СПОСОБ УСТАНОВКИ ХВОСТОВИКА ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ В СКВАЖИНЕ Российский патент 2013 года по МПК E21B43/10 

Описание патента на изобретение RU2484240C1

Предложение относится к нефтегазодобывающей промышленности, в частности к способам подвешивания обсадных колонн при креплении нефтяных и газовых скважин, как вертикальных, так и наклонных.

Известен способ установки хвостовика обсадной колонны в скважине (патент РФ №1813171, МПК E21B 43/10, бюл. №16 от 30.04.93), включающий спуск хвостовика в скважину, установку его верхней части в нижнем конце предыдущей обсадной колонны и промывку скважины, причем с целью повышения эффективности способа за счет упрощения технологии, снижения материальных затрат и ускорения процесса строительства скважины перед спуском хвостовика в скважину по меньшей мере одну из его труб в верхней части обсадной колонны профилируют с образованием на ней по меньшей мере двух диаметрально противоположных продольных гофр и цилиндрических концов с присоединительными резьбами, а после спуска хвостовика и промывки скважины создают избыточное давление в полости хвостовика и выправляют спрофилированную трубу до полного прижатия ее стенок к стенкам нижнего конца предыдущей обсадной колонны.

Недостатки способа заключаются:

- в сложности обеспечения герметичности разобщения заколонного пространства хвостовика;

- в материальных и временных затратах на фрезерование нижней части предыдущей обсадной колонны и развальцовывание профильной трубы;

- в сложности технологии цементирования хвостовика;

- в невозможности повторного развальцовывания профильной трубы после цементирования, так как зазоры, остающиеся между профильной трубой и стенками обсадной колонны (скважины), заполнены затвердевшим цементным раствором.

Наиболее близким по сущности является способ установки хвостовика обсадной колонны в скважине (патент РФ №2167273, МПК E21B 43/10, бюл. №14 от 20.05.2001), включающий спуск хвостовика с подвеской в скважину, установку хвостовика на подвеске в скважине, цементирование, отсоединение бурильных труб, промывку ствола выше хвостовика, подъем бурильных труб сразу после цементирования перед ожиданием твердения цемента, причем перед спуском хвостовика с подвеской в скважину прорезают окно в обсадной колонне с последующим бурением бокового ствола, в который спускают хвостовик с подвеской, выполненной в виде центратора расчетного диаметра со скошенными ребрами для заклинивания в заданном по данным кавернометрии участке бокового ствола скважины, причем подвеску размещают ниже прорезанного окна в боковом стволе скважины.

Недостатки способа заключаются:

- в невозможности заклинивания подвески при большем диаметре бокового ствола, чем расчетный;

- при меньшем диаметре бокового ствола скважины, чем расчетный возможно недохождение хвостовика до заданного интервала установки;

- в ненадежной фиксации подвески, так как для срабатывания отсоединительного устройства необходимо приподнимать бурильные трубы, при этом не происходит заклинивания подвески.

Технической задачей предложения является создание способа, обеспечивающего:

- надежную установку хвостовика любой длины;

- герметичное разобщение заколонного пространства хвостовика.

Техническая задача решается описываемым способом установки хвостовика обсадной колонны в скважине, включающим спуск хвостовика с подвеской в скважину, установку хвостовика на подвеске, выполненной с ребрами для заклинивания в заданном по кавернометрии участке скважины, цементирование, отсоединение бурильных труб, промывку ствола выше хвостовика, подъем бурильных труб сразу после цементирования и ожидание твердения цемента.

Новым является то, что подвеску, изготовленную из продольно-гофрированной трубы большего диаметра, чем внутренний диаметр скважины, располагают на нижнем конце хвостовика, причем снизу подвески размещают башмак из легкоразбуриваемого материала с тарированным отверстием, позволяющим расширить гофрированную трубу подвески до прижатия ее ребер к стенке скважины перепадом давления, создаваемым прокачкой через это отверстие жидкости с определенным расходом, при этом диаметр трубы и количество гофр подвески выбирают такими, чтобы после ее расширения оставались наружные продольные каналы, достаточные для прокачивания цемента, а внутри - канал, достаточный для прохода скважинного оборудования.

На фиг.1 изображена схема хвостовика обсадной колонны перед установкой.

На фиг.2 изображена схема хвостовика обсадной колонны после установки.

