ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ
Изобретение относится к области нанотрибологии, технике производства и использования нанотехнологических смазочных материалов и может найти применение в авиационной, судостроительной, металлообрабатывающей, металлургической, полиграфической, целлюлозно-бумажной и других отраслях промышленности для уменьшения износа и нанотехнологического восстановления повреждений трущихся поверхностей узлов трения простых и сложных механизмов и агрегатов, автомобильных и железнодорожных транспортных средств, объектов тяжелого машиноного и промышленного оборудования, например подъемных кранов, горнодобывающих комплексов, насосов газо- и нефтеперегонных установок, в парах трения металл-металл, металл-металлокерамика, металл-полимер (капрон, капролан, фторопласт), колесо-рельс, в гидравлических системах, в прецизионных механизмах.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Уменьшения износа узлов трения является актуальной задачей в связи со сложностью процессов взаимодействия трущихся поверхностей узлов трения в различных условиях эксплуатации, применением разных смазочных материалов и композиций, необходимостью учета многочисленных оказывающих воздействие на процессы трения факторов.
Одним из перспективных направлений в области трибологии смазочных материалов является использование для уменьшения износа узлов трения тонкодисперсных антифрикционных порошковых композиций, вводящихся в узлы трения в составе как жидких, так и густых смазок, что повышает однородность распределения компонентов, увеличивает поверхность их контакта и способствует восстановлению поврежденных поверхностей трения посредством формирования сервовитной пленки, для создания которой используют соединения на основе минеральных гидросиликатов магния, в основном - серпентенита, который используют в качестве минеральной модифицирующей добавки к смазочным материалам или минерального модификатора трения (ММТ).
Известен способ формирования сервовитной пленки на контактируемых и трущихся поверхностях, заключающийся в том, что для повышения механических свойств пленки, ресурса и надежности трущихся поверхностей между трущимися поверхностями предварительно размещают механоактивированную смесь абразивоподобного вещества со связующим, при этом в качестве абразивоподобного порошка используют природный серпентинит дисперсностью 0,001-1 мкм в количестве 2-40 мас.% [1].
Известен способ формирования сервовитной пленки на трущихся поверхностях, заключающийся в том, что между трущимися поверхностями элементов пары трения размещают предварительно активированную смесь абразивоподобного порошка в органическом связующем, после чего поверхности трения элементов прирабатывают, согласного которому используют активированную смесь, содержащую следующие ингредиенты, мас.%: природный серпентинит 0,5-40,0 (Печенговского месторождения), сера 0,1-5,0, ПАВ 1-40, органическое связующее - остальное, причем перед размещением активированной смеси между поверхностями трения элементов элемент пары трения с большей твердостью вводят в контакт с технологическим элементом с равной или большей твердостью, упомянутую активированную смесь сначала размещают между ними, при этом обрабатываемый элемент намагничивают и подсоединяют к отрицательному полюсу источника тока, а технологический элемент к положительному полюсу, затем упомянутые поверхности трения прирабатывают, после чего технологический элемент заменяют элементом пары трения [2]
Известен способ формирования сервовитной пленки на трущихся поверхностях, включающий размещение между трущимися поверхностями состава из размельченного, предварительно механоактивированного абразивоподобного порошка и связующего, согласно которому для повышения износостойкости трущихся поверхностей в качестве абразивоподобного порошка используют природный серпентинит, содержащий, мас. %: MgO, СаО 20-60, SiO4Al2O3 20-60, H2O 3-10, примеси пород 3-10, а предварительную механоактивацию производят с пульсацией давления 0,1-1 МПа при 40-100°С, размещение смеси и приработку трущихся поверхностей осуществляют при температуре механоактивации [3].
Общим недостатком, ограничивающим и даже делающим невозможным практическое использование данных решений, является неопределенность минералогического и химического состава «природного серпентинита», поскольку известно, что серпентинит - горная порода, включающая в себя серпентин Mg6[Si4O10](OH)8 в качестве базового элемента, составляющего не менее 50% от общего объема породы, и другие минералы, в частности тальк Mg3Si4O10(ОН)2, пирротин FeS, энстатит MgSiO3, фаялит (Fe0,94Mg0,06)2SiO4 и др., число которых может доходить до 100, без учета «следов» химических элементов. Кроме этого в различных серпентинитах серпентин содержится в различных фазах - антигорита, хризотила, лизордита и др.
Входящие в состав серпентинита примеси минералов и элементов, в частности, создают характерный окрас, поэтому только поделочных и облицовочных серпентинитов известны тысячи видов. Подавляющее большинство из природных серпентинитов непригодно для производства добавок к смазочным материалам из-за повышенного наличия абразивов, таких как SiO2 или других элементов, а также из-за несоответствующего элементного состава или структуры.
