.В.
RU2187713C1
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ БОКОВОГО ПОЛУСПИРАЛЬНОГО ПОДВОДА ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА ДВУХСТОРОННЕГО ВХОДА 2013
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Кушнарев Иван Владимирович
  • Обозный Юрий Сергеевич
RU2532870C1
ЖИДКОСТНО-КОЛЬЦЕВАЯ МАШИНА 1994
  • Райзман Исак Абрамович
  • Данилин Александр Сергеевич
RU2065998C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 452 875 C2

Реферат патента 2012 года РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА

Изобретение относится к области центробежных насосов. Рабочее колесо центробежного насоса содержит, по меньшей мере, две лопасти с различным углом входа βл1. Все лопасти рабочего колеса расположены с постоянным внешним шагом α и имеют одинаковый угол выхода βл2. В частном случае каждой лопасти соответствует лопасть с таким же углом входа βл1, расположенная симметрично относительно центра рабочего колеса. Рабочее колесо может включать три пары лопастей с различными углами входа βл1. Достигается прирост КПД насоса в области значений подачи, отличных от расчетного значения. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 452 875 C2

1. Рабочее колесо центробежного насоса, отличающееся тем, что содержит, по меньшей мере, две лопасти, имеющие различный угол входа.

2. Рабочее колесо по п.1, отличающееся тем, что все лопасти имеют одинаковый угол выхода.

3. Рабочее колесо по п.1, отличающееся тем, что все лопасти расположены с постоянным внешним шагом.

4. Рабочее колесо по п.1, отличающееся тем, что каждой лопасти соответствует лопасть с таким же углом входа, расположенная симметрично относительно центра рабочего колеса, при этом указанные лопасти образуют пару.

5. Рабочее колесо по п.4, отличающееся тем, что включает три пары лопастей с различными углами входа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2452875C2

МАШИН А.Н
Профилирование проточной части рабочих колес центробежных насосов
- М.: Московский ордена Ленина энергетический институт, 1976
Радиальное рабочее колесо гидромашины 1971
  • Перов Вячеслав Степанович
  • Бархатов Эдуард Святославович
SU439629A1
Рабочее колесо лопаточного насоса 1989
  • Двирный Валерий Васильевич
  • Ибрагимов Юрий Аскарович
  • Краев Михаил Васильевич
  • Никитин Валерий Васильевич
SU1665094A1
DE 4139293 A, 03.06.1993
GB 1159371 A, 23.07.1969.

RU 2 452 875 C2

Авторы

Рыженков Вячеслав Алексеевич

Волков Александр Викторович

Парыгин Александр Гаврилович

Хованов Георгий Петрович

Даты

2012-06-10Публикация

2010-08-03Подача