СУДОВОЙ ВИНТ (ДВИЖИТЕЛЬ) Российский патент 2015 года по МПК B63H1/26 

Описание патента на изобретение RU2538744C1

Изобретение относится к судовым винтам и может быть использовано как в обычных судах, так и быстроходных, а также в качестве рабочего органа в водометных движителях.

Известны судовые винты быстроходных катеров, состоящие из втулки и 2-3-4 лопастей. При вращении винта поток, обтекающий лопасть, под действием центробежных сил перемещается не по цилиндрическим линиям тока, совпадающими в плане с окружностью, а к выходной кромке переносится на больший радиус, из-за чего упор винта уменьшается. Это влияние максимально на малых радиусах и уменьшается к периферии (табл.7.1 из Антоненко С.В. Судовые движители: учебное пособие. Дальневосточный государственный технический университет. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - 126 с.).

Для уменьшения отрицательного влияния сноса потока на упор винта хорду лопасти у втулки выполняют меньше, чем на среднем радиусе. Это приводит к некоторому снижению КПД.

Известен также судовой винт по патенту РФ №2382715, МПК В63Н 1/14, В63Н 1/26, опубликован 27.02.2010 г., у которого контур лопастей выполнен с откидкой в сторону вращения гребного винта за счет смещения вперед от осевой линии цилиндрических сечений лопастей на 60-80% на относительном радиусе 0,8-0,9 плавно уменьшающихся до 0% у ступицы. Такое техническое решение улучшает гидродинамические и акустические характеристики гребных винтов. Однако такое исполнение лопасти винта не уменьшает потери от смещения потока на большие радиусы.

Известна также конструкция гребного винта по патенту РФ №2387572, МПК В63Н 1/26, опубликован 27.04.2010 г. На поверхностях лопастей винта выполнены канавки, которые расположены со смещением в поперечном сечении относительно друг друга в шахматном порядке или в виде наклонной сетки. При этом канавки заполняются упругим материалом, однако это не препятствует смещению потока под действием центробежных сил на больший радиус, что приводит к снижению упора винта.

Данная конструкция является наиболее близкой к предлагаемой по решаемой задаче и достигаемому техническому результату. Задачей настоящего изобретения является уменьшение потерь от сноса потока по радиусу от действия центробежных сил при взаимодействии потока с лопастью и повышение КПД.

Поставленная задача решается специальным исполнением лопасти винта, а именно тем, что в судовом винте (движителе), содержащем втулку и лопасти, согласно изобретению на рабочей стороне лопасти расположены выступы, ориентированные по окружности вращения относительно оси вращения винта, при этом высота выступов линейно увеличивается от нулевой на входной кромке до максимальной на выходной, равной h=k·δ, где δ - максимальная толщинам профиля в каждом сечении, а k - постоянный коэффициент. Величина k выбирается в диапазоне от 0,2 до 1.

При этом со стороны меньшего радиуса может быть выполнена сферическая канавка, радиус которой составляет 1/21/4 часть максимальной толщины профиля.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан вид на рабочую сторону лопасти, на фиг.2 показана лопасть в плане и расположение выступов по радиусу R относительно оси вращения винта, на фиг.3 - сечение в развертке лопасти по дуге выступа, а на фиг.4 - выступ и канавка в сечении «А-А», фиг.3.

Изобретение состоит из втулки 1, фиг.1, лопастей 2, на рабочей стороне которых выполнены выступы 3, ориентированные по окружности, фиг.2. Учитывая, что влияние сноса потока по радиусу уменьшается, то и высота выступов также уменьшается от втулки к периферийным сечениям. Тыльная (подсасывающая) сторона лопасти остается гладкой. Для увеличения эффекта удержания потока по цилиндрическим линиям тока со стороны меньшего радиуса вдоль выступа могут быть выполнены полусферические канавки 4, фиг.4, в которых образуется вихрь, играющий роль выступа, и тогда высота выступов может быть уменьшена. На фиг.4 приведен вид профиля выступа и канавки в разрезе.

