НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШАССИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2013 года по МПК B60P9/00 B60P3/00 

Описание патента на изобретение RU2486078C1

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в наземных подвижных пунктах управления на базе шасси специальных транспортных средств, являющихся транспортной, энергетической и командной базой комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА).

Известен наземный пункт управления на базе шасси специального транспортного средства (патент RU №2407658, МПК B60P 9/00, B60P 3/14, опубл. 27.12.10 г., Бюл. №36), принятый за прототип. Наземный пункт управления на базе шасси специального транспортного средства содержит коробчатый замкнутый кузов-фургон с жестким каркасом, доступ в который с внешней стороны обеспечивается через быстро разворачиваемые люки, место для размещения экипажа, двигатель, трансмиссию, ходовую часть, системы управления и электроснабжения, коробчатый кузов-фургон установлен на удлиненной базовой платформе шасси специального транспортного средства и разделен внутри жесткими перегородками на три отсека: операторский, грузовой и технологический; операторский отсек, в котором размещены шкаф для одежды, стойка для размещения аппаратуры, пульты управления внутренним освещением, генератором, независимыми отопителем и кондиционером, рабочий стол со средствами вычислительной техники и кресло оператора, расположен в передней части кузова-фургона по всей его ширине, задняя часть кузова разделена на технологический и грузовой отсеки, размещенные по разные стороны кузова-фургона по ходу движения, в технологическом отсеке установлен генератор на базе приводного дизельного двигателя и размещен комплект запасных частей и принадлежностей, место установки генератора на базе приводного дизельного двигателя ограничено шумопоглощающей перегородкой, в грузовом отсеке размещен жесткий каркас сотового типа с различными размерами ячеек под три типоразмера контейнеров для размещения спецоборудования для комплекса по эксплуатации радиоуправляемых мишеней, операторский отсек оснащен индивидуальной дверью и окном, технологический отсек оснащен индивидуальной дверью и двумя грузовыми люками, а грузовой отсек оборудован распашным складывающимся бортом с верхним и нижним расположением составных частей, под полом кузова-фургона в районе дверей с возможностью опускания в нижнее положение при стоянке и фиксации под полом кузова-фургона в транспортном положении установлены откидные трапы, специальное транспортное средство оснащено дополнительными баками для горючего с установленными на них топливными насосами, системой раздачи горючесмазочных материалов из дополнительных баков.

У прототипа имеются недостатки.

Низкий уровень обитаемости операторского отсека из-за отсутствия шумо- и теплоизоляции.

Недостаточная эргономичность операторского отсека - моторная зона оператора, находящегося в кресле, ограничена пространством стола. Для работы с аппаратурой, находящейся вне зоны стола, оператор должен покидать кресло.

Отсутствуют преобразователи электроэнергии высокого напряжения переменного тока, вырабатываемой электрогенератором, для обеспечения питания аппаратуры, оборудования, освещения.

По причине отсутствия специального программного обеспечения электронно-вычислительной машины (ЭВМ), радиомодема и приемопередающей антенны не имеется возможностей ввода программы полета БЛА в эту ЭВМ и радиообмена с БЛА.

По причине того, что технологический и грузовой отсеки размещены по разные стороны кузова-фургона по ходу движения, а в грузовом отсеке размещен жесткий каркас сотового типа с различными размерами ячеек под три типоразмера контейнеров нельзя транспортировать БЛА, имеющие габариты, превышающие 1,5 м.

Из-за отсутствия пневмосистемы для питания пусковой установки и места укладки для пусковой установки беспилотных летательных аппаратов, нельзя производить пуск БЛА, имеющих значительную стартовую массу.

В связи с тем, что пункт управления не имеет дополнительных аккумуляторных батарей, нельзя обеспечивать электропитание аппаратуры и оборудования без включения электрогенератора.

Задачей изобретения является разработка конструкции наземного подвижного пункта управления, имеющего оборудование, необходимое для эксплуатации современных беспилотных летательных аппаратов, оптимизация компоновочных решений.