Хвостовик обсадной колонны 1 (см. фиг.1) содержит подвеску 2, изготовленную из продольно-гофрированной трубы большего диаметра, чем внутренний диаметр скважины, расположенную на нижнем конце хвостовика, причем снизу подвески 2 размещают башмак 3 из легкоразбуриваемого материала с тарированным отверстием 4, позволяющим расширить гофрированную трубу подвески 2 до прижатия ее ребер 5 к стенке скважины 6 перепадом давления, создаваемым прокачкой через это отверстие жидкости с определенным расходом.

Способ осуществляют в следующей последовательности.

Хвостовик 1 спускается на бурильных трубах 7 в заданный интервал установки, затем в него подается промывочная жидкость с определенным расходом. При прохождении промывочной жидкости через отверстие 4 башмака 3 создается перепад давления между внутритрубным и затрубным пространствами хвостовика, что приводит к расширению гофрированной подвески 2 до прижатия ее ребер 5 к стенкам скважины 6. Затем в заколонное пространство хвостовика через бурильные трубы 7 и отверстие 4 подается цементный раствор. Благодаря тому что диаметр трубы и количество гофр 8 (см. фиг.2) подвески 2 выбирают такими, чтобы после ее расширения оставались наружные продольные каналы 9, подъем цемента осуществляется через эти достаточные для прокачивания цемента каналы 9 и производится отворот бурильных труб 7 от хвостовика 6, нижняя часть которого удерживается в неподвижном состоянии за счет сил трения ребер 5 подвески 2 о стенки скважины. После чего промывкой вымываются остатки цементного раствора выше верхней трубы хвостовика и бурильные трубы поднимаются из скважины. Благодаря диаметру трубы и выбранному количеству гофр 8 подвески 2 обеспечивается внутренний канал 10, достаточный для прохода скважинного оборудования.

Преимущество предлагаемого способа заключается в надежной установке хвостовика обсадной колонны любой длины при диаметре скважины, отличающемся от расчетного, и герметичном разобщении заколонного пространства.

Похожие патенты RU2484240C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УСТАНОВКИ ХВОСТОВИКА ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ В СКВАЖИНЕ 2000
  • Старов О.Е.
  • Ханипов Р.В.
  • Поляков В.Н.
  • Ишкаев Р.К.
  • Муфазалов Р.Ш.
RU2167273C1
Способ установки хвостовика в скважине 2019
  • Абакумов Антон Владимирович
  • Осипов Роман Михайлович
  • Мовчан Владимир Владимирович
RU2725398C1
Способ строительства многозабойной скважины и устройство для её крепления 2018
  • Мухаметшин Алмаз Адгамович
  • Ахмадишин Фарит Фоатович
  • Насыров Азат Леонардович
RU2674355C1
Способ цементирования хвостовика с вращением 2021
  • Зарипов Ильдар Мухаматуллович
  • Ахмадишин Фарит Фоатович
  • Исхаков Альберт Равилевич
  • Зарипов Альберт Мухаматуллович
  • Киршин Анатолий Вениаминович
RU2769020C1
УСТРОЙСТВО ПОДВЕСКИ И ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ ХВОСТОВИКА В СКВАЖИНЕ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАЗЪЕДИНЕНИЕМ ОТ ТРАНСПОРТНОЙ КОЛОННЫ 2021
  • Козлов Алексей Владимирович
RU2766980C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОЗАБОЙНОЙ СКВАЖИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Ахмадишин Фарит Фоатович
  • Мухаметшин Алмаз Адгамович
  • Насыров Азат Леонардович
  • Илалов Рустам Хисамович
RU2630332C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СТВОЛА МНОГОСТВОЛЬНОЙ СКВАЖИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Ахмадишин Фарит Фоатович
  • Мухаметшин Алмаз Адгамович
  • Насыров Азат Леонардович
RU2636608C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СТВОЛА СКВАЖИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Ахмадишин Фарит Фоатович
  • Мухаметшин Алмаз Адгамович
  • Насыров Азат Леонардович
  • Оснос Владимир Борисович
RU2635410C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА СКВАЖИНЫ В СЛОЖНЫХ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ БУРЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Мухамадиев Анвар Мухаметзянович
  • Старов Виктор Александрович
  • Тимкин Нафис Ягфарович
  • Гараев Нафис Анисович
  • Зиганшин Сабирзян Салимьянович
  • Юнусова Гульназ Нургаязовна
RU2531409C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОСТВОЛЬНОЙ СКВАЖИНЫ 2016
  • Бакиров Данияр Лябипович
  • Фаттахов Марсель Масалимович
RU2650161C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 484 240 C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ УСТАНОВКИ ХВОСТОВИКА ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ В СКВАЖИНЕ

