УСТРОЙСТВО ТОНАЛЬНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ С ИЗОЛИРУЮЩИМИ СТЫКАМИ Российский патент 2011 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2408489C1

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов на базе тональных рельсовых цепей с изолирующими стыками на участках железных дорог, оборудованных системами электротяги постоянного и переменного тока.

Известно устройство тональной рельсовой цепи (ТРЦ) с изолирующими стыками (функционирующей на сигнале в частотном диапазоне 720-1020 Гц), которое содержит соединенную с рельсовой линией приемно-передающую аппаратуру сигнала ТРЦ, а также стыковые дроссель-трансформаторы для пропуска обратного тягового тока из рельсовой линии данной рельсовой цепи в рельсовую линию смежных рельсовых цепей (см. Издательство «Транспорт», книга «Скоростные железные дороги Японии», Москва, 1984 г., стр.140-146).

Недостатком известной тональной рельсовой цепи является невозможность применения на линиях с электротягой постоянного тока (например, на линиях Российских железных дорог с электротягой постоянного тока), из-за использования при формировании кодовых сигналов ТРЦ частоты тягового переменного тока (60 Гц) в качестве несущей.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков и функциональным возможностям является устройство тональной рельсовой цепи с изолирующими стыками, которое содержит соединенные с рельсовой линией передающий блок сигнала ТРЦ (последовательно соединенные путевой генератор, кабельную соединительную линию и путевой согласующий трансформатор) и приемный блок сигнала ТРЦ (последовательно соединенные путевой приемник, кабельную соединительную линию и путевой согласующий трансформатор), а также блоки пропуска тягового тока из рельсовой линии данной рельсовой цепи в рельсовую линию смежных рельсовых цепей (стыковые дроссель-трансформаторы) (см. Справочник «Рельсовые цепи магистральных железных дорог», III издание, Москва, 2006 г., стр.449, рис.8.15 и стр.469, рис.8.32).

Недостатками известной тональной рельсовой цепи являются:

- при применении в устройствах АБ и ЭЦ имеет место относительная узость диапазона частот (25÷75 Гц) сигнального тока, в пределах которого нормируются параметры дроссель-трансформаторов (например, типа ДТ-0,2, ДТ-0,6, ДТ1-150);

- имеет место насыщение сердечника при асимметрии тягового тока, что не отвечает требованиям электромагнитной совместимости надежной работы тональной рельсовой цепи, функционирующей на сигнале частотного диапазона 420-780 Гц, и пропуска обратного тягового тока по рельсовой линии этой ТРЦ.

Техническим результатом изобретения является повышение помехоустойчивости и надежности работы тональной рельсовой цепи с изолирующими стыками при пропуске по ее рельсовой линии обратного тягового тока за счет исключения дроссель-трансформаторов и введения блоков пропуска тягового тока из рельсовой линии данной рельсовой цепи в рельсовую линию смежных рельсовых цепей, выполненных в виде стальных проводов, размещенных на каркасе из немагнитного материала и концами подсоединенных к рельсам в точках соединения с рельсовой линией передающего и приемного блоков сигнала ТРЦ.

Технический результат предлагаемого изобретения достигается тем, что в устройство тональной рельсовой цепи с изолирующими стыками, содержащее соединенные с рельсовой линией передающий и приемный блоки сигнала ТРЦ, введены блоки пропуска тягового тока из рельсовой линии данной рельсовой цепи в рельсовую линию смежных рельсовых цепей, выполненные в виде стальных проводов, размещенных на каркасе из немагнитного материала и концами подсоединенных к рельсам в точках соединения с рельсовой линией передающего и приемного блоков сигнала ТРЦ.

Сравнение заявленного технического решения с прототипом позволило установить его соответствие критерию новизна, так как оно неизвестно из уровня техники.

Предложенное устройство является промышленно применимым и существующими техническими средствами соответствует критерию «изобретательский уровень», т.к. оно явным образом не следует из уровня техники.

Таким образом, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень и соответствует критериям патентоспособности.