Таким образом, используя «природный серпентинит» неизвестного состава можно получить отрицательный результат и даже в отдельных случаях при применении «природного серпентинита» неизвестного состава на технически ответственных объектах обеспечить техногенную катастрофу.
Известно также, что для производства модифицирующих добавок в составе серпентинита необходимо присутствие минералов с общей химической формулой FexOy, как правило, это магнетит Fe3O4, реже - гематит Fe2O3. Однако свободный магнетит Fe3O4 - ярко выраженный абразив и его избыток приводит к резкому повышению абразивного износа.
В производстве большинства ММТ использует серпентиниты определенных известных месторождений, по которым известен состав входящих в них основных минералов и после дробления породы обычно по цвету отбирают наиболее подходящее сырье, имеющее часто, но не обязательно близкие параметры по химическому составу.
Как правило, в состав примесей серпентинита входят такие минералы, как оливин, амфиболы, пирексены, шпинели, тальк и другие. При этом большинство из указанных, находящихся в природных породах примесей минералов запатентовано как специальные добавки к серпентину для улучшения эффективности конечного продукта ММТ.
Известна антифрикционная тонкодисперсная композиция, содержащая, мас.%: 65-95 природного гидросиликата магния (антигорит, серпентин, серпентенит, тальк), 0,5-10,0 оксидов металлов с меньшим сродством к кислороду относительно железа (MnO2, ZnO, CoO, Al2O3, CdO, GeO2) и 4,5-25 твердого раствора этих оксидов со структурой граната и/или шпинели (магнитоактивный компонент) [4].
Применение этой композиции в составе жидких и густых смазок в различных узлах трения показывает относительно высокую прочность образующейся на трущихся металлических поверхностях и обеспечивающей снижение износа и повышение срока службы узлов трения сервовитной пленки, но она формируется в течение длительного времени.
Известная антифрикционная тонкодисперсная порошковая композиция, включающая природный гидросиликат магния, оксиды металлов с меньшим сродством к кислороду относительно железа и магнитоактивный компонент, в качестве оксидов металлов с меньшим сродством к кислороду относительно железа содержит смесь Al2O3, Cr2O3, TiO2 и ZrO2, а в качестве магнитоактивного компонента - твердый раствор ферромагнитной керамики с гексогональной структурой при следующем соотношении компонентов, мас.%: 75-92 природного гидросиликата магния, 3-7 оксидов металлов с меньшим сродством к кислороду относительно железа и 5-20 твердого раствора ферромагнитной керамики с гексагональной структурой - гексаферриты бария, стронция или бария и стронция, а именно: гексаферрит бария с химической формулой BaFe6O19; гексаферрит стронция с химической формулой SrFe6O19; гексаферрит бария и стронция с химической формулой Ba1-ySryFe6O19, где 0,1≤у≤0,9; замещенный гексаферрит бария с химической формулой BaFe6-xMexO19, где Me - по крайней мере один катион металла, выбираемого из группы: Al, Cr, Ti, Zr, Mg, Cu, а 0,1≤х≤0,5; замещенный гексаферрит стронция с химической формулой SrFe6-хМехО19, где Me - по крайней мере один катион металла, выбираемого из группы: Al, Cr, Ti, Zr, Mg, Cu, а 0,1≤х≤0,5; замещенный гексаферрит бария и стронция с химической формулой Ba1-ySryFe6-xMexO19, где Me - по крайней мере один катион металла, выбираемого из группы: Al, Cr, Ti, Zr, Mg, Cu, 0,1≤y≤0,9, а 0,1≤х≤0,5 [5].
Данная композиция обеспечивает сокращение времени формирования сервовитной пленки с сохранением высокой прочности ее сцепления с трущимися металлическими поверхностями узлов трения и расширение диапазона рабочих температур композиции, но обладающие абразивными свойствами фрагменты ферромагнитной керамики способствуют повышенному износу поверхностей трения.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому при использовании техническому результату (прототипом для антифрикционных порошковых композиций) является антифрикционная порошковая композиция, содержащая, мас.%: 51-60 серпентина, 20-40 талька и 8-10 серы, пиротина, энстатита и фаялита, взятых в равных долях [6]. Данная композиция не обеспечивает высокой прочности и долговечности сцепления формирующейся сервовитной пленки с трущимися металлическими поверхностями узлов трения из-за различия коэффициентов линейного термического расширения данной пленки и материала трущихся поверхностей, а также из-за нестабильности структуры пленки при сравнительно невысоких температурах.
