СОСТАВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ И ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ Российский патент 2012 года по МПК C10M103/06 C10M125/10 C10M125/26 C10N30/06 

Описание патента на изобретение RU2469074C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке узлов трения нового оборудования для продления межремонтного периода оборудования, а также при проведении ремонтно-восстановительных работ на изношенном оборудовании без его разборки. Состав применяется в качестве добавки к смазочным материалам, в качестве твердо-смазочного материала или приработочного состава, используемого при ремонте узлов трения с разборкой узлов машин и механизмов.

Известно использование в качестве модификаторов трения твердо-смазочных материалов со слоистой структурой, таких как молибденит, графит, нитрид бора, тальк. Порошки этих материалов со связующим используются для обработки поверхностей трения, обеспечивая их работу без жидкой или пластической смазки. Другое применение твердо-смазочных материалов - использование их в качестве добавок или присадок к жидким или пластическим смазкам. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными смазками: имеют более низкий коэффициент трения, обладают высокой несущей способностью, снижают нагрузки на пару трения в режимах пуска и остановки механизмов. Недостаток таких добавок заключается в том, что они не образуют на поверхности металла прочной защитной пленки и требуют постоянного присутствия в смазывающем материале.

Высокими антифрикционными свойствами обладают измельченные порошки на основе природного минерала серпентина - Mg3Si2O5[OH]4 с сопутствующими ему минералами и дополнительно вводимыми добавками. Добавление таких композиций в смазку приводит к образованию на поверхностях трения металлокерамической пленки с высокими антифрикционными характеристиками. Механизм формирования и разрушения таких пленок мало изучен, а сведения по их износостойкости и долговечности практически отсутствуют.

Известны способы формирования антифрикционных покрытий на трущихся поверхностях на основе механоактивации мелкодисперсной смеси минералов со связующим (см., например, патенты РФ №20527257 С1, 6 F16C 33/14, опубл. 1996.03.27, и патент РФ 22110587 С2, 7 С10М 125/126, опубл. 2003.03.20). К недостаткам этих способов следует отнести определенную сложность их практической реализации и сравнительно невысокий эффект с точки зрения износостойкости и долговечности покрытия.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является принятое нами за прототип изобретение «Состав для безразборного улучшения триботехнических характеристик узлов трения» по патенту РФ №2169172. В соответствии с этим изобретением предложен триботехнический состав, содержащий: серпентин (лизардит и хризотил) - (87,4-88,0)%, железо в изоморфной примеси - (8,2-8,6)%, алюминий в изоморфной примеси - (2,2-2,4)%, кремнезем - (0,6-1,0)%, доломит - (0,6-1,0)%. Использование этого состава при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, узлов трения механизмов и устройств в качестве добавки в штатные смазочные материалы, в дизельное топливо или в качестве твердо-смазочного материала приводит к повышению износостойкости трущихся поверхностей деталей узлов трения.

Недостатком прототипа является недостаточная эффективность при применении предложенного триботехнического состава для узлов трения с повышенной микротвердостью поверхности (втулки цилиндров ДВС из высокопрочного чугуна, зубчатые передачи из высоколегированных сталей и т.д.), а также узлов трения, имеющих большую наработку в связи со значительным наклепом. Недостаточная эффективность вызвана малой долей твердых частиц, которые на первом этапе модифицирования поверхности должны обеспечивать снятие твердого дефектного слоя - слоя с искаженной кристаллической структурой, образованной в результате поверхностной обработки и/или приработки.

Технической задачей изобретения является обеспечение возможности удаления дефектного слоя за счет тонкодисперсных абразивных составляющих, что является обязательным условием формирования нового защитного слоя на «чистой» базе - кристаллической решетке металла с большим количеством нескомпенсированных связей.

Поставленная задача решена за счет создания триботехнического состава в виде тонкодисперсных порошков на основе природных минералов, а именно тремолитовой породы, и оптимального сочетания параметров измельчения и ситовой классификации минералов.

Этот состав состоит: из тремолита (Ca2Mg5Si8O22(OH)2) - (50-53)%; лизардита (Mg3Si2O5(OH)4) - (31-35)%; антигорита (Mg6{Si4O10}(OH)8) - (9-12)%; магнетита (FeO·Fe2O3) - (3-7)%.

