ТУРБОРАЗГОННОЕ УСТРОЙСТВО Российский патент 2012 года по МПК F02K5/00 F03H99/00 

Описание патента на изобретение RU2468234C1

Область техники. Промышленное машиностроение.

Уровень техники. Турборазгонное устройство (ТРУ) является таким же устройством, как импеллер (кольцевой обтекатель с двигателем). И относится оно к тому же уровню техники - авиа- и машинодвигателестроению. Отличие их состоит в том, что ТРУ дополнительно использует эффект истечения одномерных газов через диффузор (сопло), где при дозвуковых скоростях используется эффект трубы Вентури, а при сверхзвуковых скоростях - эффект сопла Лаваля (Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. - Теоретическая физика. Том 6. Гидродинамика. Глава X. Одномерное движение сжимаемого газа. § 97. Истечение газа через сопло), (Т.Е.Фабер. - Гидроаэродинамика. Постмаркет. М., 2001. Глава 2. Эйлерова жидкость. 2.17. Эффект Коанда. Стр. 108).

Раскрытие изобретения. Турборазгонное устройство является аналогом импеллера (двигателя с кольцевым обтекателем), которое также создает воздушный поток, но ТРУ оборудуется двумя или более ступенями лопаток и отличается от импеллера тем, что его корпус сделан с сужающейся и расширяющейся частями, где в сужающейся части лопатки устройства работают, как компрессор, для создания необходимого давления воздушного потока перед диффузором, а за диффузором, в расширяющейся части корпуса, лопатки устройства работают, как насос, для снижения давления после диффузора, при этом в расширяющейся части корпуса могут быть сделаны отверстия для впуска воздуха для увеличения массы потока воздуха и двигатель устройства может располагаться как перед корпусом, так и в конце него.

Краткое описание чертежа. Фигура 1.1 - вход воздушного потока в ТРУ, 2 - корпус, 3 - компрессорные ступени лопаток, 4 - диффузор, 5 - насосные ступени лопаток, 6 - двигатель. Воздушный поток поступает в корпус ТРУ (1) и направляется на лопатки сужающейся части (3), где лопатки его дожимают и направляют его в диффузор, где расширяясь он направляется на лопатки насоса (5).

Осуществление изобретения. В авиастроении используется большое разнообразие двигателей и турбин и многие из них уже давно используют эффекты истечения газов через сопло, к примеру, турбовентиляторные турбины. Эффект трубы (диффузора) Вентури тоже давно и широко используется в промышленности. По конструкции ТРУ напоминает турбореактивный двигатель, но, в данном случае, здесь отсутствует камера сгорания топлива, которая является источником движения. В ТРУ источником движения является внешний привод (двигатель), а ТРУ только увеличивает скорость воздушного потока и это его главная задача. При простой установке трубы Вентури на воздушный поток его скорость, на практике, возрастает в 1.5-1.8 раза, а если его устанавливать в комбинации с компрессором и насосом, то его эффективность еще возрастает. При возрастании скорости воздушного потока выше скорости звука происходят подобные процессы, которые связываются с эффектом сопла Лаваля. В данном случае ТРУ использует все эти эффекты. Так же можно рассмотреть ТРУ на примере эффекта упругости, в частности, воздуха - мяч, заполненный воздухом и брошенный на поверхность (пол) будет стремиться вернуться в исходное положение. Так же и здесь - воздух, сжатый в сужающейся части устройства, будет стремиться расшириться в расширяющейся части и будет давить на лопатки насоса, т.е. получается, что устройство не будет тратить энергию на подсасывание воздуха из диффузора, т.е. не будет происходить увеличения затрат топлива при увеличении скорости потока. А при достижении сверхзвуковых скоростей в расширяющейся части корпуса динамическое давление на лопатки насосной части будет сильнее помогать лопаткам компрессорной части, так как они находятся на одном валу. Так же использование отверстий для впуска воздуха в расширяющейся части корпуса (эффект увеличения воздуха струей) для увеличения массы потока также способствует росту эффективности, как и в турбовентиляторных турбинах. Недостатком такого устройства является то, что для хорошей эффективности необходима большая масса воздуха и корпус будет большим и массивным, но если корпус ТРУ встраивать в корпус транспортного средства, а двигатель делать высоко оборотистым, то он будет более компактным и иметь небольшой вес и тогда ТРУ сможет конкурировать с современными авиадвигателями.

