МЕХАНИЗМ ТРАНСФОРМАЦИИ БУНКЕРА Российский патент 2013 года по МПК A01F12/60 A01D41/12 

Описание патента на изобретение RU2483527C2

Заявляемое изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к механизмам трансформации бункеров и перевода загрузочного шнека из транспортного положения в рабочее и обратно, а также может быть использовано на транспортных средствах, имеющих бункеры, требующие трансформации с целью изменения объема при сохранении транспортных габаритов.

Для увеличения объема бункера в рабочем состоянии, при сохранении транспортного габарита, применяют трансформируемую крышу бункера. Наибольшее распространение получили механизмы открытия крыши бункера с электромеханическим приводом. Известные механизмы такого рода обеспечивают удовлетворительное увеличение вместимости бункера, но имеют следующие недостатки: быстрый износ в процессе эксплуатации элементов из гибких (например, резино-тканевых) материалов в конструкции и, как следствие, необходимость их частой замены; невозможность обеспечения жесткости всего механизма с помощью гибких элементов, что ограничивает возможность увеличения объема бункера (Каталог запасных частей комбайна CASE IH AFX 5088, CNH America LLC, Pacine, WL 53404. - USA, 2008).

Известны механизмы трансформации бункера, работа которых осуществляется при помощи линейного электромеханизма, четырех торсионов, четырех газовых упоров и двух гидроцилиндров. Применение большого числа элементов в конструкции приводит к существенному удорожанию такого механизма и снижению надежности (Каталог запасных частей комбайна CLAAS Lexion 600, Claas KGaA. - Harswinkel, 2009).

Наиболее близким к заявляемому изобретению техническим решением является механизм трансформации бункера зерноуборочного комбайна (патент US 7585214 B1, приор. 08.09.2009), содержащий крышу с шарнирно закрепленными на стенках бункера передней, задней и боковыми секциями, которые соединены между собой гибкими секциями по углам бункера, и линейный электромеханизм, одним концом своего приводного вала связанный с рычагом, соединенным с тягой, ведущей к левой боковой секции бункера, другим концом - с рычагом, расположенным на торсионе, и тягой, ведущей к правой боковой секции. Торсион соединен посредством тяг с передней и задней секциями бункера и загрузочным шнеком, который состоит из двух частей - неподвижной, закрепленной на бункере, и подвижной.

Недостатками прототипа являются: применение нежестких (т.е. деформируемых при изгибных нагрузках) треугольных секций по углам бункера, что ухудшает жесткость механизма трансформации в открытом положении и вызывает необходимость регулярной замены угловых секций по причине износа в процессе эксплуатации; применение раздельного-загрузочного шнека, состоящего из подвижной и стационарной частей; отсутствие элементов для обслуживания бункера в случае выхода из строя механизма трансформации, что существенно затрудняет его обслуживание и ремонт.

Цель изобретения - увеличение объема бункера в рабочем состоянии, снижение себестоимости механизма трансформации и упрощение процесса обслуживания бункера.

Указанная цель достигается тем, что механизм трансформации бункера, содержащий переднюю, заднюю и две боковые секции крыши, шарнирно закрепленные на корпусе бункера, линейный электромеханизм и загрузочный шнек, имеет жесткие треугольные секции, расположенные по углам бункера и соединяющие его переднюю и заднюю секции с боковыми секциями, и люк, имеющий крепление к задней секции в виде шарнира-петли и прижима, при этом передняя, задняя и боковые секции крыши соединены с рычагами продольного и поперечного торсионов, причем продольный торсион связан через другой рычаг с тягой, соединенной с загрузочным шнеком, а линейный электромеханизм одним концом соединен с корпусом, а другим концом - с загрузочным шнеком. При этом соединения всех тяг выполнены с помощью сферических шарниров, а все остальные элементы связаны цилиндрическими шарнирами; все секции крыши изготовлены из листового металла, загрузочный шнек выполнен цельной сборочной единицей, а доступ внутрь бункера осуществляется с помощью элементов для обслуживания бункера в случае выхода из строя механизма трансформации (люк, лестница и др.).

Изобретение иллюстрируется чертежами:

фиг.1 - блок-схема работы прототипа заявляемого механизма трансформации бункера;

фиг.2 - блок-схема работы заявляемого механизма трансформации бункера;

фиг.3 - механизм трансформации бункера в рабочем положении, вид в изометрии;

фиг.4 - механизм трансформации бункера в регулировочном положении, вид справа (разрез);

фиг.5 - механизм трансформации бункера в транспортном положении, вид справа (разрез);

фиг.6 - механизм трансформации бункера в рабочем положении, вид сверху;

фиг.7 - механизм трансформации бункера в регулировочном положении, сечение А-А с фиг.6;

фиг.8 - устройство соосных опор загрузочного шнека, сечение Б-Б с фиг.4;

фиг.9 - устройство прижимных фиксаторов люка, вид по стрелке В с фиг.4;

фиг.10 - устройство ролика лестницы, вид по стрелке Г с фиг.4.

