кости, идентичные кулачково-аубчатые планетарт1ые механизмы, каждый из которых размещен в одной из бабок, полые валы, каждым из которых охв зчено водило кулачково-зубчатого планетарного механизма, пары соосных моделирующих роликов, которые в каждой паре установлены на соответствующих водила и полом валу с угловым сдвигом относительно друг друга на величину шага зубьев колес моделируемой пе эедачи, нагружатель, взаимодействующий с подвижной бабкой, кинематическую связь между водилами и электроизмерительную систему. Кинематическая связь между водил.ами осуществляется сменными зубчатыми колёсами, а привод связан передачей, с гибкими звеньями с одним из водил 23. Недостатками этой мащины являются неполная идентичность бабок по конструк тивным и динамическим параметрам, что снижает точность и стабильность модели рования и исследования процесса пересопряжения зубьев колес передачи, а также сложность и трудоемкость ее обслуживания при переналадке на моделирование процесса работы каждойновой зубчатой передачи. . Цель изобретения - повыщение точности и стабильности моделирования и исследования процесса нересопряжения зубь ев колес передачи. Указанна я цель .достигается тем, что в роликовой мащнне для моделирования и исследования нагруженного контакта цилиндрических прямозубых эвольвентных передач, содержащей привод, станину, расположенные на ней в одной плоскости бабки, одна из которых закреплена неподвижно, а другая установлена с возможностью перемещения в указанной плоскости, идентичные кулачково-зубча- тые планетарные механизмы, каждый из которых размещен в одной из бабок, полые валы, каждым из которых охвачено водило кулачково-еубчатого пленатерного механизма, пары соосных моделирующих роликов, которые в каждой паре установлены на соответствующих водило и полом валу с угловым сдвигом относи тельно друг друга на величину щага зуб ев колес моделируемой передачи, нагруж тель, ьзаимодействующий с подвижной бабкой, кинематическую связь между во- дилами и электроизмерительную систему кинематическая связь представляет собо два связанных между собой зубчатой передачей с передаточным отношением, рав ным единице, дополнительных вала, один из которых соединен с приводом, и двух , передач с гибкими звеньями с одинаковыми передаточными отношениями, каждая из которых связана с водилом и одним из дополнительных валов, а роликовая мащина снабжена маховиками, каждый из которых закреплен на соотв тствующем вод иле. На фиг. 1 изображена блок- схема роликовой машины; на фиг. 2 - кинематическая схема привода водил кулачковозубчатых планетарных механизмов бабок от дополнительных валов; на фиг. 3 конструкция моделирующих роликов, Роликовая маиина содержит привод 1, станину 2, неподвижную 3 и подвижную 4 в вертикальной плоскости бабки, .на- гружатель 5, взаимодействующий с последней, кулачково-зубчатые планетарные механизмы бабок 3 и 4, каждый из которых состоит соответственно из водила 6(7), сателлита 8(9), центрального зубчатого колеса 1О(11), располагающегося на одной оси с сателлитом 8(9) кулачка 12 (13) и установленного на полом валу 14 (15) рычага 16(17). Кинематическая связь водил 6 и 7 состоит из связанных цилиндрической зубчатой передачей 18 основного 19 и вспомогательного 20 дополнительных валов, которые в свою очередь передачами 21 и 22 с гибкими звеньями, например цепными, соединены с водилами 6 и 7. Моделирующие ролики 23 и 24 установлены на водилах 6 и 7 с угловым сдвигом относительно роликов 25 и 26, установленных на полых валах 14 и 15 и на изолируюЕШх втулках 27 и 28, равным по величине щагу зубьев колес моделируемой передачи. Кроме того, машина содержит токосьемные устройства 29 и ЗО, маховики 31 и 32 с. одинаковым моментом инерции, электроизмерительную систему .33 для измерения и регистрации толшины масляной пленки, продолжительности контакта, коэффициента перекрытия и относительных перемещений рабо-чих участков моделирующих .роликов 23-26. Моделирующие ролики 23-26 имеют одинаковые диаметры с прерывистыми контактными дорожками. Ширина контактной дорожки на каждом ролике равна ширине зубчатого венца колеса моделируемой передачи. Длина рабочего участка контактной дорожки на каждом, ролике равна длине рабочей части эвольвенты профиля зуба, а шаг - удвоенному нормальному щагу зубьев моделируемых колес, умноженному на тангенс угла зацеп ления. Ролики 23, 26 и 24, 25 образуют два электрических контура, подключен ных к электроизмерительной системе 33 к которой подключены также два фотопреобразователя 34 и угловых перемещений на поляроидах для измерений относительных перемещений моделирующих роликов 23-26. Передаточные отнощения цепных передач 21 и 22 одинаковы, а передаточное отнощение цилиндрической зубчатой передачи 18 равяр единице. Ведомые звездочки 36 и 37 цепных передач 21 и 22 установлены на противоположных от моде лирующих пар цилиндрических роликов 23 25 и 24, 26 концах водил 6 и 7 кулачково-зубчатых планетарных механизмов бабок 3 и 4. Ведущая звездочка 38 установлена на основном дополнительном в лу 19, а ведущая звездочка 39 - на вспомогательном дополнительном валу 2О. Введение вспомогательного дополнительного вала 20 обеспечивает противо- положное направление вращения относительно друг друга пар моделирующих цилиндрических роликов 23, 25 и 24, 26. Цепные передачи 21 и 22 снабжены на- гяжными устройствами 4О и 41 соответ ственно. Движение от привода 1 передается на вспомогательный дополнительный вал 20 через муфту 42. Роликовая мащина работает следующи образом. На водила 6 и 7 и соосные с- ними полые валы 14 и 15 кулачково-вубчатых планетарных механизмов соответственно неподвижной 3 и подвижной 4 бабок роликовой мащины устанавливают две пары цилиндрических моделирующих роликов 23, 25 и 24, 26. Ролики каждой пары устанавливают на соответствующих валах со сдвигом относительно друг друга на величину шага зубьев колес моделир ующей передачи. Ролики 25 и 26 устанавливают на валах 14 и 15 на изолирую- щих втулках. 