Известны твердосмазочные композиции для тяжелонагруженных узлов трения в виде смеси жидкого или густого связующего и абразивоподобных компонентов, которые применяют в подъемных кранах, оборудовании горнообогатительных комбинатов, в насосном оборудовании газо- и нефтепроводов, автомобильном и железнодорожном транспорте, оборудовании судов и др. Твердосмазочные композиции по сравнению с другими типами смазок в большей степени обеспечивают в узлах трения теплоотвод и уменьшение трения и износа трущихся поверхностей.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому при использовании техническом результату (прототипом смазочной композиции) является смазочная композиция для ускоренного формирования сервовитной пленки триботехническим составом, включающия механоактивированно приготовленную смесь абразивоподобного порошка со связующим, в которой для повышения устойчивости сервовитной пленки в качестве абразивоподобного порошка используют состав, содержащий, мас.%: серпентин (Mg6-xAlx)(Si4-xAlx)O10(OH)8 при х=0,75 51-60, тальк Mg3Si4O10(ОН)2 20-40, серу S, пирротин FeS, энстатит MgSiO3, фаялит (Fe0.94Mg0,06)2SiO4 8-10 (взятые в равных долях), которую предварительно обрабатывают при непрерывном перемешивании сухим насыщенным паром в течение 20-25 мин при 110-115°С[6].
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому при использовании техническому результату (прототипом) является способ смазки путем формирования покрытия на трущихся поверхностях, по которому для создания покрытия на трущихся поверхностях состав из мелкодисперсной смеси минералов серпентина, энстатита и магнетита или их сочетания по меньшей мере с одним минералом, выбранным из амфибола, биотита, ильменита, пентландита, пирротина, талька, халькопирита или самородной серы, и связующего дисперсностью 0,01-1 мкм механоактивируют апериодическими колебаниями при соотношении в составе, мас. %: смесь минералов 3,3; связующее 96,7, затем состав размещают между трущимися поверхностями и прирабатывают. Ингредиентное содержание состава следующее, мас.%: MgO 20-35; SiO2 30-40; Fe2O3 10-15; FeO 4-6; Al2O3 3-8; S 2-6; сопутствующие примеси (Ti, V, Mn, Ni, Cr, Cu, K, Ca, Co) до 100 [7].
Научными исследованиями авторов заявляемого изобретения установлено, что наличие в смазочных композициях тонкодисперных абразивных минералов, которых большинство в составе примесей большинства природных серпентинитов, в частности в виде свободного магнетита, при использовании в смазках воздействуют на поверхности трения в качестве тонкого абразива, выполняя по сути функцию микрошлифовки. Такие вещества в случае определенной концентрации вызывают абразивный износ. Действительно указанный процесс микрошлифовки вначале уменьшает параметры шероховатостей поверхностей трения (значения Ra и Rz), приводит к первоначальному снижению трения (снижает значение Ктр), снижает энергопотребление, уменьшает шумы и вибрацию, но по истечении определенного времени приводит к резкому ухудшению трибологических параметров, а в дальнейшем даже к поломкам машин и механизмов.
Наличие абразивных составляющих, приводя к микрошлифовке поверхностей трения в случае оптимальной дозировки серпентинитовой добавки в смазочную систему, способно вызвать определенный положительный эффект, например увеличить ресурс подшипников качения до 30%, но в случае передозировки значительно сокращает их ресурс, вызывает заклинивание, способствует образованию задиров.
Как установлено авторами настоящего изобретения, наличие в трибосистеме абразивных минералов препятствует нанотриботехнологическому процессу образованию зеркал скольжения за счет физико-химических процессов терморазложения серпентина и магнетита, так как абразивные частицы просто удаляют наночастицы с поверхностей триботехнических систем.
Несмотря на заполнение впадин микронеровностей, материалы с абразивом не могут считаться нанотехнологическими, поскольку далеко не любой серпентенит в состоянии обеспечить образование наночастиц и на их основе формирование требуемых сервовитных пленок.
Обычно контроль качества подобных материалов и исходного сырья осуществляется путем получения проб порошков с дальнейшими испытаниями на машинах трения. Данная технология контроля проста по испытанию материалов на их соответствие техническим условиям в плане значений индекса задира и коэффициента трения, но общепринятая технология контроля является упрощенной, она не отражает качества всей партии сырья и у большинства производителей согласно исследованиям экспертов вообще отсутствует входной контроль, а выходной сводится только к гистограммам крупности частиц ММТ, то есть к определению распределения дисперсности части.
