ДИСК РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2012 года по МПК F04D29/34 F04D19/00 F01D5/32 F02C7/00 

Описание патента на изобретение RU2454572C2

Изобретение касается диска ротора вентилятора для газотурбинного двигателя, в частности, такого, как авиационный турбореактивный двигатель.

Как известно, диск ротора вентилятора содержит множество лопаток, установленных по его периферии и отделенных друг от друга площадками, закрепленными на фланцах диска. Каждая лопатка содержит перо, соединенное с ножкой лопатки при помощи стоек. Ножки лопаток заходят в осевые пазы, выполненные на периферии диска, и удерживаются в них в радиальном направлении за счет взаимодействия формы, при этом ножки лопаток имеют, например, поперечное сечение в виде ласточкина хвоста или аналогичной формы.

Во время работы газотурбинного двигателя разрыв соединения лопатки с диском может привести к разрушению соседних лопаток и прилегающих к ним площадок. Действительно, в случае выпадения лопатки вентилятора, она опирается на соседнюю лопатку, и возникающее усилие, действующее на эту лопатку, выражается, в частности, в виде осевого напряжения, направленного от выхода к входу, за счет расположения пера под углом по отношению к пазу, в результате чего появляется тенденция опрокидывания лопатки в сторону входа и создается сильное напряжение на уровне заднего соединения между ножкой лопатки и диском. Таким образом, может произойти поломка ножки лопатки или зуба диска, вызывающая цепную реакцию, в результате которой могут быть разрушены все лопатки вентилятора, а также площадки, и может произойти крупная поломка газотурбинного двигателя.

В некоторых типах лопаток ножка лопатки, заходящая в паз, сзади соединена с крючком. Выемки, выполненные в радиальном направлении по обе стороны от каждого крючка, взаимодействуют с кольцевым фланцем, обеспечивая удержание лопаток в осевом направлении, когда они находятся в пазах диска. В случае выпадения лопатки крепление такого типа создает сильное напряжение на уровне зоны соединения стойки с крючком и на уровне соединения выемки с крючком. Как и в предыдущем случае, это напряжение может привести к поломке на уровне крючка или на уровне диска и к цепному разрушению лопаток и площадок.

В современной технологии с каждой стороны от ножки лопатки при помощи механической обработки выполняют осевой паз длиной примерно 10 мм, сообщающийся с выемкой, для ограничения напряжения, действующего на уровне зоны соединения стойки с крючком и на уровне зоны соединения между выемкой и крючком, за счет направления усилий на вход механически обработанной части. Этот паз, хотя и позволяет ограничить усилия на уровне крючка, создает, тем не менее, пиковое напряжение на своем переднем конце, что приводит к сильному износу ножки лопатки и диска и сокращает, таким образом, срок их службы. Для ограничения износа этих деталей было предложено несколько решений, которые состоят в выполнении затыловки на переднем конце механически обработанной части или в установке прокладки из фольги между лопаткой и диском. Однако эти средства не позволяют в достаточной степени решить проблему износа с ограничением напряжения, действующего на крючок лопатки и передаваемого на площадки.

Настоящее изобретение призвано предложить простое, экономичное и эффективное решение этих проблем.

В этой связи его объектом является диск ротора вентилятора в газотурбинном двигателе, содержащий по периферии по существу осевые пазы для монтажа и удержания ножек лопаток, содержащих крючки на своих задних концах, при этом на заднем конце пазов находятся деформирующиеся зоны, образованные полостями, отличающийся тем, что полости выполнены во фланцах крепления междулопаточных площадок.

В случае выпадения лопатки напряжения, создаваемые ножками лопаток и действующие на диск, являются максимальными на заднем конце диска и приводят к локальной пластической деформации полостей, находящихся на уровне фланцев крепления междулопаточных площадок, что ограничивает уровень напряжения, действующего на диск, а также на междулопаточные площадки. Таким образом, лопатки и площадки могут удерживаться на месте в течение времени, необходимого для остановки двигателя, что позволяет избежать значительных поломок газотурбинного двигателя.

Лопатки диска ротора в соответствии с настоящим изобретением не нуждаются больше в выполнении осевой выработки, обеспечивающей отклонение усилий. Таким образом, устраняют явления износа диска и лопатки по причине наличия этой выработки, ограничивая напряжения, действующие на крючки и передаваемые на площадки, за счет полостей, выполненных в фланцах крепления междулопаточных площадок.

Согласно другому отличительному признаку настоящего изобретения полости выполняют путем механической обработки.

Предпочтительно, чтобы полости были выполнены в осевом направлении и имели трубчатую форму с закрытым дном.

Предпочтительно также, чтобы полости выполнялись путем высверливания или фрезерования.

Предпочтительно также, чтобы полости были выполнены открытыми в боковом направлении и имели выход внутрь пазов.

Объектом настоящего изобретения является также газотурбинный двигатель, такой как авиационный турбореактивный двигатель, отличающийся тем, что содержит диск ротора вентилятора описанного выше типа.