На чертеже представлена структурная схема устройства.

Устройство содержит рельсовую линию 1, ограниченную изолирующими стыками, с одним концом которой (питающим концом рельсовой цепи) связан выход передающего блока 2 сигнала ТРЦ, а со вторым (приемным концом рельсовой цепи) - вход приемного блока 3 сигнала ТРЦ.

На обоих концах рельсовой линии 1 размещены блоки 4 и 5 пропуска тягового тока из рельсовой линии данной рельсовой цепи в рельсовую линию смежных рельсовых цепей. Стальной провод 6 и 7 соответственно блока 4 и 5 подсоединен к рельсам в точках соединения с рельсовой линией 1 соответственно блока 2 и 3.

Стальные провода 6 и 7 размещены соответственно на каркасах 8 и 9 из немагнитного материала, например дерева, пластмассы или железобетона. Для пропуска тягового тока из проводов 6 и 7 сформированы витки. Средний вывод витков соединяется со средним выводом витков аналогичных блоков для пропуска тягового тока смежных ТРЦ (эти блоки не показаны).

Электрическое сопротивление проводов 6 и 7 должно быть в пределах 0,2-0,3 Ом, а их сечение рассчитано на пропуск тягового тока номинального значения (например, 1000 А для электротяги постоянного тока и 150 А для электротяги переменного тока). Сопротивление проводов 6 и 7 повышается пропорционально частоте сигнального тока.

Устройство работает следующим образом.

Функционирование тональной рельсовой цепи обеспечивается передачей сигнального тока с выхода передающего блока 2 сигнала ТРЦ через рельсовую линию 1 на вход приемного блока 3 сигнала ТРЦ.

Работоспособное состояние ТРЦ (соответствие сигнала ТРЦ на входе блока 3 сигналу ТРЦ на выходе блока 2 в основных режимах работы рельсовой цепи - нормальном, шунтовом, контрольном и в режиме автоматической локомотивной сигнализации) не нарушается при наличии и отсутствии тягового тока в рельсовой линии.

Стальные провода 6 и 7 соответственно блоков 4 и 5 пропуска тягового тока из рельсовой линии данной рельсовой цепи в рельсовую линию смежных рельсовых цепей размещены на каркасах соответственно 8 и 9 из немагнитного материала. Их электрическое сопротивление для тягового тока имеет небольшое значение, обеспечивая беспрепятственное прохождение тягового тока в смежные рельсовые цепи. Электрическое сопротивление для сигнального тока тональной рельсовой цепи имеет более высокое значение, обеспечивая все режимы работы рельсовой цепи.

Таким образом, наличие физического соединения рельсовой линии ТРЦ и стального провода на каркасе из немагнитного материала не оказывает мешающего влияния на надежность работы ТРЦ в условиях асимметрии протекания обратного тягового тока, что обеспечивает повышение помехоустойчивости и надежности работы тональной рельсовой цепи с изолирующими стыками.

Похожие патенты RU2408489C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2714829C1
ПРИЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ТОНАЛЬНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ 2011
  • Котов Виталий Сергеевич
  • Комаров Александр Дмитриевич
RU2457137C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РАЗВЕТВЛЕНЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ БЕЗ ДРОССЕЛЬ-ТРАНСФОРМАТОРОВ 2017
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
RU2671113C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ СТАНЦИОННЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Шерстюков Олег Сергеевич
RU2725312C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОДИРОВАНИЯ СТРЕЛОЧНОЙ СЕКЦИИ 2005
  • Цыбуля Николай Артемьевич
  • Табунщиков Александр Константинович
  • Зенкович Юрий Иосифович
  • Чехолин Алексей Иванович
RU2280578C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗЛОМА РЕЛЬСОВ НА УЧАСТКАХ С ЭЛЕКТРОТЯГОЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2020
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Денежкин Дмитрий Валерьевич
RU2748826C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РАЗВЕТВЛЕННЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ БЕЗ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ И ДРОССЕЛЬ-ТРАНСФОРМАТОРОВ 2018
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
RU2683701C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ И СПОСОБ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕЮ РЕАЛИЗУЕМЫЙ 2014
  • Тильк Игорь Германович
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Докучаев Александр Владимирович
  • Чувилин Игорь Владимирович
  • Зорин Василий Иванович
  • Блачёв Константин Эдуардович
  • Ковалёв Игорь Петрович
  • Чернов Сергей Васильевич
RU2572278C1
Электротяговая сеть переменного тока 1988
  • Бочев Александр Сергеевич
  • Добровольскис Теодорос Пранцишкович
  • Кузнецов Александр Владимирович
  • Кузнецов Владимир Владимирович
  • Мишель Виктор Анатольевич
  • Кручинин Владимир Петрович
SU1562174A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ В ТОНАЛЬНЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЯХ 2017
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Ваньшин Александр Евгеньевич
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Денежкин Дмитрий Валерьевич
RU2668007C1