Общими недостатками известных решений (аналогов и прототипа) является неопределенность и нестабильность природного состава материалов композиций, обычное наличие крупноразмерных абразивных материалов, препятствующих тонкому размолу и получению мелкодисперсного порошка. При этом известные композиции отличаются практической непредсказуемостью положительных и отрицательных результатов применения, неоднородностью состава различных партий, недостаточной эффективностью, необходимостью специального предварительного обучения и обязательных пробных предварительных испытаний перед началом применения в лабораторных условиях.
ЦЕЛЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ
Основная техническая проблема (цель изобретения) заключается в обеспечении ускоренного формирования нанотехнологической сервовитной пленки при сохранении высокой прочности ее сцепления с трущимися металлическими поверхностями узлов трения.
Технический результат, достигаемый при использовании изобретения, - ускоренное формирование прочно связанной с трущимися поверхностями нанотехнологической сервовитной пленки без предварительной микрошлифовки, уменьшение износа элементов узлов трения, уменьшение коэффициента трения трущихся поверхностей, упрочение и повышение износостойкости и ресурса трущихся поверхностей, снижение вибрации и шума работы машин и механизмов, сокращение расхода горюче-смазочных материалов и электроэнергии при функционировании машин и механизмов, снижение тепловых зазоров и рабочих температур в зоне трения.
РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Поставленная цель, требуемый и получаемый при использовании изобретения технический результат достигается тем, что нанотехнологическая антифрикционная порошковая композиция на основе серпентина согласно изобретению содержит серпентин Mg6[Si4O10](OH)8 с вкрапленным магнетитом Fe3O4.
При этом композиция содержит серпентин преимущественно в фазе лизардита 1Т с размерами вкраплений магнетита не более 50-300 нм при соотношении, мас.%:
При этом композиция не должна содержать свободного магнетита или гематита и абразивных частиц примесей или добавок размером более 50-300 нм.
Кроме этого композиция содержит компоненты, измельченные до дисперсности 1-150 мкм, и в зависимости от назначения содержит следующие преимущественные фракции дисперсности, мкм:
При этом композиция имеет серый цвет и не содержит свободного магнетита или гематита и абразивных частиц примесей или добавок размером более 50-300 нм.
Поставленная цель, требуемый и получаемый при использовании изобретения аналогичный технический результат достигается также тем, что нанотехнологическая антифрикционная порошковая композиция на основе серпентина, отличающаяся тем, что композиция, содержащая серпентин Mg6[Si4O10](ОН)8 с вкрапленным магнетитом Fe3O4, магнезит MgCO3 и магнезиально-железистый силикат (MgFe)7[Si4O10](OH)8, содержит серпентин в преимущественной фазе лизардит 1Т с размерами вкраплений магнетита не более 50 - 300 нм при соотношении компонетов, мас.%:
Эта композиция содержит компоненты, измельченные до дисперсности 1-150 мкм в зависимости от назначения, следующих преимущественных фракций дисперсности, мкм:
Данная композиция имеет светло-серый цвет, идентифицируется качественной реакцией магнезита с соляной кислотой и не должна содержать свободного магнетита или гематита и абразивных частиц примесей или добавок размером более 50-300 нм.
Поставленная цель, требуемый и получаемый при использовании изобретения технический результат достигается также тем, что нанотехнологическая антифрикционная смазочная композиция в виде суспензии порошкообразного минерала в связующем содержит указанные выше композиции при соотношении, мас.%:
При этом в зависимости от назначения смазочная композиция содержит серпентин с вкраплениями магнетита или серпентин с вкраплениями магнетита с добавками магнезита и магнезиально-железистого силиката в количестве, мас.%:
При этом смазочная композиция в качестве связующего содержит смазочное масло, например, моторное, трансмиссионное или индустриальное, компресисорное. гидравлическое; нефтяное масло, например жидкую смесь кипящих при 300-600°С углеводородов; синтетическое масло, например кремнийорганическую жидкость, эфиры фосфорной и адипиновой кислот или полиалкиленгликоль; пластинчатую смазку, например, марки Циатим, Литол 24 или «ШРУС»; солидол; нефтепродукты, например мазут, бензин, дизельное топливо; полиэфирные лаки или нитролаки; жировые и специальные смазки, например парафины или мастики.
Поставленная цель, требуемый и получаемый при использовании изобретения технический результат достигается также тем, что согласно способу нанотехнологической смазки, включающему размещение между трущимися поверхностями смазочной композиции в виде суспензии порошкообразной композиции минерала в связующем, используют описанную выше смазочную композицию.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Экспериментально установлено и теоретически обосновано, что для обеспечения оптимальных нанотриботехнологических процессов целесообразно использовать поршкообразную композицию серпентина Mg6[Si4O10](OH)8 с вкрапленным магнетитом Fe3O4 или смесь серпентина Mg6[Si4O10](OH)8 с вкрапленным магнетитом Fe3O4 с магнезитом MgCO3 и магнезиально-железистого силиката (MgFe)7[Si4O10](OH)8.