Техническим результатом изобретения является расширение технических возможностей мобильного пункта управления, повышение его эксплуатационных характеристик.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом наземном пункте управления на базе шасси специального транспортного средства, содержащем коробчатый замкнутый кузов-фургон с жестким каркасом, двигатель, трансмиссию, ходовую часть, системы управления и электроснабжения, коробчатый кузов-фургон установлен на платформе шасси специального транспортного средства и разделен внутри жесткими перегородками на три отсека: операторский, грузовой и технологический; операторский отсек расположен в передней части кузова-фургона по всей его ширине, он оснащен индивидуальной дверью и окном, в нем размещены пульты управления внутренним освещением, генератором, отопителем и кондиционером, рабочий стол со средствами вычислительной техники и кресло оператора, в технологическом отсеке установлен электрогенератор на базе приводного двигателя внутреннего сгорания, технологический отсек оснащен индивидуальной дверью, грузовой отсек оборудован распашными бортами, под полом кузова-фургона в районе дверей установлены откидные трапы, специальное транспортное средство оснащено дополнительным баком и системой раздачи горючесмазочных материалов, новым является то, что операторский отсек шумо- и теплоизолирован, он дополнительно снабжен закрепленными на полу направляющими рельсового типа для перемещения кресла оператора, распределительным блоком электроснабжения аппаратуры и оборудования, радиомодемом, средства вычислительной техники выполнены в виде электронно-вычислительной машины со специальным программным обеспечением, грузовой и технологический отсеки расположены в средней и задней частях кузова, каждый по всей ширине кузова, в грузовом отсеке закреплены горизонтальные направляющие для размещения упаковок с беспилотными летательными аппаратами, в технологическом отсеке установлена пневмосистема для питания пусковой установки беспилотных летательных аппаратов, кроме того, пункт управления снабжен приемопередающей антенной, дополнительными аккумуляторными батареями электропитания аппаратуры и оборудования, местом для укладки пусковой установки.

Совокупность конструктивных элементов, их взаимное расположение, форма выполнения элементов и связь между ними позволяют обеспечить необходимый уровень эксплуатации современных беспилотных летательных аппаратов, повысить эргономические характеристики и повысить уровень обитаемости пункта управления.

Шумо- и теплоизоляция операторского отсека позволяет снизить в нем уровень шума при работе двигателей внутреннего сгорания автомобиля и электрогенератора, повысить комфортность.

Снабжение этого отсека закрепленными на полу направляющими рельсового типа для перемещения кресла позволяет обеспечить необходимую моторную зону оператора при его работе с аппаратурой и оборудованием.

Установка распределительного блока электроснабжения обеспечивает преобразование (трансформацию, выпрямление) переменного тока, вырабатываемого электрогенератором, коммутацию питания аппаратуры, оборудования, зарядки аккумуляторных батарей, повышает электробезопасность эксплуатации пункта управления.

Выполнение средства вычислительной техники в виде электронно-вычислительной машины (ЭВМ) со специальным программным обеспечением, снабжение пункта управления радиомодемом и приемопередающей антенной позволяет вводить в ЭВМ программу полета БЛА (траекторные параметры в зависимости от времени и др.) и затем транслировать ее по радиоканалу на летательный аппарат, получать с борта БЛА траекторные и иные параметры аппарата, отображать их на видеомониторе ЭВМ.

Расположение грузового и технологического отсеков в средней и задней частях кузова, каждого по всей ширине кузова, закрепление в грузовом отсеке горизонтальных направляющих для размещения упаковок с беспилотными летательными аппаратами позволяет транспортировать беспилотные летательные аппараты, имеющие габаритные размеры до 2,5×3 м, и, кроме того, обеспечивает равномерное распределение поперечной нагрузки на автошасси.

Установка в технологическом отсеке пневмосистемы для питания пусковой установки беспилотных летательных аппаратов позволяет производить пуск БЛА, имеющих значительную стартовую массу (десятки килограмм).

Снабжение пункта управления дополнительными аккумуляторными батареями позволяет обеспечивать электропитание аппаратуры и оборудования в режиме малого потребления без включения электрогенератора.