Работа механизма трансформации бункера прототипа иллюстрируется блок-схемой, изображенной на фиг.1. Он содержит секции крыши 1-4 с шарнирно закрепленными на стенках бункера передней 1, задней 2 и боковыми 3, 4 секциями, которые соединены между собой двумя парами гибких секций 5 по углам корпуса бункера, и линейный электромеханизм 18, связанный одним концом своего приводного вала с рычагом 35, соединенный с тягой 36, ведущей к левой секции 4, а другим концом - с рычагом 37, расположенным на торсионе 38, соединенном с тягой 39, ведущей к правой секции 3. Торсион 38 соединен посредством тяг 40-42, с передней 1 и задней 2 секциями и загрузочным шнеком 17. Недостатки прототипа указаны выше.

Заявленное устройство представлено в виде блок-схемы на фиг.2, а также изображено на фиг.3, 6 в рабочем (открытом) положении. Механизм включает в себя следующие элементы: 1 - передняя секция крыши; 2 - задняя секция крыши с люком 25; 3, 4 - боковые секции крыши; 6 - две пары жестких треугольных секций; 7 - продольный торсион с парой рычагов 8, рычагом толкателя 9 и рычагом 10; 11 - поперечный торсион с парой рычагов 12 и рычагом ловителя 13; 14, 15 - две пары тяг; 16 - тяга; 17 - загрузочный шнек; 18 - линейный электромеханизм; 19 - лестница; 20 и 26 - соосные опоры, закрепленные на корпусе бункера (фиг.8); 21 - корпус бункера с закрепленными на передней 32, задней 33 и боковых 34 стенках шарнирами-петлями 28; 22 - ролики, закрепленные на двух опорных концах лестницы 19; 23 - цилиндрический шарнир-петля; 24 - прижим; 25 - люк; 27 - приводной вал; 29 - сферический шарнир; 30 - цилиндрический шарнир; 31 - цилиндрические шарниры.

При полностью выдвинутом штоке линейного электромеханизма 18 механизм трансформации бункера принимает рабочее положение (фиг.3, 6), а при полностью задвинутом штоке - транспортное положение (фиг.5). Регулировочное положение механизма трансформации бункера показано на фиг.4, 7 и соответствует промежуточному положению - между положением при полностью выдвинутом штоке и положением при полностью задвинутом штоке.

Доступ в бункер в рабочем или транспортном положениях (фиг.3, 5) осуществляется через люк 25, который имеет соединение с задней секцией 2 крыши посредством цилиндрического шарнира-петли 23 (фиг.3, 9), а также прижимных фиксаторов 24 (фиг.9).

Секции крыши соединены: передняя 1, задняя 2 и боковые 3, 4 - с корпусом бункера 21, жесткие треугольные секции 6 - с передней 1 и боковыми 3, 4, а также с задней 2 и боковыми 3, 4 секциями - посредством цилиндрических шарниров-петель 28 (фиг.3, 6), что частично обеспечивает жесткость всей конструкции механизма трансформации бункера.

Линейный электромеханизм 18 одним концом соединен с корпусом бункера 21, другим - с загрузочным шнеком 17. Лестница 19 имеет в нижней части ролики 22 (фиг.3, 4, 5, 10), а верхней соединена с задней секцией 2 крыши и служит для доступа в бункер 21 при транспортном и рабочем положениях механизма трансформации бункера. Соединения перечисленных элементов выполнены посредством цилиндрических шарниров типа «отверстие-ось» 30 (фиг.3, 6).

Соединение торсионов 7, 11 с корпусом бункера 21 осуществляется посредством цилиндрических шарниров 31 (фиг.4, 6). Продольный торсион 7 закреплен на передней 32 и задней 33 стенках бункера 21 (фиг.3, 4). Поперечный торсион 11 закреплен на боковых стенках 34.

Тяги 14 одними концами соединены с передней 1 и задней 2 секциями, другими - с рычагами 8 на продольном торсионе 7. Тяги 15 одними концами соединены с боковыми секциями 3 и 4, другими - с рычагами 12 на поперечном торсионе 11. Тяга 16 одним концом соединена с загрузочным шнеком 17, другим концом - с рычагом 10 на продольном торсионе 7. Соединения перечисленных элементов выполнены посредством сферических шарниров 29 (фиг.6).