Преимущественным является использование серпентина Mg6[Si4O10](OH)8 в преимущественной фазе лизардита 1Т, измельченного до размерности 1-150 мкм и с включениями магнетита Fe3O4 размерностью не более 50-300 нм, причем магнетита в общей массе частиц серпентина должно быть не менее 20% и не более 28%, а свободный магнетит или гематит, а также все виды абразивных добавок в измельченном порошке должны отсутствовать.
В композиции должны так же отсутствовать модификаторы трения не предотвращающие, но стимулирующие водородное охрупчивание, например, такие как тальк.
Учитывая практическую сложность обеспечения 100%-ного наличия в породе серпентина с фазой лизардита 1Т с микровключениями магнетита Fe3O4 размерностью не более 50-300 нм, в качестве аналогичного по достигаемому техническому результату предлагается в композиции по изобретению использовать также безабразивные минеральные добавки, способствующие нанотехнологическому процессу образования зеркал скольжения, а именно магнезит MgCO3, который являясь модификатором трения имеет высокую энергоплотность ~97 кДж/см3 и способствует катализу нанотехнологических процессов, а также магнезиально-железистый силикат (MgFe)7[Si4O10](OH)8, который подобно серпентину способствует нанотриботехнологическим процессам.
Контроль композиции по изобретению можно проводить известными методами, в частности посредством ренгенофазного анализа, а также микроскопа, поскольку цвет композиции должен быть светло-серый - намного светлей, чем серый цвет у других известных композиций на основе серпентина. Кроме того, порошок из-за наличия магнезита MgCO3 будет реагировать с соляной кислотой.
В таблице показаны преимущества обеспечиваемого изобретением нанотриботехнологического процесса по сравнению с обычными трибологическим процессом микрошлифовки.
Достижение полученных технических результатов можно объяснить следующим.
Присутствие в составе предлагаемой композиции серпентина с фазой лизардита 1Т с микровключениями магнетита Fe3O4 размерностью не более 50-300 нм обеспечивает эффективное протекание нанотриботехнологических процессов, в частности термонанораспад минералов с образованием более высокоэнергоплотных структур по сравнению с исходными, что и приводит к упрочению поверхности трения и формированию единой устойчивой к истиранию сервовитной пленки с включением в ее структуру молекул SiO2. Это подтверждено авторами в результате поведенных в институте Механобр исследований.
Присутствие в составе предлагаемой композиции магнетита Fe3O4 в виде микровключений в серпентине размерностью не более 50-300 нм обеспечивает минимально возможное проявление вредных для нанотехнологических процессов абразивных свойств кристаллов магнетита.
Присутствие в составе предлагаемой композиции магнезита обеспечивает катализ нанореакций и усиливает межатомные связи в процессе термораспада и синтеза наноструктур.
Магнезиально-железистый силикат по действию и свойствам близок к серпентину с фазой лизардита 1Т и также имеет микровключения магнетита, а наличие реакционноспособного железа способствует восстановлению поверхностей трения и заполнению в нем дефектов.
Жидкое или вязкое связующее в смазочной композиции служит средством для транспортировки порошкообразной смеси на трущиеся поверхности в закрытые системы.
Заявленные композиции на основе серпентина и серпентина с указанными добавками обусловливают протекание в зоне трения нанотриботогических топохимических реакций, обеспечивающих формирование прочно связанной с основой сервовитной пленки, уменьшающей износ элементов узла трения, уменьшающей коэффициент трения трущихся поверхностей, повышающей износостойкость и антикоррозионную устойчивость трущихся поверхностей.
Содержание в предлагаемой композиции серпентина в количестве менее 65 мас.% снижает эффективности применения композиции и требует более длительной приработки для выравнивания микрорельефа.
Увеличение содержания серпентина свыше 75% также снижает эффективности применения композиции.
Превышение верхнего предела содержания магнетита 25 мас.% уменьшает долговечность сервовитной пленки, а при недостатке содержания этого магнетита (менее 10 мас.%) затрудняется протекание нанотопохимических реакций и образование сервовитной пленки.
Содержания магнезита и магнезиально-железистого силиката определяются абразивными свойствами этих материалов. Превышение их концентрации может вызвать снижение эффективности применения композиции.
Ниже приведен пример получения предлагаемых порошковых и смазочных композиций и их характеристики в сравнении с известными композициями.