Наличие места укладки для пусковой установки позволяет хранить и транспортировать ее в составе пункта управления.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1…4 изображен общий вид одного из возможных вариантов исполнения предложенного пункта управления. На фиг.1 изображен главный вид; на фиг.2 - вид A (вид сверху - внутренний план кузова-фургона); на фиг.3 - вид Б (вид сзади); на фиг.4 - вид B (вид справа).

Наземный пункт управления на базе специального транспортного средства размещен на базовом шасси 1, например автомобиле УРАЛ 4320-1811-30, имеющем платформу 2 повышенной длины и грузоподъемности, двигатель 3, трансмиссию 4, ходовую часть 5, системы управления 6 и электроснабжения 7, и содержит специализированный кузов-фургон 8, установленный на удлиненной базовой платформе 2 шасси 1, который разделен внутри жесткими перегородками 9 на три отсека: операторский 10, грузовой 11 и технологический 12.

Операторский отсек 10 расположен в передней части кузова-фургона по всей его ширине, отсек оснащен индивидуальной дверью 13 и окном 14. В нем размещены пульты 15, 16, 17, 18 управления внутренним освещением, генератором, отопителем, кондиционером, рабочий стол 19, на котором установлены средства вычислительной техники 20, выполненные в виде электронно-вычислительной машины со специальным программным обеспечением, и кресло 21 оператора.

Грузовой и технологический отсеки расположены в средней и задней частях кузова, каждый по всей ширине кузова.

В технологическом отсеке 12 установлен генератор 22 на базе двигателя внутреннего сгорания 23, отсек оснащен индивидуальной дверью 24.

Грузовой отсек оборудован распашными бортами 25.

Под полом кузова-фургона в районе дверей установлены откидные трапы 26.

Специальное транспортное средств оснащено дополнительным баком 27 и системой раздачи горючесмазочных материалов 28 для заправки БЛА.

Отопитель 29 и наружный блок кондиционера 30 размещены снаружи кузова-фургона 8.

Операторский отсек 10 имеет шумо- и теплоизоляцию 31, он снабжен закрепленными на полу направляющими рельсового типа 32 для перемещения кресла оператора 21, распределительным блоком электроснабжения аппаратуры и оборудования 33, радиомодемом 34.

В грузовом отсеке закреплены горизонтальные направляющие 35 для размещения упаковок 36 с беспилотными летательными аппаратами, в технологическом отсеке установлена пневмосистема 37 для питания пусковой установки беспилотных летательных аппаратов.

Пункт управления снабжен приемопередающей антенной 38, дополнительными аккумуляторными батареями 39 электропитания аппаратуры и оборудования, местом для укладки пусковой установки 40. Пункт управления работает следующим образом. После загрузки грузового отсека 11 упаковками 36 с беспилотными летательными аппаратами, заправки топливных баков автошасси 1 и дополнительного бака 27 пункт выдвигается к месту запуска БЛА.

После прибытия в пункт назначения проводится выгрузка из места укладки 40 и монтаж пусковой установки, подключение ее к пневмосистеме питания 37.

Из грузового отсека 11 выгружают упаковки 36 с БЛА.

БЛА устанавливается на пусковую установку, проводится его заправка топливом из бака 27 с помощью системы раздачи 28.

Включается распределительный блок электроснабжения аппаратуры и оборудования 33, включается питание электронно-вычислительной машины со специальным программным обеспечением 20, радиомодема 34.

В режиме малого потребления электроэнергии распределительный блок может проводить электроснабжение аппаратуры и оборудования от заряженных дополнительных аккумуляторных батарей 39.

При увеличенной нагрузке (работа отопителя, освещения и др.), а также при разрядке батарей 39 или включении кондиционера, запускается генератор 22, приводимый от двигателя 23. При этом проводится зарядка батарей 39.

Программа полета БЛА (траекторные параметры в зависимости от времени) вводится в электронно-вычислительную машину 20.

Включается бортовое питание БЛА.

Далее по радиоканалу с помощью радиомодема 34 и приемопередающей антенны 38 производится тестирование БЛА, запуск его двигательной установки, транслируется программа полета.

На пусковую установку от пневмосистемы питания 37 поступает импульс сжатого воздуха. Пусковая установка разгоняет БЛА до необходимой для начала полета скорости, летательный аппарат начинает полет, проводя радиообмен с наземным пунктом управления.