Другие преимущества и отличительные признаки настоящего изобретения будут более очевидны из нижеследующего описания, представленного в качестве неограничительного примера, со ссылками на прилагаемые фигуры чертежей, в числе которых:

Фиг.1 изображает частичный вид в перспективе диска в соответствии с настоящим изобретением.

Фиг.2 - вид в изометрии задней части ножки лопатки вентилятора из предшествующего уровня техники.

Фиг.3 - схематичный вид в изометрии первого варианта выполнения диска ротора в соответствии с настоящим изобретением.

Фиг.4 - схематичный вид в изометрии второго варианта выполнения диска ротора в соответствии с настоящим изобретением.

Фиг.5 - схематичный вид в изометрии третьего варианта выполнения диска ротора в соответствии с настоящим изобретением.

На фиг.1 показан диск 10 вентилятора, на котором установлена лопатка 12, а на фиг.2 показана радиально внутренняя задняя часть лопатки из предшествующего уровня техники.

Лопатка содержит перо 14, соединенное с ножкой 20 лопатки через стойку 18. Диск 10 содержит множество по существу осевых пазов 22, равномерно распределенных по его наружной периферии, в которые заходят лопатки 12. Между лопатками расположены площадки (не показаны), позволяющие направлять воздушный поток на входе газотурбинного двигателя. Ножка 20 лопатки в виде ласточкина хвоста или аналогичной формы взаимодействует с пазом 22, обеспечивая удержание в радиальном направлении лопатки (12) на диске 10 ротора. В заднем продолжении ножки 20 лопатки выполнен крючок 24, содержащий радиальную выемку 26 на каждой из своих боковых сторон. Эти выемки взаимодействуют с кольцевым фланцем 28 для стопорения в осевом направлении ножки 20 лопатки 12 в пазу 22 диска 10.

Во время работы газотурбинного двигателя зоны соединения стойка/крючок 30 и выемка/крючок 32 подвергаются воздействию сильных напряжений. В случае выпадения лопатки радиальный контакт отсоединившейся от диска лопатки с соседней лопаткой приводит, за счет крепления лопатки в пазу, к дополнительному напряжению в зонах соединения стойка/крючок 30 и выемка/крючок 32, при этом напряжение, действующее на заднюю часть лопатки, ослабляет крючок 24, что может привести к его поломке. Такое напряжение может также повредить диск и, следовательно, закрепленные на нем междулопаточные площадки. Разрыв соединения с диском второй лопатки может привести к цепной реакции, сопровождающейся полным разрушением лопаток вентилятора и прилегающих к ним площадок и, следовательно к серьезной поломке газотурбинного двигателя. Поэтому очень важно удерживать лопатки на месте в их пазах, а также площадки на фланцах крепления диска в случае выпадения лопатки.

Согласно известному технологическому решению, показанному на фиг.2, осевую выработку 38 выполняют с каждой стороны крючка 24, и она сообщается с выемкой 26. Осевая выработка 38 позволяет отклонить усилия, обозначенные пунктирными стрелками, за пределы выработки, что снижает напряжения, действующие на крючок, при этом усилия при отсутствии выработки показаны сплошными стрелками. Таким образом, напряжения, действующие на крючок, снижаются, и лопатка имеет более высокую прочность. Тем не менее, это решение не является удовлетворительным, так как сильное напряжение создается на переднем конце выработки 38, что приводит к сильному износу ножки лопатки и диска.

Для устранения этого явления износа при ограничении напряжения, действующего на соединение лопатки с диском и передаваемого на площадки, в настоящем изобретении предлагается выполнять деформирующиеся зоны 34 в диске 10, расположенные в радиальном направлении наружу пазов 22 на уровне крючков ножек лопаток.

Как показано на фиг.3-5, деформирующиеся зоны 34 образованы полостями 34, выполненными в фланцах 36 крепления междулопаточных площадок (не показаны), и крепятся на фланцах 36, находясь по существу в продолжении боковых стенок пазов 22 (фиг. 3-5).

На фиг.3 и 4 показаны два первых варианта осуществления настоящего изобретения, в которых полости 34 выполнены в осевом направлении и имеют трубчатую форму с закрытым дном.

В третьем варианте осуществления настоящего изобретения, показанном на фиг.5, полости 34 выполнены открытыми в боковом направлении и выходят внутрь пазов.

В этих различных вариантах выполнения полость имеет, например, диаметр порядка 6-9 мм, толщина стенки полости находится в пределах от 0 до 3 мм, глубина составляет примерно 20 мм. Эти значения приведены в качестве примера для диска 10 ротора с наружным диаметром порядка 200 мм.

Эти полости выполнены при помощи простых и высокоскоростных технологий механической обработки, таких как высверливание или фрезерование.

Выполнение полостей в фланцах 36 крепления междулопаточных площадок обеспечивает пластическую деформацию этих полостей в случае выпадения лопатки. Усилия на выходе опорной поверхности лопатки направлены в сторону полостей 34. Таким образом, напряжение, действующее на задний крючок, уменьшается, что препятствует разрыву крючка, позволяет лопатке оставаться на месте в пазу, а также прилегающим к ней площадкам оставаться закрепленными на фланцах 36 диска 10 до остановки газотурбинного двигателя. Кроме того, при нормальной работе срок службы не сокращается из-за явлений износа, связанных с осевой выработкой в ножке 20 лопатки, и необходимость в этой выработке отпадает.

