ДВИЖИТЕЛЬ (ВИНТ) Российский патент 2012 года по МПК B63H1/26 B64C11/18 

Описание патента на изобретение RU2469906C1

Изобретение предназначено для привода судов, кораблей, а также может быть использовано в самолетах с пропеллерными движителями, вертолетах и других механизмах, приводимых в движение при помощи лопастных движителей.

Изобретение может быть использовано также для увеличения напора вентиляторов, осевых насосов с пропеллерными рабочими колесами, для повышения КПД гидротурбин и других устройств с вращающимися рабочими колесами, обтекаемыми жидкостью или газом, а также для улучшения прочностных характеристик, например, лопаток последних ступеней мощных паровых турбин.

Известно, что эффективность лопастных систем, вращающихся в открытом или замкнутом пространствах жидкости или газа, ограничивается окружными скоростями, так как при увеличении окружных скоростей имеет место «сбегание» потока по высоте лопасти на периферию, что снижает эффективность лопастной системы.

Известны способы борьбы с этим явлением - помещение рабочего колеса во вращающуюся втулку. Однако этот способ неприменим для авиационных винтов, винтов крупнотоннажных судов, так как потери на трение втулки составляют значительную часть мощности приводного двигателя.

Известны также технические решения по выполнению выходной кромки лопасти винта волнистой, что частично препятствует сбегу потока на периферию.

Аналогом изобретения является патент Великобритании GB 2232724 А, МПК В63Н 1/26, опубл. 19.12.1990 г.

Прототипом изобретения является судовой движитель по патенту РФ №2317225, выходные участки лопастей которого с целью снижения шума, начиная с ½-1/3 хорды, выполнены с переменным до ±15° углом выхода.

Недостатком этого конструктивного решения является снижение упора винта за счет неоптимального обтекания профилей в каждом сечении по высоте лопасти.

Задачей настоящего изобретения является повышение упора движителя при сохранении всех других характеристик движителя.

Поставленная задача достигается специальным конструктивным исполнением лопастей винта. Особенностью конструкции винта является форма выходного участка и конфигурация выходной кромки лопастей по высоте, причем амплитуда отклонения выходного угла лопасти от расчетного значения при безударном обтекании переменная по высоте, причем максимальное значение амплитуды у ступицы, минимальное - не периферии лопасти.

На чертеже показан вид на лопасть 1 движителя (на чертеже не показан) и ее выходную кромку 2.

Поставленная задача решается тем, что амплитуда отклонений профиля лопасти от расчетного значения угла потока на каждом радиусе по высоте максимальна на минимальном радиусе 3 лопасти у ступицы движителя и минимальна или равна нулю на максимальном радиусе 4 лопасти.

На чертеже линии А и Б ограничивают изменение амплитуды отклонения профиля лопасти относительно расчетного положения выходной кромки (показана штрихпунктирной линией).

Технический результат состоит в том, что специально выполненное профилирование лопасти винта обеспечивает минимальное сбегание или отклонение потока по радиусу, при этом сохраняется оптимальное профилирование лопастей по радиусу, улучшенные прочностные характеристики лопасти, что позволяет не только увеличить упор винта, но и за счет увеличения жесткости лопасти повысить частоту вращения.

Эффект достигается за счет выполнения отклонения амплитуды профиля от расчетного значения в каждом сечении выходного профиля лопасти по высоте переменной, причем максимальное значение - у ступицы и уменьшается к периферии по определенному, например, линейному закону.

Винт работает следующим образом.

Вследствие различных окружных скоростей по радиусу лопасти поток стремится сместиться на больший радиус. Исполнение лопасти винта с волнистой кромкой препятствует такому смещению. Однако, если амплитуды выходной кромки лопасти отклоняются на одинаковую величину (как у прототипа), то это приводит к дополнительным потерям. В данной конструкции, так как окружная скорость растет пропорционально радиусу, то есть по линейной зависимости, амплитуда отклонения выходной кромки лопасти от расчетного значения уменьшается по высоте, что обеспечивает максимальную эффективность.

Винт предлагаемой конструкции будет иметь расширенный диапазон работы с более высоким значением упора и КПД.

