ЛОПАСТЬ С КОЛЬЦЕВОЙ ЗАКОНЦОВКОЙ Российский патент 2015 года по МПК B64C11/16 

Описание патента на изобретение RU2546912C1

Область техники. Авиационная промышленность.

Уровень техники. Лопасть с кольцевой законцовкой (ЛКЗ) является такой же лопастью (воздушным винтом), как и лопасть с законцовкой в виде загнутого конца. И относится она к тому же уровню техники - двигателестроению. Отличие их состоит в том, что лопасть с загнутым концом предназначена для снижения потерь мощности, а ЛКЗ для максимально эффективного использования лопастных механизмов в двигателях и турбинах. (К.В. Холщевников и др. Теория и расчет авиационных лопаточных машин. Москва. Машиностроение, 1986, Часть 1. Теория лопаточных машин).

Раскрытие изобретения. Лопасть (воздушный винт) с кольцевой законцовкой (крылышком) является аналогом лопасти с законцовкой в виде отогнутого конца, но отличается от нее тем, что у лопасти с отогнутым концом законцовка является прямым продолжением лопасти, а у лопасти с кольцевой законцовкой она сделана в виде части кольца импеллера, который тоже имеет профиль лопасти как по ходу движения лопасти, так и по ходу движения воздушного потока с определенным углом атаки. Эффективность работы большинства лопаточных машин зависит от аэродинамики профиля лопастей (воздушных винтов), а применение импеллера (кольца вокруг лопастей) значительно снижает потери мощности лопаточной машины. Но при больших скоростях летательных аппаратов эффективность применения импеллера снижается и с еще большим ростом скорости эффективность превращается в недостаток. Чтобы максимально использовать все качества импеллера и при этом убрать его недостатки на больших скоростях, можно использовать не все его кольцо, а только его части и при этом придать аэродинамический профиль всем его частям как по ходу движения лопасти, так и по ходу движения воздушного потока.

Краткое описание чертежа. Фигура 1. 1 - лопасть, 2 - кольцевая законцовка (крылышко), 3 - профиль по ходу движения лопасти, 4 - профиль по ходу движения потока, 5 - угол атаки кольцевой законцовки. При работе двигателя лопасти (1) создают воздушный поток.

Кольцевая законцовка (2) не дает воздушному потоку скатываться с лопасти. Профиль законцовки по ходу движения лопатки (3) и по ходу движения текучего потока (4) улучшает аэродинамику лопаточной машины.

Осуществление изобретения. Импеллеры и законцовки лопастей давно используются в мировой технике. В основном все внимание конструкторов сосредоточено на основных рабочих деталях - лопастях и их законцовках, так как их аэродинамика и определяет основную эффективность лопаточной машины. Применение импеллеров считается более эффективным, но очень затрудняется из-за резкого увеличения массивности конструкций. Но если использовать не все кольцо импеллера, а только его часть, то можно будет и значительно снизить потери мощности и не сильно увеличить вес конструкции. Из практики известно, что применение крыльев с загнутыми концами приводит к реальному снижению потерь мощности, а применение лопастей (воздушных винтов) с загнутыми концами, таких же как на концах крыльев самолетов, приводит к несущественному снижению потерь мощности. Поэтому они практически не используются в лопаточных механизмах. В то же время применение импеллеров увеличивают эффективность использования лопаточных механизмов до 30%, но на небольших скоростях. Использование лопасти с кольцевой законцовкой делает компромисс - не дает резко увеличить вес конструкции и уменьшает потери мощности лопастей (винтов). Профиль кольцевой законцовки также имеет отношение к улучшению аэродинамики. Воздушный поток в динамике «встречается» с законцовкой одновременно как по ходу движения лопасти, так и походу движения воздушного потока. Поэтому целесообразнее, если кольцевая законцовка будет иметь аэродинамический профиль с двух сторон и с определенным углом атаки по отношению к движению воздушного потока. Для больших оборотов и скоростей воздушного потока угол атаки кольцевой законцовки лопасти должен быть максимально параллелен движению воздушного потока, а при небольших оборотах и скоростях угол атаки может меняться для увеличения эффективности лопаточного механизма. Трудно механизировать законцовку у лопасти с законцовкой в виде загнутого конца, а кольцевую законцовку можно механизировать, также как и саму лопасть (воздушный винт) для изменения угла атаки. Также можно использовать кольцевую законцовку на лопастях ветряков.

