РОЛИКОВАЯ МОДЕЛЬ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ Российский патент 2013 года по МПК G01M13/02 F16H1/04 

Описание патента на изобретение RU2485469C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследованиях работы зубчатых передач, преимущественно низкоскоростных.

Известна роликовая модель зубчатой передачи, представляющая собой пару сопряженных под нагрузкой цилиндрических роликов, снабженных приводом. При этом поверхность одного ролика моделирует рабочую поверхность одного реального зуба, а поверхность другого ролика моделирует поверхность другого реального зуба, сопряженного с первым (см., например, Рещиков В.Ф. "Трение и износ тяжелонагруженных передач". - М.: Машиностроение, 1975, 323 с., ил., стр.31).

Недостаток данной конструкции состоит в том, что моделируемые реальные рабочие поверхности зубьев имеют вдоль своих поверхностей различные скорости взаимного скольжения (см., например, Крачельский И.В., Добычин М.Н., Кенбалов B.C. "Основы расчетов на трение и износ". - М.: Машиностроение, 1977, стр.387). Причем скорость взаимного скольжения изменяется вдоль рабочих поверхностей реальных зубьев: от низа (на полюсе зацепления, где скорости скольжения равны нулю) и увеличиваются в обе стороны от полюса зацепления.

В качестве прототипа взята конструкция роликовой модели зубчатой передачи, представляющая собой пару сопряженных под нагрузкой цилиндрических роликов, снабженных приводом. При этом поверхность одного ролика моделирует рабочую поверхность одного реального зуба, а поверхность другого ролика моделирует поверхность другого реального зуба, сопряженного с первым (см. "Машины и стенды для испытаний деталей" / под ред. Д.Н.Решетова. - М.: Машиностроение, 1979 - 343 с., ил., стр.44).

Недостаток данной конструкции состоит в том, что профиль моделирующих роликов - цилиндрический, при этом скольжение по всей их поверхности одинаково, что искажает моделирование реальных рабочих поверхностей зубьев, снижает достоверность испытаний. И для получения реальной картины взаимодействия реальных зубьев необходимо использовать несколько пар роликов в различных режимах трения, что увеличивает время испытаний и уменьшает производительность испытаний.

Изобретением решается задача повышения достоверности роликовой модели и снижения времени исследований.

Для этого роликовая модель зубчатой передачи представляет собой пару сопряженных под нагрузкой цилиндрических роликов, установленных на валах, снабженных приводами, причем вал одного ролика установлен в подвижной каретке, к которой приложена сопрягающая нагрузка, а другой ролик установлен на своем валу с эксцентриситетом.

Сущность роликовой модели поясняется чертежом, на котором изображены цилиндрический ролик 1, установленный на валу 2, снабженный приводом (не показано) и установленный в подвижной каретке 3, к которой приложена сопрягающая нагрузка Р, каретка располагается в корпусе 4 испытательной машины; сопряженный цилиндрический ролик 5, установленный на своем валу 6, расположенном в корпусе 4 испытательной машины, причем этот ролик установлен на своем валу с эксцентриситетом е.

Работает данная модель следующим образом. Ролики 1 и 2 вводятся в сопряжение друг с другом под действием нагрузки Р и приводятся во взаимное вращение от привода со скоростями вращения №1 и №2 соответственно. Наличие эксцентриситета е ролика 2 моделирует процесс взаимодействия реальной поверхности реального зуба. Точка А на профиле ролика 2 соответствует точке полюса зацепления на рабочем профиле реального зуба. Точка Б на профиле ролика 2 соответствует точке с наибольшим скольжением на рабочей поверхности моделируемого зуба. Точки С и Д - переходные. Участки АСВ и АДБ соответствуют участкам в обе стороны от полюса зацепления реального зуба. То есть ролик 2 моделирует одну рабочую поверхность реального зуба.

Твердость ролика 1 берется выше, чем твердость ролика 2. Величина эксцентриситета е рассчитывается индивидуально для каждого случая моделирования реального зубчатого колеса.