По стандартной технологии (смешивание, помол, дробление и истирание исходных сырьевых компонентов) получали порошки с дисперсностью до 300 мкм.
Порошки измельчали в шаровой мельнице до размера частиц 5-40 мкм. Полученные порошки в требуемой пропорции смешивали в аттриторе.
Полученная таким образом порошковая композиция с средним преимущественным размером частиц 15 мкм была введена в составе трансмиссионного масла ТМ3-18 (масло 93 мас.%, порошковая композиция 2 мас.%) в подшипник качения 202. Прочная сервовитная пленка образовалась на трущихся поверхностях подшипников после 36 часов их непрерывной эксплуатации.
Аналогичным способом были изготовлены и испытаны другие порошковые композиции.
Данные результаты испытаний в сравнении с аналогами приведены в таблице.
Из таблицы видно, что предлагаемая композиция имеет преимущества перед известными композициями.
Наряду с исследованиями времени образования сервовитной пленки на подшипниках было исследовано влияние предлагаемой и известных композиций на долговечность подшипников.
Испытания проводились в соответствии с "Методикой форсированных испытаний подшипников качения на долговечность" (ведомственная нормаль М37.006.022-75). Оценивались средний ресурс, 90% и 50% ресурсы и уровень вибрации. Объем выборки: 18 подшипников в каждой серии испытаний. Результаты испытаний позволили сделать следующее заключение.
Введение антифрикционных порошковых композиций по заявляемому изобретению в масло ТМ3-18 по сравнению с известным решениями обеспечивает увеличение долговечности подшипников качения в 1,5-2 раза по сравнению с работой на чистом масле и снижение уровня вибраций в 2,0-2,1 раза.
Таким образом, предлагаемые антифрикционные порошковые и смазочные композиции по сравнению с известными композициями обеспечивают сокращение в 1,2-1,5 раза времени образования сервовитной пленки, снижение себестоимости получения и более широкий интервал рабочих температур при сохранении высокой прочности ее сцепления с трущимися металлическими поверхностями узлов трения.
Изобретение позволяет получать эффект «аномально низкого трения», когда вследствие изменения шероховатости поверхности момент трения уменьшается в 20 и более раз, микротвердость поверхностей НУ=650-720 с повышенной устойчивостью к истиранию и тепловому расширению.
Испытания изобретения показали возможность увеличения ресурса:
подшипников качения - в 1,9-2,4 раза;
узлов типа «палец-втулка» - свыше 1,5 раз;
ДВС, в т.ч. силовых дизельных установок - свыше 1,5 раза;
компрессоров - более чем на 50%;
редукторов - более чем на 50%;
гидравлических агрегатов - более чем на 50%.
Показано увеличение межремонтного ресурс узлов и деталей, что позволяет сократить простои и получить экономию на запасных частях и регламентных работах, что практически увеличило межремонтный пробег подвижного состава скоростных поездов «Аврора» и «Невский экспресс».
У машин и оборудования, находящихся в длительной эксплуатации, отдельные узлы сильно изношены, изобретение позволяет существенно снизить момент трения, обеспечить резкое сокращение потребления энергии, в частности, на дизелях и дизельных установках - 3-12%; на бензиновых двигателях - 5-10%; на сверхсложных машинах (например, печатных машинах большого формата) и конвейерных линиях - от 7% до 30% и более; на энергоустановках - 4-14%.
Образуемая при использовании композиций по изобретению антифрикционная пленка способна компенсировать износ металла в пределах 0,02-0,03 мм.
За счет уменьшения шероховатости трущихся поверхностей снижается температура масла и, как следствие, уменьшаются тепловые зазоры. На отдельных видах машин снижение температуры масла может составлять до 7-8°С. Такой фактор позволяет восстанавливать компрессию в цилиндрах двигателей, например, с 9 до 27 кг/см2.
Использование изобретение позволяет также значительно снизить такие показатели вибрации, как виброскорость, виброускорение и вибросмещение. В зависимости от конструкции и износа машины или механизма снижение этих показателей может достигать значительных величин: от 15% до 80% в абсолютных показателях и до 5 раз в относительных. Соответственно падает и уровень шума, общее его снижение может доходить до 2,5-3 дБ.
Главной особенностью получаемых по изобретению композиций на обычном оборудовании и по обычным технологиям обработки минералов является стабильность состава, оптимальное распределение частиц по крупности, отсутствие абразивных составляющих.
При реализации изобретения обеспечивается ускоренное формирование прочно связанной с трущимися поверхностями нанотехнологической сервовитной пленки, уменьшается износ элементов узлов трения, уменьшается коэффициент трения трущихся поверхностей, повышается износостойкость и ресурс трущихся поверхностей, снижается вибрация и шум машин и механизмов, сокращается расход горюче-смазочных материалов и электроэнергии при функционировании машин и механизмов.