Работа винта состоит в следующем. Вследствие наличия выступов при вращении винта поток на рабочей стороне лопасти не сносится на больший радиус. Это приводит к снижению потерь от сноса потока и увеличению упора, при этом потери трения из-за увеличения поверхности нагнетательной стороны лопасти за счет поверхности выступов растут в меньшей степени, в итоге КПД винта увеличивается.

Похожие патенты RU2538744C1

название год авторы номер документа
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2012
  • Аринушкин Андрей Викторович
  • Дроздов Игорь Викторович
  • Зотов Алексей Николаевич
  • Зотов Борис Николаевич
  • Касымов Марат Сайфудинович
RU2540188C2
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2013
  • Зотов Алексей Николаевич
  • Касымов Тимур Маратович
RU2538748C1
Лопастная система водометного движителя 2020
  • Сухоруков Андрей Львович
  • Чернышев Игорь Александрович
RU2735155C1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2012
  • Зотов Алексей Николаевич
  • Зотов Борис Николаевич
  • Касымов Марат Сайфудинович
RU2523720C2
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ-КОНЦЕНТРАТОР 2009
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2438917C2
ДВИЖИТЕЛЬ (ВИНТ) 2012
  • Касымов Марат Сайфудинович
  • Зотов Борис Николаевич
  • Зотов Алексей Николаевич
RU2524511C2
ДВИЖИТЕЛЬ (ВИНТ) 2011
  • Зотов Алексей Николаевич
  • Зотов Борис Николаевич
  • Дроздов Игорь Викторович
  • Касымов Марат Сайфудинович
RU2469906C1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1999
  • Пашин В.М.
  • Мавлюдов М.А.
  • Садовников Д.Ю.
  • Салазкин И.В.
  • Ибрагимова Т.Б.
  • Овсиенко Е.И.
  • Бурнаев В.И.
RU2176208C2
КОЛЬЦЕВОЙ СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2020
  • Лавринович Валерий Александрович
  • Лавринович Ольга Алексеевна
  • Лабутин Анатолий Анатольевич
RU2741676C1
СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ 2020
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2737560C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 538 744 C1

Реферат патента 2015 года СУДОВОЙ ВИНТ (ДВИЖИТЕЛЬ)

Изобретение относится к судовым винтам и может быть использовано как в обычных судах, так и быстроходных, а также в качестве рабочего органа в водометных движителях. Судовой винт (движитель) содержит втулку и лопасти. На рабочей стороне лопастей расположены выступы, ориентированные по окружности вращения относительно оси вращения винта. Высота линейно увеличивается от нулевой на входной кромке до максимальной на выходной. Достигается уменьшение потерь и повышение КПД при взаимодействии потока с лопастью. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 538 744 C1

1. Судовой винт (движитель), содержащий втулку и лопасти, отличающийся тем, что на рабочей стороне лопастей расположены выступы, ориентированные по окружности относительно оси вращения винта, при этом высота выступов линейно увеличивается от нулевой на входной кромке до максимальной на выходной, равной h = k·δ, где δ - максимальная толщинам профиля в каждом сечении, а k - постоянный коэффициент.

2. Судовой винт (движитель) по п.1, отличающийся тем, что со стороны меньшего радиуса выполнена сферическая канавка, радиус которой составляет 1 2 1 4 часть максимальной толщины профиля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2538744C1

ГРЕБНОЙ ВИНТ 2008
  • Рогов Владимир Александрович
  • Рогова Анна Владимировна
  • Рогова Татьяна Владимировна
RU2387572C1
ГРЕБНОЙ ВИНТ "МАКАРОВ" 1991
  • Макаров Петр Алексеевич[Ua]
  • Макаров Алексей Петрович[Ua]
  • Макаров Дмитрий Петрович[Ua]
RU2067062C1
ГРАНУЛЯТОР К ШНЕКОВОМУ ПРЕССУ 0
  • А. М. Коган Центральное Конструкторское Бюро Строммашина
SU391935A1

RU 2 538 744 C1

Авторы

Касымов Марат Сайфудинович

Зотов Алексей Николаевич

Дроздов Игорь Викторович

Даты

2015-01-10Публикация

2013-07-19Подача