Указанные работы проводит оператор, располагающийся в операторском отсеке 10 за рабочим столом 19 с креслом 21, которое перемещается по направляющим рельсового типа 32.

После окончания работ сворачивание пункта управления происходит в обратном порядке.

Проведенные проверки предлагаемого устройства показали правильность и эффективность предлагаемых технических решений, Министерством обороны РФ данному изделию присвоено обозначение 9Ф875.01.00.000, в настоящее время проводятся Государственные испытания с целью принятия этого пункта управления на снабжение Минобороны России.

Похожие патенты RU2486078C1

название год авторы номер документа
НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ, СБОРА, ОБРАБОТКИ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ НА БАЗЕ ШАССИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И БУКСИРУЕМОГО ПРИЦЕПА 2015
  • Гурбо Александр Владимирович
  • Журавлев Сергей Викторович
  • Попов Анатолий Васильевич
  • Филиппских Евгений Эдуардович
  • Яковченко Андрей Владимирович
RU2602518C2
НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИМИ КОМПЛЕКСАМИ 2017
  • Прищепа Юрий Владимирович
  • Злотников Константин Аркадьевич
  • Слесарев Андрей Юрьевич
  • Жук Владимир Васильевич
  • Оков Игорь Николаевич
RU2661264C1
Мобильный наземный пункт управления, сбора, обработки и передачи информации 2020
  • Евдокимов Сергей Викторович
  • Бадеха Александр Иванович
  • Извольский Андрей Владиславович
  • Малыгин Артем Игоревич
  • Черемных Владислав Сергеевич
  • Порошин Александр Петрович
  • Еремин Павел Михайлович
  • Давыдов Александр Васильевич
RU2768941C1
УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОБИЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2016
  • Гурбо Александр Владимирович
  • Журавлев Сергей Викторович
  • Захарчук Алексей Викторович
  • Попов Анатолий Васильевич
  • Филиппских Евгений Эдуардович
RU2643314C1
НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШАССИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Липсман Давид Лазорович
  • Мосалёв Сергей Михайлович
  • Рыбкин Игорь Семенович
  • Синицын Денис Игоревич
  • Хитров Владимир Анатольевич
RU2407658C1
Мобильный полигонный пункт управления 2022
  • Кохан Михаил Александрович
  • Крылов Владимир Васильевич
  • Ватулин Андрей Валерьевич
  • Кузнецов Александр Михайлович
  • Галяев Сергей Александрович
  • Титкин Павел Владимирович
RU2789919C1
ПОДВИЖНОЙ ПОСТ ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ "ЗВЕРОБОЙ-М" 2014
  • Семеновых Олег Борисович
  • Зотов Юрий Михайлович
  • Мелихов Виктор Александрович
  • Котов Сергей Иванович
RU2563699C1
ПОДВИЖНОЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ 2006
  • Виноградов Анатолий Юрьевич
  • Гарушев Ащот Христофорович
  • Азанов Николай Евгеньевич
  • Баран Михаил Евстахиевич
RU2313463C1
ПЕРЕДВИЖНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ АВАРИЙ НА НАЗЕМНОМ СБОРНО-РАЗБОРНОМ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДЕ С СОЕДИНЕНИЕМ "РАСТРУБ" 2019
  • Середа Владимир Васильевич
  • Мельников Дмитрий Иванович
  • Михальченков Вячеслав Михайлович
  • Сеоев Лазарь Валерьевич
  • Плотникова Ксения Максимовна
RU2726986C1
КОМПЛЕКС СРЕДСТВ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ И СВЯЗИ МОБИЛЬНОГО ПУНКТА УПРАВЛЕНИЯ 2011
  • Мельник Евгений Николаевич
  • Мельник Сергей Николаевич
  • Александров Владимир Германович
  • Бадалов Андрей Юрьевич
  • Бадалов Юрий Иванович
  • Зверев Андрей Владимирович
  • Евсеев Константин Дмитриевич
  • Николаев Сергей Владиславович
  • Цветков Сергей Иванович
  • Симаков Владимир Владимирович
RU2468522C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 486 078 C1

