Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для всесезонного использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях.
Известна смазочная композиция дизельного моторного масла, предназначенного для применения в высокофорсированных автомобильных и тракторных дизелях, эксплуатируемых в широком диапазоне рабочих температур, включая холодные зоны с температурами до минус 60°С.
В качестве базового масла смазочная композиция содержит полиальфаолефиновое масло при следующем соотношении компонентов, мас.%:
(Патент РФ №1391086, 20.12.1995).
Известно моторное масло, предназначенное для использования в высокофорсированных дизельных двигателях с наддувом, которое содержит следующие компоненты, мас.%:
Масло может содержать 0,1-1 мас.% полиметакрилата.
(Патент РФ №2034908, 10.05.1995).
Недостатком известных масел для высокофорсированных дизельных двигателей является невозможность обеспечить достаточно высокие противоизносные и противоокислительные свойства.
Наиболее близким к заявленному маслу по составу является моторное масло для высокофорсированных дизельных двигателей, содержащее следующие компоненты, мас.%:
(Патент РФ №2123515, 20.12.1998).
Однако указанное масло также не обеспечивает достаточно высокие противоизносные и антиокислительные свойства.
Задачей изобретения является разработка состава моторного масла для всесезонного использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях, обеспечивающего улучшение противоизносных и антиокислительных свойств моторного масла.
Для решения поставленной задачи предлагается моторное масло, содержащее: базовое масло, представляющее собою смесь минерального, полиальфаолефинового масел и сложного эфира из числа диизооктилсебацината или диизооктиладипината или тригептаноата триметилолпропана; алкилсалицилат кальция, щелочной алкилфенолят кальция или высокощелочной алкилфенолят кальция, коллоидную дисперсию карбоната кальция, стабилизированную сульфонатом кальция, борсодержащий сукцинимид, серосодержащий алкилфенол, диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат, полиметилсилоксан, диалкилфенилдитиофосфат цинка и модификатор вязкости из числа сополимеров этилена и пропилена, или гидрированных сополимеров стирола и бутадиена, или гидрированных сополимеров изопрена, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отличием предлагаемого состава моторного масла от прототипа является заявленное соотношение компонентов, а также то, что масло дополнительно содержит щелочной или высокощелочной алкилфенолят кальция, коллоидную дисперсию карбоната кальция, стабилизированную сульфонатом кальция, борсодержащий сукцинимид, диалкилфенилдитиофосфат цинка и модификатор вязкости из числа сополимеров этилена и пропилена, или гидрированных сополимеров стирола и бутадиена, или гидрированных сополимеров изопрена, а в качестве алкилфенольного компонента содержит серосодержащий алкилфенол. Основным отличием в предлагаемом составе является наличие диалкилфенилдитиофосфата цинка и модификатора вязкости, которые в сочетании с другими компонентами позволили обеспечить высокий уровень противоизносных и антиокислительных свойств в условиях всесезонной эксплуатации моторного масла.
Ниже приведена краткая характеристика компонентов, входящих в состав заявляемого моторного масла.
Алкилсалицилат кальция представляет собой коллоидный раствор в минеральном масле кальциевой соли алкилсалициловой кислоты с мол. м. 750-850 и мелкодисперсного карбоната кальция, находящегося также в коллоидном состоянии (ТУ 0257-017-48120848-2000).
Щелочной алкилфенолят кальция представляет собой коллоидную дисперсию карбоната кальция, стабилизированную сульфиддиалкилфенолятом кальция (ТУ 0257-007-11246224-96).
Высокощелочной алкилфенолят кальция выпускается по ТУ 0257-008-11246224-97.
Коллоидная дисперсия карбоната кальция, стабилизированная сульфонатом кальция, выпускается по ТУ 38.101283-89 или ТУ 38.101685-84.
Борсодержащий сукцининимид выпускается по ТУ 38.401-58-383-2007.
Серосодержащий алкилфенол выпускается по ТУ 38.401-58-386-2007.
Диалкилдитиофосфат цинка представляет собой 50% раствор диалкилдитиофосфата цинка в масле (ТУ 38.5901254-90).
Полиметакрилат представляет собой продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных синтетических первичных спиртов фракции С12-С16 нормального строения, условная молекулярная масса - 13000-18000, выпускается по ТУ 6-01-270-94 или ТУ 38.401-58-339-2004.
Полиметилсилоксан - смесь полимеров метилсилоксанов линейной и циклической структур с мол.м. 2500-3500 (ОСТ 602-20-79 с изм. 1-4).
Диалкилфенилдитиофосфат цинка выпускается по ТУ 38.101680-77.
