Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при исследованиях зубчатых колес.
Известен способ испытания роликовой модели зубчатой передачи, заключающийся в том, что пару цилиндрических роликов вводят в зацепление, нагружают и вращают, подавая в зону трения смазочный материал.
Недостаток данного способа заключается в том, что он позволяет воспроизвести работу реальной зубчатой передачи с искажениями.
Наиболее близким к предлагаемому является способ испытания роликовой модели зубчатой передачи, который состоит в том, что пару цилиндрических роликов вводят в контакт друг с другом, наносят на их трущиеся поверхности смазочный материал, прикладывают к роликам нагрузку - радиально
к их поверхностям трения - и крутящий момент к роликам, и проводят их испытания.
Недостаток данного способа состоит в том. что при работе роликов в условиях смазывания рабочих поверхностей роликов особенно при моделировании работы зубчатых передач, работающих с одноразовым смазыванием, и при исследованиях маслоу- держивающей способности рабочей поверхности роликов, например в случае исследования влияния характера микрорельефа на эту способность, процесс моделирования сильно искажается вследствие того, что (по причине отличия геометрии рс- лика от геометрии зуба и отличия характера сил. действующих на смазочный материал нанесенный на зуб и на ролик), смазочный материал, вытесненный с рабочих поверхностей роликов при их взаимодействии, под
СА) ч| W О
действием центробежных сил, возникающих при вращении роликов, стремится вновь возвратиться на эти рабочие поверхности, расположенные по периферии ролика, куда направлены центробежные силы Вследствие этого имеет место подпитка смазочным материалом,вытесненным из зоны трения, этой зоны, чего нет на зубьях реальной зубчатой передачи. Этот эффект значителен еще и потому, что площадь торцов роликов велика по сравнению с площадью их рабочих поверхностей. Так, например, площадь рабочей поверхности стандартного ролика диаметр 50 мм, ширина рабочей дорожки 10 мм) равна
л-D ,14 -50 -10 1570 мм2, а площадь двух торцовых поверхностей равна
TiD
2
л:02 3,14 502 АМК 2 --- 4025 мм .
4 22
Этот эффект усиливается при больших скоростях вращения роликов, т. е. торцовые поверхности роликов играют роль масляных резервуаров, существенно влияющих на процесс трения роликов.
Цель изобретения - повышение достоверности моделирования зубчатых передач, работающих в условиях одноразового смазывания.
Поставленная цель достигается тем, что в способе испытания роликовой модели зубчатой передачи, заключающемся в том, что равномерно наносят один слой смазочного материала на рабочие поверхности роликов модели зубчатой передачи, вводят последние в контакт друг с другом, прикладывают по меньшей мере к оси одного из роликов крутящий момент и радиальную силу, и испытывают модель зубчатой передачи до достижения одного из контролируемых параметров, при этом в процессе испытаний удаляют смазочный материал, вытесняемый из контактирующих зон рабочих поверхностей роликов, а испытания продолжают до прекращения вытеснения смазоч ного материала из контактирующих зон.
На фиг, 1 схематически изображена роликовая модель, вид сбоку: на фиг. 2 - то же, вид спереди.
Роликовая модель состоит из пары сопряженных цилиндрических роликов 1 и 2, установленных с возможностью вращения в корпусе машины 3 трения. На рабочие поверхности 4 роликов нанесен слой смазочного материала 5. каждый из роликов снабжен парой пластин 6 примыкающих к торцам 7 роликов. Пластины укреплены на кронштейнах 8, которые посредством фиксаторов 9 смонтированы на корпусе маши
ны 3 трения. Пластины 6 имеют форму желобов, установлены по ходу вращения роликов после зоны их контакта, с наклоном в сторону от центров роликов к периферии, корпусы пластин снабжены ванночкой 10 для смазочного материала.
Роликовая модель работает следующим образом.