Загрузочный шнек 17 закреплен на соосных (имеющих одну ось вращения) опорах 20 и 26 (фиг.8), расположенных на корпусе бункера 21 и представляющих собой цилиндрические шарниры в виде подшипников скольжения. При этом опора 26 охватывает цилиндрический участок корпуса редуктора загрузочного шнека 17, ось вращения которого совпадает с осью приводного вала 27, что дает возможность поворачивать его целиком без дополнительных разъемов.

Механизм трансформации бункера (фиг.3) работает следующим образом. Линейный электромеханизм 18 при выдвижении штока вращает относительно опор 20 и 26 (фиг.8) загрузочный шнек 17. Одновременно от загрузочного шнека 17 посредством тяги 16 вращается продольный торсион 7, который посредством тяг 14 вращает переднюю 1 и заднюю 2 секции крыши, в результате чего задняя секция 2 выдвигает лестницу 19 за счет качения роликов 22 по наклонной поверхности корпуса бункера 21. Посредством жестких треугольных секций 6 вращаются боковые секции 3 и 4, которые тягами 15 вращают поперечный торсион 11. По достижении регулировочного положения («мертвой точки») боковых секций 3, 4 крыши рычаг толкателя 9 входит в зацепление с рычагом ловителя 13 (фиг.7), в результате чего осуществляется поворот боковых секций 3, 4 крыши через «мертвую точку» и опрокидывание их на угол примерно 135° от их первоначального горизонтального положения. До момента полного открытия секций 1-6 крыши рычаги ловителя 13 и толкателя 9 остаются в зацеплении, что позволяет перейти «мертвую точку» при движении секций крыши в положение «Сложено». При этом жесткость всей конструкции механизма трансформации бункера в положении «Разложено» обеспечивается за счет близкого расположения к «мертвой точке» тяги 16 относительно рычага 10; небольшого отклонения тяг 14 и рычагов 8 от «мертвой точки» (фиг.7); зацепления рычагов ловителя 13 и толкателя 9; соединения передней 1 и задней 2 секций крыши с боковыми 3, 4 посредством жестких треугольных секций 6.

Технический результат заключается в увеличении объема бункера в рабочем положении, и, соответственно, сменной производительности зерноуборочного комбайна при сохранении транспортного габарита комбайна, обеспечении высокой технологичности его обслуживания, улучшении эксплуатационных свойств и снижении себестоимости.

Похожие патенты RU2483527C2

название год авторы номер документа
МЕХАНИЗМ ТРАНСФОРМАЦИИ БУНКЕРА 2006
RU2329161C2
БУНКЕР ЗЕРНОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА 2004
  • Пономарев Геннадий Викторович
RU2282977C2
ЗАГРУЗЧИК СЕМЯН В СЕЯЛКИ 2005
  • Суховенко Сергей Леонидович
  • Зеленский Станислав Владимирович
  • Гринь Александр Алексеевич
  • Землянский Владимир Иванович
RU2283567C1
БУНКЕР ЗЕРНОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА 2007
  • Пляка Валерий Иванович
  • Бицоев Борис Анатольевич
RU2346426C1
КОМБАЙН ДЛЯ УБОРКИ И СУШКИ ЗЕРНА 2005
  • Власенко Владимир Филиппович
RU2287256C2
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДБАРАБАНЬЯ ЗЕРНОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА 2023
  • Тютюников Александр Владимирович
  • Ожеред Сергей Геннадьевич
  • Присячев Алексей Владимирович
RU2817244C1
УСТАНОВКА САМОСВАЛЬНАЯ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРАНУЛИРОВАННОГО МАТЕРИАЛА (ВАРИАНТЫ) 2018
  • Гайсин Роберт Филаридович
RU2685488C1
СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИМ ДВИЖИТЕЛЕМ 2018
  • Жилейкин Юрий Михайлович
  • Жилейкин Михаил Михайлович
RU2684956C1
ЗЕРНОУБОРОЧНЫЙ КОМБАЙН 2009
  • Кущенко Виктор Анатольевич
RU2402896C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДОЛИНСКОГО УКД, СЕКЦИЯ КРЕПИ (ВАРИАНТЫ), ПЕРЕКРЫТИЕ КРЕПИ, ВЫДВИЖНОЙ КОЗЫРЕК, СТАВ, ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР, МЕХАНИЗМ ЦЕНТРИРОВАНИЯ ЛЕНТЫ, УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕЙЕРА, КОМБАЙН ОЧИСТНОЙ (ВАРИАНТЫ), УСТРОЙСТВО ПОДЪЕМА БАРАБАНА КОМБАЙНА, ПРИВОД ОТБОЙНОГО БАРАБАНА КОМБАЙНА, СПОСОБ ОБЕСПЫЛИВАНИЯ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, МАНИПУЛЯТОР ОЧИСТНОГО КОМПЛЕКСА, ЛЕСТНИЦА СТОЕЧНАЯ 1997
  • Долинский А.М.
RU2130554C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 483 527 C2