27 и 28 и подключают к одному из входов электроизмерительной системыЗЗ машины. Вводят моделируюшие ролики в контакт. Устанавливают требуемое натяжение цепи передачи 22 с помощью натяжного устройства 41. Включают привод 1 и электроизмерительную систему 33 мащины. Устанавливают требуемую нагрузку и частоту . вращения моделирующих роликов 23, 26 и 24, 25. Движение от привода 1 передается на вспомогательный дополнительный вал 9 1 2О через муфту 42. Далее движение передается через цилиндрическую зубчатую передачу 18 на основной дополнительный вал 19 и через це1шую передачу 21 на водило 6 кулачково-зубчатого планетарюго механизма неподвижной бабки 3.,С основного дополнительного вала 19 движение передается через цепную передачу 22 на водило 7 кулачково-зубчатого пл анетарного механизма подвижной бабки 4. При вращении водил 6 и 7 сателлиты 8 и 9 обкатываются по неподвижным централь- ным зубчатым колесам 1О и 11, вместе с которыми вращаются кулачки 12 и 13, воздействующие на рычаги 16 и 17, а следовательно, и на валы 14 и 15 с установленными на них роликами 25 и 26, вращающимися с переменной скоростью, закон изменения которой задается профилями кулачков 12 и 13 и аналогичен относительному перемещению сопряженных зубьев колес моделируемой передачи. Угол качания рычагов 16 и 17 равен угловому щагу рабочих участков контактной дорожки ролика, а число качаний за один оборот моделирующего ролика равно числу рабочих участков на его контактной дорожке. Относительные угловые перемещения роликов каждой соосной пары роликов 23, 25 и 24, 26 измеряются с помощью электроизмерительной системы 33 с фотопреобразователями 34 и 35 на поляроидах. Одновременно регистрируются относительные перемещения роликов 23, 25и 24, 26. Каждая пара сопряженных роликов 23 26и 24, 25, моделирует передачу с коэффициентом перекрытия зубьев меньше ёдиниы, а обе пары вместе - передачу с коэффициентом перекрытия больше единицы. С помощью регистрирующего устройства, подключаемого к выходу электроизмерительной системы 33, воспроизводят две кривые, характеризующие проолжительность контакта рабочих участков рюликов, толщину масляных пленок в зонах контакта и величину коэффициента перекрытия рабочих участков контактных дорожек. Изменяя относительное расположение сопрягаемых рхзликов, можно помощью двух пар роликов моделировать процесс обкатки передач не только заданным значением коэффициента пе- рекр8 1тия, но и с любым другим прюмеуточным, лежащим в диапазоне отедиицы до заданного дробного значения. Такая конструкция роликовой машины позволяет обеспечить полную идентичность подвижной и неподвижной бабок по конструктивным и динамическим параметрам, , а также упростить наладку и обслуживание машины при переходе на мо делирование процесса работы каждой нов зубчатой передачи и тем самым повысить точность и стабильность моделирования и исследования процесса пересопряжения колес передачи. Формула изобретения Роликовая машина для моделирования и исследования нагруженного контакта цилиндрических прямозубых эвольвентных передач, содеркашая привод, станину, расположенные на ней в одной плоскости бабки, одна из которых закреплена неподвижно, а другая установлена с возможностью перемещения в указанной плоскости, идентичные кулачково-зубчатые планетарные механизмы, каждый из которых размещен в одной из бабок, полые валы, каждым из которых охвачено водило кулачково-зубчатого планетарного механизма, пары соосных моделирующих роликов, которые в каждой паре установлены на соответствующих вод иле и полом. валу с угловым сдвигом относительно друг-друга на величину шага зубьев колес моделируемой передачи, нагружатель, взаимодействующий с подвижной бабкой, кинематическую связь между водилами и электроизмерительную систему, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности и стабильности моделирования и исследования процесса пересопряжения зубьев колес передачи, кинематическая связь представляет собой два связанных между собой зубчатой передачей с передаточным отношением, равным единице, дополнительных вала, один из которых соединен с приводом, и двух передач с гибкими звеньями с одинаковыми передаточными отношениями, каждая из которых связана с вод илом и одним из дополнительных валов, а роликовая машина снабжена маховиками, каждый из которых закреплен на соответствующем водиле. IИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 111047, кл. G01 М 13/02, 1955. 2,Авторское свидетельство СССР № 534666, кл. G01 М 13/О2, 1974 (прототип). /V 7
Авторы
Даты
1982-10-30—Публикация
1981-04-01—Подача