Сравнительные испытания моделей показали, что упор спрофилированного по предлагаемому закону винта на 15% выше, чем у винта традиционной конструкции.

Похожие патенты RU2469906C1

название год авторы номер документа
ДВИЖИТЕЛЬ (ВИНТ) 2012
  • Касымов Марат Сайфудинович
  • Зотов Борис Николаевич
  • Зотов Алексей Николаевич
RU2524511C2
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ (ВИНТ) 2006
  • Думнов Владимир Николаевич
  • Зотов Борис Николаевич
  • Касымов Марат Сайфудинович
  • Игнатов Валерий Павлович
RU2317225C2
ЛОПАСТНАЯ СИСТЕМА ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2012
  • Аринушкин Андрей Викторович
  • Дроздов Игорь Викторович
  • Зотов Алексей Николаевич
  • Зотов Борис Николаевич
  • Касымов Марат Сайфудинович
RU2510357C1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2012
  • Зотов Алексей Николаевич
  • Зотов Борис Николаевич
  • Касымов Марат Сайфудинович
RU2523720C2
ДВИЖИТЕЛЬ (ВИНТ) 2012
  • Касымов Марат Сайфудинович
  • Дроздов Игорь Викторович
  • Зотов Алексей Николаевич
  • Аринушкин Андрей Викторович
RU2501706C1
СУДОВОЙ ВИНТ (ДВИЖИТЕЛЬ) 2013
  • Касымов Марат Сайфудинович
  • Зотов Алексей Николаевич
  • Дроздов Игорь Викторович
RU2538744C1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2013
  • Зотов Алексей Николаевич
  • Касымов Тимур Маратович
RU2538748C1
Винт потоковый 2021
  • Вьюрков Владимир Александрович
  • Лебедев Роман Дмитриевич
RU2778584C1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2012
  • Аринушкин Андрей Викторович
  • Дроздов Игорь Викторович
  • Зотов Алексей Николаевич
  • Зотов Борис Николаевич
  • Касымов Марат Сайфудинович
RU2540188C2
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ШИШКОВА 1995
  • Шишков Валерий Михайлович
RU2106283C1

Реферат патента 2012 года ДВИЖИТЕЛЬ (ВИНТ)

Изобретение относится к винтовым движителям судов и летательных аппаратов. Движитель (винт) содержит ступицу и лопасти с входными и выходными участками. Выходные участки лопастей по всей высоте выполнены с периодическими отклонениями выходной кромки относительно расчетного значения. Амплитуда отклонений профиля выходной кромки лопасти от расчетного значения по высоте максимальна у ступицы и минимальна или равна нулю на максимальном радиусе лопасти. Достигается увеличение упора винта и повышение частоты вращения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 469 906 C1

Движитель (винт), содержащий ступицу и лопасти с входными и выходными участками, причем выходные участки лопастей по всей высоте выполнены с периодическими отклонениями выходной кромки относительно расчетного значения, отличающийся тем, что амплитуда отклонений профиля выходной кромки лопасти от расчетного значения по высоте максимальна у ступицы и минимальна или равна нулю на максимальном радиусе лопасти.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2469906C1

СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ (ВИНТ) 2006
  • Думнов Владимир Николаевич
  • Зотов Борис Николаевич
  • Касымов Марат Сайфудинович
  • Игнатов Валерий Павлович
RU2317225C2
СПОСОБ ОЧИСТКИ ТРАНСПОРТЕРНО-МОЕЧНОЙ ВОДЫ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ САХАРА 2003
  • Горлов И.Ф.
  • Митрофанов А.З.
  • Лупачева Н.А.
RU2232724C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ГАЗООБРАЗНОЙ ИЛИ ЖИДКОЙ СРЕДЕ 2009
  • Дробышевский Юрий Васильевич
  • Столбов Сергей Николаевич
RU2412082C1
БЕСШУМНЫЙ ВИНТ 2006
  • Сузуки Масахико
RU2385255C2
RU 2009105350 А, 10.09.2010.

RU 2 469 906 C1

Авторы

Зотов Алексей Николаевич

Зотов Борис Николаевич

Дроздов Игорь Викторович

Касымов Марат Сайфудинович

Даты

2012-12-20Публикация

2011-06-16Подача