В качестве абразивной фракции в предлагаемом составе используется магнетит.

Магнетит имеет структуру кубической сингонии с высокой твердостью (по Моосу 5,5-6), что позволяет использовать его для тонкой очистки поверхности. Стандартные технологии измельчения тремолитовой породы с последующей ситовой классификацией (- 5 мкм) позволяют сохранить в конечном продукте 3-7% магнетита со средней крупностью 1,5 мкм (85%). В результате продукт имеет необходимое и достаточное количество «тонкого» и твердого абразива для осуществления первой фазы модификации поверхности трения - снятие дефектных слоев. В то же время технология позволяет сохранить рабочие фракции лизардита и антигорита (1-5 мкм), которые и выполнят окончательное модифицирование поверхностей трения. Процесс приработки узлов трения составляет 1-20 часов. По окончании приработки в результате частично - срабатывания (использование как «строительного материала»), частично - осаждения, магнетит практически исчезает.

Предлагаемый состав добавляется в штатное смазочное масло двигателей внутреннего сгорания, механизмов и устройств, в пластичные смазки, дизельное топливо (после осаждения) или используется в качестве самостоятельного твердо-смазочного материала.

Проверка состояния трущихся поверхностей деталей в узле трения показала, что при введении предлагаемого состава в зону трения за счет его абразивных компонентов сначала снимается дефектный слой с трущихся поверхностей деталей трибоузлов. Затем на исходных материалах этих поверхностей деталей узла трения формируются новые поверхности, структура, макро- и микропараметры которых оптимально соответствуют (с триботехнической точки зрения) материалам трущихся поверхностей узла трения, смазочному материалу и режиму работы узла. Новые слои обеспечивают высокую адгезионную прочность с исходными материалами трущихся поверхностей деталей узла трения, а также обладают значительно большей маслоудерживающей способностью (в 10 и более раз по сравнению с исходной) и повышенной микротвердостью (на 20-30% по сравнению с исходной).

Особенностью предлагаемого трибохимического состава является то, что он может использоваться как без разборки узлов и механизмов в качестве добавки к смазочным материалам узлов трения машин и механизмов или в качестве приработочного состава при ремонте с разборкой узлов трения машин и механизмов.

Для оценки эффективности предлагаемого состава были проведены сравнительные триботехнические и натурные испытания без предлагаемого триботехнического состава, с его использованием и по сравнению с прототипом.

Осредненные результаты испытаний выразились в следующем.

1. Снижение потерь на трение (машина трения ИИ5018) - 6 раз - масло; в 2 раза - прототип.

2. Высокие противоизносные свойства сформированных защитных слоев (испытание на машине трения ИИ5018) - снижение скорости изнашивания в 5 раз - масло; в 3 раза - прототип (при отсутствии продукта в смазочном материале - эффект последействия и предлагаемый состав и прототип).

3. Высокие противозадирные свойства сформированных защитных слоев (испытание на машине трения ИИ5018) - увеличение нагрузки схватывания на 100% - масло; на 30% - прототип.

4. Высокая маслоудерживающая способность сформированных защитных слоев (по результатам испытаний на ДВС, компрессорных установок) - увеличение несущей способности смазочного материала в 1,5-2 раза за счет смещения в область гидродинамического трения, улучшение уплотняющей функции смазочного материала в цилиндропоршневой группе ДВС и компрессоров - восстановление степени сжатия до номинальных значений. Эффект проявляется в равной степени при использовании предлагаемого состава и прототипа при износе деталей ЦПГ не более 70%. При большем износе при использовании прототипа эффект не проявляется.

5. Абсолютная нейтральность к функциональным присадкам стандартных смазочных материалов машин и механизмов (по результатам испытаний на ДВС, зубчатых передачах, подшипниках качения, компрессорных установок) - химическая и термическая стабильность в течение 2-3 ресурсов работы смазки в равной степени при использовании предлагаемого состава и прототипа.