Реферат патента 2011 года УСТРОЙСТВО ТОНАЛЬНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ С ИЗОЛИРУЮЩИМИ СТЫКАМИ

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано в системах интервального регулирования движения поездов на базе тональных рельсовых цепей (ТРЦ) с изолирующими стыками на участках железных дорог, оборудованных системами электротяги постоянного и переменного тока. В устройство тональной рельсовой цепи с изолирующими стыками, которое содержит соединенные с рельсовой линией передающий и приемный блоки сигнала ТРЦ, введены блоки пропуска тягового тока из рельсовой линии данной рельсовой цепи в рельсовую линию смежных рельсовых цепей, выполненные в виде стальных проводов, размещенных на каркасе из немагнитного материала и концами подсоединенных к рельсам в точках соединения с рельсовой линией передающего и приемного блоков сигнала ТРЦ. Достигается повышение помехоустойчивости и надежности работы тональной рельсовой цепи с изолирующими стыками при пропуске по ее рельсовой линии обратного тягового тока. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 408 489 C1

Устройство тональной рельсовой цепи с изолирующими стыками, содержащее соединенные с рельсовой линией передающий и приемный блоки сигнала ТРЦ, отличающееся тем, что введены блоки пропуска тягового тока из рельсовой линии данной рельсовой цепи в рельсовую линию смежных рельсовых цепей, выполненные в виде стальных проводов, размещенных на каркасе из немагнитного материала и концами подсоединенных к рельсам в точках соединения с рельсовой линией передающего и приемного блоков сигнала ТРЦ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2408489C1

ШМЫРЕВ А.Г
Справочник по железнодорожной автоматике и телемеханике
- М., 1970, с.345-346
Рельсовая цепь для боковых путей станции железной дороги с электротягой постоянного тока 1976
  • Ежова Людмила Аркадьевна
SU1787850A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОГО УЧАСТКА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАМВАЙНОГО ПУТИ 1998
  • Баду Е.И.
  • Матвеев Е.Н.
  • Перепеч В.М.
  • Топтыгин Н.Н.
RU2138417C1
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАНЯТОСТИ БЛОК-УЧАСТКА И КАБЕЛЬНЫЙ ПЕТЛЕВОЙ ДАТЧИК КОНТРОЛЯ ПРОХОДА КОЛЕСНЫХ ПАР И ЕДИНИЦ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2007
  • Самодуров Виктор Иванович
  • Кухаренко Татьяна Владимировна
  • Самодуров Юрий Викторович
  • Лебедев Игорь Викторович
RU2340497C2
УСТРОЙСТВО РАЗВЕТВЛЕННОЙ ТОНАЛЬНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ БЕЗ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ 2003
  • Цыбуля Н.А.
  • Барышев Ю.А.
RU2264942C2

RU 2 408 489 C1

Авторы

Зорин Василий Иванович

Воронин Владимир Альбертович

Дмитриев Валентин Степанович

Лучинин Владимир Сергеевич

Даты

2011-01-10Публикация

2009-09-10Подача