Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным материалам, применяемым при приработке и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в качестве присадок к основным маслам.
Известно приработочное масло (А.с. №1188196, С10М 133/06), содержащее минеральное масло, мелкодисперсные аморфные оксиды и октадециламин при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Данное приработочное масло вызывает значительный износ трущихся деталей, сопровождающийся высоким моментом трения, а приработанные поверхности обладают низкими антизадирными свойствами.
Наиболее близким к предлагаемому является техническое решение (Патент РФ 2089598 С 10 М 125/04), в котором приработочное масло, содержащее минеральное масло, дополнительно содержит порошкообразный наполнитель, полученный при испарении и конденсации пара в плазменном испарителе порошка меди и смеси порошка меди с порошком красного фосфора, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Недостатком прототипа является то, что медь, выделяющаяся в процессе трения, является катализатором окислительных процессов в масле, что ведет к усилению коррозионной активности последнего и ухудшению его термоокислительной стабильности, что ограничивает область его применения при эксплуатации.
Целью изобретения является сокращение времени приработки, снижение износа трущихся деталей, повышение противозадирных и антифрикционных свойств как при приработке, так и при эксплуатации.
Цель достигается тем, что в качестве порошкообразного наполнителя применяется порошкообразный наполнитель, полученный из природных минералов (слоистых силикатов) при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Состав изготавливается в виде порошка дисперсностью не более 60 мкм. Он используется в количестве 0,005-0,01% на один литр масла, используемого для смазки двигателя.
Новым в изобретении является то, что наряду с приработкой трущихся поверхностей двигателя внутреннего сгорания данная присадка обеспечивает снижение их трения, повышение антизадирных и антифрикционных свойств также и при эксплуатации, что расширяет область применения.
Сравнительные данные о приработочных и эксплутационных свойствах заявляемого технического решения и прототипа.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами: в примерах приводятся результаты испытаний, проводимые по методике: образцы композиций оценивали исследованиями на машине трения марки СМЦ-2 по схеме "ролик-колодка". Испытания проводили при нагрузке 1000 Н и частоте вращения ролика 500 об/мин. Время проведения одного испытания 180 минут. Образцы изготавливались из чугуна марки СЧ-25 одной отливки.
Приработочное масло готовится следующим образом: предлагаемый состав, изготовленный в виде порошка дисперсностью не более 60 мкм, вводится в минеральное масло в количестве 0,005-0,01% на один литр масла. Полученная смесь механически размешивается до получения однородной консистенции.
Во время проведения испытаний определяли момент трения (коэффициент трения). Износ деталей определялся весовым методом на аналитических весах ВЛА-200 М с точностью 10-4 г. До и после испытаний определяли шероховатость поверхностей трения и взвешивали образцы. Шероховатость поверхностей трения определялись на профилографе-профилометре мод.201. За время сопротивления схватыванию принимают время нагрева масла до 120°С при нагрузке 200 кг.
Противозадирные свойства определяли по нагрузке схватывания образцов трения при ее ступенчатом увеличении. За нагрузку схватывания принимали нагрузку, при которой происходит "холодное схватывание" поверхностей образцов трения. Этот процесс сопровождается резким увеличением момента трения, температуры поверхностей трения и масла.
Результаты испытаний приведены в таблице 2.
Из приведенных данных видно, что предлагаемое приработочное масло позволяет ускорить приработку деталей, уменьшить их износ, увеличить время сопротивления схватыванию по сравнению с известным приработочным маслом.
Источники информации
1. А.с. СССР №1188196, С10М 133/06.
2. Патент РФ 2089598, С10М 125/04.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОСТАВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2002 |
|
RU2246531C2 |
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2005 |
|
RU2301348C1 |
ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2089598C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ И СОСТАВ СМАЗОЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ И АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ ПРИПОВЕРХНОСТНЫХ СЛОЕВ ТРУЩИХСЯ ДЕТАЛЕЙ | 2007 |
|
RU2351640C2 |
СОСТАВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ И АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2003 |
|
RU2243252C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НАНОДИСПЕРСНОГО ПРОТИВОИЗНОСНОГО СОСТАВА (НДПС) И СОДЕРЖАЩАЯ ЕГО СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2008 |
|
RU2399650C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1997 |
|
RU2123030C1 |
СОСТАВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ И ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2011 |
|
RU2469074C1 |
СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ | 2017 |
|
RU2651398C1 |
Приработочное масло | 1990 |
|
SU1803419A1 |
Использование: при приработке и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. Сущность: масло содержит минеральное масло и порошкообразный наполнитель следующего состава, мас.%: серпентин (лизардит и хризотил) 77-86, хлорит 2-3, магнетит 4-5, амфибол 1,5-2, амакинит 1-2, магнезит 1-2, кальцит 0,5-1, рентгеноаморфная фаза 4-7. Технический результат - сокращение времени приработки, снижение износа деталей, увеличение времени сопротивления схватыванию. 2 табл.
Приработочное масло для двигателей внутреннего сгорания, содержащее минеральное масло и порошкообразный наполнитель, отличающееся тем, что оно в качестве порошкообразного наполнителя содержит порошкообразный наполнитель следующего состава, мас.%:
ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2089598C1 |
СОСТАВ ДЛЯ БЕЗРАЗБОРНОГО УЛУЧШЕНИЯ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УЗЛОВ ТРЕНИЯ "ГЕОМОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ" | 1999 |
|
RU2169172C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ И АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2003 |
|
RU2243252C1 |
Авторы
Даты
2007-12-27—Публикация
2005-12-28—Подача