Подробное описание состава предлагаемых порошковых и смазочных композиций, способов их получения и результатов их применения показывает, что заявляемое изобретение является не только новым и обладающим изобретательским уровнем, но и может быть реализовано промышленным способом с использованием доступных компонентов, стандартных технологий и оборудования.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. RU 2006708, МПК F16C 33/14, опубл. 30.01.1994.
2. RU 2059121, МПК F16C 33/14, опубл. 24.04.1994.
3. RU 2006707, МПК F16C 33/14, опубл. 30.01.1994.
4. RU 2127299, МПК С10М 125/10, опубл. 10.03.1999.
5. RU 2185422, МПК С10М 125/10, опубл. 20.07.2002.
6. RU 2035636, МПК F16C 33/14, опубл. 20.05.1995 (прототип).
7. RU 2057257, МПК F16C 33/14, опубл. 27.03.1996 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА | 2013 |
|
RU2537388C1 |
СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ С ПОВЫШЕННОЙ ТЕРМОСТОЙКОСТЬЮ, ОБЛАДАЮЩИЙ РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ | 2010 |
|
RU2454451C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2002 |
|
RU2246531C2 |
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ-КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ИЗНОСА В ПАРЕ ТРЕНИЯ РЕБОРДА КОЛЕСА - РЕЛЬС | 2007 |
|
RU2370390C2 |
ТРИБОТЕХНИЧЕСКАЯ ДОБАВКА К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ И ПЛАСТИЧНЫМ СМАЗКАМ | 2004 |
|
RU2277577C1 |
РАСТВОР ДЛЯ СОЗДАНИЯ ДИФФУНДИРОВАННОГО МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКОГО СЛОЯ | 2015 |
|
RU2601838C1 |
СОСТАВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ И ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2011 |
|
RU2469074C1 |
ТВЕРДОСМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2010 |
|
RU2434056C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2006 |
|
RU2293892C1 |
ТРИБОТЕХНИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2013 |
|
RU2527243C1 |
Использование: в узлах трения различных механизмов и агрегатов. Сущность: порошковая композиция содержит серпентин Mg6[Si4O10](OH)8 с вкрапленным магнетитом Fe3O4 при соотношении, мас.%: серпентин 65-75, вкрапленный магнетит 20-30, примеси не более 5. Также порошковая композиция содержит серпентин с вкрапленным магнетитом, магнезит MgCO3 и магнезиально-железистый силикат (MgFe)7[Si4O10](OH)8 при соотношении, мас.%: серпентин 65-75, магнетит 10-25, магнезит 5-15, магнезиально-железистый силикат 2-7. Серпентин содержится преимущественно в фазе лизардита IT, размер вкраплений магнетита - не более 50-300 нм. Смазочная композиция содержит 0,5-80 мас.% порошковых композиций в связующем. Способ смазки включает размещение между трущимися поверхностями порошковых композиций в связующем. Технический результат - сокращение времени образования сервовитной пленки без предварительной микрошлифовки, снижение трения, повышение износостойкости и ресурса трущихся поверхностей, сокращение расхода горюче-смазочных материалов и электроэнергии при функционировании машин и механизмов. 6 н. и 15 з.п. ф-лы, 1 табл.
1. Антифрикционная порошковая композиция на основе серпентина, отличающаяся тем, что композиция содержит серпентин Mg6[Si4O10](OH)8 с вкрапленным магнетитом Fe3O4 при соотношении, мас.%:
2. Антифрикционная порошковая композиция по п.1, отличающаяся тем, что композиция содержит серпентин в фазе лизардита IT.
3. Антифрикционная порошковая композиция по п.1, отличающаяся тем, что содержит серпентин с вкраплениями магнетита размером не более 50-300 нм.
4. Антифрикционная порошковая композиция по п.1, отличающаяся тем, что содержит компоненты, измельченные до дисперсности 1-150 мкм.
5. Антифрикционная порошковая композиция по п.1, отличающаяся тем, что имеет серый цвет.
6. Антифрикционная порошковая композиция на основе серпентина, отличающаяся тем, что композиция содержит серпентин Mg6[Si4O10](OH)8 с вкрапленным магнетитом Fe3O4, магнезит MgCO3 и магнезиально-железистый силикат (MgFe)7[Si4O10](OH)8 при соотношении, мас.%:
7. Антифрикционная порошковая композиция по п.6, отличающаяся тем, что содержит серпентин в фазе лизардита IT.