Ролики 1 и 2 устанавливаются в корпусе
машины трения 3, на их рабочие поверхности 4 равномерно наносится слой смазочного материала 5. Ролики 1 и 2 вводятся в контакт друг с другом, затем к торцам 7 роликов подводятся вплотную пластины 6,
которые и фиксируются в данном положении. Затем ролики нагружаются радиальной нагрузкой, например посредством прижимного винта (не показано), и к роликам прикладывается вращающий момент.
Смазочный материал 5, вытесненный с контактирующих поверхностей роликов, захватывается пластинами 6 и отводится по ним в ванночку 10 (показано стрелками). Тем самым предотвращается возврат смазочного
материала 5 (под действием центробежных сил) обратно на рабочие поверхности 4 роликов 1 и 2. Удаление вытесненного смазочного материала осуществляют непрерывно в течение всего времени проведения испытаний, а само испытание продолжают до прекращения вытеснения смазочного материала из зоны контакта роликов.
Предлагаемый способ испытаний роликовой модели зубчатой передачи позволяет
более верно смоделировать процесс поведения смазочного материала на моделируемых зубьях зубчатого колеса, так как устраняются искажения, связанные с обратным перемещением смазочного материала
в зону трения роликов под действием центробежных сил.
Формула изобретения
45Способ испытания роликовой модели
зубчатой передачи, заключающийся в том. что равномерно наносят один слой смазочного материала на рабочие поверхности роликов модели зубчатой передачи, вводят
50 последние в контакт друг с другом, прикладывают по меньшей мере к оси одного из роликов крутящий момент и радиальную силу и испытывают модель зубчатой передачи до достижения одного из контролируемых
55 параметров, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности моделирования зубчатых передач, работающих в условиях одноразового смазывания, в процессе испытаний удаляют смазочный материал, вытесняемый из контактирующих зон
рабочих поверхностей роликов, а испыта- ния смазочного материала из контактирую- ния продолжают до прекращения вытесне- щих зон.
j 7 J .L
Фиг 1
Редактор Э.Слиган
Составитель Ю.Евдокимов
Техред М.МоргенталКорректор С.Шевкун
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ РОЛИКОВОЙ МОДЕЛИ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2013 |
|
RU2531853C1 |
МОДЕЛЬ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2013 |
|
RU2532442C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2009 |
|
RU2386068C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2012 |
|
RU2488728C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА | 2014 |
|
RU2555882C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2012 |
|
RU2499936C1 |
РОЛИКОВАЯ МОДЕЛЬ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2009 |
|
RU2400720C1 |
Смазочное устройство зубчатой передачи | 1989 |
|
SU1618973A1 |
РОЛИКОВЫЙ ОБРАЗЕЦ | 2016 |
|
RU2624590C1 |
РОЛИКОВЫЙ ОБРАЗЕЦ | 2016 |
|
RU2623179C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследовании зубчатых передач. Целью изобретения является повышение достоверности моделирования зубчатых передач, работающих в условиях одноразового смазывания. При испытаниях на рабочую поверхность роликов модели зубчатой передачи равномерно наносят один слой смазочного материала. К оси одного из роликов прикладывают крутящий момент и радиальную нагрузку и удаляют вытесняемый смазочный материал с торцовых поверхностей роликов при помощи пластин. Испытания продолжают до прекращения вытеснения смазочного материала. 2 ил. сл
Зорли В | |||
А | |||
Основы долговечности строительных и дорожных машин | |||
М.: Машиностроение | |||
Пневматический водоподъемный аппарат-двигатель | 1917 |
|
SU1986A1 |
Гидравлическая или пневматическая передача | 0 |
|
SU208A1 |
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям | 1919 |
|
SU105A1 |
Рещиков В | |||
Ф | |||
Трение и износ тяжелонагруженных передач | |||
М.: Машиностроение, 1975, с | |||
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов | 1917 |
|
SU97A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1992-05-30—Публикация
1990-04-04—Подача