Настоящее изобретение описывает частный случай для лопаток 12 с крючками, но оно не ограничивается этим вариантом и может быть использовано со всеми другими типами лопаток 12 вентилятора.

Похожие патенты RU2454572C2

название год авторы номер документа
ВРАЩАЮЩИЙСЯ УЗЕЛ ВЕНТИЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ВЕНТИЛЯТОР, СОДЕРЖАЩИЙ УЗЕЛ, И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Бро Мишель
  • Русселэн Стефан
RU2451215C2
ВЕНТИЛЯТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Пьерро Арно Жан-Мари
  • Русселэн Стефан
RU2459120C2
ДИСК РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКОЙ ДИСК, И ЗАЩИТНАЯ НАКЛАДКА НОЖЕК ЛОПАТОК 2008
  • Бельмонт Оливье
RU2487249C2
РОТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И ЗАГЛУШКА ДЛЯ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Крзастек Тома
  • Форг Жан-Бернар
  • Гаво Доминик
  • Регезза Патрик Жан-Луи
  • Триконне Николя Кристиан
RU2496988C2
РОТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, СОДЕРЖАЩИЙ ЛОПАТКИ С ПРИСОЕДИНЯЕМЫМИ ПЛАТФОРМАМИ, И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКОЙ РОТОР 2015
  • Траппье Николя
  • Божар Антуан Жан-Филипп
RU2692863C2
УСТРОЙСТВО ПОДАЧИ ВОЗДУХА ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, РОТОР ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Эскюр Дидье
  • Бар Жак
  • Русселэн Стефан
RU2481481C2
АМОРТИЗАТОР ДЛЯ ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, РОТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Лефевр Эрик
  • Кошете Матье
  • Дюрдевик Горан
RU2493370C2
СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДРОБЕСТРУЙНОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2009
  • Вигера Санчо Ана
RU2507055C2
РАСПОРНАЯ ВСТАВКА ЛОПАТКИ И УЗЕЛ ДИСКА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Форрестер Джеймс Майкл
RU2281403C2
КРУГЛАЯ ДЕТАЛЬ ДЛЯ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РОТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, МОДУЛЬ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2015
  • Траппье Николя
RU2674859C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 454 572 C2

Реферат патента 2012 года ДИСК РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Группа изобретений относится к диску ротора вентилятора для газотурбинного двигателя, в частности, такого, как авиационный турбореактивный двигатель, и обеспечивает при ее использовании ограничение износа ножки лопатки и диска и увеличивает срок их службы. Указанный технический результат достигается в диске ротора вентилятора газотурбинного двигателя, содержащем по периферии по существу осевые пазы для монтажа и удержания ножек лопаток, содержащих крючки на своих задних концах, при этом на заднем конце пазов выполнены деформирующиеся зоны, образованные полостями, причем полости выполнены во фланцах крепления междулопаточных площадок. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 454 572 C2

1. Диск (10) ротора вентилятора в газотурбинном двигателе, содержащий по периферии, по существу, осевые пазы (22) для монтажа и удержания ножек (20) лопаток, содержащих крючки на своих задних концах, при этом на заднем конце пазов (22) выполнены деформирующиеся зоны, образованные полостями (34), отличающийся тем, что полости (34) выполнены во фланцах (36) крепления междулопаточных площадок.

2. Диск по п.1, отличающийся тем, что полости (34) выполняют путем механической обработки.

3. Диск по п.1, отличающийся тем, что полости (34) выполнены в осевом направлении и имеют трубчатую форму с закрытым дном.

4. Диск по п.1, отличающийся тем, что полости (34) выполняют путем высверливания или фрезерования.

5. Диск по п.1, отличающийся тем, что полости (34) выполнены открытыми в боковом направлении и выходят внутрь пазов (22).

6. Газотурбинный двигатель, в частности авиационный турбореактивный двигатель, отличающийся тем, что содержит диск (10) ротора вентилятора по п.1.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2454572C2

US 6634863 В1, 21.10.2003
Устройство для литья керамической пленки 1983
  • Щукин Станислав Яковлевич
  • Байнов Александр Владимирович
SU1096107A1
US 4344740 А, 17.08.1982
US 5330324 А, 19.07.1994
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ 0
  • В. А. Хорев, А. П. Томилов А. В. Баулькин
SU387128A1
РОТОР ДЛЯ ТУРБОМАШИНЫ С УСТАНАВЛИВАЕМЫМИ В ПАЗЫ ЛОПАТКАМИ, А ТАКЖЕ ЛОПАТКА ДЛЯ РОТОРА 1997
  • Барч Карстен
RU2173390C2

RU 2 454 572 C2

Авторы

Ле Хонг Сон

Даты

2012-06-27Публикация

2008-01-17Подача