ПРИЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ТОНАЛЬНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ Российский патент 2012 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2457137C1

Предлагаемое изобретение относится к средствам техники безопасности железнодорожного транспорта и может быть использовано для контроля схода (короткого замыкания) изолирующих стыков, преимущественно линий метрополитена.

Известно приемное устройство тональной рельсовой цепи (ТРЦ), содержащее два последовательно соединенных приемника сигналов смежных ТРЦ, питающихся каждый от своего генератора тональной частоты (B.C.Дмитриев, В.А.Минин «Совершенствование систем автоблокировки», М.: Транспорт, 1987, стр. 7-11)

На рельсовых линиях без изолирующих стыков применяется устройство с питанием каждой пары ТРЦ, имеющей общий питающий конец от своего генератора тональной частоты, тогда как для смежных ТРЦ, имеющих общий приемный конец, используют разные несущие частоты, а так же частоты модуляции.

Известно приемное устройство ТРЦ для линий с изолирующими стыками, содержащее путевые приемники с путевыми реле на выходе, согласующий трансформатор, резистор и развязывающий конденсатор (И.А.Казаков, «Системы интервального регулирования движения поездов», М.: Транспорт, 1986, стр.89).

Указанное устройство не контролирует сход изолирующих стыков, что может привести к прохождению через замкнутый стык сигналов автоматического регулирования скорости, что в конечном итоге снижает безопасность движения поездов.

Ближайшим по технической сущности и принятым за прототип является приемный блок устройства для регулирования движения поездов по патенту РФ №2098302, МПК B61L 23/16, в котором первичные обмотки узла индуктивного преобразования тональных сигналов смежных рельсовых цепей подключены к рельсовым линиям противофазно.

Известное устройство содержит два аналоговых приемника, два путевых реле, конденсаторы и ограничительные резисторы, а узел индуктивного преобразования сигналов смежных рельсовых цепей выполнен в виде двух трансформаторов напряжения.

Недостатки известного устройства:

- большой объем оборудования (два аналоговых приемника, два трансформатора, два путевых реле, конденсаторы, резисторы),

- возможность прохождения сигналов автоматического регулирования скорости в обход изолирующего стыка через трансформаторы в смежную рельсовую цепь при обрыве или отсутствии одного из приемников.

Указанные недостатки снижают безопасность движения поездов, так как не исключается возможность формирования ложных сигналов автоматического регулирования скорости, обусловленная прохождением сигналов автоматического регулирования скорости через трансформаторы в обход стыков рельсовой линии.

Решаемая задача - сокращение объема оборудования и надежный контроль схода стыков при полном исключении возможности прохождения сигналов автоматического регулирования скорости в смежные рельсовые цепи.

Указанная задача решается тем, что приемное устройство, содержащее узел индуктивного преобразования сигналов смежных рельсовых цепей, первичные обмотки которого противофазно подключены к рельсовой линии, содержит процессорный блок управления, а узел индуктивного преобразования сигналов смежных рельсовых цепей выполнен в виде двухвходового трансформатора тока, вторичная обмотка которого через нагрузочный резистор подключена к блоку управления.

Такое выполнение приемного устройства позволяет контролировать целостность изоляции стыков и одновременно исключить прохождение сигналов автоматического регулирования скорости в обход стыков за счет минимальной индуктивности первичных обмоток трансформатора тока.

Сущность заявляемого технического решения поясняется фиг.1 чертежа, на фиг.2 приведена схема подключения приемного устройства к рельсовым линиям с согласующими трансформаторами.

Приемное устройство ТРЦ содержит процессорный блок управления 1 и двухвходовый трансформатор тока 2. Одна первичная обмотка двухвходового трансформатора тока 2 подключена к рельсовым линиям 3, 4 с одной стороны изолирующих стыков 5, вторая первичная обмотка трансформатора тока 2 подключена противофазно к рельсовым линиям 3, 4 с другой стороны изолирующих стыков 5. Вторичная обмотка трансформатора тока 2 через нагрузочный резистор 6 подключена к блоку управления 1. При наличии на рельсовых линиях 3, 4 согласующих дроссель-трансформаторов 7, 8 (фиг.2) одна первичная обмотка трансформатора тока 2 подключается к дополнительной обмотке одного дроссель-трансформатора 7, а другая первичная обмотка - противофазно к дополнительной обмотке второго дроссель-трансформатора 8.