8. Антифрикционная порошковая композиция по п.6, отличающаяся тем, что содержит серпентин с вкраплениями магнетита размером не более 50-300 нм.
9. Антифрикционная порошковая композиция по п.6, отличающаяся тем, что содержит компоненты, измельченные до дисперсности 1-150 мкм.
10. Антифрикционная порошковая композиция по п.6, отличающаяся тем, что имеет светлосерый цвет.
11. Антифрикционная порошковая композиция по п.6, отличающаяся тем, что идентифицируется качественной реакцией магнезита с соляной кислотой.
12. Антифрикционная смазочная композиция в виде суспензии порошкообразного минерала в связующем, отличающаяся тем, что содержит порошкообразный серпентин Mg6[Si4O10](OH)8 с вкраплениями магнетита Fe3O4 при соотношении, мас.%:
13. Антифрикционная смазочная композиция по п.12, отличающаяся тем, что в качестве связующего содержит:
смазочное масло, например, моторное, трансмиссионное или индустриальное, компрессорное, гидравлическое;
нефтяное масло, например, жидкую смесь кипящих при tкип 300-600°С углеводородов;
синтетическое масло, например, кремнийорганическую жидкость, эфиры фосфорной и адипиновой кислот или полиалкиленгликоль;
пластичную смазку, например, марки Циатим, Литол 24 или «ШРУС»;
солидол;
нефтепродукты, например, мазут, бензин, дизельное топливо;
полиэфирные или нитро- лаки;
жировые и специальные смазки, например парафины или мастики.
14. Антифрикционная порошковая композиция по п.12, отличающаяся тем, что суспензия порошкообразного минерала в связующем содержит композицию порошкообразного серпентина с вкраплениями магнетита по любому из пп.1-5.
15. Антифрикционная порошковая композиция в виде суспензии порошкообразного минерала в связующем, отличающаяся тем, что содержит порошкообразный серпентин Mg6[Si4O10](OH)8 с вкраплениями магнетита Fe3O4, магнезит MgCO3 и магнезиально-железистый силикат (MgFe)7[Si4O10](OH)8 при соотношении, мас.%:
16. Антифрикционная порошковая композиция по п.15, отличающаяся тем, что в качестве связующего содержит:
смазочное масло, например, моторное, трансмиссионное или индустриальное, компрессорное, гидравлическое;
нефтяное масло, например, жидкую смесь кипящих при tкип 300-600°С углеводородов;
синтетическое масло, например, кремнийорганическую жидкость, эфиры фосфорной и адипиновой кислот или полиалкиленгликоль;
пластичную смазку, например, марки Циатим, Литол 24 или «ШРУС»;
солидол;
нефтепродукты, например, мазут, бензин, дизельное топливо;
полиэфирные или нитро- лаки;
жировые и специальные смазки, например, парафины или мастики.
17. Антифрикционная порошковая композиция по п.15, отличающаяся тем, что порошкообразный серпентин Mg6[Si4O10](OH)8 с вкраплениями магнетита Fe3O4, магнезит MgCO3 и магнезиально-железистый силикат (MgFe)7[Si4O10](OH)8 в виде композиции по любому из пп.6-11.
18. Способ смазки, включающий размещение между трущимися поверхностями антифрикционной композиции в виде суспензии порошкообразной композиции минерала в связующем, отличающийся тем, что используют суспензию в связующем порошкообразного серпентина Mg6[Si4O10](OH)8 с вкраплениями магнетита Fe3O4 при соотношении, мас.%:
19. Способ смазки по п.18, отличающийся тем, что используют смазочную композицию по любому из пп.12-14.
20. Способ смазки, включающий размещение между трущимися поверхностями антифрикционной композиции в виде суспензии порошкообразной композиции минерала в связующем, отличающийся тем, что используют суспензию порошкообразного серпентина Mg6[Si4O10](OH)8 с вкраплениями магнетита Fe3O4 с добавками магнезита MgCO3 и магнезиально-железистого силиката (MgFe)7[Si4O10](OH)8 в связующем при соотношении, мас.%:
21. Способ смазки по п.20, отличающийся тем, что используют смазочную композицию по любому из пп.15-17.
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СЕРВОВИТНОЙ ПЛЕНКИ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ | 1993 |
|
RU2035636C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКРЫТИЯ НА ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЯХ | 1994 |
|
RU2057257C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВООБРАЗОВАННОГО СЛОЯ НА ТРУЩИХСЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЯХ | 2004 |
|
RU2266979C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2006 |
|
RU2293892C1 |
CN 101126047 A, 20.02.2008. |
Авторы
Даты
2011-03-27—Публикация
2009-05-29—Подача