Похожие патенты RU2469074C1

название год авторы номер документа
СОСТАВ ДЛЯ БЕЗРАЗБОРНОГО УЛУЧШЕНИЯ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УЗЛОВ ТРЕНИЯ "ГЕОМОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ" 1999
  • Аратский П.Б.
  • Лавров Ю.Г.
RU2169172C1
СОСТАВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2002
  • Шевченко Ю.Б.
  • Дураджи Ю.В.
RU2246531C2
ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРОТИВОИЗНОСНЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЙ 2015
  • Зеленьков Сергей Михайлович
  • Киселев Кирилл Александрович
  • Раевский Алексей Юрьевич
  • Лавров Юрий Георгиевич
RU2599161C1
НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АНТИФРИКЦИОННАЯ ПОРОШКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ), НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СМАЗКИ 2009
  • Давыдов Николай Александрович
  • Зуев Валерий Владимирович
  • Рейбанд Юрий Яковлевич
RU2415176C2
ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Дураджи Валентин Николаевич
  • Стрельцов Владимир Васильевич
  • Цыпцын Евгений Александрович
  • Дураджи Андрей Юрьевич
RU2313565C2
СОСТАВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВООБРАЗОВАННОГО СЛОЯ НА ТРУЩИХСЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЯХ 2004
  • Червоненко Ю.А.
RU2266979C1
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ 2009
  • Долгополов Кирилл Николаевич
  • Любимов Дмитрий Николаевич
  • Иванов Алексей Евгеньевич
RU2420562C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА КОНТАКТИРУЮЩИХ ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЯХ ИЗ УЛЬТРАДИСПЕРСНОЙ КОМПОЗИЦИИ И СОСТАВ УЛЬТРАДИСПЕРСНОЙ КОМПОЗИЦИИ 2009
  • Германов Петр Алексеевич
  • Германов Евгений Петрович
  • Стребков Дмитрий Семенович
  • Щекочихин Юрий Михайлович
  • Росс Марина Юрьевна
RU2421547C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕГО АНТИФРИКЦИОННОГО И ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ ДЛЯ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ 2008
  • Подчуфаров Сергей Николаевич
RU2345176C1
СОСТАВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ И АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2003
  • Хазов С.П.
  • Дураджи В.Н.
RU2243252C1

Реферат патента 2012 года СОСТАВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ И ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ

Использование: в машиностроении при обработке узлов трения нового оборудования для продления межремонтного периода оборудования, а также при проведении ремонтно-восстановительных работ на изношенном оборудовании без его разборки. Сущность: состав содержит: тремолит Ca2Mg5Si8O22(OH)2 - 50-53%; лизардит Mg3Si2O5(OH)4 - 31-35%; антигорит Mg6{Si4O10}(OH)8 - 9-12%; магнетит FeO·FeO3 - 3-7%. Магнетит имеет среднюю крупность 1,5 мкм. Состав может применяться в качестве добавки к смазочным материалам, в качестве твердого смазочного материала или приработочного состава, используемого при ремонте узлов трения с разборкой узлов машин и механизмов. Технический результат - улучшение антифрикционных и противоизносных свойств узлов трения, в том числе узлов трения с повышенной микротвердостью поверхности (втулки цилиндров ДВС из высокопрочного чугуна, зубчатые передачи из высоколегированных сталей и т.д.).

Формула изобретения RU 2 469 074 C1

Состав для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств узлов трения, отличающийся тем, что в него введены: тремолит Ca2Mg5Si8O22(OH)2 - 50-53%; лизардит Mg3Si2O5(OH)4 - 31-35%; антигорит Mg6{Si4O10}(OH)8 - 9-12%; магнетит FeOFe2O3 - 3-7%, при этом магнетит имеет среднюю крупность 1,5 мкм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2469074C1

СОСТАВ ДЛЯ БЕЗРАЗБОРНОГО УЛУЧШЕНИЯ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УЗЛОВ ТРЕНИЯ "ГЕОМОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ" 1999
  • Аратский П.Б.
  • Лавров Ю.Г.
RU2169172C1
RU 2003133204 C1, 10.05.2005
СОСТАВ ДЛЯ МОДИФИЦИРОВАНИЯ МЕТАЛЛОВ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2008
  • Щека Сергей Акимович
  • Носов Виктор Петрович
RU2361015C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКРЫТИЯ НА ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЯХ 2000
  • Сергачев А.П.
  • Павлов К.А.
RU2179270C1

RU 2 469 074 C1

Авторы

Лавров Юрий Георгиевич

Орлов Игорь Васильевич

Аль-Сакаф Хасан Мухамед

Даты

2012-12-10Публикация

2011-08-16Подача