Технический результат: Использование лопасти с кольцевой законцовкой приводит к уменьшению потерь мощности, почти не увеличивают вес конструкции, но при этом значительно улучшает аэродинамику лопасти, также значительно уменьшают шум и, следовательно, увеличивают его эффективность. Если установить на самолет или вертолет вместо обыкновенных лопастей данные лопасти, то их тяга увеличится за счет снижения потер мощности, т.е. можно без дополнительных затрат увеличить дальность маршрута или увеличить массу перевозимого груза.

Похожие патенты RU2546912C1

название год авторы номер документа
ФИКСИРОВАННАЯ ИЛИ УПРАВЛЯЕМАЯ ЗАКОНЦОВКА (КРЫЛЫШКО) ЛОПАСТИ ВИНТА 2014
  • Белоглазов Сергей Нестерович
RU2546337C1
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ С УПРАВЛЯЕМЫМИ ЗАКОНЦОВКАМИ ЛОПАСТЕЙ 2021
  • Желваков Владимир Валентинович
RU2788116C1
ДВОЙНАЯ ТУРБОНАСАДКА 2012
  • Белоглазов Сергей Нестерович
RU2488022C1
ТУРБОРАЗГОННОЕ УСТРОЙСТВО 2011
  • Белоглазов Сергей Нестерович
RU2468234C1
МНОГОВИНТОВОЙ ТЯЖЕЛЫЙ КОНВЕРТОВИНТОКРЫЛ 2013
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2521121C1
ГИБРИДНЫЙ ДВОЙНОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Белоглазов Сергей Нестерович
RU2497004C2
СПОСОБ УСТАНОВКИ ГРУППЫ ВИХРЕГЕНЕРАТОРОВ И КОНСОЛЬНАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ 2021
  • Низов Сергей Николаевич
RU2766901C1
ЗАКОНЦОВКА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ 2019
  • Низов Сергей Николаевич
RU2719522C1
СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ 2020
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2737560C1
Воздушный винт с внешним кольцевым каркасом и натяжными лопастями 2023
  • Идельбаев Сайфитдин Хуснетдинович
RU2792994C1

Реферат патента 2015 года ЛОПАСТЬ С КОЛЬЦЕВОЙ ЗАКОНЦОВКОЙ

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям воздушных винтов. Лопасти воздушного винта содержат законцовки, выполненные в виде крылышек, которые располагаются на кольцевой поверхности, т.е. являются частью кольца. Законцовка может иметь профиль лопасти как по ходу движения лопасти, так и по ходу движения воздушного потока с определенным углом атаки. Достигается уменьшение потерь мощности, улучшение аэродинамики лопасти, снижение шума при работе воздушного винта. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 546 912 C1

Лопасть с кольцевой законцовкой, отличающаяся тем, что законцовка сделана в виде части кольца, которая может иметь профиль лопасти как по ходу движения лопасти, так и по ходу движения воздушного потока с определенным углом атаки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2546912C1

DE 20211646 U1, 09.01.2003
Бесклапанный качающийся плунжерный насос 1934
  • Эттем В.В.
SU43249A1
US 2008232973 A1, 25.09.2008
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ САМОЛЕТА 2001
  • Земляков Н.В.
RU2204503C2

RU 2 546 912 C1

Авторы

Белоглазов Сергей Нестерович

Даты

2015-04-10Публикация

2013-11-26Подача