Устройство работает следующим образом. В нормальном состоянии на первичные обмотки трансформатора тока 2 поступают тональные сигналы соответствующих частот от генераторов смежных рельсовых цепей (на чертеже не показаны). Магнитные поля, образуемые сигналами в сердечнике трансформатора 2, суммируются, и во вторичной обмотке трансформатора 2 формируется суммарный сигнал, поступающий через нагрузочный резистор 6 на блок управления 1, который обрабатывает полученный сигнал и принимает решение о свободности пути. При сходе изолирующих стыков 5 тональный сигнал соответствующей частоты f1 поступает в одну первичную обмотку и в противофазе во вторую первичную обмотку, возникающие при этом магнитные поля в сердечнике трансформатора тока 2 взаимно компенсируются. Аналогично взаимно компенсируются и магнитные поля от тонального сигнала смежной рельсовой цепи частоты f2, результирующее магнитное поле близко к нулю, напряжение на вторичной обмотке резко снижается и блок управления формирует сигнал занятости.

Похожие патенты RU2457137C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 2011
  • Котов Виталий Сергеевич
  • Комаров Александр Дмитриевич
RU2457134C1
СТАЦИОНАРНОЕ ПРИЕМНО-ПЕРЕДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИЕМНИК СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2009
  • Котов Виталий Сергеевич
  • Комаров Александр Дмитриевич
  • Пономарев Сергей Васильевич
RU2400388C1
ПРИЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ТОНАЛЬНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ 2011
  • Котов Виталий Сергеевич
  • Комаров Александр Дмитриевич
RU2465163C1
УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛОВ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ 2011
  • Котов Виталий Сергеевич
  • Комаров Александр Дмитриевич
RU2465164C1
УСТРОЙСТВО ТОНАЛЬНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ С ИЗОЛИРУЮЩИМИ СТЫКАМИ 2009
  • Зорин Василий Иванович
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Дмитриев Валентин Степанович
  • Лучинин Владимир Сергеевич
RU2408489C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 1995
  • Воронин В.А.
  • Дмитриев В.С.
  • Куксов Н.В.
  • Лекута Г.Ф.
  • Петров А.Ф.
  • Ушкалов А.И.
RU2098302C1
Система для регулирования движения поездов 2016
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Гордон Борис Моисеевич
  • Куваев Сергей Иванович
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Мурин Сергей Анатольевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Сюмайкина Дарья Андреевна
  • Чуркин Сергей Николаевич
RU2663564C2
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ ТОНАЛЬНОЙ ЧАСТОТЫ 1995
  • Воронин В.А.
  • Дмитриев В.С.
  • Куксов Н.В.
  • Лекута Г.Ф.
  • Петров А.Ф.
  • Ушкалов А.И.
RU2116215C1
Устройство контроля состояния изолирующих стыков 1989
  • Подгайченко Михаил Сергеевич
  • Соболев Юрий Владимирович
  • Боденчук Виталий Яковлевич
  • Чаговец Николай Дмитриевич
  • Крайнов Вадим Федорович
  • Луковнева Елена Александровна
  • Капуста Александр Степанович
  • Шевченко Станислав Антонович
SU1720915A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ СТАНЦИОННЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Шерстюков Олег Сергеевич
RU2725312C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 457 137 C1

Реферат патента 2012 года ПРИЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ТОНАЛЬНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ

Изобретение относится к средствам техники безопасности железнодорожного транспорта и может быть использовано для контроля короткого замыкания изолирующих стыков. Приемное устройство тональной рельсовой цепи содержит узел индуктивного преобразования сигналов рельсовых цепей, выполненный в виде двухвходового трансформатора тока, первичные обмотки которого противофазно подключены к рельсовой линии. Вторичная обмотка трансформатора через нагрузочный резистор подключена к процессорному блоку управления. Решение направлено на повышение надежности контроля состояния рельсовой линии. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 457 137 C1

Приемное устройство тональной рельсовой цепи, содержащее узел индуктивного преобразования сигналов рельсовых цепей, первичные обмотки которого противофазно подключены к рельсовой линии, отличающееся тем, что оно содержит процессорный блок управления, а узел индуктивного преобразования сигналов смежных рельсовых цепей выполнен в виде двухвходового трансформатора тока, вторичная обмотка которого через нагрузочный резистор подключена к блоку управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2457137C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 1995
  • Воронин В.А.
  • Дмитриев В.С.
  • Куксов Н.В.
  • Лекута Г.Ф.
  • Петров А.Ф.
  • Ушкалов А.И.
RU2098302C1
US 5219426 А, 15.06.1993
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗАНЯТИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2278045C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2300475C1

RU 2 457 137 C1

Авторы

Котов Виталий Сергеевич

Комаров Александр Дмитриевич

Даты

2012-07-27Публикация

2011-02-18Подача