ЗАДВИЖКА Российский патент 2012 года по МПК F16K31/60 

Описание патента на изобретение RU2455550C1

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано при эксплуатации задвижек с ручным приводом, установленных на трубопроводах, транспортирующих различные среды под давлением.

Известна задвижка, содержащая корпус с седлами и входным и выходным патрубками, установленную на корпусе крышку, в центральном отверстии которой размещено сальниковое уплотнение шпинделя, соединенного с шибером, причем свободный конец шпинделя выполнен с резьбовым участком, на котором установлена резьбовая втулка - поршень пневмопривода, а на верхнем конце шпинделя закреплена коническая шестерня, кинематически соединенная с конической шестерней штока маховика (см. авторское свидетельство SU №670771, кл. F16K 31/143, 30.06.1979).

В данной задвижке представляется возможность механизировать привод задвижки. Однако конструкция имеет значительную металлоемкость и сложную конструкцию, что снижает ее надежность и ремонтопригодность.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является задвижка, содержащая корпус с седлами и входным и выходным патрубками, установленную на корпусе крышку, в центральном отверстии которой размещено сальниковое уплотнение шпинделя, соединенного с шибером, причем свободный конец шпинделя выполнен с резьбовым участком, на котором установлена резьбовая втулка, кинематически соединенная со ступицей маховика, установленного параллельно оси входного и выходного патрубков (см. патент RU №2022194, кл. F16K 31/60, 30.10.1994).

Однако привод данной задвижки расположен традиционно - перпендикулярно оси входного и выходного патрубков, что в ряде случаев затрудняет установку и эксплуатацию данных задвижек, в частности при формировании обвязки устьев скважин, что сужает область их использования.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является обеспечение возможности установки задвижки в местах обвязки, например на устье скважины, трубопроводной арматурой технологического оборудования и упрощение конструкции задвижки.

Технический результат заключается в повышении надежности конструкции задвижки с одновременным упрощением формирования обвязки трубопроводной арматурой технологического оборудования.

Указанная задача решается, а технический результат достигается за счет того, что задвижка содержит корпус с седлами и входным и выходным патрубками, установленную на корпусе крышку, в центральном отверстии которой размещено сальниковое уплотнение шпинделя, соединенного с шибером, причем свободный конец шпинделя выполнен с резьбовым участком, на котором установлена резьбовая втулка, кинематически соединенная со ступицей маховика, установленного параллельно оси входного и выходного патрубков, при этом ось шпинделя наклонена к оси выходного патрубка под острым или тупым углом, на крышке корпуса закреплен подшипниковый корпус с опорными подшипниками, в которых установлена резьбовая втулка, на ней со стороны ее верхнего конца жестко закреплено коническое зубчатое колесо, а на подшипниковом корпусе закреплена опорная обечайка, на которую с возможностью вращения оперта ступица маховика, выполненная в виде цилиндрического колеса с внутренним зацеплением, соединенного через зубчатое зацепление с коническим зубчатым колесом с резьбовой втулкой, а на ступице маховика установлена защитная крышка, через нее пропущен выступающий из маховика верхний резьбовой участок шпинделя, расположенный в надетом на него колпаке, жестко соединенном с защитной крышкой, в котором выполнена продольная прорезь, через которую в верхнюю часть шпинделя вставлен указатель положения шибера.

В ходе разработки данной задвижки была выявлена возможность установки рядом нескольких задвижек без использования дистанционных промежуточных элементов и без снижения трудоемкости эксплуатации задвижек и при этом одновременно создать простую, а следовательно, надежную в эксплуатации задвижку. Этого удалось добиться за счет того, что ось шпинделя наклонена к оси выходного патрубка под острым или тупым углом, на крышке корпуса закреплен подшипниковый корпус с опорными подшипниками, в которых установлена резьбовая втулка, на ней со стороны ее верхнего конца жестко закреплено коническое зубчатое колесо, а на подшипниковом корпусе закреплена опорная обечайка, на которую с возможностью вращения оперта ступица маховика, выполненная в виде цилиндрического колеса с внутренним зацеплением, соединенного через зубчатое зацепление с колесом с резьбовой втулкой, а на ступице маховика установлена защитная крышка, через нее пропущен выступающий из маховика верхний резьбовой участок шпинделя, расположенный в надетом на него колпаке, жестко соединенном с защитной крышкой, в котором выполнена продольная прорезь, через которую в верхнюю часть шпинделя вставлен указатель положения шибера. Как результат, при близком расположении рядом расположенных задвижек, например на устье скважины, маховики привода задвижек пространственно разнесены относительно друг друга, а следовательно, не мешают открытию и закрытию рядом расположенной задвижки. Кроме того, удалось выполнить привод задвижки в виде мини-редуктора с большим передаточным отношением, что позволяет в экстренных случаях производить быстрое открытие или закрытие задвижки.