Похожие патенты RU2468234C1

название год авторы номер документа
ДВОЙНАЯ ТУРБОНАСАДКА 2012
  • Белоглазов Сергей Нестерович
RU2488022C1
ГИБРИДНЫЙ ДВОЙНОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Белоглазов Сергей Нестерович
RU2497004C2
ЛОПАСТЬ С КОЛЬЦЕВОЙ ЗАКОНЦОВКОЙ 2013
  • Белоглазов Сергей Нестерович
RU2546912C1
ФИКСИРОВАННАЯ ИЛИ УПРАВЛЯЕМАЯ ЗАКОНЦОВКА (КРЫЛЫШКО) ЛОПАСТИ ВИНТА 2014
  • Белоглазов Сергей Нестерович
RU2546337C1
ВОЗДУШНАЯ ТУРБИНА ПРИВОДА ЛЕБЕДКИ ДЛЯ РОСПУСКА И ПОДБОРА АНТЕННЫ 2004
  • Агачев Рустэм Саидович
  • Бабаков Сергей Владимирович
  • Мингазов Билал Гавлетдинович
  • Морозов Сергей Александрович
  • Лачугин Владислав Александрович
RU2276272C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И СИСТЕМА, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ТАКОЕ УСТРОЙСТВО 2015
  • Робертс Питер
RU2684855C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ГЛУЗДАКОВА Ю.С. 1993
  • Глуздаков Юрий Семенович
RU2078968C1
Нагнетатель воздуха для системы кондиционирования воздуха летательного аппарата 2023
  • Губернаторов Константин Николаевич
  • Куковинец Алексей Валериевич
  • Будников Сергей Леонидович
  • Лихачев Игорь Викторович
  • Морошкин Ярослав Владимирович
  • Чекин Андрей Юрьевич
  • Хрулин Сергей Васильевич
  • Киселев Михаил Анатольевич
  • Тищенко Игорь Валерьевич
RU2806133C1
Скважинное компрессорное устройство для обработки влажного газа 2015
  • Хьюз Майкл Франклин
  • Ван Дам Джереми Дэниел
  • Микеласси Витторио
  • Харбан Скотт Алан
  • Ду Каусе Де Населье Рене
RU2674479C2
ВЕТРОГАЗОТУРБИННАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ 1998
  • Артамонов А.С.
RU2157902C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 468 234 C1

Реферат патента 2012 года ТУРБОРАЗГОННОЕ УСТРОЙСТВО

Турборазгонное устройство является аналогом импеллера (двигателя с кольцевым обтекателем), которое также создает воздушный поток. Турборазгонное устройство оборудуется двумя или более ступенями лопаток. Корпус устройства сделан с сужающейся и расширяющейся частями. В сужающейся части лопатки устройства работают, как компрессор, для создания необходимого давления воздушного потока перед диффузором. За диффузором, в расширяющейся части корпуса, лопатки устройства работают, как насос, для снижения давления после диффузора. В расширяющейся части корпуса могут быть сделаны отверстия для впуска воздуха для увеличения массы потока воздуха. Двигатель устройства может располагаться как перед корпусом, так и в конце него. Достигается увеличение скорости воздушного потока более чем в 1.5-1.8 раза. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 468 234 C1

Турборазгонное устройство является аналогом импеллера (двигателя с кольцевым обтекателем), которое также создает воздушный поток, но турборазгонное устройство оборудуется двумя или более ступенями лопаток и отличается от импеллера тем, что его корпус сделан с сужающейся и расширяющейся частями, где в сужающейся части лопатки устройства работают, как компрессор, для создания необходимого давления воздушного потока перед диффузором, а за диффузором, в расширяющейся части корпуса, лопатки устройства работают, как насос, для снижения давления после диффузора, при этом в расширяющейся части корпуса могут быть сделаны отверстия для впуска воздуха для увеличения массы потока воздуха и двигатель устройства может располагаться как перед корпусом, так и в конце него.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2468234C1

Приспособление для вытаскивания костылей из железнодорожных шпал 1957
  • Шестаков Н.А.
SU109233A1
RU 2009148052 A, 27.06.2011
МИКРОРАЗМЕРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • Иванов Олег Иванович
  • Милешин Виктор Иванович
  • Огарко Николай Иванович
RU2354836C1
ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Григорчук В.С.
RU2266419C2
CN 101871441 A, 27.10.2010
Устройство для дистанционного управления главными судовыми двигателями 1976
  • Гаврилович Евгений Осипович
SU573399A2

RU 2 468 234 C1

Авторы

Белоглазов Сергей Нестерович

Даты

2012-11-27Публикация

2011-07-15Подача