В качестве модификатора вязкости, представляющего собой сополимеры этилена и пропилена, используют, например, Paraton 8900 (фирма Ромакс, Германия) или К-61 по ТУ 0257-01440065452-01.
В качестве модификатора вязкости, представляющего собой гидрированные сополимеры стирола и бутадиена, используют Shellvis 50, Shellvis 260 (фирма Shell) или Спектрол 2000, выпускаемый по ТУ 0257-002-06913380-99.
В качестве модификатора вязкости используют гидрированные сополимеры изопрена с молекулярной массой 100000 - 1000000.
Диизооктилсебацинат получают взаимодействием 2-этилгексилового спирта и себациновой кислоты, выпускают по ТУ 6-06-11-88 с изм.1, или СТП 019950-401-058-96 с изм. 1, 2.
Диизооктиладипинат выпускают по ГОСТ 8728.
Тригептаноат триметилолпропана выпускает фирма Niko, Франция.
Полиальфаолефиновое масло выпускают по ТУ 38.1011136-87 с изм.1-4.
Минеральное масло - изготовлено общепринятыми методами селективной очистки, выпускают по ТУ 38.101760-82 с изм. 1-5 или ТУ 38.101523-00 с изм. 1-6.
Моторное масло готовят по следующей технологии: в базовое масло - смесь полиальфаолефинового масла, диизоктилсебацината и минерального масла последовательно вводят концентраты присадок в заявленных соотношениях при перемешивании при температуре 60-80°С. Далее осуществляют очистку готового масла центрифугированием.
Было приготовлено 4 опытных образца масла, состав которых приведен в табл.1. Опытные образцы и масло-прототип по патенту РФ №2123515 прошли оценочные и моторные испытания на установках ИКМ-40К (ТУ 38.401405-82) и ОД-9 в течение 120 часов с целью оценки антиокислительных, моющих и противоизносных свойств. Результаты испытаний приведены в табл.2.
Как следует из приведенных данных, предлагаемый состав моторного масла для всесезонного использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях обеспечивает улучшение противоизносных и антиокислительных свойств моторного масла.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1997 |
|
RU2123515C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МАСЛАМ МОТОРНЫМ, МАСЛО МОТОРНОЕ | 2003 |
|
RU2245900C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МОТОРНОЕ МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2000 |
|
RU2223303C2 |
Пакет присадок к моторным маслам и масло его содержащее | 2021 |
|
RU2791220C1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 2002 |
|
RU2232796C1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1994 |
|
RU2064969C1 |
МАСЛО ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА СЕРНИСТОМ ТОПЛИВЕ | 1992 |
|
RU2010839C1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 2012 |
|
RU2485173C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МАСЛАМ МОТОРНЫМ, МАСЛО МОТОРНОЕ | 2003 |
|
RU2245899C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ВСЕСЕЗОННОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО | 2000 |
|
RU2182592C1 |
Использование: в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях. Сущность: масло содержит в мас.%: алкилсалицилат кальция 5,4-6,0, щелочной алкилфенолят кальция 1,0-1,5 или высокощелочной алкилфенолят кальция 0,7-0,8, коллоидная дисперсия карбоната кальция, стабилизированная сульфонатом кальция 1,0-1,5, борсодержащий сукцинимид 2,5-3,5, серосодержащий алкилфенол 0,4-0,6, диалкилдитиофосфат цинка 0,9-1,5, полиметакрилат 0,9-1,2, полиметилсилоксан 0,003-0,005, диалкилфенилдитиофосфат цинка 1,4-2,0, модификатор вязкости масел из числа сополимеров этилена и пропилена или гидрированных сополимеров стирола и бутадиена или гидрированных сополимеров изопрена 0,6-2,0, сложный эфир из числа диизооктилсебацината или диизооктиладипината или тригептаноата триметилолпропана 14-18, полиальфаолефиновое масло 54,0-59,5, минеральное масло до 100. Технический результат - улучшение противоизносных и антиокислительных свойств масла для всесезонного использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях. 2 табл.
Моторное масло на основе смеси минерального, полиальфаолефинового масел и сложного эфира из числа диизооктилсебацината или диизооктиладипината или тригептаноата триметилолпропанола, содержащее присадки при следующем соотношении компонентов, мас.%:
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1997 |
|
RU2123515C1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1994 |
|
RU2064969C1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1997 |
|
RU2117033C1 |
Тампонажный раствор | 1975 |
|
SU578435A1 |
Устройство для определения коэффициентов статистической линеаризации нелинейных динамических систем | 1985 |
|
SU1262538A1 |
Авторы
Даты
2012-07-20—Публикация
2011-06-09—Подача