Предложение относится к нефтегазодобывающей промышленности, в частности к способам подвешивания обсадных колонн при креплении нефтяных и газовых скважин, как вертикальных, так и наклонных. Включает спуск хвостовика с подвеской в скважину, установку хвостовика на подвеске, выполненной с ребрами для заклинивания в заданном по кавернометрии участке скважины, цементирование, отсоединение бурильных труб, промывку ствола выше хвостовика, подъем бурильных труб сразу после цементирования и ожидание твердения цемента. При этом подвеску, изготовленную из продольно-гофрированной трубы большего диаметра, чем внутренний диаметр скважины, располагают на нижнем конце хвостовика. Снизу подвески размещают башмак из легкоразбуриваемого материала с тарированным отверстием, позволяющим расширить гофрированную трубу подвески до прижатия ее ребер к стенке скважины перепадом давления, создаваемым прокачкой через это отверстие жидкости с определенным расходом. При этом диаметр трубы и количество гофр подвески выбирают такими, чтобы после ее расширения оставались наружные продольные каналы, достаточные для прокачивания цемента, а внутри - канал, достаточный для прохода скважинного оборудования. Обеспечивает надежную установку хвостовика обсадной колонны любой длины при диаметре скважины, отличающемся от расчетного, и герметичном разобщении заколонного пространства. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 484 240 C1

Способ установки хвостовика обсадной колонны в скважине, включающий спуск хвостовика с подвеской в скважину, установку хвостовика на подвеске, выполненной с ребрами для заклинивания в заданном по кавернометрии участке скважины, цементирование, отсоединение бурильных труб, промывку ствола выше хвостовика, подъем бурильных труб сразу после цементирования и ожидание твердения цемента, отличающийся тем, что подвеску, изготовленную из продольно-гофрированной трубы большего диаметра, чем внутренний диаметр скважины, располагают на нижнем конце хвостовика, причем снизу подвески размещают башмак из легкоразбуриваемого материала с тарированным отверстием, позволяющим расширить гофрированную трубу подвески до прижатия ее ребер к стенке скважины перепадом давления, создаваемым прокачкой через это отверстие жидкости с определенным расходом, при этом диаметр трубы и количество гофр подвески выбирают такими, чтобы после ее расширения оставались наружные продольные каналы, достаточные для прокачивания цемента, а внутри - канал, достаточный для прохода скважинного оборудования.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2484240C1

СПОСОБ УСТАНОВКИ ХВОСТОВИКА ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ В СКВАЖИНЕ 2000
  • Старов О.Е.
  • Ханипов Р.В.
  • Поляков В.Н.
  • Ишкаев Р.К.
  • Муфазалов Р.Ш.
RU2167273C1
Конструкция забоя скважины 1989
  • Аллахвердиев Рафик Аллахверди Оглы
  • Еганянц Рудольф Тигранович
SU1730429A1
Способ установки хвостовика обсадной колонны в скважине 1991
  • Абдрахманов Габдрашит Султанович
  • Ибатуллин Рустам Хамитович
  • Жжонов Виктор Георгиевич
  • Юсупов Изиль Галимзянович
  • Хамитьянов Нигаматьян Хамитович
  • Зайнуллин Альберт Габидуллович
SU1813171A3
Способ заканчивания строительства скважин 1986
  • Артынов В.В.
  • Абдрахманов Г.С.
  • Ибатуллин Р.Х.
  • Муслимов Р.Х.
  • Фаткуллин Р.Х.
  • Хабибуллин Р.А.
  • Вакула Я.В.
  • Филиппов В.П.
  • Мингазов С.М.
SU1639120A1
СПОСОБ БУРЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СТВОЛА ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ КОЛОННЫ СКВАЖИНЫ 2008
  • Ибрагимов Наиль Габдулбариевич
  • Ахмадишин Фарит Фоатович
  • Мелинг Константин Викторович
  • Насыров Азат Леонардович
  • Багнюк Сергей Леонидович
  • Хабибуллин Рустэм Ядкарович
  • Мелинг Виталий Константинович
RU2365728C1
Пломбировальные щипцы 1923
  • Громов И.С.
SU2006A1

RU 2 484 240 C1

Авторы

Хамитьянов Нигаматьян Хамитович

Ягафаров Альберт Салаватович

Пронин Виталий Евгеньевич

Киршин Анатолий Вениаминович

Филиппов Виталий Петрович

Даты

2013-06-10Публикация

2011-12-14Подача