На чертеже представлен продольный разрез задвижки.

Задвижка содержит корпус 1 с седлами 2 и входным 3 и выходным 4 патрубками, установленную на корпусе 1 крышку 5, в центральном отверстии которой размещено сальниковое уплотнение 6 шпинделя 7, соединенного с шибером 8, причем свободный конец шпинделя 7 выполнен с резьбовым участком, на котором установлена резьбовая втулка 9, кинематически соединенная со ступицей 10 маховика 11, установленного параллельно оси входного и выходного патрубков 3 и 4.

Ось шпинделя 7 наклонена к оси выходного патрубка 4 под острым или тупым углом. На крышке 5 корпуса 1 закреплен подшипниковый корпус 12 с опорными подшипниками 13, в которых установлена резьбовая втулка 9. На ней со стороны ее верхнего конца жестко закреплено коническое зубчатое колесо 14. На подшипниковом корпусе 12 закреплена опорная обечайка 15, на которую с возможностью вращения оперта ступица 10 маховика 11, выполненная в виде цилиндрического колеса с внутренним зацеплением, соединенного через зубчатое зацепление с коническим зубчатым колесом 14 с резьбовой втулкой 9, а на ступице 10 маховика 11 установлена защитная крышка 16, через нее пропущен выступающий из маховика 11 верхний резьбовой участок 17 шпинделя 7, расположенный в надетом на него колпаке 18, жестко соединенном с защитной крышкой 16, в котором выполнена продольная прорезь 19, через которую в верхнюю часть шпинделя 7 вставлен указатель 20 положения шибера 8.

Для перемещения шибера 8 задвижки относительно седел 2 в момент открывания или закрывания задвижки крутящее усилие прилагается к маховику 11. Через зубчатое зацепление с коническим зубчатым колесом 14 вращающее усилие передается резьбовой втулке 9, что вызывает ее вращение, и за счет резьбового соединения со шпинделем 7 последний перемещается в осевом направлении, что вызывает перемещение шибера 8 относительно седел 2 и соответственно открытие или закрытие задвижки.

Настоящее изобретение может быть использовано в нефтяной, газовой и других отраслях промышленности, где требуется обвязка трубопроводной арматурой различного технологического оборудования.

Похожие патенты RU2455550C1

название год авторы номер документа
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2014
  • Каштанов Игорь Михайлович
RU2545254C1
ФОНТАННАЯ АРМАТУРА 2012
  • Арифулин Рафик Хасанович
  • Каштанов Игорь Михайлович
  • Антонов Никита Андреевич
RU2494301C1
ЗАДВИЖКА С ДУБЛИРУЮЩИМ ПРИВОДОМ 2010
  • Арифулин Рафик Хасанович
  • Чуприна Николай Александрович
  • Хойнацка Татьяна Владимировна
RU2418221C2
УСТЬЕВАЯ АРМАТУРА СКВАЖИНЫ 2018
  • Арифулин Рафик Хасанович
  • Арифулина Диана Николаевна
RU2665844C1
Шиберная задвижка 1986
  • Арифулин Рафик Хасанович
  • Арифулин Хафиз Хусяенович
SU1430655A1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2022
  • Безумов Андрей Арсентьевич
  • Репко Александр Валентинович
RU2822725C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫРЕЗКИ ОТВЕРСТИЙ В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ТРУБОПРОВОДЕ 1999
  • Гладков С.М.
  • Клабуков В.В.
  • Исмагилов А.Х.
RU2147975C1
Запорное устройство фонтанной арматуры 1985
  • Арифулин Рафик Хасанович
SU1285245A1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2019
  • Безумов Андрей Арсентьевич
  • Репко Александр Валентинович
RU2730895C1
ЗАДВИЖКА С СОСТАВНЫМ ТРЕХЭЛЕМЕНТНЫМ ШИБЕРОМ 2020
  • Сюмак Денис Леонидович
  • Степанов Андрей Иванович
RU2761889C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 455 550 C1