Реферат патента 2013 года НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШАССИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к наземным подвижным пунктам управления с беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Наземный пункт управления на базе шасси (1) специального транспортного средства содержит кузов-фургон (8), установленный на платформе (2), ходовую часть, системы управления и электроснабжения, приемопередающую антенну. Кузов-фургон разделен внутри перегородками на три отсека: операторский, грузовой и технологический. Операторский отсек расположен в передней части кузова-фургона, оснащен индивидуальной дверью и окном, пультом управления внутренним освещением, генератором, отопителем и кондиционером, рабочим столом со средствами вычислительной техники и креслом оператора. Технологический отсек оснащен индивидуальной дверью и электрогенератором. Операторский отсек шумо- и теплоизолирован, снабжен распределительным блоком электроснабжения аппаратуры и оборудования, радиомодемом. Грузовой и технологический отсеки расположены в средней и задней частях кузова по всей ширине кузова. В грузовом отсеке закреплены направляющие для размещения упаковок с БЛА. В технологическом отсеке установлена пневмосистема для питания пусковой установки БЛА. Изобретение расширяет технические возможности и повышает эксплуатационные характеристики наземного пункта управления. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 486 078 C1

Наземный пункт управления на базе шасси специального транспортного средства, содержащий коробчатый замкнутый кузов-фургон с жестким каркасом, двигатель, трансмиссию, ходовую часть, системы управления и электроснабжения, коробчатый кузов-фургон установлен на платформе шасси специального транспортного средства и разделен внутри жесткими перегородками на три отсека: операторский, грузовой и технологический; операторский отсек расположен в передней части кузова-фургона по всей его ширине, он оснащен индивидуальной дверью и окном, в нем размещены пульты управления внутренним освещением, генератором, отопителем и кондиционером, рабочий стол со средствами вычислительной техники и кресло оператора, в технологическом отсеке установлен электрогенератор на базе приводного двигателя внутреннего сгорания, технологический отсек оснащен индивидуальной дверью, грузовой отсек оборудован распашными бортами, под полом кузова-фургона в районе дверей установлены откидные трапы, специальное транспортное средство оснащено дополнительным баком и системой раздачи горючесмазочных материалов, отличающийся тем, что операторский отсек шумо- и теплоизолирован, он дополнительно снабжен закрепленными на полу направляющими рельсового типа для перемещения кресла оператора, распределительным блоком электроснабжения аппаратуры и оборудования, радиомодемом, средства вычислительной техники выполнены в виде электронно-вычислительной машины, грузовой и технологический отсеки расположены в средней и задней частях кузова, каждый по всей ширине кузова, в грузовом отсеке закреплены горизонтальные направляющие для размещения упаковок с беспилотными летательными аппаратами, в технологическом отсеке установлена пневмосистема для питания пусковой установки беспилотных летательных аппаратов, кроме того пункт управления снабжен приемопередающей антенной, дополнительными аккумуляторными батареями электропитания аппаратуры и оборудования, местом для укладки пусковой установки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2486078C1

НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШАССИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Липсман Давид Лазорович
  • Мосалёв Сергей Михайлович
  • Рыбкин Игорь Семенович
  • Синицын Денис Игоревич
  • Хитров Владимир Анатольевич
RU2407658C1
Устройство для гранулированияРАСплАВА 1974
  • Вагин Алексей Алексеевич
  • Шалыгин Вениамин Николаевич
  • Шиборин Виктор Иванович
  • Шаров Николай Григорьевич
  • Иванов Владимир Андреевич
  • Лаврушко Владимир Иванович
  • Волошин Петр Степанович
SU797752A1
US 6969103 B2, 29.11.2005
JP 8142740 B2, 04.06.1996.

RU 2 486 078 C1

Авторы

Громов Владимир Вячеславович

Липсман Давид Лазорович

Петров Игорь Яковлевич

Пикалин Сергей Александрович

Рыбкин Игорь Семенович

Тонкачев Владимир Викторович

Хитров Владимир Анатольевич

Черноус Тимофей Александрович

Даты

2013-06-27Публикация

2012-04-03Подача