По сравнению с прототипом данная роликовая модель позволяет повысить достоверность испытаний, снизить потребное количество пар испытуемых роликов и времени испытаний.

Похожие патенты RU2485469C1

название год авторы номер документа
РОЛИКОВАЯ МОДЕЛЬ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 2009
  • Мендрух Николай Викторович
  • Терзиева Наталья Сергеевна
  • Мендрух Денис Николаевич
RU2406988C1
РОЛИКОВАЯ МОДЕЛЬ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 2009
  • Мендрух Николай Викторович
  • Терзиева Наталья Сергеевна
  • Мендрух Денис Николаевич
RU2392600C1
МОДЕЛЬ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 2013
  • Мендрух Елена Николаевна
  • Мендрух Николай Викторович
  • Терзиева Наталья Сергеевна
RU2532442C1
РОЛИКОВАЯ МОДЕЛЬ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 2009
  • Мендрух Николай Викторович
  • Терзиева Наталья Сергеевна
  • Мендрух Елена Николаевна
RU2400720C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2012
  • Мендрух Денис Николаевич
  • Мендрух Николай Викторович
  • Терзиева Наталья Сергеевна
RU2482357C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ РОЛИКОВОЙ МОДЕЛИ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 2013
  • Мендрух Елена Николаевна
  • Мендрух Николай Викторович
  • Терзиева Наталья Сергеевна
RU2531853C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2012
  • Мендрух Денис Николаевич
  • Мендрух Николай Викторович
  • Терзиева Наталья Сергеевна
RU2482358C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2012
  • Мендрух Денис Николаевич
  • Мендрух Николай Викторович
  • Терзиева Наталья Сергеевна
RU2482356C1
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 2013
  • Мендрух Денис Николаевич
  • Мендрух Николай Викторович
  • Терзиева Наталья Сергеевна
RU2537990C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2013
  • Мендрух Денис Николаевич
  • Мендрух Николай Викторович
  • Терзиева Наталья Сергеевна
RU2534495C1

Реферат патента 2013 года РОЛИКОВАЯ МОДЕЛЬ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследованиях работы зубчатых передач, преимущественно низкоскоростных. Заявленная роликовая модель зубчатой передачи представляет собой пару сопряженных под нагрузкой цилиндрических роликов, установленных на валах, снабженных приводами, причем вал одного ролика установлен в подвижной каретке, к которой приложена сопрягающая нагрузка, а другой ролик установлен на своем валу с эксцентриситетом. Технический результат, достигаемый от реализации заявленного изобретения, заключается в повышении достоверности роликовой модели и снижения времени исследований. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 485 469 C1

Роликовая модель зубчатой передачи, преимущественно низкоскоростной, включающая пару сопряженных под нагрузкой цилиндрических роликов, установленных на валах, снабженных приводами, отличающаяся тем, что вал одного ролика установлен в подвижной каретке, к которой приложена сопрягающая нагрузка, а другой ролик установлен на своем валу с эксцентриситетом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2485469C1

РОЛИКОВАЯ МОДЕЛЬ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 2009
  • Мендрух Николай Викторович
  • Терзиева Наталья Сергеевна
  • Мендрух Денис Николаевич
RU2392600C1
РОЛИКОВАЯ МОДЕЛЬ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 2009
  • Мендрух Николай Викторович
  • Терзиева Наталья Сергеевна
  • Мендрух Денис Николаевич
RU2406988C1
Роликовая машина для моделирования и исследования нагруженного контакта цилиндрических прямозубых эвольвентных передач 1981
  • Серов Константин Сергеевич
SU970171A1
Способ испытания роликовой модели зубчатой передачи 1990
  • Евдокимов Юрий Андреевич
  • Мендрух Николай Викторович
  • Райко Николай Иванович
SU1737301A1

RU 2 485 469 C1

Авторы

Мендрух Николай Викторович

Терзиева Наталья Сергеевна

Мендрух Денис Николаевич

Даты

2013-06-20Публикация

2012-02-06Подача