Реферат патента 2012 года ЗАДВИЖКА

Изобретение относится к трубопроводной арматуре. Задвижка содержит корпус с седлами и входным и выходным патрубками, установленную на корпусе крышку, в центральном отверстии которой размещено сальниковое уплотнение шпинделя, соединенного с шибером, причем свободный конец шпинделя выполнен с резьбовым участком, на котором установлена резьбовая втулка, кинематически соединенная со ступицей маховика, установленного параллельно оси входного и выходного патрубков, при этом ось шпинделя наклонена к оси выходного патрубка под острым или тупым углом, на крышке корпуса закреплен подшипниковый корпус с опорными подшипниками, в которых установлена резьбовая втулка, на ней со стороны ее верхнего конца жестко закреплено коническое зубчатое колесо, а на подшипниковом корпусе закреплена опорная обечайка, на которую с возможностью вращения оперта ступица маховика, выполненная в виде цилиндрического колеса с внутренним зацеплением, соединенного через зубчатое зацепление с коническим зубчатым колесом с резьбовой втулкой, а на ступице маховика установлена защитная крышка, через нее пропущен выступающий из маховика верхний резьбовой участок шпинделя, расположенный в надетом на него колпаке, жестко соединенном с защитной крышкой, в котором выполнена продольная прорезь, через которую в верхнюю часть шпинделя вставлен указатель положения шибера. В результате достигается повышение надежности конструкции задвижки с одновременным упрощением формирования обвязки трубопроводной арматурой технологического оборудования. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 455 550 C1

Задвижка, содержащая корпус с седлами и входным и выходным патрубками, установленную на корпусе крышку, в центральном отверстии которой размещено сальниковое уплотнение шпинделя, соединенного с шибером, причем свободный конец шпинделя выполнен с резьбовым участком, на котором установлена резьбовая втулка, кинематически соединенная со ступицой маховика, установленного параллельно оси входного и выходного патрубков, отличающаяся тем, что ось шпинделя наклонена к оси выходного патрубка под острым или тупым углом, на крышке корпуса закреплен подшипниковый корпус с опорными подшипниками, в которых установлена резьбовая втулка, на ней со стороны ее верхнего конца жестко закреплено коническое зубчатое колесо, а на подшипниковом корпусе закреплена опорная обечайка, на которую с возможностью вращения оперта ступица маховика, выполненная в виде цилиндрического колеса с внутренним зацеплением, соединенного через зубчатое зацепление с коническим зубчатым колесом с резьбовой втулкой, а на ступице маховика установлена защитная крышка, через нее пропущен выступающий из маховика верхний резьбовой участок шпинделя, расположенный в надетом на него колпаке, жестко соединенном с защитной крышкой, в котором выполнена продольная прорезь, через которую в верхнюю часть шпинделя вставлен указатель положения шибера.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2455550C1

ЗАДВИЖКА С РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 1991
  • Шелепин Ю.П.
  • Жилин Ю.Д.
RU2022194C1
Привод задвижки 1978
  • Брагин Борис Федорович
  • Маркунтович Феликс Дезидорович
  • Экбер Борис Яковлевич
SU670771A1
CN 101936401 А, 05.01.2011
US 4585210 А, 29.04.1986
WO 03044402 А1, 30.05.2003.

RU 2 455 550 C1

Авторы

Арифулин Рафик Хасанович

Каштанов Игорь Михайлович

Антонов Никита Андреевич

Ширинкин Юрий Васильевич

Даты

2012-07-10Публикация

2011-06-09Подача