Реферат патента 2013 года МЕХАНИЗМ ТРАНСФОРМАЦИИ БУНКЕРА

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в конструкции бункеров сельскохозяйственных машин. Механизм трансформации бункера 21 имеет переднюю 1, заднюю 2 и две боковые 3, 4 секции крыши, жесткие треугольные секции 6, люк 25, линейный электромеханизм 18 и загрузочный шнек 17. Передняя 1, задняя 2 и две боковые 3, 4 секции крыши шарнирно закреплены на корпусе бункера 21. Жесткие треугольные секции 6 расположены по углам бункера 21 и соединяют его переднюю 1 и заднюю 2 секции с боковыми 3, 4 секциями. Люк 25 прикреплен к задней 2 секции посредством шарнира-петли 23 и прижима. Передняя 1, задняя 2 и две боковые 3, 4 секции крыши соединены с рычагами 8, 12 продольного 7 и поперечного 11 торсионов. Продольный торсион 7 связан с тягой 16, соединенной с загрузочным шнеком 17. Линейный электромеханизм 18 одним концом соединен с корпусом бункера 21, а другим своим концом - с загрузочным шнеком 17. Механизм трансформации бункера 21 обеспечивает увеличение его объема в рабочем состоянии при сохранении транспортного габарита комбайна. 6 з.п. ф-лы, 10 ил.

Формула изобретения RU 2 483 527 C2

1. Механизм трансформации бункера, содержащий переднюю, заднюю и две боковые секции крыши, шарнирно закрепленные на корпусе бункера, линейный электромеханизм и загрузочный шнек, отличающийся тем, что имеет жесткие треугольные секции, расположенные по углам бункера и соединяющие его переднюю и заднюю секции с боковыми секциями, и люк, имеющий крепление к задней секции в виде шарнира-петли и прижима, при этом передняя, задняя и боковые секции крыши соединены с рычагами продольного и поперечного торсионов, причем продольный торсион связан через другой рычаг с тягой, соединенной с загрузочным шнеком, а линейный электромеханизм одним концом соединен с корпусом, а другим концом - с загрузочным шнеком.

2. Механизм трансформации бункера по п.1, отличающийся тем, что загрузочный шнек выполнен цельным.

3. Механизм трансформации бункера по любому из пп.1, 2, отличающийся тем, что линейный электромеханизм и связанный с ним цельный загрузочный шнек закреплены на корпусе бункера.

4. Механизм трансформации бункера по п.1, отличающийся тем, что боковые секции соединены посредством тяг с рычагами поперечного торсиона, а передняя и задняя секции - с рычагами продольного торсиона.

5. Механизм трансформации бункера по п.4, отличающийся тем, что торсионы, вступающие в зацепление посредством рычагов толкателя и ловителя, имеют фиксацию на стенках корпуса бункера.

6. Механизм трансформации бункера по любому из пп.1, 2, 4, 5, отличающийся тем, что соединения всех тяг выполнены с помощью сферических шарниров.

7. Механизм трансформации бункера по п.6, отличающийся тем, что все остальные подвижные элементы механизма связаны цилиндрическими шарнирами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2483527C2

US 7585214 B1, 08.09.2009
БУНКЕР ЗЕРНОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА 2004
  • Пономарев Геннадий Викторович
  • Невмержицкий Виктор Данилович
  • Татаренко Евгений Николаевич
  • Мазунин Александр Анатольевич
RU2279793C2
БУНКЕР ЗЕРНОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА 2004
  • Пономарев Геннадий Викторович
RU2282977C2
СПОСОБ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА УБОРКИ ЗЕРНА КОМБАЙНОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Ефанов Василий Васильевич
  • Мартынов Евгений Борисович
RU2394417C1
СПОСОБ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА УБОРКИ ЗЕРНА КОМБАЙНОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Ефанов Василий Васильевич
RU2394418C1

RU 2 483 527 C2

Авторы

Мацнев Алексей Викторович

Кокорин Денис Владимирович

Гранкин Михаил Геннадиевич

Корсунов Сергей Олегович

Василенко Виталий Сергеевич

Покотило Сергей Александрович

Даты

2013-06-10Публикация

2011-08-18Подача